12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чембарисова Эльвира Халимовна2912
Работаю учителем музыки и ритмики в Октябрьской коррекционной общеобразовательной школе № 19 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Мой девиз: "Бороться и искать,найти и не сдаваться"
Россия, Башкирская респ., Октябрьский
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»
4

Вторая жизнь народных песен

Тема: Вторая жизнь народных песен.

Цель: Познакомить воспитанников со старинными обрядами в сценах народных праздников оперы Римского-Корсакова "Снегурочка" и узнать, какие народные песни использовал композитор в этих сценах.

Задачи:

Познакомить воспитанников с русскими обрядами на основе прослушивания народных песен оперы Римского-Корсакова "Снегурочка".

Развивать знания к какому жанру народной песни относятся песни, которые композитор включил в сцены обрядовых праздников.

Корригировать мышление.

Осознать ценность полученных знаний о традициях и фольклоре своего народа.

 

Ход урока

Закрепление пройденного. Вопросы на повторение.

- Что такое народная и композиторская музыка?

У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.

Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое (показ репродукции слайд 1 “Гусляры”).

Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен.

Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский. (слайд 2)

Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские.

- Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими?

Предполагаемый ответ: народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.

О чем мы узнаем в песнях? (Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Эти разнообразные виды народных песен и называют жанрами народных песен.) Это трудовые, обрядовые, исторические, революционные, шуточные, хороводные, плясовые, прибаутки, детские игровые и былины. Эти песни являются спутником всей человеческой жизни.

 

Изучение новой темы.

Наша тема урока называется «Вторая жизнь народных песен»

Сегодня на уроке мы познакомимся с русскими обрядами на основе прослушивания русских народных песен (слайд 3) оперы Римского-Корсакова "Снегурочка" (портрет слайд 4), автору 15-ти опер. Вся жизнь композитора связана с Петербургом. Он не только здесь учился, но и преподавал в консерватории, а сегодня Петербургская консерватория носит его имя. Среди всех русских композиторов никто не любил природу, никто не умел так изумительно передать её красоту в музыке, как Н. А. Римский-Корсаков.


 

Слайд-видео 5 Биография Римского-Корсакова

Свою 3-ю по счету оперу Римский-Корсаков назвал «Весенней сказкой». Второе название этой оперы «Снегурочка», которая была создана по одноимённой пьесе великого русского драматурга Александра Николаевича Островского (показ слайда 6) посвящена природе, пробуждению весны, солнцу.
 

Краткий рассказ о либретто оперы «Снегурочка»

Краткое содержание

Красная горка в волшебном царстве Берендея. Лунная ночь. Окруженная свитой птиц, опускается на землю Весна-красна. Лес еще дремлет под снегом, в стране царит холод. Пятнадцать лет назад у Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка, и с той поры разгневанный Ярило-солнце дает земле мало света и тепла; лето стало коротким, зима — долгой и суровой. Появляется Мороз. Он обещает Весне покинуть страну берендеев. Но кто же будет оберегать Снегурочку? Ведь Ярило только и ждет случая зажечь в сердце девушки губительный огонь любви. Родители решают отпустить дочку в слободку Берендеевку под присмотр бездетного Бакулы-бобыля. Снегурочка счастлива: давно уже ее влекут к людям чудные песни пастуха Леля. Поручив Лешему охранять дочку, Весна и Мороз уходят. Приближается толпа веселых берендеев. Они провожают Масленицу, весело приветствуя наступление весны. Бобыль замечает появившуюся из лесной чащи Снегурочку. К великой радости Бобыля она просит взять ее в дочки.

По просьбе Снегурочки пастух Лель поет ей, но, заслышав зов веселых подружек, бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает. Девушка обижена. К ней подходит Купава: она спешит поделиться своим счастьем — ее любит пригожий Мизгирь, и скоро будет их свадьба. Вот и сам жених, явившийся с богатыми дарами. По старинному обычаю он должен выкупить невесту у подружек. Но, увидев Снегурочку, Мизгирь, плененный ее красотой, отказывается от Купавы. Обманутая невеста в слезах обращается к пчелкам и хмелю с мольбой наказать обидчика. Народ, возмущенный изменой Мизгиря, советует Купаве просить заступничества у доброго и справедливого царя Берендея.

