Урок биологии в 7 классе «Типы развития насекомых»

1
0
Материал опубликован 12 July 2019

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока

Учитель Королева Елена Викторовна МОУ ЛСОШ №1 г. Лихославль.

Урок№5 в теме « Тип Членистоногие»

Тема урока: Типы развития Насекомых.

цель

для учеников

Для учителя

Познакомиться с отрядами класса Насекомые, их особенностями и типами развития.

Развивать умение применять полученные знания о насекомых, пользоваться источниками информации.

задачи

1) повторить характеристику класса насекомые, задачи и принципы систематики.

2) изучить типы развития насекомых.

3)познакомиться с представителями и характеристикой некоторых отрядов.

Обучающие: сформировать знания об особенностях размножения и развития насекомых. Закрепить знания о типе членистоногие.

Развивающие: умение работать в группе, самостоятельно добывать информацию, применять полученные знания в решении задач, сравнивать, находить общее и отличия, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой природе, наблюдательность и интерес. Формировать навыки здорового образа жизни и сохранения здоровья.

Планируемый результат

Учащиеся смогут по внешним признакам определять отряд, к которому принадлежат наиболее распространенные насекомые нашей фауны; закрепят знания о типе членистоногие .

Ресурсы:

а) основные

б)дополнительные

А) учебник «биология животные» Константинов В. М. и др.

Б) ИКТ, лист с заданиями, наглядность, коллекции насекомых.

Межпредметные связи

экология, краеведение

Тип урока

Форма работы

Изучение нового материала.

Групповая, индивидуальная, в парах.

Основные понятия, термины

Классификация, систематика, онтогенез, типы ротовых аппаратов, типы конечностей, системы органов.

Новые понятия

Тип развития, имаго, метаморфоз

Формы контроля

«Трое у доски», опрос (правильность и полнота ответа), самостоятельная работа (задания в индивидуальном листе ученика),

Исследование ( работа в группах) - презентация

Домашнее задание

§27, стр134-135 вопр. 1-4, доделать таблицу. Желающие – подготовить презентацию о 1 из отрядов класса насекомые


 

Этап урока

Цель.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы

Приемы

Формы работы

Формирова-ние

УУД

Результат

Взаимодейст-вия

1.этап.

Организационный момент

Цель: настроить ребят на успешную совместную деятельность.

Представиться. Создать позитивный настрой, мотивировать на учебу.

Знакомлю ребят с формой работы.

Настроиться на контакт с учителем, определить для себя цель сегодняшнего занятия.

беседа

коммуникативные

Благожелательная обстановка, настрой на совместную деятельность

2этап.

Актуализа-ция знаний

Цель: определить уровень знаний по строению насекомых.

Объяснение задания

1 выбрать правильные утверждения. (физкультмин)

2 3 чел у доски ( 1 –выбирает, 2-проверяет, 3- исправляет)

 

взаимо- и самоконтроль,

заполнение таблицы.

Индивидуальная, групповая

Метапредмет-ные и предметные

Закрепление знаний о классе насекомые, развитие логического мышления, умения строить устный и письменный ответ.

3 этап

Постановка проблемы

Цель: развитие навыков самостоятельного целеполагания и планирования деятельности.

Постановка проблемы (диалог)

Что собой представляют пенистые образования на траве, «червячки» в малине, мотыль, гусеницы на капусте? Зачем пчёлы строят соты? Попадались ли вам червивые грибы?

 

Высказывание предположений, их аргументация.

Определение цели и темы урока Планирование этапов исследования.

фронтальная

личностные

Получение навыков самостоятельного целеполагания, планирования, исследования, развитие инициативности, умения вести диалог, применять наблюдения из жизни.

4.

поиск путей решения

Коррекция, анализ

анализ материалов, выдвижение гипотез, проверка гипотез, подтверждение гипотез. ( работа в группах)

Групповая, фронтальная

Личностные, метапредметные и предметные

5.

обсуждение и представление результатов.

Цель: само и взаимооценка.

