12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юрченко Лариса Васильевна72
Работаю в школе 24 года, люблю путешествовать, не люблю работать по шаблону, творчество и любовь к детям являются главными стимулами в моей работе
Россия, Омская обл., р.п Марьяновка

Разработка открытого урока

по теме: «Класс насекомые»

(конспект урока)

Урок разработала учитель биологии

высшей категории

МБОУ «Марьяновская СОШ №1»

Юрченко Лариса Васильевна

Марьяновка, 2016г

Открытый урок по теме: «Класс насекомые»

(конспект урока)

Программа: УМК - И.Н. Пономаревой

Класс – 7

Место урока в программе – 3 урок по теме: «Членистоногие»

Тип урока – формирование знаний и умений.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядный.

Средства обучения: коллекция насекомых, презентация «Класс насекомые», инструкционная карта для лабораторной работы, карточки с заданиями, справочный материал для урока, дополнительная литература.

Форма организации учебной деятельности: комбинированный урок с лабораторной работой.

Приемы деятельности учителя: организация вводной беседы с показом слайдов презентации, организация лабораторной работы, постановка проблемы, рассказ, организация работы со схемами, таблицами, учебником, тетрадью, использование дополнительной литературы.

Организация деятельности учащихся: Слушают рассказ учителя, заполняя при этом схемы, выполняют лабораторную работу, заполняя таблицу, сравнивают результаты исследований, делают выводы, смотрят слайды презентации, участвуют в обсуждении, работают с текстом учебника.

Цели урока:

  • сформировать знания об особенностях строения и процессах жизнедеятельности насекомых в связи с их образом жизни и средой обитания;
  • развивать умения работать со знаковыми системами (таблицами, схемами);
  • умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать ответственность за сохранение насекомых, как частицы живой природы.

Ход урока.

Орг. момент. Распределение детей по группам.

Актуализация знаний.

Здравствуйте ребята! (слова). 21 век - это век, глобальных экологических проблем, век пробуждения экологического сознания человечества. Каждый из вас должен, выйдя из стен школы обладать экологической культурой – особым свойством духовного развития личности, выражающееся во внутренней потребности бережного отношения к природе. Вы должны уметь правильно организовывать свою деятельность в природе, не нарушая при этом основных законов природы.

И тема нашего урока - «Класс насекомые», очень благоприятна для развития экологической культуры. Мы должны доказать, что насекомые –важнейшее звено в экосистеме планеты и главной задачей перед человечеством является их сохранение. Развитие данной темы не возможно на одном уроке, поэтому продолжите ее еще на одном уроке, который так и называется «Охрана насекомых».

Откройте тетради и запишите тему урока, и при этом подумайте, какие цели урока вы можете сформулировать.

Что мы с вами сегодня должны изучить?

- изучить особенности строения насекомых в связи с их средой обитания;

-определить роль насекомых в природе и жизни человека;

- сделать выводы о необходимости сохранения насекомых, как частицы живой природы.

в) обратимся к схеме: Членистоногие (с.3) (фронтальный опрос). Вы знаете, что к типу Членистоногие относятся класс Ракообразные и класс Паукообразные, а также - класс Насекомые.

Вопрос по схеме:

-Назовите общие признаки строения организмов, относящихся к типу Членистоногие? (двусторонне-симметричные, тело состоит из трех отделов и покрыто хитизированной кутикулой, членистые конечности).

Каждый из вас знает, что насекомых на свете очень много. А сколько?

Тысячи, десятки тысяч видов? Так и считалось много лет назад. Великий шведский ученый Карл Линней в своей книге «Система природы» описал 2936 видов насекомых, но это было в 18 веке, а сейчас в начале 21 века известны около миллиона видов! Насекомых больше, чем всех других видов животных и растений вместе взятых!

Изучение нового материала.

В Соединенных Штатах Америки, В Калифорнии, было проведено исследование – как относятся жители городов и поселков к насекомым. Оказалось, что есть люди, которые их прямо-таки ненавидят или бояться. Явление это назвали энтомофобия ( от греч. - боязнь насекомых). Иногда энтомофобия принимает тяжелую форму: человек стремиться уничтожить любое насекомое, попавшееся ему на глаза. Исследование проводили в Калифорнии, а такое встречается и у нас.

Проблемный вопрос: Почему прекрасный, удивительный мир насекомых человек так не ценит?

Чтобы ответить на данный вопрос мы должны познакомиться с разнообразием насекомых, строением тела и средой обитания, значением насекомых в природе и жизни человека.

