Всё об артикуляционной гимнастике

1
0
Материал опубликован 20 August 2020

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20 комбинированного вида»

 

«Всё об артикуляционной гимнастике»

 

(материал подобран учителем – логопедом

высшей квалификационной категории

МДОУ № 20

Гадеевой Татьяной Ивановной)

 

г.о. Саранск

 

Уважаемые коллеги!

Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Поэтому стоит заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Детям двух, трёх, четырёх лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.

Вначале артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Занятия артикуляционной гимнастикой должны проходить ежедневно по 5-7 минут. Проводить её лучше в виде сказки.

Артикуляционная гимнастика проводится индивидуально, с подгруппой или группой детей.

Перед выполнением артикуляционной гимнастики рекомендуются упражнения на дыхание 

 

Комплекс упражнений

для ознакомления детей с органами артикуляции

 

Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком показывает пальцем части лица и артикуляционные органы.

 

Игра «Сказочка – указочка»

 

Не устала ты пока,

Покажи, моя рука:

Это – правая щека,

Это левая щека.

 

 

Ты сильна, а не слаба,

Здравствуй, верхняя губа,

Здравствуй, нижняя губа

Ты мне меньше не люба!

 

Есть у губ одна черта –

В них улыбка заперта:

Вправо – правый угол рта,

Влево – левый угол рта.

 

Подбородок тянем вниз,

Чтобы с челюстью отвис.

Там – к прогулкам не привык –

Робко прячется язык.

 

А вокруг-то – целый ряд –

Зубки нижние стоят:

Боковые – слева, справа,

Впереди – зубов оправа.

 

Нёбо вместо потолка

Есть во рту у языка.

А когда открылся рот,

Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края –

Всё про ротик знаю я!

 

Артикуляционная гимнастика для детей младшего и среднего возраста

 

Жил-был весёлый Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко (1). Детям предлагается открыть рот. Посмотрел налево, направо. При открытом рте движения языка направо – налево. Вниз посмотрел. Движение языка вниз. Ночью шёл дождь: нет ли луж? Вверх посмотрел. Движения языка вверх: светит ли солнышко. Закрыл окошко. Закрыть рот. Побежал язычок в ванную умываться. Движения руками и ногами, имитирующие бег. Открыл дверь ванной. Движения рукой. Дверь заскрипела: «Н-н-н…». «Надо смазать дверь»,- подумал Язычок. Вошёл он в ванную. Включил свет. Движения рукой – «чик».

Открыл кран. Круговые движения рукой – «чик –

чик – чик». Полилась горячая вода: «Ш-ш-ш…»

«Ой!!!» - испугался Язычок и отдёрнул руки. Покажи, как он испугался. Показать испуг мимикой и движениями рук, тела. Надо открыть какую воду? Правильно, холодную: Круговые движения рукой «чик-чик-чик».

И Язычок открыл кран с холодной водой: «С-с-с…» Холодная водичка соединилась с горячей и стала тёплой. Язычок умылся. Почистил зубки (2): сначала нижние, затем верхние. Кончиком языка поводить по верхним передним и нижним передним зубам. Прополоскал рот. Движения щёк, имитирующие полоскание. Умылся ещё раз. Круговые движения языка вокруг губ. Вытерся. Закрыл кран с холодной водой. Круговые движения рукой «чик-чик-чик». Закрыл кран с горячей водой. Круговые движения рукой «чик-чик-чик». Погасил свет: «чик». Круговые движения рукой. Закрыл дверь: «Н-н-н…». И побежал весёлый Язычок на кухню завтракать. Движения руками и ногами, имитирующие бег. А на кухне мама печёт пироги. «Мамочка, здравствуй! – крикнул радостно Язычок. – Я тебя очень люблю!!!» Повторить, раскинув руки. «Здравствуй, сыночек! Я тебя тоже очень люблю! Помогай мне тесто месить(3)». Пя-пя-пя. Тесто готово. Испекли они

пирожки. Съел Язычок три пирожка и выпил молока вот из такой чашечки(4). Сказал «Спасибо» и спросил

