Урок музыки «Сила народных праздников» (3 класс)
Сила народных праздников
(урок учителя музыки МОУ «СОШ №55 г. Чебоксары»
Павловой В. В. в 3 классе)
Цель: воспитание интереса и уважения к народной музыкальной культуре через активное восприятие национальных особенностей народной музыки.
Задачи: понимание интонационных особенностей и взаимосвязи музыки разных народов; осознание взаимосвязи разных искусств в народном празднике.
Музыкальный и изобразительный материал: чувашская народная песня «Хуран сулси»; «Чаваш ташши», Г. Воробьев – слушание; чувашские народные песни: «Итлек куккук сассине», «Хуран сулси», «Сереем ватса вир акрам» – исполнение; репродукции картин А. Миттова: «Хоровод» (в два круга) и «Хоровод» (вокруг костра) из серии «Чувашская старина»; чувашское платье.
Ход урока
1. Звучит чувашская хороводная «Хуран сулси» (в записи), дети входят в класс.
Учитель: Ребята, музыка какого народа встретила вас сегодня?
Дети: Чувашского.
Учитель: Какая это песня – композиторская или народная?
Дети: Народная.
Учитель: Во время какого праздника могли исполнять эту песню?
Дети: Обычно во время праздников, когда водили хороводы.
Учитель: Значит вас встретила…
Дети: Хороводная песня.
Учитель: Хороводы водились у многих народов. У украинцев они назывались «веснянки», у белорусов – «карагоды», «хоро» – у болгар. А как назывались хороводы у чуваш?
Учитель записывает на доске слова: «вайа», «уяв» – хоровод.
Учитель: У чувашей хороводы, как правило, проводились с 22 мая до 12 июля. В старину так и говорили:
Микуларан тапранать, В Никулин день начинаются
Петрав касе чаранать. В ночь на Петров день кончаются.
Учитель: В это время вся молодежь села выходила на лужайку, после долгой зимы и весенних работ все отдыхали. Девушки и парни выходили водить хороводы.
2. Учитель показывает репродукции картин А. Миттова «Хоровод» (в два круга) и «Хоровод» (вокруг костра).
Учитель: Хороводы водились в сумерки при свете луны и звезд иногда до рассвета. А в старину бывало, что на хороводы собирались парни и девушки двенадцати деревень. В Чувашии ведь деревни расположены близко друг к другу. Заранее выбиралось место – большая поляна, рядом лес, река или пруд, холмы. Хоровод вокруг костра или хоровод «змейкой», хоровод в два круга красивое зрелище: парни и девушки в белых одеждах как лебеди будто «растворялись» в природе.
3. В класс входят три старшеклассницы: одна в традиционном женском костюме, вторая – в старинном девичьем, третья – в современном.
Учитель: В каком из этих костюмов раньше ходили девушки на хороводы? Какими цветами вышиты узоры на этом платье?
Дети: Черными и красными нитками.
Учитель: Красный и черный цвет в вышивке – символ союза, то есть брака неба и земли. Это старинная вышивка.
Учитель: Чем отличаются женские головные уборы?
Дети: На тухье больше бисера, это девичий головной убор. А на хушпу больше монет, это женский головной убор.
После этого учитель вместе с детьми рассматривает детали праздничного народного костюма, обращая внимание на вышивку и украшения.
Учитель: В этих нарядах когда девушки шли хороводным шагом, монисты звенели. Вот как об этом писал К. Иванов:
В лад с походкою девичьей,
Раздается звон монист…
4. Исполняется чувашская народная песня «Итлер куккук сассине».
Учитель: Какая это песня по жанру?
Дети: Хороводная.
Учитель: Когда исполняли эту песню: в начале хоровода или в конце?
Дети: …
Учитель: На самом деле эту песню пели во время последнего хоровода. Послушайте, о чес говорится в песне:
Второй куплет: Итлер куккук сассине
Епле мескен аватать.
(Кукушка после Петрова дня перестает куковать.)
Третий куплет: Сар чечек пек уява,
Керсе юлар ачисем.
(Хороводы водились только в указанный период, в другое время уже не водились.)
Учитель: Ребята, хороводы водились в …
Дети: Два круга, в один …
Учитель: Но еще и полукругом, шеренгой, цепочной, спиралью и …
Дети: Восьмеркой.
Учитель: Впечатление такое, словно…
Дети: Дети идут издалека, конца хоровода будто нет.
Учитель: А правильно мы сделали, исполнив песню сидя?
Дети: Нет, хороводы надо водить.
Учитель: Мы с вами исполним хоровод в движении, а какая схема у нас получится, мы увидим в конце хоровода (схема свивающегося и развивающегося хоровода – исполнение в движении).
Учитель: А на хоровод ходили дети?
Дети: Нет, хороводы водили парни и девушки.
Учитель: Особенно праздничными и многолюдными были хороводы во время праздника Уяв. В наше время этот праздник совпадает с праздником Акатуй. Если вечерами были хороводы, то днем и дети, и взрослые устраивали разные состязания, игры.
Любимой игрой детей была «Сереем ватса вир акрам».
5. Исполняется игровая песня «Сереем ватса вир акрам».
Учитель: Мастера-умельцы на этих праздниках продавали свистульки, колотушки, барабаны и тут же начинались танцы и игры под импровизированный оркестр.
6. Исполняется на шумовых и ударных народных инструментах чувашская плясовая «Кария».
Учитель: Как вы думаете, для чего нужны праздники людям? Что такое праздник?
Дети: Для хорошего настроения и для хорошей работы. Праздники украшают нашу жизнь.
Домашнее задание: приготовить стихи, песни, принести изделия народных ремесел для чувашского праздника Акатуй.