Коррекция, дополнение, оценивание.

Презентация результатов исследования

(заносятся в таблицу №2 – инд. Лист)

групповая

Личностные, метапредметные, предметные

Развитие умения работать в группе, сотрудничества.

6

первичное закрепление

Демонтрация изображений ( определить отряд данного представителя и тип его развития)

Сравнение изображения насекомого и описания в таблице, определение типа его развития( прикрепление к схеме на доске)

Фронтальная (физкульт минутка)

Метапредметные и предметные

Закрепление и отработка полученных знаний

7. рефлексия

Анализ проделанной работы: что нового вы узнали?

Понравилась ли вам такая форма работы?

Где в жизни эти знания могут вам пригодиться?

Рассказ по схеме№3

могут пригодиться при выращивании культурных растений, биологический метод борьбы с вредителями и т.д.

индивидуальная

личностные

Самоанализ работы на уроке, формирование выводов, мотивация на дальнейшую работу.

взаимооценка

Описание критериев

14- 15 баллов –«5»

12-13 баллов – «4»

10-11 баллов –«3»

Выставление оценок за работу на уроке

индивидуальная

личностные

Адекватное и доброжелательное отношение к одноклассникам.

Домашнее задание

§27, вопросы 1-4 на с. 134-135, таблицу доделать. Желающие могут подготовить презентацию об 1 из отрядов.

Осмысление задания, запись в днавник.

индивидуальная

Личностные, метапредметные, предметные

 


 

Учитель Королева Елена Викторовна МОУ ЛСОШ№1 г. Лихославль

Тема: Типы развития насекомых.

Цель: изучить типы развития насекомых, познакомиться с наиболее распространенными представителями отрядов.

Задачи урока:

закрепить отличительные признаки класса насекомые;

сформировать понятия “тип развития насекомых”; «метаморфоз», «личинка», «имаго»

изучить основные отряды насекомых и их представителей.

Оборудование:

видеофрагменты

фотографии и рисунки насекомых,

учебник

коллекции насекомых.

План урока

Этап/время

учитель

ученики

Орг момент

5 мин

Сегодня вместо н. н урок поведу я, меня зовут Елена Викторовна.

Работать сегодня мы будем следующим образом. Перед вами листы индивидуальной работы. Сегодня мы будем делать записи в них. Напишите свою фамилию и имя. Отложите ручки.

Сегодня мы с вами продолжим говорить о насекомых. Давайте вспомним, к какому типу они относятся?

Какие ещё классы относятся к этому типу?

 

на доске – изображения членистоногих. Задание: выбрать представителей класса насекомые. 3 человека(1 выбирает, 2- проверяет, 3- исправляет)

Разделены на 4 группы

-Членистоногие.

-Ракообразные и паукообразные.

2.этап

Актуализация

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №3

Цель: проверка усвоения изученного ранее материала.

А) Давайте проверим, правильно ли мы выбрали. Я буду читать утверждения, если оно правильное – поднимаем руки, если неправильное – встаем. Кто хочет исправить ошибки одноклассников – хлопает в ладоши.

Задание№1

1.скелет насекомых – внутренний ( нет)

2. тело насекомых состоит из 3 отделов – голова, грудь, хвост) – (нет)

3. органы чувств хорошо развиты (да)

4. кровеносная система насекомых – замкнутая (нет)

5.тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка (да)

6.насекомые раздельнополые - (да)

7. органы дыхания – трахеи (да)

8. в грудном отделе – 4 пары ног (нет)

9. 2 пары крыльев насекомых – выросты покровов тела-(да)

10. прогрессивные черты позволили насекомым освоить только наземно-воздушную среду (нет)

Молодцы! Садитесь.

в индивидуальном листе выполните задание №1.

