12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бадалина Галина Ивановна1630
4

Всегда ли жизненный успех приводит к нравственной победе

Всегда ли жизненный успех приводит к нравственной победе?

Успех – это удача в достижении поставленной цели. В зависимости от того, какие задачи мы ставим на своём пути, окружающие могут судить по этим задачам о нашем нравственном состоянии. К чему стремятся люди? Конечно же, к счастью. Но что такое счастье, каждый понимает по-своему. Для кого-то это богатство, материальные ценности, слава, карьера, а кто – то приоритетом считает служение обществу, добрые дела и поступки на благо людей. Если жизненным успехом можно считать финансовое благополучие, высокое положение в обществе, то всегда ли достижение этих целей приводит к нравственной победе? Ответ на этот вопрос найдём, обратившись к зарубежной литературе.

В романе Ги де Мопассана «Милый друг», созданном в 1885 году, главный герой добивается жизненного успеха. Жорж Дюруа, родившийся в деревне, в крестьянской семье, сын бедного трактирщика, за короткое время проделывает стремительный карьерный рост и становится бароном и главным редактором известной парижской газеты «Французская жизнь». Что обеспечило этому герою такой сказочный жизненный взлёт? У него нет высшего образования, он закончил среднее учебное заведение, а диплом бакалавра не смог получить, так как дважды срезался. У него нет никаких связей.

Как же удалось умирающему от голода бывшему унтер-офицеру сделать головокружительную карьеру и достичь немыслимых высот? Проследим шаг за шагом путь Жоржа Дюруа к сияющим высотам. Впервые мы видим этого героя, когда он выходит из ресторана, сжимая в руке последние три франка и размышляя о том, что сегодня 28 июня, а до первого числа, дня зарплаты, у него осталось денег только на два обеда или на два завтрака. Молодого человека мучит жажда, но он не может позволить себе даже кружку пива в эту минуту, откладывая её на поздний вечер.

И вдруг происходит чудо – счастливая случайная встреча, которая в корне изменяет его жизнь. Бывший сослуживец по гусарскому полку Шарль Форестье, с которым судьба столкнула в этот жаркий летний день Дюруа, добился жизненного успеха. Он удачно женат, работает в редакции газеты «Французская жизнь» и предлагает журналистскую деятельность Жоржу. Конечно же, тот с радостью принимает это предложение, хотя у него и нет, как выяснилось позже, никакого писательского таланта. Шарль Форесттье советует обратиться за помощью к своей жене Мадлене, которая с удовольствием пишет за Жоржа статью. С каким нетерпением молодой человек на следующий день ожидает выхода своей статьи «Воспоминания африканского стрелка», нисколько не задумываясь над тем, что в создании этого произведения нет никакой заслуги с его стороны. Но когда Шарль в следующий раз отказывает товарищу в помощи, то «творения» Жоржа отправляют несколько раз на переработку. Писательского дара у Дюруа совершенно нет, и собственными силами он ничего не может добиться. Единственный «капитал», которым обладает бывший военный, - это его мужское обаяние, внешность красавца, так чарующе действующая на женщин. Неслучайно, описывая Дюруа, автор подчёркивает, что всё в его герое напоминает «соблазнителя из бульварных романов». Жорж провёл два года в Африке в захолустных крепостях на юге Алжира, не гнушаясь «обирать до нитки арабов», которые считались добычей солдат. Служба в покорённой стране развратила Жоржа, и он не видел ничего постыдного в мародёрстве. Он приехал в Париж за лучшей долей, за блестящей карьерой, но быстро разочаровался, сожалея о «счастливых годах» в Алжире. Служба в Управлении железных дорог оплачивалась плохо, денег не хватало даже на еду. В глубине души он с сожалением думал, что «в Париже уже не пограбишь в своё удовольствие», как в Алжире. В Дюбуа были ярко выражены инстинкты унтер-офицера, развратившегося в покорённой стране. Теперь он вынужден «околевать с голоду». Несомненно, встреча с Шарлем Форестье, который «стал на ноги» и заведовал отделом политики в популярной газете, была удачей, но журналистская деятельность не приносила Жоржу дохода. Тогда молодой человек решил продвигаться вверх с помощью знатных и состоятельных женщин, покоряя их сердца. «Дюруа с нетерпением стреноженного скакуна рвался навстречу той, от которой могло зависеть его будущее». Он вступает в связь с замужней светской дамой – госпожой де Марель. Любовников роднит авантюризм, низменные страсти, свобода и развращённость нравов. Клотильда Марель снимает для возлюбленного квартиру, сама её оплачивает, а затем, когда он признаётся, что не может пойти с ней в ресторан, так как у него нет ни единого су, подкладывает любовнику в карман жилета золотой луидор. Сначала Жорж чувствует себя озлобленным и оскорблённым, но затем тратит деньги Клотильды, успокаивая себя тем, что когда-нибудь вернёт долг, хотя и понимает, что сделать этого не сможет.