Царский дворец. Гусляры славят мудрого Берендея. Но на душе у него тревожно: Ярило-солнце гневается за что-то на берендеев. Чтобы умилостивить грозное божество, царь решает завтра, в Ярилин день, обвенчать всех невест и женихов. Вбегает Купава. Она рассказывает о своем несчастье. Негодующий Берендей велит привести Мизгиря и осуждает его на вечное изгнание. Мизгирь не оправдывается. Он только просит Берендея взглянуть на Снегурочку. Красота девушки поражает царя. Узнав, что Снегурочка не ведает любви, он понимает причину гнева Ярилы-солнца. И Берендей объявляет: юноша, который сумеет до рассвета заставить Снегурочку полюбить себя, получит ее в жены. Мизгирь просит отсрочить изгнание и клянется зажечь сердце девушки.

Догорает вечерняя заря. Берендей на поляне в заповедном лесу справляют канун наступающего лета. В награду за песни царь предлагает Лелю выбрать себе красавицу по сердцу. Лель выбирает Купаву. Это до слез огорчает Снегурочку. Появляющийся Мизгирь обращается к ней с взволнованными словами любви, но Снегурочка не может ответить на непонятное ей чувство. Путь Мизгирю преграждает Леший. Он заколдовывает лес, дразнит Мизгиря призраком Снегурочки. На опустевшую поляну выходят Лель и Купава, которая нежно благодарит своего нового жениха за то, что он спас ее от позора. Снегурочка, видевшая это, в отчаянии. Она решает просить у матери Весны сердечного тепла.

Ярилина долина. Светает. В ответ на просьбу дочери Весна надевает на нее волшебный венок. Теперь Снегурочка знает чувство любви, и новая встреча с Мизгирем зажигает ее ответной страстью. Скоро взойдет солнце, и, помня наставления родителей, Снегурочка торопит возлюбленного бежать от гибельных для нее лучей Ярилы. Но в долину спускается Берендей со свитой. При первых лучах восходящего светила царь берендеев благословляет женихов и невест. Появляется Мизгирь со Снегурочкой. Девушка говорит царю о своей безмерной любви. Однако недолго длится счастье Снегурочки. Узнав горячее человеческое чувство, дочь Мороза стала доступной мести Ярилы. Яркий солнечный луч рассекает утренний туман и падает на Снегурочку. Даже предчувствуя близкую гибель, она благодарит мать за сладкий дар любви. В отчаянии Мизгирь бросается в озеро. Народ поражен. Но мудрый Берендей спокоен: ведь существование Снегурочки было нарушением законов природы; с ее чудесной кончиной Ярило перестанет сердиться, и в стране восстановится счастливая жизнь. Лель, а за ним весь народ, запевает хвалебный гимн Солнцу.

Словарная работа: берендеи

Беренде́иберендичиберендии (др.русск. береньдѣи, береньдичи, точная этимология не установлена) — кочевые племена в южнорусских степях (XI—XIII вв.).

1. Просмотр мультфильма «Снегурочка» (слайд 7 фрагмент «Масленица)

- В какое время года проходила масленица? В конце зимы, начале весны. Этот обряд сохранился до наших дней.

- Назовите  символы этого праздника.  (Соломенное чучело; блины. Все посвящено солнцу)

В сказке "Снегурочка" берендеи поклонялись языческому божеству Яриле-Солнцу.

Композитор в сцене проводов Масленицы использовал подлинные народные тексты и мелодии.

В опере звучат календарные песни "А мы Масленицу дожидаем…"; "Коледа-маледа"; "Ой, честная масленица".

 

2. Просмотр «Сцена выкупа невесты» («Ай во поле липонька»)

В сцене выкупа невесты звучали подлинные свадебные обрядовые песни "Как за речкою…"; "Как не пава свет по двору ходит…"

- А как происходит обряд выкупа невесты?