Проверьте правильность таблицы (меняемся работами)

оцените свои знания по критериям :

9- 10 правильных ответов – «5»;

6-8 - «4»

4-5 -«3»

Общие пр: хитиновый покров, членистые конечности, развитые органы чувств, незамкнутая кровеносная система, раздельнополые

Отличительные : отделы тела: голова, грудь, брюшко; три пары ног и крылья(2 пары), органы дыхания – трахеи, освоили все среды жизни, строение конечностей и ротового аппарата зависит от образа жизни.

Фронтальная работа

Индивидуальный лист ученика

Зад №1

3 этап.

Постановка проблемы

Записываем тему урока на доску и в инд.лист.

Слайд №5, 6,7

Слайд №8,9

Слайд №10, 11

Слайд №12

Подумайте, что общего между червивым грибом и пенистым образованием на траве? Червяком в малине и гусеницей на капусте, мотылём и пчелиными сотами?

Давайте подумаем, какая у нас сегодня тема урока? ( типы развития насекомых)

Какова цель нашей работы? (изучить типы развития насекомых)

Давайте распланируем этапы работы.

Что вам нужно для успешного выполнения задания?

Физкультминутка: размяли пальцы, плечи, упражнения для глаз, «походили» по стулу. Итак, приступим к работе!

Как же развиваются насекомые?

Видеофрагмент «отряд Чешуекрылые», «личинка стрекозы»

Какие этапы прошла бабочка? Заполним схему на доске.

Посмотрите на таблицу №2 в инд. Листе. Каждая группа найдет информацию об 1 отряде. Потом представит свою работу. Вам понятен порядок работы?

Выказывание предположений.

(личинки насекомых)

Этапы:

1. изучить типы развития

2. рассмотреть изображения

( объект исследования).

3. выдвинуть гипотезы.

4. проверить их.

5. подтвердить.

6. презентация результата (таблица, схема).

Коллекции насекомых, учебник.

Этап 4 поиск решения

10 мин

Цель: развитие навыков работы в группе, с источниками информации, применения ранее полученных знаний.

Оказание необходимой помощи, контроль времени.

Результат: к схеме на доске прикрепляем примеры насекомых.

Работа в группах по плану ( время ограничено)

Этап 5.

Презентация результата

Критерии оценивания:

«5» - не менее 2 отрядов описаны без ошибок;

«4» - не менее 2 отрядов описаны, допущены неточности;

«3» - 1 отряд

 

Первичное закрепление

(3 мин)

Результат: к схеме на доске прикрепляем примеры насекомых.

 

рефлексия

Давайте сделаем вывод:

Что мы сегодня узнали?

Достигли мы поставленной цели? ( если нет, то что нам помешало?).

Где полученные знания могут вам пригодиться?

расскажите о результате урока по схеме №4( лист инд раб)

взаимооценка работы на уроке

14 -15 б – «5»

12-13б – «4»

10-11 б – «3»

 

Домашнее задание (1 мин)

§27, вопросы 1-4 на с. 134-135, таблицу доделать. Желающие могут подготовить презентацию об 1 из отрядов.

 

 

Лист индивидуальной работы (ф, и)____________________________________________________

Тема урока_______________________________________________________________________

1. Заполните таблицу « признаки класса Насекомые и общие признаки типа Членистоногие»

Признаки типа Членистоногие (общие)

Признаки класса Насекомые

   

Оцените свою работу (правильность заполнения) макс -10 баллов______________________

2. Этапы исследования:

1)

2)

3)

4)

5)

Заполните таблицу.

Отряды и их представители

Характерные особенности

Кол-во известных видов

Чем питаются (хищники, паразиты, растительноядные)

Тип ротового аппарата

Развитие (с полным или неполным превращением)

Строение и кол-во крыльев

Стрекозы

______________

______________

______________

______________

 

4500

       

Прямокрылые

______________

_____________

______________

______________

______________

______________

 

20 000

     

2 пары ( передние – прямые,

задние - веерообразные

Равнокрылые

______________

______________

______________

______________

 

4000

     

2 пары прозрачных крыльев (складываются домиком)

Есть бескрылые.

Клопы_________

______________

______________

______________

______________

 

30 000

     

2 пары (верхние – полужесткие, нижние – перепончатые)

Отряды и их представители

Характерные особенности

Кол-во видов

Чем питаются

(хищники, паразиты, растительноядные)

Тип ротового аппарата

Развитие

(с полным или неполным превращением)

Строение и кол-во крыльев

Чешуекрылые (бабочки)

______________

______________

______________

______________

______________

 

140 000

       

Жесткокрылые (жуки)_____________________________________

______________

______________

 

250 000

Хищники, растительноядные, падалееды.

грызущий

   

Двукрылые

______________

____________________________

______________

 

80 000

       

Перепончатокрылые__________

______________

______________

______________

______________

Самки некоторых на конце брюшка имеют яйцеклад или жало

300 000

     

2 пары сетчатых крыльев ( задние меньше передних)

Блохи

____________________________

______________

______________

Задние конечности – прыгательные (хорошо развиты)

1000

     

Крыльев нет.

Оценка___________________________

3 Определите тип развития по схемам:

Тип развития _______________________________ яйцо →личинка → куколка →имаго

Тип развития _______________________________ яйцо → личинка → имаго

4 расскажите по схеме:


 

Я


 

Запомнил(а) сделал(а) узнал(а)


 

Интересные факты из жизни насекомых

  Богомол - единственное насекомое, которое может поворачивать голову.
 

  Живое существо с самым большим мозгом по отношению к телу – муравей.
 

  Вес насекомых, которых за год съедают все пауки на Земле, больше совокупного веса всех живущих на планете людей.
 

  Комаров привлекает запах людей, которые недавно ели бананы.
 

  Стрекоза живет 24 часа.
 

  Термиты точат дерево в два раза быстрее под тяжелый рок.
 

  Скорпионы могут ничего не есть почти два года, а клещи — до 10 лет.
 

  Бабочки пробуют вкус пищи при помощи задних лапок. А цвет их крыльев создается крошечными перекрывающимися чешуйками, которые отражают свет.
 

  Муравьи никогда не спят. В мире почти столько же видов муравьев (8800), сколько видов птиц (9000).
 

  Стрекозы - самые быстролетающие насекомые. Скорость их движения достигает 57 км/ч.
 

  Тля развивается во взрослое насекомое из яйца за 6 дней и живет еще 4-5 дней. 

  Кровь кузнечика белого цвета, лобстера — голубого.
 

  Насекомые - первые живые существа, которые появились на Земле, более 400 млн. лет назад. С тех пор они пережили пять массовых катаклизмов и оказались более живучими, чем тиранозавры.
 

  Каждый год от укусов пчел погибает людей больше, чем от укусов змей.
 

  Насекомые ежегодно пожирают 25 - 30% мирового урожая.
 

  В глазу стрекозы более 20 тыс. крошечных линз, образующих, как кусочки мозаики, многогранную (фасеточную) поверхность.
 

  Как показывает анализ содержимого желудков самок комаров, пойманных вокруг населенных пунктов, 80% этих насекомых питается кровью домашних животных.
 

  Одна пчелиная семья заготавливает за лето до 150кг меда.
 

  У пчелы два желудка - один для меда, другой для пищи.
 

  Пауки-крестовики каждое утро съедают свою сеть, а потом строят её заново.
 

  За всю жизнь пчела производит 1/12 часть чайной ложки меда.
 

  Самка таракана способна за год отложить более двух миллионов яиц. Кроме того, таракан может девять дней жить без головы.
 

  Существует около 35 тыс. известных видов пауков и все время открываются новые.
 

  Насекомые являются пищей, богатой белком, углеводами, витаминами и минералами. В Таиланде они считаются деликатесом, там популярны жареные сверчки и саранча.
 

  Самая крупная ночная бабочка в мире - Attacus Altas. При размахе крыльев в 30 см ее часто ошибочно принимают за птицу.
 

  На Руси стрекозами называли кузнечиков.
 

  Ежедневно пчелы нашей планеты оплодотворяют 3 триллиона цветов и производят 3000 тонн меда.
 

