Статья «Взаимодействие детского сада и семьи в процессе воспитания социально нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Казмирчук Н.А., Янкова А.А.
(ТОО «Детский сад «АЛАКАЙ» г. Петропавловск)
Значение социального воспитания, особенно на современном этапе, имеет огромную важность. Развитие общественной жизни повысило и интерес к проблеме социального воспитания подрастающего поколения и в организациях образования.
Любое общество, на каждом этапе его развития сталкивается с социальными проблемами. Изменения, происходящие в современном Казахстане, затронули все сферы жизнедеятельности, в том числе и образовательное пространство. Это обуславливается, прежде всего, тем, что в стране происходят радикальные идеологические и экономические реформы, имеющие значительные социальные последствия, вызвавшие колоссальные издержки в развитии социума и личностного становления человека. Изменения в политике государства приводят к изменению отношений в обществе. Изменились и взаимоотношения отцов и детей, так как семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество.
Объективность такова, что каждый ребенок, за исключением специальных случаев, до достижения им биопсихосоциальной зрелости находится в сфере влияния семьи и организации образования.
Проявление содействия педагогической деятельности всех социальных институтов: организаций образования, семьи, трудовых коллективов, микросоциума, средств массовой информации обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых.
Идея целенаправленного создания социально-педагогического опыта обогащается за счет взаимодействия педагогических коллективов с микросоциумом семьи. Многие организации образования смогли добиться нравственного, культурного, педагогического оздоровления социальной среды, что благотворно сказывалось на детях и их семьях. Однако объективно при этом на них перекладываются многие семейные функции и задачи, что ведет к усилению социально-педагогического иждивенчества семьи, ее отстраненности от работы по социализации детей, их встраивание в общество как полноправных и полноценных его граждан.
Ориентация только на педагогов, способных полноценно учить и интенсивно работать во внеурочное время – неперспективна. Все: учитель, воспитатель, педагог-психолог, педагог-организатор, социальный педагог, педагог дополнительного образования могут и должны работать в тесном контакте, взаимодействуя во благо ребенка со всеми заинтересованными учреждениями и организациями, а также с семьей.
Решение задачи развития социально-педагогической работы с детьми нужно начинать уже с детского сада. Так как известно, что формирование личности и социализация ребенка начинается в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Ребёнок, с помощью процесса и результата усвоения, активного познания и воспроизводства посредством общения и деятельности, постепенно входит в мир социума. Д. Б. Эльконин отмечал, что в «субкультуре детей существует потенциал предчувствия, предвосхищения траектории развития».
Социальное развитие характеризуется уровнем усвоения детьми различных норм и правил поведения, существующие в человеческой культуре, принятые в нашем обществе. По мере усвоения этих норм и правил дети постепенно учатся регулировать свое поведение и действовать в соответствии с ними. При этом важно учитывать региональный компонент как средство формирования основ патриотизма, гражданственности, социально значимых ценностей у дошкольников.
Взаимодействие детского сада с семьей в вопросах социального – нравственнго воспитания детей очень важно, потому что формирование личности ребенка прежде всего зависит от его семьи. Так как главными воспитателями своих детей являются родители. Молодым родителям трудно разобраться во всем, что происходит в обществе, сохранить духовность, выбрать ориентиры для воспитания детей, научить их любить свою Родину. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов. Наша задача вооружить родителей основами педагогических знаний.
Вовлечение родителей в процесс социального воспитания детей происходит через разнообразные формы взаимодействия. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс активных форм работы с семьями воспитанников, позволяют установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.
Модель взаимодействия детского сада и семьи в процессе социального воспитания дошкольников: Дети – Родители – Педагоги. Цель: способствовать социально-нравственному воспитанию детей через развитие первоначальных социальных навыков.
Формы взаимодействия детского сада и семьи в процессе социального воспитания дошкольников многообразны, но лучше всего использование активных форм работы. Приведем примеры тех форм работы, которые используют педагоги нашего детского сада.
Дети: ОУД, беседы, викторины, экскурсии в школу, музей, встречи с интересными людьми, совместные праздники, творческие конкурсы, выставки
Родители: дни открытых дверей, флешмоб, челлендж, практикум, трудовой десант, мастер-класс, родительские собрания, консультации, круглый стол, анкетирование, интервьюирование, фотовыставки
Педагоги: семинар, конференция, педсовет, совместные праздники, открытые мероприятия, методические объединения
В работе мы стараемся придерживаться следующих принципов взаимодействия с родителями: обратная связь, динамичность, открытость, преемственность согласованных действий, гуманный подход, индивидуальный подход, доброжелательный стиль, сотрудничество.
В ходе взаимодействия с родителями мы имеем следующие результаты.
Родители: осознают потребность во взаимодействии с педагогами и активно взаимодействуют с педагогами в вопросах социально–нравственного воспитания детей, удовлетворены работой педагогов научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи. У них развито чувство гордости за свою семью, народ, Родину приобрели знания о семейных и народных традициях, праздниках; Укрепили межсемейные и внутрисемейные связи научились хранить и чтить свои семейные традиции.
Педагоги: осознают необходимость в изменении характера взаимодействия с семьей, учитывают социальный запрос родителей, расширили знания о народных праздниках, их происхождении. Научились подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей лучше узнали семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству
Дети: знают имена дедушек, бабушек; профессии бабушек и дедушек, своих родителей познакомились с прошлым своей семьи; происхождением своей фамилии выучили народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные могут составить рассказ о членах своей семьи, пополнят словарный запас.
Одним из главных принципов модели является личностно-ориентированный подход, который позволяет создавать наиболее благоприятные условия для перехода ребенка из позиции объекта воспитательного процесса в его субъект, а также способствует решению проблем социальной адаптации при поступлении в школу.
В заключении хочется отметить, что социальное воспитание, как проблема, может решаться лишь при условии мобилизации обществом максимальных личностных ресурсов для воспитательной деятельности. Нужно стремиться к качественно новому уровню развития социально-воспитательной работы: от отдельных очагов передового педагогического опыта – к выходу на государственный уровень решения проблемы, к созданию системы социально-педагогических служб, центров помощи детям и родителям.
Что возьмут наши дети в будущее? Зависит от нас.
Список литературы:
1. Загик Л.В., Куликова Т.А., Маркова Т.А. Воспитателю о работе с семьей Пособие для воспитателя - М.:Просвещение, 1989.- 192 с.
2. Власова А.В., Павлова Л.И., Круглова О.В. Развитие личности ребенка- Волгоград: Учитель. 2012.-199с.
3.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.-М:Педагогика, 1989, с. 560.
4. БордовскаяН.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб: Питер, 2000.
5.Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. М.: Просвещение, 1977.
6. Подласый И.П. Педагогика:100вопросов - 100 ответов: учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС - пресс, 2004.
7. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1989.
8.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие для студ.
9. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А.Галагузовой. –М 2000.
10. Дорохина Н.А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и родителей.//Ребенок в детском саду. 2003. №6. С.27.