Конспект занятие «Узоры мордовских народных песен»
МДОУ «Детский сад №71»
Тематическая НОД
Для детей подготовительной
к школе группы
Подготовила:
Уразова Наталья Сергеевна,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Саранск, 2018
Тематическая НОД «Узоры мордовских песен»
Цель. Воспитывать любовь к малой Родине, интерес к музыкальной культуре мордовского народа.
Задачи. Закрепить понятия народная и профессиональная музыка
Совершенствовать навык выразительного исполнения мордовской песни и танца.
Ход НОД.
Под звучание мордовской музыки дети заходят в зал, садятся на стульчики. Их встречает бабушка Алдуня. (Слайд №2)
Алдуня. Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Меня зовут бабушка Алдуня. Я надела сегодня праздничный наряд и хочу, чтобы вы, дети, сказали, какой народ носит такую одежду?
(Слайд №3) А музыка какого народа сейчас звучала? (ответы детей – мордовского народа).
Алдуня. Правильно. Мордовский народ создал свою необыкновенную, самобытную культуру. И сегодня наше занятие посвящается мордовской песне, мордовской музыке.
Ребёнок. Земля моя, Мордовия родная! Здесь родились мы, здесь живём.
Твои богатства всюду прославляя, о красоте мордовской мы поём!
Танец с веночками. Исполняется под песню В. Родионова «Шачем крайнень» («Родной край»). (Слайд №4).
Алдуня. В тридевятом царстве, тридесятом государстве, что зовётся Мордовией, жил-был Песельник. Ходил он по деревням и пел песни.
(В зал заходит Песельник, исполняет мордовскую народную песню «Адядо, ялгат» («Пойдёмте, друзья»). (Слайд №5)
Алдуня. Сам пел, но и других слушал. Шёл он как-то раз, шёл и вдруг слышит – песня звучит.
Звучит мордовская народная песня «Келу» («Берёзка»). Слайд №6.
Алдуня. Пошёл Песельник прямо к песне. И увидел он село красивое, а на околице его девушки поют, вокруг берёзки хоровод ведут.
(Слайд №7).
Песельник. Какая красивая народная песня. Поётся в ней о берёзке. Выросла берёзка на вершине горы, посреди густого леса. Вокруг берёзки солнце кружит, луна проплывает. А под берёзкой – родник глубокий, а в роднике – ковш серебряный… На ковше том – солнце, луна и звёзды...
Алдуня. Эту песню сочинили ещё в то далёкое время, когда музыке никого не учили, когда не было школ, когда трудно было встретить грамотного человека. Песни не записывались, а передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери.
Песельник. Песни пелись во время работы, на посиделках…
Звучит песня «Роман Аксесь» («Романова Аксинья») (Слайды №8,9).
Песельник. Уж какая Аксинья рукодельница: нитки прядёт тонко, узоры вышивает как картинки! Такая красавица, как звезда, выйдет на улицу – загляденье!
Алдуня. И особенно много пели песен во время праздников. Девушки надевали красивые наряды, изготовленные своими руками, бусы, сюлгамы, браслеты, подвески. Так и говорили: «Мордовочку сначала услышишь, а потом увидишь». (Слайд №10)
Песня «Минь листяно улицяв» («Мы пойдём на улицу»). Исполняют девочки.
Алдуня. День живёт в селе Песельник, два живёт. Песни слушает. Песен-то девушки много знают. И очень ему жалко стало, что он-то эти песни узнал, услышал, а дети его могут и совсем не услышать мелодий мордовских, певучих.
Стал Песельник думать, как людям помочь. Думал-думал и придумал.
Песельник. Поеду-ка я в большой город, буду изучать нотную грамоту. (Песельник уходит).
Алдуня. Трудным делом оказалось особые знаки-ноты постичь. Но все трудности преодолел Песельник и стал нотами записывать песни, которые за околицей слышал. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Времени-то много прошло, и Песельник так много секретов музыкальных узнал, что стали называть его Музыкантом, Композитором. А имя этого композитора – Леонтий Петрович Кирюков, наш первый мордовский композитор.
(Слайд №11).
С тех пор много лет прошло и в Мордовии появилось много композиторов. Но все они очень любили мордовские народные песни. И чтобы народные песни не были забыты, многие из них ездили в мордовские деревни и бережно записывали народные песни. Вот эти собиратели народных песен.
(Слайд №12).
И сейчас мордовскую песню можно услышать на улицах нашего города, в школах и детских садах, в концертных залах.
Ребята, а как вы думаете, почему мы слушаем, поём и изучаем музыку мордовского народа?
(Подвести к ответу: Это наша история, культура. Это нужно знать, чтобы гордиться своим народом.)
Ребёнок. Земли есть и красивей, мне не надо иной.
Ты ведь тоже Россия – край мордовский, родной!
2 р. Горжусь я Родиной своей, горжусь её просторами,
Пусть светит солнышко над ней, здорово, здорово!
Танец «Пек вадря!» («Здорово!») Исполнют все дети под одноимённую композицию фольклорной группы «Торама».
(Слайд №13).
Презентация к НОД "Узоры мордовских народных песен"
https://yadi.sk/i/NT2LjCOsIr7mFg
Литература.
1. Нина Ситникова. Давайте слушать музыку. Саранск, 1989.
2. Хрестоматия к программе «Валдоня» (раздел «Музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии»). Составители Карпушина Л. П., Ерюшкина О. С., Саранск, 2007.
3. Фонохрестоматия для дошкольных образовательных учреждений «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии».
Ватолина Светлана Анатольевна
Уразова Наталья Сергеевна
Аладышева Татьяна Петровна
Уразова Наталья Сергеевна