Работа будет происходить в группах. Каждой группе дано задание по изучению одного из отрядов насекомых. 1гр.-отряд двукрылые, 2гр. –отряд перепончатокрылые, 3гр. –исследует материал для описания чешуекрылых, 4гр. –отряд равнокрылые. Для этого вам необходимо используя справочный материал, дополнительную литературу ответить на несколько вопросов. При подготовке и выступлении группы будет учитываться участие каждого члена группы. Во время выступления каждой группы все остальные группы должны ответить на вопросы, вынесенные на доску :

Ребята, как вы думаете, зачем нам необходимо знать, где обитают насекомые?

Для того чтобы знать, как повлияют изменение среды обитания на популяцию насекомых, ведь человек день за днем изменяет облик Земли, что приводит к гибели насекомых. На работу отводиться 7 минут.

а) Содержание справочного материала.

Отряд двукрылые – (комар – сл.5,6), к этому отряду относятся мухи, оводы, слепни, комары, мошки. Среда обитания – наземно-воздушная.

У всех этих насекомых задние крылья редуцированы; они летают, пользуясь крыльями передней пары. Ротовые органы разного строения. Комары – мелкие двукрылые с колюще-сосущими ротовыми органами. Самка обыкновенного комара сосет кровь человека, а самец питается соком растения. Личинки живут в воде. Малярийный комар распространяет возбудителя малярии.

Вывод: Комары, мухи – вечные спутники человека, постоянно докучавшие ему. Поэтому люди придумали огромное количество химических веществ, которые убивают этих насекомых, а ведь комары, мухи главное звено в цепи питания других животных (птиц, земноводных, зверей и т.д.).

Спасибо 1 группе за характеристику отряда Двукрылые, а теперь обратимся к другим группам, что они могут ответить на поставленные вопросы?

б) Отряд Перепончатокрылые – (пчелы, осы – сл. 7-8), к отряду Перепончатокрылые относятся пчелы, осы, шмели, муравьи, наездники; наземно-воздушная.

Ротовые органы разного типа: у муравьев – грызущий, у пчел – колюще-сосущий и т.д.

Имеются две пары перепончатых крыльев. Многие перепончатокрылые живут большими семьями. Из них наибольшее хозяйственное значение имеют пчелы, которых разводят для получения меда, воска, и ряда лекарственных веществ. Муравьи, наездники истребляют вредных насекомых. (обращение к другим группам.)

в) Отряд Чешуекрылые – (бабочки -9,10 сл.) -к отряду Чешуекрылые относятся бабочки. Передние и задние крылья бабочек покрыты мелкими окрашенными чешуйками. Ротовые органы сосущие. Личинки (гусеницы ) питаются твердыми частями растений (ротовой аппарат – грызущего типа), а бабочки – нектаром цветков. Наземно-воздушная.

В южных частях нашей страны разводят бабочку – тутового шелкопряда, для получения шелковых нитей. (обращение к другим группам.)

Знаете ли вы? (10)

Что, самая крупная бабочка – это южно-американская серая агриппина длинной 9 см с размахом крыльев 27 см.

из книги А.А. Плешакова «Зеленые страницы»:

- В детстве я очень любил бабочек, поэтому едва, завидев бабочку на цветке, сразу старался ее поймать. Мне некогда было ею любоваться. Сперва надо поймать, думал я, а любоваться уж потом. И я бежал за бабочкой. Бежал и не замечал, как красиво взмахивает она крыльями, словно купается в море воздуха, солнца и свободы, не замечал, как нужна она здесь, над зелеными травами, над желтыми и синими цветами. И вместо живой красоты мне досталась мертвая. Как жаль! Сколько радостных минут, сколько настоящего общения с природой упустил я тогда! И скольких людей, которые приходили в лес после меня, лишил возможности видеть красоту!

Обращаюсь ко всем ребятам: не губите бабочек! Берегите эту удивительную живую радугу!»

Какой вывод можно сделать из данного отрывка? Насекомых нельзя ловить, за ними можно только наблюдать.

г) Отряд Равнокрылые (11 слайд)- К этому отряду относятся тли, цикады, и др. ротовые органы колюще-сосущие. Обе пары крыльев тонкие и мягкие (без утолщенной основой части). Многие виды бескрылы. Тли – мелкие насекомые, сильно вредящие культурным растениям. Основной враг – божья коровка. Наземная среда обитания. (обращение к другим группам.)

Итак, мы прослушали характеристику некоторых отрядов, все группы работали хорошо. Давайте с вами заполним схему: Среда обитания насекомых.

Я говорила, о том, что насекомые – многочисленный класс, но из них наиболее многочисленны: Жуки. Они относятся к отряду Жесткокрылые.

д) Отряд Жесткокрылые (12 слайд) -

ротовые органы жуков грызущего типа. Передние крылья превратились в жесткие надкрылья, задние – мягкие, прозрачные. Многие жуки и их личинки приносят большой вред лесным и сельскохозяйственным растениям. Почвенная среда обитания. Именно на примере данного отряда насекомых мы познакомимся с внешним строением насекомых. В тетради запишите название работы и начертите таблицу. Затем вы познакомитесь с инструкционной картой исследования и результаты внесете в таблицу.