 

  Насекомые ежегодно пожирают 25 - 30% мирового урожая.
 

  У бабочек вкусовые рецепторы находятся на лапках.
 

  У пчелы два желудка - один для меда, другой для пищи.
 

  Пауки-крестовики каждое утро съедают свою сеть, а потом строят её заново.
 

  Самка таракана способна за год отложить более двух миллионов яиц. Кроме того, таракан может девять дней жить без головы.
 

  Богомол - единственное насекомое, которое может поворачивать голову.
 

  Термиты точат дерево в два раза быстрее под тяжелый рок.
 

  Кузнечики могут прыгать на расстояние, которое более чем в 40 раз превышает длину их тела, а блоха - на расстояние, в 130 превышающее ее длину.
 

  Тля развивается во взрослое насекомое из яйца за 6 дней и живет еще 4-5 дней.
 

  Самка Малазийского палочника, может иметь потомство без самца.
 

  Одна пчелиная семья заготавливает за лето до 150кг меда.
 

  Комаров привлекает запах людей, которые недавно ели бананы.
 

  Стрекозы - самые быстролетающие насекомые. Скорость их движения достигает 57 км/ч.
 

  Самая крупная ночная бабочка в мире - Attacus Altas. При размахе крыльев в 30 см ее часто ошибочно принимают за птицу.
 

  Живое существо с самым большим мозгом по отношению к телу – муравей.
 

  Скорпионы могут ничего не есть почти два года, а клещи — до 10 лет.
 

  Кровь кузнечика белого цвета.
 

  Насекомые - первые живые существа, которые появились на Земле, более 400 млн. лет назад. С тех пор они пережили пять массовых катаклизмов и оказались более живучими, чем тиранозавры.
 

  В глазу стрекозы более 20 тыс. крошечных линз, образующих, как кусочки мозаики, многогранную (фасеточную) поверхность.
 

  Каждый год от укусов пчел погибает людей больше, чем от укусов змей.
 

  Существует около 35 тыс. известных видов пауков и все время открываются новые.
 

  Существует около 400 тыс. известных видов жуков. Размеры самого крупного, жука-титана, могут достигать 17 см.
 

Предварительный просмотр презентации

Free Powerpoint Templates

1.скелет насекомых – внутренний 2. тело насекомых состоит из 3 отделов – голова, грудь, хвост) 3. скелет насекомых – наружный, хитиновый 4. кровеносная система насекомых – замкнутая 5.тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка 6.насекомые раздельнополые 7. органы дыхания – трахеи 8. в грудном отделе – 4 пары ног 9. 2 пары крыльев насекомых – выросты покровов тела 10. прогрессивные черты позволили насекомым освоить только наземно-воздушную среду

Признаки типа Членистоногие (общие) Признаки класса Насекомые   1. хитиновый покров, 2.членистые конечности, 3. развитые органы чувств, 4.незамкнутая кровеносная система, 5.раздельнополые     1. отделы тела: голова, грудь, брюшко. 2. три пары ног и крылья(2 пары), 2.органы дыхания – трахеи, 3.освоили все среды жизни, 4.строение конечностей и ротового аппарата зависит от образа жизни.  

Критерии оценивания 9-10 правильных ответов – «5» 6-8 правильных ответов – «4» 4-5 правильных ответов – «3»

Тема урока: Типы развития  насекомых

Цель работы: Изучить типы развития насекомых

Этапы исследования 1. рассмотреть изображения ( объект исследования). 2. выдвинуть гипотезы. 3. проверить их. 4. подтвердить. 5. презентация результата.

Упражнение для глаз

Отряд стрекозы

Отряд чешуекрылые (Бабочки) Дневные или булавоусые Ночные или перистоусые

Критерии оценки заполнения таблицы «5» – 2 отряда описаны без ошибок, «4» – 2 отряда описаны, допущены неточности, «3» – описан 1 отряд

Итог урока Я Узнал(а) сделал (а) запомнил(а)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.