Всероссийская проверочная работа по
русскому языку
5 класс, Вариант 1
Выполнила: Горбачёва Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №154 г. Екатеринбурга
1 Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Высоко (над)рекой н..сились(2) м..лодые ласточ..ки-б...реговушки (4). Г..нялись они друг за другом (с)визгом и писком.
Была в их ста.. одна мал..нькая Б..реговушка. Никто её д..гнать (не)мог. Погон..тся (3) за ней пятнашка а она (в)стор..ну бросит..ся только крылышки м..лькают.
Вдру(к,г) (1) Чеглок-Сокол мчит..ся. Острые крыл..я так и св..стят. А проворная Б..реговушка (от)него без огля...ки за реч..ку за лес через оз..ро!
Обернулась наза(т,д) а никого сзади нет. Посм..трела вни(с,з) а там реч..ка т..чёт. Только не своя – ч..жая какая-то. И..пугалась ласточ..ка.
(По В. Бианки)
2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы.
– фонетический разбор (звуко-буквенный)
(2) – морфемный разбор (по составу)
(3) – морфологический разбор (слова как часть речи)
(4) – синтаксический разбор
3 Поставьте знак ударения в следующих словах.
щавель
свекла
черпать
красивее
4 Над каждым слово напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.
Желтая пеночка жила в траве под березой.
5 Выпишите предложения с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Впустите хозяюшка переночевать.
2) Голубь не знает что и сказать своей подруге.
3) Какой домик небольшой подумала проворная птичка.
4) Как же мне домой попасть Иволга.
6 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую\запятые. Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1)Пеночка только головой покачала и ничего ей не ответила.
2)Птица пробежала несколько шагов и показала клювом на песок.
3)Не привыкла я в чистом поле спать.
4)Я вам открою тайны здешних мест друзья.
7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали выбор.
1) Полетела проказница и села на островок.
2) Плыли они по озеру и встретилась им большеголовая птица.
3) Залетела птица в густой лес и увидела на толстом суку дом .
4) Добежала она до его конца и вспорхнула в просторную круглую комнату.
Прочитайте текст и выполните задания 8-12
(1)Весной я начал рыбачить, и около моего дома запахло рыбой. (2)Вдруг слышу — лает мой Рябчик. (3) И смешно как-то лает: бестолково, на разные голоса, и подвизгивает. (4) Я вышел и вижу: по весенней траве не торопясь шагает к моему дому большая серая кошка. (5) Я сразу ее узнал. (6) Кошка увидала меня, уселась и стала глядеть и облизываться. (7) Я скорее побежал в дом, достал рыбешку и бросил.
(8) Она схватила рыбу и прыгнула в траву. (9)Мне с крыльца было видно, как она стала быстро и жадно есть. (10)Ага, думаю, давно рыбы не ела.
(11)И стала с тех пор кошка ходить ко мне в гости.
(11)И стала с тех пор кошка ходить ко мне в гости.
(12)Я все ее задабривал и уговаривал, чтобы перешла ко мне жить, а кошка все дичилась и близко к себе не подпускала.
(13)Наконец мне удалось ее погладить, и зверь замурлыкал. (14) Рябчик на нее не лаял, а только тянулся на цепи, скулил: ему очень хотелось познакомиться с кошкой.
(15)Теперь кошка целыми днями вертелась около дома, но жить в дом не хотела идти.
Один раз она не пошла ночевать к себе в нору, а осталась на ночь у Рябчика в будке.
8 Определите и запишите основную мысль текста.
9 Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что рассказчик хотел приручить кошку? Запишите ответ.
10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4-7. Запишите ответ.
11 В предложениях 2-4 найдите слово со значением «невразумительно, бессвязно». Выпишите это слово.
12 В предложениях 7-10 найдите антоним к слову «медленно» и выпишите его.
Ответы:
Высоко над рекой носились молодые ласточки-береговушки. Гонялись они друг за другом с визгом и писком.
Была в их стае одна маленькая Береговушка. Никто её догнать не мог. Погонится за ней пятнашка, а она в сторону бросится только крылышки мелькают.
Вдруг Чеглок-Сокол мчится. Острые крылья так и свистят. А проворная Береговушка от него без оглядки, за речку за лес, через озеро!
Обернулась назад, а никого сзади нет. Посмотрела вниз, а там речка течёт. Только не своя – чужая какая-то. Испугалась ласточка.
(По В. Бианки)
2 Фонетический разбор.
в — [в] — согласный, звонкий, твёрдый
д — [д] — согласный, звонкий, твёрдый
р — [р] — согласный, звонкий, твёрдый
у — [у] — гласный, ударный
г — [к] — согласный, глухой, твёрдый
5 букв, 5 звуков.
Морфемный разбор.
-мал- - корень
-еньк- - суффикс
- ая - окончание
Морфологический разбор.
1) Погонится – глагол, обозначает действие предмета; пятнашка (что сделает?) погонится.
2) Н.ф. – погнаться; соверш.вид, возвр., 2 спр., буд.вр., 3-е лицо, ед.ч.;
3) В предложении является сказуемым.
Синтаксический разбор.
Была в их стае одна маленькая Береговушка.
(повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)
Грамматическая основа: Береговушка (подлежащее) была (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: маленькая – определение, в стае – обстоятельство, их – определение.
3 Щавель, свёкла, черпать, красивее.
4 Желтая (прил.) пеночка (сущ.) жила (гл.) в (пред.) траве (сущ.) под (пред.) березой (сущ.).
Имя числительное, местоимение, союз, частица, междометие, наречие.
5. 3.
«Какой домик небольшой», - подумала проворная птичка. <или> «Какой домик небольшой!» – подумала проворная птичка.
«П», - а. <или> «П!» - а.
6. 4.
Я открою вам тайны здешних мест, друзья.
Объяснения выбора: это предложение с обращением. <или> обращение. <или> обращение в конце предложения.
7. 2.
Плыли они по озеру, и встретилась им большеголовая птица.
Объяснение выбора: это сложное предложение. <или> в предложении две грамматические основы.
8 Кошке понравилось заботливое отношение рассказчика. Рябчик тоже полюбил кошку. Чувствую заботу, животное постепенно привыкло к новой обстановке и не хотело уходить.
(ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке)
9 Рассказчик кормил кошку рыбой, уговаривал перейти к нему жить, гладил.
(ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке)
10 повествование.
11 бестолково.
12 быстро.
Трефилова Раиса Поликарповна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Колышкина Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна