Урок биологии в 7 классе «Типы развития насекомых»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Учитель Королева Елена Викторовна МОУ ЛСОШ №1 г. Лихославль.
Урок№5 в теме « Тип Членистоногие»
Тема урока: Типы развития Насекомых.
цель |
для учеников |
Для учителя |
Познакомиться с отрядами класса Насекомые, их особенностями и типами развития. |
Развивать умение применять полученные знания о насекомых, пользоваться источниками информации. |
|
задачи |
1) повторить характеристику класса насекомые, задачи и принципы систематики. 2) изучить типы развития насекомых. 3)познакомиться с представителями и характеристикой некоторых отрядов. |
Обучающие: сформировать знания об особенностях размножения и развития насекомых. Закрепить знания о типе членистоногие. Развивающие: умение работать в группе, самостоятельно добывать информацию, применять полученные знания в решении задач, сравнивать, находить общее и отличия, делать выводы. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой природе, наблюдательность и интерес. Формировать навыки здорового образа жизни и сохранения здоровья. |
Планируемый результат |
Учащиеся смогут по внешним признакам определять отряд, к которому принадлежат наиболее распространенные насекомые нашей фауны; закрепят знания о типе членистоногие . |
|
Ресурсы: а) основные б)дополнительные |
А) учебник «биология животные» Константинов В. М. и др. Б) ИКТ, лист с заданиями, наглядность, коллекции насекомых. |
|
Межпредметные связи |
экология, краеведение |
|
Тип урока Форма работы |
Изучение нового материала. Групповая, индивидуальная, в парах. |
|
Основные понятия, термины |
Классификация, систематика, онтогенез, типы ротовых аппаратов, типы конечностей, системы органов. |
|
Новые понятия |
Тип развития, имаго, метаморфоз |
|
Формы контроля |
«Трое у доски», опрос (правильность и полнота ответа), самостоятельная работа (задания в индивидуальном листе ученика), Исследование ( работа в группах) - презентация |
|
Домашнее задание |
§27, стр134-135 вопр. 1-4, доделать таблицу. Желающие – подготовить презентацию о 1 из отрядов класса насекомые |
Этап урока Цель. |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Методы Приемы Формы работы |
Формирова-ние УУД |
Результат Взаимодейст-вия |
1.этап. Организационный момент Цель: настроить ребят на успешную совместную деятельность. |
Представиться. Создать позитивный настрой, мотивировать на учебу. Знакомлю ребят с формой работы. |
Настроиться на контакт с учителем, определить для себя цель сегодняшнего занятия. |
беседа |
коммуникативные |
Благожелательная обстановка, настрой на совместную деятельность |
2этап. Актуализа-ция знаний Цель: определить уровень знаний по строению насекомых. |
Объяснение задания №1 выбрать правильные утверждения. (физкультмин) №2 3 чел у доски ( 1 –выбирает, 2-проверяет, 3- исправляет) |
взаимо- и самоконтроль, заполнение таблицы. |
Индивидуальная, групповая |
Метапредмет-ные и предметные |
Закрепление знаний о классе насекомые, развитие логического мышления, умения строить устный и письменный ответ. |
3 этап Постановка проблемы Цель: развитие навыков самостоятельного целеполагания и планирования деятельности. |
Постановка проблемы (диалог) Что собой представляют пенистые образования на траве, «червячки» в малине, мотыль, гусеницы на капусте? Зачем пчёлы строят соты? Попадались ли вам червивые грибы? |
Высказывание предположений, их аргументация. Определение цели и темы урока Планирование этапов исследования. |
фронтальная |
личностные |
Получение навыков самостоятельного целеполагания, планирования, исследования, развитие инициативности, умения вести диалог, применять наблюдения из жизни. |
4. поиск путей решения |
Коррекция, анализ |
анализ материалов, выдвижение гипотез, проверка гипотез, подтверждение гипотез. ( работа в группах) |
Групповая, фронтальная |
Личностные, метапредметные и предметные |
|
5. обсуждение и представление результатов. Цель: само и взаимооценка. |
Коррекция, дополнение, оценивание. |
Презентация результатов исследования (заносятся в таблицу №2 – инд. Лист) |
групповая |
Личностные, метапредметные, предметные |
Развитие умения работать в группе, сотрудничества. |
6 первичное закрепление |
Демонтрация изображений ( определить отряд данного представителя и тип его развития) |
Сравнение изображения насекомого и описания в таблице, определение типа его развития( прикрепление к схеме на доске) |
Фронтальная (физкульт минутка) |
Метапредметные и предметные |
Закрепление и отработка полученных знаний |
7. рефлексия |
Анализ проделанной работы: что нового вы узнали? Понравилась ли вам такая форма работы? Где в жизни эти знания могут вам пригодиться? |
Рассказ по схеме№3 могут пригодиться при выращивании культурных растений, биологический метод борьбы с вредителями и т.д. |
индивидуальная |
личностные |
Самоанализ работы на уроке, формирование выводов, мотивация на дальнейшую работу. |
взаимооценка |
Описание критериев 14- 15 баллов –«5» 12-13 баллов – «4» 10-11 баллов –«3» |
Выставление оценок за работу на уроке |
индивидуальная |
личностные |
Адекватное и доброжелательное отношение к одноклассникам. |
Домашнее задание |
§27, вопросы 1-4 на с. 134-135, таблицу доделать. Желающие могут подготовить презентацию об 1 из отрядов. |
Осмысление задания, запись в днавник. |
индивидуальная |
Личностные, метапредметные, предметные |
Учитель Королева Елена Викторовна МОУ ЛСОШ№1 г. Лихославль
Тема: Типы развития насекомых.
