Встреча с родителями «Адаптация, что за зверь такой?»

5
0
Материал опубликован 20 July

Сасина Светлана Геннадьевна

Воспитатель высшей категории

МДОАУ детский сад с.Усть-Ивановка


Встреча с родителями «Адаптация, что за зверь такой?»

Родительское собрание в нетрадиционной форме



Цель: создать условия для заинтересованности родителей в прохождении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.


Воспитатель: Добрый вечер, дорогие родители. Мы рады видеть вас на нашей встрече. Сегодня мы собрались, чтобы познакомиться с вами и обсудить адаптацию ребенка к детскому саду.

Ваши дети будут 4 года посещать детский сад, какое это время будет во многом, зависит от Вас, от Вашего участия в жизни группы, от Вашего взаимодействия не только с воспитателями, но и с другими родителями группы. Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось именно знакомство, ведь нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знают друг друга. И это очень мешает общению. Поэтому я предлагаю всем познакомиться не только со мной, но и друг с другом. Для этого мы с Вами поиграем, мы в детском саду, а игра это ведущий вид деятельности детей.

Игра в кругу «Познакомимся».

Родители по кругу называют свое имя, прилагательное (характеризующее вас) и показывают любое движение, остальные должны повторить все предыдущие и добавить свое.

Воспитатель: Как Вы думаете, зачем мы с вами поиграли в эту игру?

Родители ………

Воспитатель: Вам было трудно запомнить всех и повторить? Так и вашим детям, которые придут в первый раз в детский сад будет трудно. Поход в сад для ребенка — стресс, так как его привычный образ жизни кардинально меняется. Он должен много времени проводить без мамы, его окружает много детей, а еще нужно жить по распорядку и определенным правилам и запомнить огромное количество новых вещей. Начиная с воспитателя, няни, группы и т.д.., где стоит мой горшок, где я буду спать, где я буду кушать, при этом ваш ребенок остался без мамы.

Как вы думаете, это будет ребенку легко?

Скажите, измениться ли ваш ребенок в период адаптации?

Что в нем может поменяться?

Родители высказываются………

Воспитатель: Во время адаптации организм приспосабливается к меняющимся условиям, и у ребенка могут появиться следующие признаки:

нарушение сна;

снижение аппетита;

регресс умений;

отсутствие познавательного интереса;

апатия или агрессия;

резкие перемены настроения;

частые респираторные заболевания или обострение хронических.

Процесс запускается не в первые дни, а через 2-3 недель Адаптационный после того, как ребенок пошел в сад. Если за это время родители не заметили существенных изменений и ребенок ведет себя в саду как дома, у него легкая адаптация. Она встречается у большинства детей.

Адаптация длиться до месяца, ребенок медленнее приходит в норму и как правило начинает болеть, чаще респираторными заболеваниями. Тяжелая адаптация проходит очень редко и чаще она связана с особенными детьми.

Давайте сейчас проведем мозговой штурм «Причины тяжелой адаптации ребенка к детскому саду».

Как вы думаете, какие могут быть причины тяжелой адаптации?

Родители высказываются……..

Первой причиной тяжелой адаптации является - не подготовленность ребенка к детскому саду: ребенок не знает, что его ждет, чувствует настрой родителей, у ребенка другие условия (режим, питание), общение со сверстниками, отсутствуют навыки самообслуживания, не готов остаться без мамы, детский эгоцентризм, ребенок стеснительный или агрессивный.

Как Вы думаете, какова вторая причина? 

Второй причиной тяжелой адаптации, является, когда родители не готовы к детскому саду: сомневаются в воспитателе, не выдерживают слез ребенка, боятся что ребенок не привыкнет, чрезмерно переживают или наоборот, считают, что с первого дня ребенок может остаться на целый день, торопятся выйти на работу. Ребенок чувствует их настрой и не хочет идти в детский сад – устраивает истерики, кричит, не играет с другими детьми, часто болеет.