у мамы: «Мамочка, можно я пойду погуляю? Попросите повторить. Мама ответила «Конечно, можно, только не опаздывай к обеду». Взял Язычок дудочку(5) и весело задудел: «Ду-ду-ду». Вышел Язычок на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор(6). Вот такой. А на крыше дома вот такая труба. С напряжением вытянуть вперед губы. В трубе живёт весёлый ветер: «У..-у-у-..», - поёт он. Винтообразные движения указательного пальца, губы вытянуты в трубочку. Весёлый маляр(7) красил забор. «Смотри, Язычок, - сказал маляр, - возле забора вырос грибок(8). «Как хорошо!» - ответил язычок и вдруг, как кошка(9) ловит мышку(10) за хвостик. «Нельзя, Мурка!» - прогнал Язычок кошку. Погрозил пальчиком кошке. «Нельзя»! Погрозить пальчиком. Побежал Язычок к своей лошадке(11). Погладил её. «Здравствуй, лошадка», - ласково сказал Язычок. Как он сказал?

Повторить с ласковой интонацией. Лошадка обрадовалась. Заржала: «Иго-го!..» Как она

обрадовалась? Повторить голосом и подёргать головой. Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они

вместе. Цоканье языком. Скачут они берегом реки. На реке гудит пароход(12): ы-ы-ы. Счастливого пути, пароход!» - помахал ему вслед Язычок. Как Язычок проводил пароход? Помахать ручкой. Скачут они дальше. Скачут полем, скачут лесом. Цоканье языком. Здоровается Язычок со всеми. «Здравствуйте, деревья!» Как он крикнул? Повторить, раскинув руки. «Здравствуй, небо!» Повторить, подняв руки вверх и широко их раскинув. И тут Язычок увидел солнце. «Здравствуй, солнце!» Как он крикнул? Повторить, подняв руки вверх и широко их раскинув. Спрашивают деревья, небо, солнце: «Кто это с нами поздоровался?». «Это – я!!!» - крикнул Язычок. Как он крикнул? Вновь радостно крикнуть, подняв руки вверх и широко их раскинув. «Кто это - я?» - переспрашивают деревья, небо,

солнце. «Это я, …!» Громко выкрикнуть своё имя. Скачет Язычок, скачет и прискакал в зоопарк. Цоканье Языком. В зоопарке он встретил своих

друзей. Язычок увидел ослика. «Иа-иа-иа!» - поздоровался ослик. Как он поздоровался?

Повторить. Язычок посмотрел, как умывается весёлый слоник(13) Бэмби. Слоник набирает хоботом водичку и моет себя, как из душа. Покажи, как набирает воду слоник. К ним подошёл индюк(14). Он без умолку болтал: «Бл-бл-бл-бл…» Маленькая белочка угостила Язычка орешками(15). Покажи, какие были орешки. В зоопарке Язычок покатался на качелях(16). Покатался на маленьком автомобильчике. «Дрррр..». Показать, как, держа руль, едут на машине. Было очень жарко. Язычок купил себе мороженое – эскимо на палочке. Очень вкусное мороженое! Лакательное движение языком. А ты какое любишь мороженое? Съел Язычок мороженое и подумал, что надо домой возвращаться. Посмотрел на часы(17), а часы стоят. Надо часы что?

Движения рукой, имитирующие завод часов. Правильно – завести: «тик-тик-тик». И часы пошли. «Ой! Меня же мама дома ждёт!» Вскочил Язычок на лошадку и поскакал домой. Цоканье языком. Дома

его ждала мама. Она испекла язычку вкусные блинчики(18) и положила вкусного варенья(19). Мама

сходила в магазин в магазин и купила своему любимому сыночку подарки. Мама подарила Язычку воздушный шарик(20). Какого он цвета? Язычок надул шарик: «Ф…ф…ф…». Ещё мама купила Язычку красивую гармошку(21) и барабан. Вот такой. Язычок взял барабанные палочки и заиграл весёлый марш (22): «ддд…ддд…ддд…». Он был очень рад новым игрушкам и очень рад, что вернулся домой к маме.

Примечания: выделенные курсивом слова – это упражнения. На каждое слово рекомендуется подготовить соответствующую картинку. Описание артикуляционных упражнений смотрите в приложении.