С внутренним строением насекомых вы познакомитесь дома, изучив текст параграфа 26.

Особенности внешнего строения насекомых

(лабораторная работа).

Ребятам раздаются насекомые из коллекции, инструкционная карточка, показываются слайды о внешнем строении насекомых (15,16,17 сл.).

Данные заносятся в таблицу.

Вывод. После заполнения таблицы необходимо сравнить внешнее строение ракообразных, паукообразных и насекомых, назвать черты сходства и различия. ( Сравнительная таблица прилагается в инструкционной карточке).

3. Рефлексия, с помощью задания «Кто лишний?»(20-21 слайды) и

на примере слайда(22): Цепи питания, обозначаем место насекомых в экосистеме. Насекомые - важнейшее звено в питании других животных, таких как птицы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.

Кроме того роль в природе насекомых огромна, в чем она состоит? Сегодня на уроке во время выступления групп по характеристике отрядов насекомых уже прозвучало значение насекомых в природе и жизни человека, а я считаю, что, вообще не прожить людям на земле без насекомых. И каждый из вас быстро понял бы это, если бы насекомые вдруг исчезли. Представьте, что исчезли все насекомые – опылители: пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи. Пройдет немного времени – и начнут исчезать растения. Это будет величайшее бедствие, потому что исчезнет большая часть растений. Без насекомых - опылителей они не смогут образовывать плодов и семян, продолжить свой род. А что будет, если исчезнут насекомые - почвообразователи – эти незаметные, мелкие, скромно копошащиеся в лесной подстилке и почве существа?

Что будет, если исчезнут насекомые-санитары – жуки-навозники и жуки-могильщики, добросовестно очищающие поверхность земли? К тому же вслед за насекомыми начнут исчезать очень многие звери, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся – все те животные, которые питаются насекомыми. Катастрофически обеднеет животный мир планеты. Я уж не говорю о том, что не будет меда и натурального шелка, потому что вместе с другими насекомыми исчезнут медоносная пчела и тутовый шелкопряд. А могут ли они исчезнуть на самом деле? Все, конечно, не могут. И вдруг не могут. Но вот многие виды насекомых постепенно не только могут исчезнуть, но и уже исчезают.

Ученые считают, что каждый день на земле исчезает один вид насекомых. Как видите, взаимоотношения человека и насекомых непростые. Но только от человека зависит, дружить с насекомыми или враждовать, бездумно уничтожать их всех подряд или оберегать.

4. Охрана насекомых. Один мой знакомый как-то сказал мне: «Не могу понять, почему так редко теперь встречаю шмелей. Раньше гудели над каждой лужайкой. Или я стал невнимательным и не замечаю их? Нет, мой знакомый не стал невнимательным. Он, наверно, внимательней других. Ведь шмели действительно исчезают. Этих замечательных насекомых убивают ядохимикаты, совсем для них предназначенные. Гнезда их затаптывают коровы и сухая трава, место, где шмели устраивают гнезда, бывает, загорается, подпаленная чьей-то неразумной рукой. Вот почему исчезают шмели. Угроза исчезновения грозит стрекозам, личинки которых живут только в чистой воде, а многие водоемы , благодаря деятельности человека сильно загрязнены. Некоторые виды находятся на грани исчезновения, и поэтому занесены в Красную книгу (сл.25). А также, шмель обыкновенный, пчела индийская, пчела-плотник, ктырь гигантский, бражник «Мертвая голова», бабочка Павлиный глаз, махаон, совки и многие другие.

Ученые считают, что каждый день на земле исчезает один вид насекомых. Как видите, взаимоотношения человека и насекомых непростые. Но только от человека зависит, дружить с насекомыми или враждовать, бездумно уничтожать их всех подряд или оберегать.

Вывод урока:

-как сложны и разнообразны по своему строению жуки и бабочки, пчелы и муравьи, мухи и комары, как различно строение их тела, крыльев, ротовых частей, различна среда обитания. Да, среди насекомых есть виды, которые наносят вред хозяйству и здоровью человека. Но их в 100 раз меньше, чем других, перед нами ни в чем не провинившихся. Как видите, взаимоотношения человека и насекомых непростые. Но только от человека зависит, дружить с насекомыми или враждовать, бездумно уничтожать их всех подряд или оберегать.

Д/З П.26. Продолжить заполнение таблицы, приготовить сообщения размножении и развитии насекомых.

Ответьте на вопрос: Почему из яйца птицы появляется птенец, похожий на взрослую птицу, а из яйца насекомых – личинка, не похожая на взрослое насекомое?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.