Конспект урока биологии «Вспомним всё о насекомых» (7 класс)
Тема урока «Вспомним все о насекомых»
Цель: обобщить и систематизировать знания об основных отрядах насекомых, значении их в природе и в жизни человека.
Задачи: 1. Образовательная: продолжить формирование знаний об основных отрядах насекомых.
2. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; способствовать формированию коммуникативной культуры.
3. Развивающая: формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения.
Оборудование: коллекции насекомых, картинки с изображением насекомых, карточки с названиями отрядов насекомых, карточки-задания.
Тип: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы: объяснение, частично-поисковый, проблемный, взаимоконтроль.
Формы: групповая.
Подготовка кабинета: парты расставить на 5 точек (на подставку прикрепить названия точки), разложить задания, отдельно поставить парту оценщикам.
Ход урока.
I Организационный момент.
Учитель рассаживает детей по группам, сразу выбирает наиболее сильных учеников для группы оценщиков (в зависимости от количества обучающихся получается около 5 групп по 4 человека и 3 ученика - оценщики). Приветствие. Учитель отмечает отсутствующих. Команды придумывают свое название. Определяют цели урока.
II. Обобщение и систематизация знаний по теме «Отряды насекомых».
Учитель объясняет ход урока:
- Итак, у нас получилось 5 команд по 4 человека. Остальные 3 человека (в классе 23 ученика) будут моими помощниками, им предстоит оценивать результаты работы каждой группы. На выполнение задания каждой точки отводится 6 минут. Ответы записываете на специальные подписанные вами листы (заранее приготовить листы и положить достаточное их количество на столы), которые затем забирают оценщики, мы вместе проверяем работы, выставляем соответствующие баллы. После остановки времени, команда переходит на следующую точку, где выполняет другое задание. И так далее пока каждая команда выполнит задания всех точек. В конце оценщики подводят итоги, подсчитав баллы. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов. Итак, время пошло!
Работа в группах (учитель следит за временем, после каждого перемещения команд, оценщики собирают листы с ответами и проверяют вместе с учителем)
Задания для точек.
Первая точка «Опиши отряд».
Дать характеристику отрядов насекомых по плану:
Представители.
Среда и место обитания.
Характерные признаки насекомых данного отряда.
Значение в природе и в жизни человека.
Отряды: 1 - Чешуекрылые, 2 – Двукрылые, 3 – Перепончатокрылые, 4 – Прямокрылые
Вторая точка «Установи соответствие»
Назвать насекомого, изображенного на рисунке и соотнести его с определенным отрядом.
Отряды: Жесткокрылые, Двукрылые, Перепончатокрылые, Прямокрылые, Чешуекрылые, Полужесткокрылые, Равнокрылые, Таракановые, Уховертки, Поденки, Стрекозы.
Изображение насекомых: Таракан рыжий, Акрида двухцветная, Оса дорожная, Уховертка белая, Таракан черный, Мушка шпанская, Скрипун большой, Кобылка египетская, Прус итальянский, Медведка, Стрекоза, Пилильщик сосновый, Чернотелка лесная, Златка узкотелая, Щитник, Водомерка, Жук-олень, Божья коровка, Тля яблонная, Крыжовниковая пяденица, Перламутровка Аглая, Слепень бычий, Гладыш, Большой ночной павлиний глаз, Комар-звонец, шершень обыкновенный.
Третья точка «Значение насекомых».
Записать название насекомого и значение в природе и жизни человека.
Карточки с изображением насекомых: Муравей-древоточец красногрудый, Блоха, Саранча, Пчела, Слепень бычий, Муха краснохвостая.
Четвертая точка «Строение насекомого»
Обозначьте части тела насекомого на рисунке (карточка с изображением внутреннего и внешнего строений майского жука).
Пятая точка «Развитие насекомых»
Приведите примеры развития насекомых с полным и неполным превращением. Ответ записать в таблицу:
Развитие с полным превращением | Развитие с неполным превращением |
III. Подведение итогов. Объявление команды победителей. Оценивается как работа команды, так и работа каждого ученика. Выставление оценок за урок, отдельно оценить работу помощников учителя. Награждение команды победителей.
IV. Рефлексия.
- Ребята, вам понравился урок? Что на уроке было интересного? Что необычного? Хотели бы вы, чтобы такие уроки проводились еще?
V. Домашнее задание.
1. Найти в дополнительной литературе интересные факты из жизни насекомых. 2. Подготовиться к контрольной работе по теме «Класс Насекомые».
Марина Александровна Акопян
Дударева Надежда Викторовна