Конспект занятия на тему «Времена года»
Конспект занятия «Времена года»
Цель: формировать и развивать представления и знания детей о характерных сезонных проявлениях времен года.
Задачи:
обогащать словарный запас детей по теме «Времена года»; развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление; развивать мелкую моторику.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением времен года; чтение литературных произведений о временах года; дидактические игры: «Определи последовательность»; «Скажи правильно»; «Какое время года?»; словесные игры: «Доскажи словечко», «Какая погода?»; загадки; наблюдение в природе. Разучивание песни «Осень постучалась к нам» (И.Смирнова)
Оборудование и материалы:
проектор, компьютер, доска; аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года», песни «Солнечная капель» (С.Соснина), «Песня Снегурочки» (А.Варламова), минус песни «Осень постучалась к нам» (И.Смирнова); слайд-шоу с пейзажами и сюжетами времён года (весна, лето, осень, зима), иллюстрации перелетных и зимующих птиц (по количеству детей); картинки с грибами, овощами и фруктами; карандаши, счетные палочки; одноразовые тарелки с манной крупой по количеству детей.
Ход:
I. Дети заходят в группу под музыку П.И. Чайковский «Времена года».
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг взявшись за руки с теми, с кем дружите, со своими лучшими друзьями. Как приятно держать друг друга за руку. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь всем присутствующим. Вы обратили внимание, когда шли в детский сад какое сейчас время года?
- Ребята, я знаю одну сказочную историю про Снегурочку, которая случилось холодной зимой. Хотите послушать?
Рассказывание сказки воспитателем
"Тихо ночью в зимнем лесу. Голубеют под луной белые шапки деревьев и сугробы на полянах. Не слышно ни шёпота, ни шороха. Только дедушка Мороз поскрипывает.
В глубине леса на поляне стоит ледяной сказочный дворец с расписными узорами на окошках.
У окошка сидит Снегурочка, смотрит, скоро ли Мороз придёт. Увидела дедушку, обрадовалась, повела его во дворец, уложила на снежную постель.
- Устал я, Снегурочка, - вздохнул Мороз. - Много работы за зиму переделал. Реки и озёра заморозил. Снег морозом скреплял, чтобы не рассыпались шубы и шапки у деревьев и кустов. В Новый год ребятам подарки разносил. Хорошо, что зима кончается, теперь можно спать до следующей зимы.
Услышала Снегурочка слова дедушки и заплакала.
- Что за беда у тебя случилась? - нахмурился Мороз.
- Хочется мне на весну, лето и осень посмотреть. Птицы мне рассказывали, как здесь в лесу всё зеленеет и цветёт, а я никогда цветочков не видела. Каждый год Зима такой крепкий сон на меня напускает, что я засыпаю до холодов.
- Попроси синичку тебе помочь, - предложил Мороз. - Пусть она своей песенкой тебе не даст заснуть.
Обрадовалась Снегурочка и побежала к синичке, а птичка говорит:
- Милая Снегурочка, я бы рада помочь, да боюсь за тебя. Весна придёт, тепло принесёт, и ты растаешь.
Ничего не ответила Снегурочка, поцеловала синичку на прощание и пошла отдыхать вместе с дедушкой Морозом до следующей зимы".
- Ребята, кто хочет помочь Снегурочке посмотреть на весну, лето и осень?
- А как мы можем рассказать Снегурочке о временах года? (Варианты ответов детей.)
II. Воспитатель: О каком времени года, мы будем первом рассказывать, вы узнаете, отгадав мою музыкальную загадку. Звучит 2 куплета песни «Солнечная капель» (С.Соснина) Дети отгадывают.
Проекция слайд - шоу весенних пейзажей и сюжетов на доску.
- Какая весна в нашем краю? (холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая и т.д.).
- Что хорошего вы знаете о весне? (природа оживает, появляются подснежники – первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и т.п.)
- Назовите весенние месяцы? (март, апрель, май)
- Кто весну на крыльях приносит? (птицы.)
- Как называются эти птицы? (перелетные.)
- А как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (зимующие)
- Снегурочке наверное тоже хочется узнать какие птицы зимующие, а какие перелетные. Поможем ей? Тогда подойдите к столам, на листе бумаги, вы видите изображения птиц. Ваша задача: перелетных птиц обвести синим цветом, зимующих – красным.
- Молодцы! У вас у всех очень хорошо получилось. Снегурочка сразу поймет какие птицы зимующие, а какие перелетные. И птицы переносят на своих крыльях к следующему времени года. К какому, узнаете, отгадав загадку.
Загадка: Если солнце в синеве,
и цветы цветут в траве,
если всё теплом согрето,
значит к нам приходит … (ЛЕТО )
- Посмотрите на летние пейзажи, что можно рассказать Снегурочке о лете, чтобы ей понравилось? (Показ слайдов- шоу летних пейзажей, дети описывают изображение).
Упражнение: «Выложи по образцу»
Воспитатель показывает детям схему – образец и спрашивает: «На кого похож рисунок? А вот чтобы бабочке не было скучно одной пусть каждый из вас, ребята выложит из счетных палочек на столе точно такую же бабочку, как у меня на рисунке. Молодцы ребята, ваши бабочки похожи на мою».
– Предлагаю превратиться в бабочку.
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружится, вьется, (покружиться)
- Полетала бабочка по лугу и уснула, приготовилась к следующему времени года. Отгадайте загадку:
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек, я - … (ОСЕНЬ)
- Сейчас есть возможность познакомить Снегурочку с осенью. Как можно это сделать? (ответы детей). Правильно, можно с помощью песни. (Дети поют под минус песню «Осень постучалась к нам» И.Смирнова)
- Чем вам осень нравится? (красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая)
- Чем осень может огорчить? (пасмурной, дождливой погодой)
(Во время рассказов проекция слайд - шоу осенних пейзажей и сюжетов на доску).
Загадка: Если холодно кругом,
если речка подо льдом,
всё в снегу: земля, дома,
значит к нам пришла … (ЗИМА)
- Ребята, Снегурочка хочет узнать, а что вы можете рассказать о зиме? Ведь это ее любимое время года.
Проекция слайд - шоу зимних пейзажей и сюжетов на доску.
- Познакомьте Снегурку, какая зима в нашем краю?
(снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т.д.).
- Расскажите, какие ваши любимые развлечения зимой?
(катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки)
Ребенок: Искрится на солнце снег голубой.
Вот снеговик стоит смешной,
Дети спешат на каток гурьбой,
Коньки и лыжи нужны нам зимой
Шуба и шапка нас согревают
И про морозы мы забываем!
Мороз раскрашивает не только щеки детей на прогулке, но и красит окошки узорами. Закройте глаза и вспомните, какие узоры вы видели зимой на окнах. Предлагаю нарисовать их манной крупой.
Творческое задание «Морозные узоры» (музыкальное сопровождение «Песня Снегурочки» А.Варламова)
- Нужно насыпать тонким слоем манную крупу в тарелку и равномерно распределить ее по поверхности. Кончиком указательного пальца начинайте рисовать «морозные» узоры. Сильно надавливать не нужно. Если вы хотите создать новый рисунок, равномерно распределите крупу по поверхности и начните новый рисунок.
Молодцы! У вас у всех очень красиво получилось.
- Ребята, Снегурочке понравилось ваше представление про времена года и она прислала вам SMS с хитрыми вопросами. Давайте поиграем?
Игра «Хитрые вопросы»
Ведущий задает вопросы, если ответ на вопрос «да», дети хлопают в ладоши, если «нет», топают ногами
Сентябрь, октябрь, ноябрь-это летние месяцы?
Если начинают опадать листья, наступает весна?
Дети идут в школу первого сентября?
Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки, теплые сапоги, шубы и отправляются кататься на санках?
Зимой все звери готовятся к долгой спячке?
Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки?
Зимой мы любим, купаться и загорать, любоваться цветами и собирать ягоды?
Весной возвращаются перелетные птицы?
Летом можно купаться в речке и загорать на пляже?
Осенью идут холодные дожди, желтеют и опадают листья?
Зимой люди надевают футболки, шорты, сарафаны?
Осень- прекрасное время года?
- Очень хорошо знаете все о временах года.
III . Подведение итогов:
- Оцените свою работу на занятии. Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
- В чём возникали трудности?
- Как вы с ними справились?
- Спасибо всем за работу!
Литература:
- Павлова Н.Н.; Руденко Л.Г. Умные картинки. Материалы для коррекционно-развивающей работы в детском саду. – М.: «Генезис», 2011.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе. – М.: Планета детства, 2002.
- Коваль И.Г. Учимся мыслить. Развивающие игры для детей от 4 до 9 лет. – Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2010
- Постоева Л.Д., Лукина Г.А. интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет. – М.: Книголюб, 2006 – 64 с.
- Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2007. – 144 с.
- Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
Скрипникова Валентина Михайловна