Ссора между любовниками происходит тогда, когда продажная женщина Рашель, с которой встречался Жорж, устраивает в театре скандал, а разгневанная Клотильда говорит: «Ты платил ей моими деньгами!»

Любовник в отставке решает из мести наставить «рога» Шарлю Форестье и идёт «на разведку», но Мадлена открыто говорит ему, что никогда не будет его любовницей, и советует отправиться с визитом к госпоже Вальтер, жене хозяина газеты и видного депутата. Мадлена рекомендует понравиться знатной и влиятельной даме, так как он всё ещё занимает в редакции «скромное место», и ему необходимо покровительство. После этого визита Дюруа назначают заведующим отдела хроники. Господин Вальтер в первую очередь коммерсант, а пресса и депутатское звание служат ему всего лишь рычагами в политической деятельности. Для него газета «Французская жизнь» всего лишь коммерческое предприятие. Жорж привлекает внимание Вальтера тем, что молодой человек, по его мнению, относится к оборотистым, напористым и изворотливым людям. К такому выводу коммерсант пришёл, внимательно наблюдая за Дюбуа.

Но выделяется ли «милый друг», как окрестили его Клотильда и её дочка Лорина, в светском обществе своей беспринципностью и безнравственностью? По мнению старого поэта Нирбера де Варена, представители буржуазии – «люди ограниченные, так как их помыслы вращаются вокруг политики и наживы». Дюбуа – часть общества, типичный его представитель, он полностью соответствует своему окружению. Жоржу не близки пессимистические рассуждения поэта о том, что жизнь – гора: человек взлетает на вершину, а затем всё равно катится с горы вниз – к неизбежной смерти. Он молод, полон надежд, верит в свою счастливую звезду и не хочет думать о смерти.

Став репортёром-хроникёром, Жорж Дюбуа прекрасно знает светскую жизнь. На прогулке в Булонском лесу он видит представителей высшего светского общества, и о каждом может рассказать всю подноготную. Кто-то живёт за счёт средств жены, кто-то на средства любовницы, третьи платят долги, но никто не знает, откуда они берут деньги. Когда Дюбуа видит известную куртизанку, у него возникает желание поклониться ей, «хотелось аплодировать этой выскочке, бойко торговавшей любовью». Возможно, он смутно сознавал, что между ним и ею есть нечто общее, «что в её натуре заложено нечто родственное ему, что они люди одной породы, одного душевного строя».

Когда больной Шарль Форестье уезжает с женой на юг лечиться, Дюбуа начинает играть более видную роль в редакции «Французской жизни». А после того, как произошла дуэль с господином Луи Лангремоном, журналистом конкурирующей газеты «Перо» из-за нападок конкурента на Дюбуа, то герой Мопассана выдвигается в разряд присяжных фельетонистов.

После смерти Шарля Жорж предлагает Мадлене выйти за него замуж. Она предупреждает, что брак для неё «не цепи, но содружество», и оставляет за собой полную свободу действий, отказываясь давать отчёт в своих поступках. Мадлена взять имя Дю Руа де Кантель, став баронетом, помогает Дюбуа писать статьи, и в редакции замечают, что для этих статей характерен стиль Форестье и начинают дразнить Жоржа, называя его «Форестье».

В погоне за местом под солнцем Дюбуа заводит любовную интрижку со стареющей госпожой Вальтер, но вскоре она ему надоедает. Давний друг Мадлены граф де Водрек умирает и завещает своей подруге наследство. Под предлогом соблюдения приличий Жорж разрешает жене принять наследство при условии, что половину имущества она отпишет ему. Теперь жена уже не интересует Дюбуа, так как он ставит перед собой более высокие цели: жениться на дочери старой брошенной любовницы Сюзанне Вальтер, получив за неё приданое в двадцать-тридцать миллионов. Он устраивает слежку за женой и с помощью полицейского комиссара устанавливает факт её прелюбодеяния с министром иностранных дел Ларош-Матье, при этом «убив двух зайцев»: Жорж добивается развода с женой и «сваливает» министра, который когда-то присвоил ему звание кавалера Почётного легиона. Понимая, что главный редактор «Французской жизни» господин Вальтер не даст согласия на этот брак, Дюбуа предлагает Сюзанне совершить побег.