Подружки водят хороводы, поют свадебные песни. Жених одаривает подружек и друзей сладостями, деньгами, подарками.

(слайд 8)

3. Самый главный праздник сказочных берендеев связан с обрядом языческого божества Ярилы-Солнца. Отмечался в Красную горку.

Красная горка символизирует полный приход весны, этим праздником встречали эту пору года.

Красная горка — это праздник веселья, хороводов, в этот день проводились многочисленные балаганы и торжества.

Этот праздник, помимо всего прочего, символизирует встречу парней и девушек, сродни тому, что весна — это начало новой жизни для всей природы, поэтому Красная горка — это еще и первое весеннее гуляние молодых девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название — «красная» (то есть красивая) горка. Обычно в России к Красной горке приурочивались свадьбы, в некоторых местах она начиналась поминанием покойников (на кладбище), после чего устраивался праздник.

По всей Украине в этот день ходили дети по домам славить «ярь и зеленачку». Дети носили с собою в руках деревянную ласточку[4]. Повсеместно девушки ходили по улицам и пели веснянки.

Красная горка была одним из самых любимых праздников в дореволюционной России. Кроме того, Красная горка — это самый популярный день для заключения браков, для венчания и соединения новых пар перед лицом Бога. Старинная русская пословица говорила: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся

- Как вы думаете, как берендеи встречали этот праздник?

разводили костры;

прыгали через костер;

делали венки из цветов и трав.

А еще пели, плясали, водили хороводы и ждали рассвета, появления Ярилы-Солнца. В опере перед самым появлением солнца звучит хороводная песня "А мы просо сеяли…".

Просмотр (слайд 9) «А мы просо сеяли»

- А вы обратили внимание на слова припева "Ой, дидо-ладо"? Что обозначают эти слова? (Это языческие божества Лада, Лель, Дито)

Это божества славянской мифологии, и люди, упоминая их имена в песнях, поклоняясь им, заручались их поддержкой…

4. В конце оперы Заключительный хор "Песнь Яриле-Солнцу"

Слайд-просмотр заключительная сцена (слайд 10)

- Кто исполняет песню? (Хор)

Слайд 11-  Какие по жанру народные песни использовал композитор? ( Календарно-обрядовые песни)

- Что помогло композитору так ярко изобразить сцены народных праздников? (подлинные народные песни)


 

IV. Закрепление разучиваемой песни

- Какую песню мы разучивали на прошлом уроке?

- Назовите персонажей песни.

а) напомнить воспитанникам текст и музыку песен;

б) пение песен классом, а капелла.

V. Разучивание 3 куплета песни «Почему медведь зимой спит»

С той поры медведь решил,

Что зимой нужно спать,

По тропинкам не гулять

На хвосты не наступать.

Он в берлоге безмятежно

Спит зимой под крышей снежной

И доволен неспроста,

Что родился без хвоста.

Выучить слова 3 куплета;

Соединить слова 1-3 куплетов;

показ цветных иллюстраций к песне;

Прослушать песню в исполнении детского хора (под фонограмму);

Словарная работа: тропинка, хвост, берлога.

Соединить слова с музыкой.

Пение a capella; вместе с учителем под сопровождение инструмента;

самостоятельно по фонограмму + и -;

просмотр видеоклипа песни (слайд 12)

VI. Актуализация знаний

- Что нового вы узнали?

- С каким композитором и с каким произведением вы познакомились?

- Какие песни использовал композитор?

- Как называется песня, разученная на уроке?

- О чем она?

- Назовите главных героев песни?

- Почему медведь зимой спит?

Оценивание работы на уроке (cлайд 13)

Домашнее задание – выучить 3 куплет

Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (1)

Агамирзова Регина Рустамовна, 06.02.16 в 14:57 0Ответить Пожаловаться
Эльвира Халимовна! Вы не устаете радовать богатством ваших материалов! Очень интересно и познавательно! Обязательно воспользуюсь вашим материалом!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.