Период адаптации есть и у родителей”

Практика показывает, если родители легко и быстро адаптируются к детскому саду, то и у ребенка этот процесс протекает легче. Как вы думаете, что может облегчить адаптацию родителей к детскому саду? (родители отвечают)

Проблем с адаптацией не возникнет,

- если родители понимают, что: детский сад – это место, где заинтересованы в их ребенке;

- если родители с доверием относятся к воспитателям и специалистом, прислушиваются и выполняют их рекомендации;

- понимают что детский сад для их ребенка своего рода работа, что он устает и скучает, поэтому делают внеплановые выходные;

- искренне интересуются жизнью своего ребенка в группе;

- принимают участие в мероприятиях, предлагают свою помощь и занимаются со своим ребенком дома.



Чтобы не создавать для ребенка тяжелую адаптацию, необходимо подготовить его к посещению детского сада. Я предлагаю Вам выполнить следующие упражнение, которое покажет мне и Вам успешно ли проходит подготовка ребенка к детскому саду. 

Упражнение - разминка “Поменяйтесь местами те кто …”.


Цель: снятие психоэмоционального напряжения, создание благоприятного микроклимата.


Поменяйтесь между собой местами те:

- У кого есть сыновья;

- Кто старается придерживаться дома режима дня максимально приближенного к режиму в детском саду;

- Кто обучает ребенка необходимым навыкам самообслуживания;

- Чьи дети умеют умываться, мыть и вытирать руки,

- Чьи дети умеют одеваться и раздеваться,

- Чьи дети умеют самостоятельно кушать,

- Чьи дети умеют проситься на горшок;

- Кто включает в рацион питания те блюда, которые употребляют в садике;

- Кто приглашает друзей ребенка в гости и ходит в гости сам;

- Кто показал ребенку, где находиться детский сад и гулял на его территории;-- Кто рассказал ребенку - что такое детский сад, зачем он нужен, как там внутри;

- Кто играет с ребенком дома в игру – детский сад;

- Кто пугает ребенком детским садом: “Вот будет плохо себя вести – отдам в детский сад”

Я хочу Вас похвалить, ведь Вы очень ответственно отнеслись к подготовке детей к посещению детского сада.



Упражнение « Я самая счастливая мама, потому что мой малыш…»

Мы с вами познакомились, а теперь давайте представимся и немного расскажем о наших малышах.  Для этого Вам понадобятся листок и карандаши. Родителям предлагается нарисовать своего ребенка. На выполнение данного задания у Вас 5 минут (участники выполняют задание).

Отлично! Я вижу, что Вы все справились с заданием, но мне кажется, чего-то не хватает. Ведь у того, кого Вы рисовали - есть имя и фамилию. Давай напишем имя на рисунке, и придумает качество, характеризующее ребенка.

Хорошо! А теперь давайте представим свой рисунок. Теперь каждый узнал друг о друге немного больше.

Как Вы думаете, что бы еще помогло Вам лучше адаптироваться как родителям? (планирование первой недели адаптации)

 Сейчас у нас с Вами будет возможность проиграть ситуации, которые могут возникнуть во время адаптации ребенка к детскому саду. Эти ситуация покажут нам ошибки родителей.

Перед Вами ситуация, которую необходимо прочитать и ответить на следующие вопросы:

В чем Вы видите ошибку родителей? А как Вы поведете себя в подобной ситуации?

Инсценировка: “Ошибки при адаптации”.

Ситуация 1

Миша вместе с мамой идет в детский сад первый раз.

Мама прощается с Мишей

- Миша, ты сегодня поиграешь с ребятами в игрушки, и я тебя скоро заберу, говорит мама и быстро убегает.


ОШИБКА Ребенок не понимает понятия скоро, или когда я поработаю, или через 2 часа. Необходимо указывать, на ориентир понятный ребенку. Заберу тебя сразу после прогулки, ты поешь, поиграешь. Договорились? – говорит мама. Целует ребенка, говорит пока.

Ситуация 2.

Мама Оля и Петя входят в раздевалку. Мальчик спокойно переодевается, мама помогает ему. Он целует маму и идет к воспитательнице, которая ожидает в раздевалке.

- Не забывайте, у Вас первый день адаптации, поэтому зарябите Петю через два часа – предупреждает воспитатель.

- Хорошо! – отвечает мама.

После обеда всех детей забирают мамы, а Петя остается один в группе с воспитателем.

В час дня приходит мама Оля.