Роман заканчивается сценой венчания в церкви, где Сюзанна напоминает далеко идущему со своими помыслами и желаниями беспринципному герою «чудную белокурую куклу с флердоранжем в волосах». Во время речи епископа жених чувствует необыкновенную гордость, ощущая за собой толпу, над которой его понимает необыкновенная сила: «Он становится одним из властелинов мира – он, он, сын безвестных жителей Кантле!»

Герой Мопассана торжествует победу, по его телу пробегает «холодок безграничного счастья», и ему кажется, что «он одним прыжком способен перескочить от дверей церкви Мадлен к дверям Бурбонского дворца». У этого новоявленного Наполеона гигантские планы, он добился необыкновенного жизненного успеха и готов идти дальше «по головам» к своей цели. Но этот успех не привёл Дюбуа к духовному совершенствованию, а, напротив, к нравственному поражению, потому что для достижения своих целей он избирал низкие средства.

Если Жорж Дюбуа делал блестящую карьеру и достигал финансового благополучия за счёт женщин, «торгуя» своей обаятельной внешностью, то герой повести Бальзака «Гобсек» видел свою цель и жизненный успех в финансовом могуществе, в обладании деньгами и золотом, которые ему были необходимы для сознания своей власти над миром.

Здесь Бальзак, следуя традиции Данте, у которого в «Божественной комедии» скупцы и расточители находятся в одном кругу ада и идут друг на друга с криком: «Что копить?» и «Что кидать?», раскрывая тему денег, показывает два прямо противоположных отношения к ним. Гобсеку деньги нужны не как средство приобретения различных вещей, а как способ проявить власть над другими. Но Бальзак, показывая власть денег над людьми, не ограничился традиционным изображением скряги-ростовщика. Он показывает, что в жизни графини Ресто деньги тоже играют не последнюю роль. Но графиня, в отличие от Гобсека, рассматривает деньги именно как средство, благодаря которому она поддерживает внешний лоск светской дамы и удерживает любовника, порочного человека с ангельской внешностью. Нужда в деньгах, которых постоянно требует любовник, заставляет графиню обратиться к ростовщику. Страх, что муж лишит её младших детей наследства, толкает ее на недостойные происки — женщина готова воспользоваться привязанностью старшего сына к ней и отцу, лишь бы получить в руки завещание умирающего графа.

В своём произведении Бальзак противопоставляет два способа отношения к деньгам — накопление богатств ради них самих и безудержное мотовство, наглядно показывая ущербность обеих позиций. Не случайно автор описал и последние дни жизни Гобсека. Старик болен, лежит в постели, он понимает, что дни его сочтены — а между тем механизм обогащения продолжает действовать. Скупость Гобсека достигает ужасающих размеров, теряет всякую логику. Клиенты приносили ему различные подарки — продукты, серебряную посуду, которые он продавал в магазины. Но из-за нежелания скупого старика продать товар чуть дешевле продукты портятся.

У этого «человека-векселя» не совсем обычная биография. В десятилетнем возрасте он был пристроен матерью на корабль юнгой, отплыл в голландские владения Ост-Индии, где и скитался двадцать лет. Гобсек «все перепробовал, чтобы разбогатеть, даже пытался разыскать пресловутый клад — золото, зарытое племенем дикарей где-то в окрестностях Буэнос-Айреса. Он имел отношение ко всем перипетиям войны за независимость Соединенных Штатов». Но ростовщик не любил рассказывать своему соседу Дервилю о перипетиях своей бурной молодости.

Психологический портрет Гобсека дан глазами рассказчика, который часто по-соседски заходил к ростовщику: «Он, по обыкновению, сидел в глубоком кресле, неподвижный, как статуя, вперив глаза в выступ камина, словно перечитывал свои учетные квитанции и расписки». Дервиль не может понять, о чём думает этот старик, «знает ли он, что есть в мире бог, чувства, любовь, счастье?»