 

 

Приложение:

«Окошко»

широко открыть рот – «жарко»

закрыть рот – «холодно»

«Чистим зубки»

улыбнуться, открыть рот

кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

«Месим тесто»

улыбнуться

пошлёпать языком между губами – «пя-пя-пя»

покусать кончик языка зубками (чередовать эти движения)

«Чашечка»

улыбнуться

широко открыть рот

высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки», т.е. слегка приподнять кончик языка)

«Дудочка»

с напряжением вытянуть вперёд губы (зубы сомкнуты)

«Заборчик»

улыбнуться с напряжением обнажив сомкнутые зубы

«Маляр»

губы в улыбке

приоткрыть рот

кончиком языка погладить («покрасить») нёбо

«Грибочек»

улыбнуться

поцокать языком, будто едешь на лошадке

присосать широкий язык к нёбу

 

«Киска»

губы в улыбке, рот открыт

кончик языка упирается в нижние зубы

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

«Поймаем мышку»

губы в улыбке

приоткрыть рот

произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

«Лошадка»

вытянуть губы

приоткрыть рот

поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадка)

«Пароход гудит»

губы в улыбке

открыть рот

с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»

«Слоник пьёт»

вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хоботок слоника»

«набирать водичку», слегка при этом причмокивая

«Индюк болтает»

языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл…»

«Орешки»

рот закрыт

кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки

на щеках образуются шарики – «орешки»

 

«Качели»

улыбнуться

открыть рот

кончик языка за верхние зубы

кончик языка за нижние зубы

«Часики»

улыбнуться, открыть рот

кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

«Блинчик»

улыбнуться

приоткрыть рот

положить широкий язык на нижнюю губу, язык не напряжён, неподвижен

«Вкусное варенье»

улыбнуться

открыть рот

широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу

«Шарик»

надуть щёки

сдуть щёки

«Гармошка»

улыбнуться

сделать «Грибочек»

не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

«Барабанщик»

улыбнуться

открыть рот

кончик языка за верхними зубами: «ддд…ддд…»

 

«Фокус»

на кончик языка положить ватку

широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

«Загнать мяч в ворота»

«вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)

дуть с зажатыми губами языком (щёки не надувать)

 

 

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

 

Окошко

На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).

 

Лягушка

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану.

 

Хоботок

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

 

4. Лягушка – хоботок

На счёт «раз-два» чередовать упражнения «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я,

Хоботок есть у меня.

 

5. Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять.

 

Иголочка

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

 

Лопаточка – иголочка

На счёт «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык иголочкой потом

Потянем тонким остриём.

 

Часики

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.

Наш весёлый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо,

Влево, вправо, влево, вправо.

 

Качели

Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз-два» поочерёдно упираться то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Я всё выше поднимаюсь,

А потом – вниз.

 

10. Лошадка

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

 

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

 

Сказка о весёлом язычке

 

(к основному комплексу артикуляционной гимнастики)

 

Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.

Первая дверь – это губы. Давай откроем её (упражнение «Лягушка»).

 

Вторая дверь – это зубы. Откроем и её (упражнение «Окошко»).

 

Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя нижняя губа (упражнение «Лопаточка»).

 

Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время удерживать язык на нижней губе). Наконец он проснулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголочка»).

 

Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»). Погода хорошая, светит солнышко.

 

Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).

 

Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься. Весело ему было скакать на лошадке (упражнение «Лошадка»).

 

Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь – зубы (упражнение «Лягушка»), а затем и первую – губы (сомкнуть губы).

 

Двигательная психофизическая гимнастика

 

Цели

 

Коррекция психофизических функций; комплексное воздействие на моторику, психику, речь. Учить свободно и точно управлять своими действиями, координировать и согласовывать движения во взаимосвязи с речью, снимать мышечное напряжение (релаксация), преодолевать скованность определённых групп мышц, учиться эмоциональной раскованности, концентрации внимания. Рекомендована детям стеснительным, с повышенной эмоциональностью, заикающимся, с недостаточной двигательной активностью.

Мимика, жесты, движения сочетаются с речью и способствуют совершенствованию общей моторики, снимают усталость, благотворно влияют на настрой.

 

Мы вышли погулять

 

Представьте, что солнышко ласково согревает ваше лицо, руки, вам приятно и радостно. Расслабление. Подул ветер, пошёл холодный дождь, вам холодно – напряжение. Чередовать 3-5 раз.