- Ой, извините. Батарейка на телефоне села. Такое больше не повторится!

На следующие день ситуация повторилась, и так всю неделю, мама забирала ребенка все позже и позже. Через неделю Коля заболел.

ОШИБКА: Это когда мама, вопреки рекомендациям воспитателя, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову.

Ситуация 3

Мама и дочка Лиза уже посещают детский сад несколько дней. Девочка плакала при прощании, а потом успокаивалась.

Утром у воспитателя зазвонил телефон:

- Здравствуйте, Екатерина Ивановна. Мы сегодня не пойдем в садик, отдохнем пару дней. Я взяла на работе отгул. Хочу устроить ребенку праздник!

- Здравствуйте, хорошо. Только не затягивайте: адаптация – серьезный процесс, который нельзя нарушать.

В течение этих дней мама и дочка катались на каруселях, катались на велосипеде, гуляли.

Через пару дней воспитатель снова получает звонок от мамы девочки:

       Здравствуйте, Лиза что-то не хочет идти в детский сад. Мы завтра придем. 

На следующий день Лиза устроила маме истерику, как только они подошли к садику. Она взяла ее на руки и привела в раздевалку. Лиза очень сильно плакала, мама уговаривала ее как могла.

Лиза долго не могла успокоиться, с детьми играть не хотела и почти ни чего не ела.

ОШИБКА: Сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять». Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве + Стремление развлечь ребенка в трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.

Ситуация 4

Утром мама и Петя собираются в детский сад первый раз. Петя очень рад и берет с собой свою любимую игрушку. Они садятся с машину и едут в детский сад. По дороге в детский сад мама говорит ребенку:

-Петя, я думаю, тебе очень понравится в детском саду. Это самый лучший детский сад, там много новых игрушек, красивые рисунки на стенах, добрая воспитательница, которая с тобой поиграет.

- Мама, пойдем вместе в группу – говорит Петя.

- Я могу пройти вместе с ребенком? Он просто без меня еще никуда не ходил – спрашивает мама воспитателя.

- Да, проходите – отвечает воспитатель.

В это время в группе уже было несколько детей, они готовились к завтраку.

- Ребята, пойдемте, ручки помоем перед завтраком – сказала воспитатель.

Дети все дружно пошли мыть руки и Петя вместе с ними. В этот момент, пока Петя был занят, мама решила убежать из группы.

Когда Петя вернулся в группу и увидел, что мамы нет - сильно заплакал. Воспитатели не могли его успокоить до тех пор, пока не вернулась мама. Наследующий день он не хотел идти в группу и каждый раз начинал плакать, если речь заходила о детском саде.

ОШИБКА: Когда мама старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки – формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован).

Ситуация 5.

Малыш капризничает, утром дома устраивает истерики, так продолжается пару дней. По приходу в детский сад и прощания с мамой, ребенок быстро успокаивается. На третий день мама не выдерживает истерику, «Не могу больше слушать, как ты плачешь! Не хочешь идти, не пойдем», и оставляет ребенка дома.


 ОШИБКА Ребенок почувствует вашу слабину, лучше побыть в детском саду немного, чем совсем не идти.


Мы проиграли с Вами несколько ситуаций, и я надеюсь, Вы постараетесь избегать тех ошибок, о которых мы только что говорили.

Рекомендации:

       Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребёнку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет семью. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим. В силах родителей сделать все, чтобы ребенок хотел в детский сад.

Я вам расскажу еще одну ситуацию. Ясельная группа, малыши все плачут, воспитатель готов взять их всех в охапку, чтобы не плакали. Воспитатель, успокаивает мама, говорит, что все пройдет и нужно потерпеть, помогать и верить в детей.

Подготовительная группа. Уже 7 летние дети поют, читают стихи о школе. Теперь плачут педагоги и вспоминают, как пришли эти дети малышами, а сейчас выросли. Даже если возникнут проблемы, не волнуйтесь, помните все можно преодолеть.



Список литературы

Василькина, Ю.К.Что делать если ребенок не хочет в детский сад?.-М.Эксмо-Пресс, 2013.-160с.

Ульева, Е.А. В детский сад без слез-книга для родителей.-М.:Стрекоза, 2019.-128с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.