Монолог впервые разоткровенничавшегося Гобсека приоткрывает завесу над его внутренним миром, и Дербилю становится понятно жизненное кредо этого человека, так как впервые оба персонажа заговорили о деньгах, и безжалостный ростовщик признался, что «из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним, Это… золото. В золоте сосредоточены все силы человечества». В этот момент рассказчику стало необыкновенно жаль Гобсека, он даже подумал, что тот тяжко болен. Но это не физическая болезнь, а нравственная. Но Дервиль в то же время прекрасно понимал, что его сосед имеет миллионы в банке и в мыслях может «владеть всеми странами, которые исколесил, обшарил, взвесил, оценил, ограбил». Гобсек так говорит: «Везде идёт борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили». Имея в руках миллионы, он давит людей, отчаянно нуждающихся в деньгах, и развлекается, глядя на их мучения.

Из этого монолога можно сделать вывод о том, что культ золота у Гобсека освящен философски осмысленным могуществом денег и вызывает некоторую общественную активность героя. Однако золото уже стало для него самоцелью и содержанием всей жизни, постепенно вытеснив из его души все положительные начала, которые, возможно, могли бы проявиться при других обстоятельствах. Давая деньги в долг под невероятно большие проценты, ростовщик откровенно грабил людей, бессовестно пользуясь их бедственным положением, крайней нуждой и полной зависимостью от него. Черствый, бездушный, он стал уже даже не просто жестоким человеком, а «человеком-автоматом», «человеком-векселем». Сложность и противоречивость личности Гобсека отмечает рассказчик Дервиль: «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное».

Гобсек считает себя капиталистом и оправдывает свою ростовщическую практику. «Он считает, что деньги - это товар, 
который можно со спокойной совестью продавать, дорого или дешево, в 
зависимости от обстоятельств. Ростовщик, взимающий большие проценты за 
ссуду, по его мнению, такой же капиталист, как и всякий другой участник 
прибыльных предприятий и спекуляций».

Бальзак трезво анализирует поведение и жизненную философию Гобсека как результат социальных условий. Только в буржуазной стране в атмосфере всеобщей погони за обогащением создается почва для появления капиталистов-гобсеков. Эти люди «любят теперь только власть и деньги ради самого обладания властью и деньгами». Сознание накопителей из купцов приобретает уродливые формы.

Хищность и паразитизм Гобсека вызывают особенно глубокое возмущение, когда проявляются по отношению к честным людям, таким как Фанни Мальво и Дервиль. С одной стороны, бедняки, честные труженики, обреченные на унылое существование (белошвейка Фанни Мальво, стряпчий Дервиль), с другой – горстка богачей, проводящая дни в погоне за роскошью и наслаждениями (молодой граф де Трай, графиня де Ресто), чей моральный облик представлен в резко отталкивающем виде.

Гобсеку противопоставлен Дервиль, умный, честный труженик, своими знаниями и трудом вызывающий симпатию окружающих его людей и читателей. Через него передаёт Бальзак рассказ о Гобсеке. Это даёт ему возможность провести резкие композиционные контрасты: миру Дервиля и Фанни Мальво, честных тружеников, противопоставлен мир графини де Ресто, Максима де Трая и Гобсека, распущенных аристократов и скупца – накопителя. Композиционному контрасту сопутствует идейный: Бальзак сталкивает две основные мысли (философские точки зрения) Гобсека и Дервиля.

Таким образом, жизненный успех, который Гобсек связывает с накопительством, с владением несметного богатства, сопровождается в биографии этого классического скупца нравственной деградацией, полной утратой человеческих чувств. Только перед смертью ростовщик задаёт себе вопрос: «Куда же теперь всё моё добро пойдёт?» Но дальше этого вопроса он не идёт, не понимая бессмысленности своего накопительства. Он завещает своё богатство женщине сомнительного поведения по прозвищу Огонёк, лишь бы его добро не досталось государству.

Мы пришли к выводу, что не всегда жизненный успех ведёт к нравственной победе, напротив, иногда он приводит к моральному поражению. Это происходит тогда, когда в своих поступках человек руководствуется только корыстными и эгоистичными, низкими и безнравственными средствами, думает только о себе, не считаясь с мыслями и чувствами окружающих. В погоне за материальными благами, финансовым благополучием такие люди утрачивают человеческие качества: любовь к ближнему, милосердие, сострадание, честь, достоинство.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.