 

День рождения

У вас День рождения, и вы накрываете на стол (имитация движений, мимика). Затем упала и разбилась чашка (испуг, сожаление). Пришла мама и рассердилась. Затем вы собрали осколки и попросили у мамы прощения.

 

3. Домашние птицы

(движения)

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

(«махать крыльями»)

 

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

(«вытягивать шею»)

 

А индюк среди двора –

Бал-бал-бал! Балды-балда!

(«поднимать – опускать голову»)

 

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

(«тянуть шею»)

А наш Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!

(«встать на носочки, вытянуть шею и захлопать крыльями»)

 

Лесные звери

Изобразите маленьких весёлых зайчат, резвящихся на лугу. Как испугался один зайчишка, когда далеко отбежал от мамы. Изобразите большого старого медведя. Каким голосом он ревёт? Покажите, как мама медведица ласково смотрит на своих медвежат. Как ходят маленькие весёлые медвежата.

 

Цирк

Вы цирковые артисты: ходите по канату, жонглируете предметами, изображаете весёлых, грустных и смешных клоунов, скачете на лошадях (цоканье копыт), прыгаете с тумбы на тумбу.

 

Помогаю маме.

Пылесосить, вытирать пыль, стирать и развешивать бельё, гладить, мыть посуду. Покажите, как обрадовалась и похвалила тебя мама.

 

Кулачки.

Руки на коленях. Сожми кулачки так, чтобы косточки побелели. Как будто у тебя в руках маленький резиновый шарик – до 10 сек. Распрями пальцы и расслабь руки. Руки потеплели, стало легко и приятно. Спокойный вдох – выдох. Повторить 3 раза.

 

Олени.

Руки скрещены над головой с растопыренными пальцами – напрягать, делая твёрдыми, как рога. Уронить руки на колени – 3 раза.

 

Пружинки.

Представь, что ноги стоят на пружинках и поднимают носки вверх, а пятки продолжают упираться в пол. Сильно прижми пятки. Поставь стопы на пол, расслабься. Вдох – выдох. Повторить 3 раза.

 

Загораем.

Исходное положение – сидя, ноги вытягиваем вперёд и поднимаем вверх, напрягая (ноги твёрдые, каменные). Ноги ставим на пол – расслабились. Вдох – выдох. Повторить 3 раза.

 

Парикмахерская.

Моем голову, вытираем, расчесываем, подстригаем, сушим феном, брызгаем лаком. Посетитель очень доволен.

 

Огород.

Копаем землю, рыхлим, сажаем рассаду, пропалываем сорняки, поливаем. Затем все отдыхают, расслабляются, спят.

 

Сбор урожая.

 

Поднять руки вверх и потянуться к солнышку – растут овощи. Собираем огурцы – показ формы, размера. Собираем помидоры – показ формы, размера. Собираем тыкву – показ формы, размера. Выдёргиваем лук, свёклу, морковь (каждый раз показываем форму, размер). Всё складываем в корзину, идём домой, показываем, кА устали, какая тяжёлая корзина: Ах! Ох! Ух! Сидя отдыхаем, расслабляемся. А затем веселимся: Ух! Эх!

 

Инструкция по проведению игр и игровых упражнений для развития речевого дыхания.

 

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). Затем усложните упражнение: во время выдоха язык пусть лежит на нижней губе.

 

Комплекс упражнений для развития речевого дыхания.

 

1. Футбол.

Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков. Губы вытянуты трубочкой. Струя воздуха должна быть непрерывной и длительной.

 

2. Ветряная мельница.

Для этой игры необходима игрушка-мельница из песочного набора или вертушка. Ребёнок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает действия малыша стихотворным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

 

3. Снегопад.

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объясните ребёнку, что явление, когда идёт снег, называется снегопад. Предложите ему устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует:

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

 

4. Листопад.

Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги жёлтого и красного цветов осенние листья. Объясняет ребёнку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, длительно произнося звук «ф», сдуть листок с книжки. Книжку держать на уровне рта ребёнка. Щёки не надувать, следить, чтобы струя воздуха была узкой, при этом слышен звук «ф», а не «х». Листья можно вырезать разные: дубовые, кленовые, берёзовые. Научите детей узнавать листья деревьев. Это смогут даже неговорящие дети:

Листопад, листопад,

Листья жёлтые летят.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

 

Бабочка.

Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать натку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребёнка. Взрослый и ребёнок произносят приговорку:

Бабочка-коробочка,

Полети на небко,

Там твои детки –

На берёзовой ветке!

 

Затем взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, «чтобы она полетела». Ребёнок делает длительный плавный выдох.

 

Кораблик.

Взрослый и ребёнок вместе делают из бумаги кораблик. Кораблик опускают в таз с водой. Таз должен стоять так, чтобы ребёнку было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребёнок двигает кораблик с помощью сильного выдоха. Заканчивая игру, ребёнок и взрослый вместе поют:

Ветерок, ветерок,

Натяни парусок!

Кораблик гони

До Волги-реки!

 

Одуванчик.

Упражнение проводится на улице во время цветения одуванчиков. Взрослый предлагает сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Следите за правильностью выдоха!

Одуванчик, до чего ж

Ты на облачко похож.

Страшно даже и взглянуть:

Как бы облачко не сдуть.

 

Шторм в стакане.

Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладётся соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны.

 

Чей пароход лучше гудит?

Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырёк берёт себе, а другой даёт ребёнку. Взрослый показывает, кА можно погудеть в пузырёк. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка.

После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребёнку. Если гудок не получается, значит, ребёнок не соблюдает одно из данных требований.

 

Понюхать цветок.

Пойдём, погуляем в саду. Какие красивые цветы! Как они чудесно пахнут! Глубоко вдохнуть и выдохнуть, как бы улавливая аромат цветов на картинке.

 

Фокус.

Фокусник заставляет ватку летать. А ты сможешь проделать этот фокус? Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края языка были прижаты, а посередине образовался желобок. Язык принимает форму ковшика. На нос положить ватку и сдуть её струёй воздуха, проходящей посередине языка по желобку. Если ватка полетит вверх, упражнение выполнено правильно.

 

Ныряльщики (1).

Предложить ребёнку представить, что он ныряет од воду. Для этого необходимо вдохнуть носом, задержать дыхание от 5 до 10 секунд. Выдохнуть ртом 2 -3 раза.

 

Ныряльщики (2).

Вдох ртом, а выдох носом. Разводя руки в стороны, сделать вдох ртом. Затем, обхватив себя руками и приседая «в воду», делать выдох носом. Выполнять 2-3 раза.

 

Песенка.

Вдох носом, произносить на одном выдохе гласные звуки, продолжительно (а..а..а), прерывисто (а-а-а-а), громко, тихо. Затем на одном выдохе слоги: мА, па, ба и т.д. (непрерывно, прерывисто). Важно, чтобы ребёнок произносил все слоги на одном выдохе и во время произношения не вдыхал дополнительно.

 

Птицеферма

Вдох носом, на одном выдохе произнести слоги: га-га-га, ко-ко-ко, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-ря, куд-куда. Произносить 2-3 раза, постепенно увеличивая до 5-6 раз.

Счёт

Вдох носом, произнести на одном выдохе слова: один, один-два, один-два-три и т.д. до тех пор, пока хватит дыхания, не доводя до перенапряжения.

 

Хорошо пахнет.

На вдохе понюхать яблоко (на картинке, муляж, натуральное), на выдохе плавно произнести «хорошо», ещё раз со словами «очень хорошо» и ещё раз с фразой «как хорошо пахнет».

 

Произносить на одном выдохе:

Ау-ау-ау-ау

Уа-уа-уа-уа

Иа-иа-иа-иа

Ай-ей-ай-ей

Ой-ёй-ой-ёй

Ту-ту-ту-ту-ту-ту

Ва-ва-ва-ва-ва-ва

Фу-фу-фу-фу-фу-фу

Пи-пи-пи-пи-пи-пи

Ко-ко-ко-ко-ко-ко

На ёлке удод, под ёлкой енот.

Аля ахала, а Оля охала.

И я иду, и Юля идёт.

Это эхо, эхо это.

Иголки у ёлки, колки иголки.