Цель: изучить типы развития насекомых, познакомиться с наиболее распространенными представителями отрядов.
Задачи урока:
закрепить отличительные признаки класса насекомые;
сформировать понятия “тип развития насекомых”; «метаморфоз», «личинка», «имаго»
изучить основные отряды насекомых и их представителей.
Оборудование:
видеофрагменты
фотографии и рисунки насекомых,
учебник
коллекции насекомых.
План урока
Этап/время |
учитель |
ученики |
Орг момент 5 мин |
Сегодня вместо н. н урок поведу я, меня зовут Елена Викторовна. Работать сегодня мы будем следующим образом. Перед вами листы индивидуальной работы. Сегодня мы будем делать записи в них. Напишите свою фамилию и имя. Отложите ручки. Сегодня мы с вами продолжим говорить о насекомых. Давайте вспомним, к какому типу они относятся? Какие ещё классы относятся к этому типу?
на доске – изображения членистоногих. Задание: выбрать представителей класса насекомые. 3 человека(1 выбирает, 2- проверяет, 3- исправляет) |
Разделены на 4 группы -Членистоногие. -Ракообразные и паукообразные. |
2.этап Актуализация Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 Слайд №3 |
Цель: проверка усвоения изученного ранее материала. А) Давайте проверим, правильно ли мы выбрали. Я буду читать утверждения, если оно правильное – поднимаем руки, если неправильное – встаем. Кто хочет исправить ошибки одноклассников – хлопает в ладоши. Задание№1 1.скелет насекомых – внутренний ( нет) 2. тело насекомых состоит из 3 отделов – голова, грудь, хвост) – (нет) 3. органы чувств хорошо развиты (да) 4. кровеносная система насекомых – замкнутая (нет) 5.тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка (да) 6.насекомые раздельнополые - (да) 7. органы дыхания – трахеи (да) 8. в грудном отделе – 4 пары ног (нет) 9. 2 пары крыльев насекомых – выросты покровов тела-(да) 10. прогрессивные черты позволили насекомым освоить только наземно-воздушную среду (нет) Молодцы! Садитесь. в индивидуальном листе выполните задание №1. Проверьте правильность таблицы (меняемся работами) оцените свои знания по критериям : 9- 10 правильных ответов – «5»; 6-8 - «4» 4-5 -«3» Общие пр: хитиновый покров, членистые конечности, развитые органы чувств, незамкнутая кровеносная система, раздельнополые Отличительные : отделы тела: голова, грудь, брюшко; три пары ног и крылья(2 пары), органы дыхания – трахеи, освоили все среды жизни, строение конечностей и ротового аппарата зависит от образа жизни. |
Фронтальная работа Индивидуальный лист ученика Зад №1 |
3 этап. Постановка проблемы Записываем тему урока на доску и в инд.лист. Слайд №5, 6,7 Слайд №8,9 Слайд №10, 11 Слайд №12 |
Подумайте, что общего между червивым грибом и пенистым образованием на траве? Червяком в малине и гусеницей на капусте, мотылём и пчелиными сотами? Давайте подумаем, какая у нас сегодня тема урока? ( типы развития насекомых) Какова цель нашей работы? (изучить типы развития насекомых) Давайте распланируем этапы работы. Что вам нужно для успешного выполнения задания? Физкультминутка: размяли пальцы, плечи, упражнения для глаз, «походили» по стулу. Итак, приступим к работе! Как же развиваются насекомые? Видеофрагмент «отряд Чешуекрылые», «личинка стрекозы» Какие этапы прошла бабочка? Заполним схему на доске. Посмотрите на таблицу №2 в инд. Листе. Каждая группа найдет информацию об 1 отряде. Потом представит свою работу. Вам понятен порядок работы? |
Выказывание предположений. (личинки насекомых) Этапы: 1. изучить типы развития 2. рассмотреть изображения ( объект исследования). 3. выдвинуть гипотезы. 4. проверить их. 5. подтвердить. 6. презентация результата (таблица, схема). Коллекции насекомых, учебник. |