У Тани ноты, у Тони боты.

 

 

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.

 

 

«Медвежонок в берлоге»

 

Цель: активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом.

 

Описание: дети ложатся в сухой бассейн-берлогу, удобно устраиваются на разбросанных в нём мячах и поворачиваются с боку на бок.

 

Педагог: Медведь в берлоге сладко спит

И шумно, на весь лес сопит.

 

Дети выполняют 8-12 шумных вдохов. Выдох произвольный.

 

2. «Страшный сон мышонка»

 

Цель: Направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом.

 

Описание: в норе (сухом бассейне) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно.

 

Педагог: Как дышит мышка-крошка,

Коль снится злая кошка?

Дети дышат поверхностно и учащённо.

 

«Медуза»

 

Цель: учить детей расслаблять мышцы всего туловища с последующим напряжением их.

 

Описание: дети лежат на ковриках, руки и ноги врозь.

 

Педагог:

Я лежу на спине,

Как медуза в воде.

Руки расслабляю,

В воду опускаю.

 

На сигнал «Шторм!» дети сворачиваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» - дети снова расслабляются, ложатся свободно.

 

«Чайка»

 

Цель: учить глубокому, спокойному вдоху, согласовывать ритм дыхания с движениями рук.

 

Описание: дети лежат в сухом бассейне на спине.

 

Педагог:

Спокойно на спине лежу.

Как чайка, медленно летаю.

Ладонями в воде скольжу:

Вверх – вдох на выдохе – опускаю.

 

Дети поднимают через стороны руки вверх, скользят ладонями по лежащим в бассейне мячам; делают вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз.

 

«Ленивец»

 

Цель: удерживать позу общего расслабления

 

Описание: дети ложатся животом на мячи-гиганты.

 

Педагог:

Я ленивец, милый, славный,

Неуклюжий и забавный.

Вишу на ветке целый день.

Даже и висеть мне лень.

 

«Полоскание»

 

Цель: учить выполнять упражнения с усилием, преодолевая сопротивление.

 

Описание: дети стоят возле сухого бассейна, опустив в него руку (ногу), и выполняют движения вправо, влево и вглубь с последующим встряхиванием брызг.

 

Педагог:

Руки в бассейн опущу,

Тщательно прополощу.

Ну, а потом по порядку

Выну, встряхну, разотру.

 

«Гора»

 

Цель: развивать силу и амплитуду движений мышц плечевого пояса.

 

Описание: дети стоят возле сухого бассейна и сгребают руками шарики в кучу.

 

Педагог:

Это, конечно, не Эверест.

Гору нагрёб я руками.

Горы покруче, наверное, есть.

Попробуйте, сделайте сами!

 

«Водный велосипед»

 

Цель: укреплять мышцы ног и брюшного пресса. Ритмизировать движения в соответствии со стихотворным текстом.

 

Описание: дети сидят в сухом бассейне, опираются спиной о бортик.

 

Педагог:

Водный мой велосипед

Как он любит непосед!

На педали нажимаю.

Рыбок стаи распугаю.

 

Дети выполняют ногами движения, имитирующие вращение педалей.

 

«Сосчитай мячики»

 

Цель: упражнять правильное речевое дыхание.

 

Описание: мячики из сухого бассейна рассыпаны по полу перед детьми. Дети, наклоняясь, делают шумный вдох носом. На выдохе они поднимают мячики, считают их и кладут в бассейн.

 

«Покачай игрушку на животе»

 

Цель: укреплять мышцы живота. Способствовать активному вдоху и выдоху.

 

Описание: дети лежат в сухом бассейне на спине. Небольшую игрушку они помещают на живот. На шумном вдохе дети поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают её.

 

Инструкция по проведению игр и игровых упражнений для развития речевого дыхания.

 

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). Затем усложните упражнение: во время выдоха язык пусть лежит на нижней губе.

 

 

Комплексы упражнений психогимнастики.

Гнев

 

Саша пригласил в гости двух друзей – Иру и Митю. Они входят в комнату и замирают – стоит новая большая машина! Дети восхищены: качают головой, округляют глаза. Мальчик выходит из комнаты и грозит пальцем: не трогайте без меня! Двое детей тут же бросаются к игрушке, каждый хочет первым подержать в руках, отнимают друг у друга, и игрушка падает на пол. Дети испуганно отступают в сторону: что же мы наделали! Входит Саша и видит свою новую игрушку на полу. Он в гневе: зачем взяли без разрешения? Сдвинул брови, топает ногой, грозит кулаком.

 

Страх

 

Гроза.

За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии. Грозно гремит гром. Ребёнок один дома, ему страшно, он вздрагивает при сильных раскатах грома (голова втянута в плечи, глаза широко раскрыты, рот открыт, ладонями закрывает лицо).

 

Интерес.

 

По улице шёл человек и нёс в руках спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Юра это заметил, и ему стало очень интересно, что же лежит в сумке. Он то с одной стороны подбежит, то с другой, и, вытягивая шею, заглядывает в сумку. Вдруг человек остановился, поставил сумку на землю, а сам зашёл в телефонную будку. Юра присел на корточки возле сумки и заглянул внутрь. А там лежали две обыкновенные ракетки для игры в теннис. Юра разочарованно махнул рукой, встал и не спеша пошёл к своему дому.

 

Обида.

 

Миша и Маша – брат и сестра. Выходной – родители едут на дачу. На даче хорошо: речка, пляж, в саду груши и яблоки. Можно бегать и играть на улице, сколько хочешь. Дом сторожат две собаки, дети их очень любят. Миша и Маша всегда с нетерпением ждут поездки. Но маленький Миша простудился. У него поднялась температура, и решили, что он останется с бабушкой дома. Как обидно Мише! Он смотрит в окно, как укладывают вещи в машину, и чуть не плачет.

 

Радость.

 

Валя мечтала, чтобы родители подарили ей собаку. Настал день рождения, и Валя вся извелась от ожидания: будет ли сюрприз? Но никто ничего ей не говорил, и днём подарили много подарков, а щенка не было. Валя огорчилась и уже не ждала его. А вечером папа пришёл с работы домой и принёс с собой корзинку. Папа позвал Валю и сказал, что пришёл кто-то из друзей. Но в прихожей никого не было, а стояла только корзина. Валя заглянула в корзину, а там – щенок! Именинница смеётся и прыгает от радости.

 

Стыд.

 

Девочка Настя случайно разбила мамину любимую вазу. Она испугалась, что мама накажет её. И Настя сказала, что вазу разбил её младший брат Коля. Брата наказали. Девочке стало очень стыдно. Она подошла к Коле и попросила у него прощения. А маме призналась.

 

 

Инструкция по применению мимической гимнастики.

 

Цели мимической гимнастики:

 

Чередование напряжения и расслабления лицевых и шейных мышц, их активизация, укрепление и развитие; снятие повышенного мышечного напряжения, развитие подвижности артикуляционного аппарата. Способствует раскрепощению детей за счёт активизации эмоциональной сферы, проявлению своего «я»; развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

Снимает усталость, благотворно влияет на настроение, помогает сконцентрировать внимание, готовя ребёнка к дальнейшей деятельности. Особенно рекомендуется детям с синдромом дефицита внимания и повышенной двигательной активностью (СДВПДА), а также детям с пониженным тонусом лицевых мышц. Способствует коррекции психофизических функций.

Познакомить детей с эмоциональным состоянием человека.

Начинать лучше перед зеркалом.

Выполнить мимические упражнения.

Затем эти упражнения связать с сюжетами (игровая мимическая гимнастика).

 

Мимическая гимнастика

 

Поднимать брови вверх – 3-5раз.

Наморщить брови («хмуриться») – 2-3 раза

Закрывать последовательно глаза – по 4 раза.

Посмотреть вниз, закрыть глаза – 3 раза.

Держать глаза закрытыми в течение 1-й минуты.

Открыть и закрыть глаза 3 раза подряд.

Улыбаться с закрытым ртом – 3 раза.

Щуриться – 3 раза.

Опустив голову вниз, сделать вдох, и в момент выдоха фыркнуть и вибрировать губами – 3 раза.

Имитация свиста – 3 раза.

Расширить ноздри – 3 раза.

Поднимать верхнюю губу, обнажив верхние зубы – 3 раза.

Опускать нижнюю губу, обнажив нижние зубы – 3 раза.

 

Улыбаться с открытым ртом – 3 раза.

Произносить о, и – по 3 раза.

Гасить спичку – 3 раза.

Набрать в рот воду: полоскать закрытый рот, стараясь не выливать воду.

Надувать щёки; переливать воду из одной половины рта в другую попеременно – 5 раз.

Опускать углы рта вниз при закрытом рте-3 р.

Произносить звуки п, в, ф, р – по 3-5 раз.

Высунуть язык и сделать его узким.

Открыть рот, двигать языком вправо и влево.

Выпячивать вперёд губы – 3 раза.

Следить глазами за двигающимися по кругу пальцами – по 3-5 раз.

Втягивать щёки при закрытом рте – 3 раза.

Опускать верхнюю губу на нижнюю и наоборот – 3 раза.

Кончиком языка водить по дёснам одновременно в одну сторону, затем в другую при закрытом рте – 3 раза.

 

Игровая мимическая гимнастика

 

1. В парке.

 

Представьте, что вы оказались в парке развлечений. Сначала удивились: О… Потом обрадовадись: О! Оглядели всё вокруг (глаза!) Стало интересно: О-о! Огорчились, что пора уходить: о-о…

 

2. Показываем гласные.

 

Послушайте стихотворение и покажите губами звуковой ряд:

Гласные песенку звонкую тянут: и-и-и

(губы в широкую улыбку).

Могут заплакать: о-о-о

(губы «бубличком») и застонать: у-у-у

(губы трубочкой).

Могут качать в колыбели Алёнку: а-а-а

(рот в полуулыбке).

Могут, как эхо, в лесу закричать: «Ау! Ау!»

Легко летят они в высоту: а-и-о-у

 

3. Сказочные герои.

 

Изобрази злую Бабу-Ягу, доброго волшебника, печальную Алёнушку, грустного братца Иванушку … и т.д.

 

Учите ребёнка имитировать эмоции, используя только лицевые мышцы (без рук, движений телом и голоса).

 

Три поросёнка.

 

Изобрази трёх поросят: беззаботного Наф-Нафа, трусливого Нуф-Нуфа, серьёзного Ниф-Нифа. Изобрази злого волка, который прикинулся доброй овечкой, испуганных поросят, весёлых поросят, которые победили злого волка.

 

Лягушка на охоте.

 

Изобрази лягушку, которая притаилась и замерла, а потом съела комарика (широко раскрыть рот и сделать активное движение языком) и осталась очень довольна.

 

Прогулка в лесу.

 

Пойдём гулять в лес. Посмотри вверх (какие высокие деревья! – активные движения глазных яблок, широко раскрыть глаза). Посмотри вправо, влево, вниз. Ты очень удивился, увидев, как белочка прыгает с ветки на ветку (стрелять глазами вправо-влево, вверх-вниз) по диагонали. Вдруг мы поняли, что забрели далеко, нам нужно позвать друзей! (имитируем АУ! Без голоса, с активной артикуляцией: раскрыть рот, губы трубочкой).

 

Осеннее настроение.

Гуляем в парке осенью. Идёт дождь и настроение грустное (мимика). Следим глазами за падающими сверху вниз листочками (глаза вверх-вниз), следим за кружащимися на ветру листочками (активное движение глаз по кругу). Дождик попал нам в лицо – напряжённо мигаем глазами (примерно 5 раз) – расслабляем лицевые мышцы, лицо спокойное.

 

Пробуем фрукты.

Представим, что купили фрукты: ананасы, яблоки, абрикосы, лимоны, груши, апельсины. Делаем активные жевательные движения, активно глотаем, а по выражению лица нужно догадаться, какой фрукт съели.

 

Моя мама.

Какое выражение лица бывает у мамы, когда она сердится? Когда говорит ласковые слова, когда огорчается, когда удивляется, когда спит?

 

Комплекс упражнений для челюстей.

 

Широко раскрыть рот и держать его открытым 10-15 сек.

Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми зубами.

То же в быстром темпе.

Лёгкое постукивание зубами – губы разомкнуты.

Боковые движения нижней челюстью с закрытым, а затем с открытым ртом.

Повторяется первое упражнение.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.