Этап 4 поиск решения 10 мин Цель: развитие навыков работы в группе, с источниками информации, применения ранее полученных знаний. |
Оказание необходимой помощи, контроль времени. Результат: к схеме на доске прикрепляем примеры насекомых. |
Работа в группах по плану ( время ограничено) |
Этап 5. Презентация результата |
Критерии оценивания: «5» - не менее 2 отрядов описаны без ошибок; «4» - не менее 2 отрядов описаны, допущены неточности; «3» - 1 отряд |
|
Первичное закрепление (3 мин) |
Результат: к схеме на доске прикрепляем примеры насекомых. |
|
рефлексия |
Давайте сделаем вывод: Что мы сегодня узнали? Достигли мы поставленной цели? ( если нет, то что нам помешало?). Где полученные знания могут вам пригодиться? расскажите о результате урока по схеме №4( лист инд раб) взаимооценка работы на уроке 14 -15 б – «5» 12-13б – «4» 10-11 б – «3» |
|
Домашнее задание (1 мин) |
§27, вопросы 1-4 на с. 134-135, таблицу доделать. Желающие могут подготовить презентацию об 1 из отрядов. |
Лист индивидуальной работы (ф, и)____________________________________________________
Тема урока_______________________________________________________________________
№1. Заполните таблицу « признаки класса Насекомые и общие признаки типа Членистоногие»
Признаки типа Членистоногие (общие) |
Признаки класса Насекомые |
Оцените свою работу (правильность заполнения) макс -10 баллов______________________
№2. Этапы исследования:
1)
2)
3)
4)
5)
Заполните таблицу.
Отряды и их представители |
Характерные особенности |
Кол-во известных видов |
Чем питаются (хищники, паразиты, растительноядные) |
Тип ротового аппарата |
Развитие (с полным или неполным превращением) |
Строение и кол-во крыльев |
Стрекозы ______________ ______________ ______________ ______________ |
4500 |
|||||
Прямокрылые ______________ _____________ ______________ ______________ ______________ ______________ |
20 000 |
2 пары ( передние – прямые, задние - веерообразные |
||||
Равнокрылые ______________ ______________ ______________ ______________ |
4000 |
2 пары прозрачных крыльев (складываются домиком) Есть бескрылые. |
||||
Клопы_________ ______________ ______________ ______________ ______________ |
30 000 |
2 пары (верхние – полужесткие, нижние – перепончатые) |
||||
Отряды и их представители |
Характерные особенности |
Кол-во видов |
Чем питаются (хищники, паразиты, растительноядные) |
Тип ротового аппарата |
Развитие (с полным или неполным превращением) |
Строение и кол-во крыльев |
Чешуекрылые (бабочки) ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ |
140 000 |
|||||
Жесткокрылые (жуки)_____________________________________ ______________ ______________ |
250 000 |
Хищники, растительноядные, падалееды. |
грызущий |
|||
Двукрылые ______________ ____________________________ ______________ |
80 000 |
|||||
Перепончатокрылые__________ ______________ ______________ ______________ ______________ |
Самки некоторых на конце брюшка имеют яйцеклад или жало |
300 000 |
2 пары сетчатых крыльев ( задние меньше передних) |
|||
Блохи ____________________________ ______________ ______________ |
Задние конечности – прыгательные (хорошо развиты) |
1000 |
Крыльев нет. |
Оценка___________________________
№3 Определите тип развития по схемам:
Тип развития _______________________________ яйцо →личинка → куколка →имаго
Тип развития _______________________________ яйцо → личинка → имаго
№4 расскажите по схеме:
Я
Запомнил(а) сделал(а) узнал(а)
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|