Родительское собрание на тему «Взаимодействие логопеда с родителями детей с проблемами развития речи» (1 класс)

1
0
Материал опубликован 24 January в группе

t1706070732aa.png

 

 

Министерство социальной защиты Алтайского края

 

 

 

 

t1706070732ab.png
 

КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родник»

 

 

 

 

Взаимодействие логопеда с родителями детей с проблемами развития речи

 

Методические рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бийск, 2023

ББК 88

М 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М 26 Маркова, Е.В.

Вt1706070732ac.gif заимодействие логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями [Текст]: методические рекомендации / Е.В. Маркова. – Бийск, 2023. – 28 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Е.В. Маркова,

© КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родник», 2023.

Оглавление

Оглавление 3

Введение 4

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с проблемами развития речи 5

Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на реабилитационный сезон 8

Стиль взаимодействия специалистов реабилитационного центра с родителями детей с проблемами развития речи 11

Содержание и формы работы учителя-логопеда с родителями детей 14

Советы и методические рекомендации по развитию моторики пальцев рук детей. Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук 24

Список использованной и рекомендуемой литературы 27


 

Введение

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется следующими факторами. Во-первых, успешной работой с семьями детей дошкольного возраста, от которой зависит эффективность деятельности самого образовательного учреждения. Во-вторых, особенностями современной семьи (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и т.д.), заставляющими искать новые формы взаимодействия.

Одна из наиболее сложных проблем – различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определённые трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми в домашних условиях.

Также выделяется часть родителей, считающих, что дефект не столь серьезен и может быть преодолен в ходе спонтанного речевого развития ребенка, что это «само пройдет», «пойдет в школу – научится» и т.п., либо придерживаются такого мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.

И наоборот, есть такие родители, позиция которых также может быть обозначена в качестве неадекватной. Они преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную гиперрефлексию на дефект, постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слова хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности, обозначаемый в специальной литературе как «поведенческий речевой негативизм».

Многолетняя практика доказывает, что современным родителям нужна постоянная помощь со стороны учителя-логопеда для решения проблем речевого развития их детей.

Таким образом, сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится всё более актуальным и востребованным. Педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Методические рекомендации учителя-логопеда
родителям детей с проблемами развития речи

Общие методические рекомендации:

покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК);

систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;

занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;

не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;

не давайте на одном занятии более 2–3 упражнений;

соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;

не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному;

вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;

постепенно усложняйте требования к речи ребенка;

учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;

совместно с педагогами работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;

согласовывайте с учителем-логопедом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи;

помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе;

верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.

Варианты специфических рекомендаций:

родителей, недооценивающих серьезность положения, следует убедить в важности логопедической работы, показав например, тетради с выраженной дисграфией; объяснить, что нарушения произношения могут явиться причиной неуспеваемости в школе по русскому языку и чтению;

родителям с гиперрефлексией на дефект важно объяснить, что прогноз коррекции может быть весьма благоприятным, если ребенок почувствует себя спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть, поначалу, небольших успехов; ребенок переживает свой дефект и это сказывается на особенностях его личности и поведения;

не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям;

не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его;

работу с логопедом не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка, является для него личностно-значимой (игры по дороге в детское учреждение, в магазин; занятия на прогулке, на кухне и т.д.);

подробно рассказывать, каким образом дефектное произношение может зависеть от аномалий в строении артикуляционного аппарата, какую роль может играть наследственность в формировании правильной речи;

родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.

Результаты совместной работы родителей и ребенка выражаются в наличии следующих умений:

отличать правильное произношение от дефектного;

осуществлять слуховой контроль за собственным произношением;

оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

узнавать и различать звуки.

У детей должны быть сформированы речедвигательные навыки для правильного звукопроизношения, а также психологическая база речи (достаточно развитые восприятие, ощущение, внимание, память, мышление и другие психические процессы), способствующая формированию готовности к успешному освоению учебной деятельностью в школе.

Ниже представлен один из вариантов индивидуального плана коррекционной работы с ребенком на реабилитационный сезон.

Индивидуальный план коррекционной работы
с ребенком на реабилитационный сезон

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с полного логопедического обследования и условно делится на несколько этапов.

I. Подготовительный этап

Основная задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к кропотливой коррекционной работе.

Основные цели:

Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.

Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.

Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.

Укреплять физическое здоровье в процессе различных оздоровительных мероприятий и процедур (массаж, медикаментозное лечение, консультирование врачей-специалистов).

II. Формирование произносительных умений и навыков

Основные цели

Устранять дефектное звукопроизношение.

Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.

Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью. Виды коррекционной работы на данном этапе.

Постановка звуков в последовательности:

свистящие [с], [з], [ц], [с’], [з’];

шипящий [ш];

сонорный [л];

шипящий [ж];

сонорные [р], [р’];

шипящие [ч], [щ].

Способ постановки – смешанный.

Подготовительные упражнения для постановки звуков:

для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;

для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

для [р], [р*]: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

для [л]: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

Автоматизация поставленного звука в слогах:

[с], [з], [ш], [ж], [с’], [з’], [л’] автоматизируются сначала в прямых слогах, затем – в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных;

[ц], [ч], [щ], [л] автоматизируются сначала в обратных слогах, затем – в прямых и со стечением согласных;

[р]> [р’] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию языка. Автоматизация каждого исправленного звука по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе детей со сходным дефектом.

Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком произношения каждого слога с исправленным звуком он вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

Автоматизация поставленных звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем – в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.

Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков:

[с] - [з], [с] - [с’], [с] - [ц], [с] - [ш];

[ж] – [з], [ж] – [ш];

[ч] – [с’], [ч] – [т’], [ч] – [щ];

[щ] – [с’], [щ] – [т’], [щ] – [ч], [щ] – [р’];

[р] - [л], [р] - [р’], [р’] - [л’], [р’] - [й], [л’] - [л].

Автоматизация звуков в спонтанной речи (в монологах и диалогах, играх, развлечениях, экскурсиях, на прогулках, труде и других формах детской жизнедеятельности).

III. Совершенствование фонематических процессов и звуковой аналитико-синтетической деятельности параллельно с коррекцией звукопроизношения у ребенка.

IV. Развитие (совершенствование) психологической базы речи ребенка на отработанном в правильном произношении лексическом материале.

V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых ребенком звуков на основе лексико-грамматических упражнений, заданий для развития просодической стороны речи, при обучении рассказыванию.

Закрепление правильного произношения ребенка в самостоятельной (не заученной, не повторяемой вслед за взрослым!) речи происходит на последнем этапе. Пока ребенок не будет правильно употреблять звуки в самостоятельной речи, их автоматизация не может считаться законченной, а произношение исправленным. Поэтому на заключительном этапе автоматизации звуков речи очень важен контроль за правильным произношением со стороны родителей. Он необходим и в тех случаях, когда самоконтроль ребенка за речью еще не сформированности дефекта. Наиболее часто неправильно произносимые детьми группы звуков: свистящие ([с], [с’], [з], [з’], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]), сонорные ([р], [р’], [л]). Звуки, которые искажаются значительно реже и легки в произнесении, мы называем «простыми»;

Если ребенок в самостоятельной речи продолжает употреблять поставленный (вызванный) звук неправильно, то произносительные ошибки необходимо исправлять, предложив ему не только правильно проговорить слово, в котором звук был произнесен неверно, но и обязательно выделить в слове (произнести утрированно) недавно поставленный звук.

Стиль взаимодействия специалистов
реабилитационного центра с родителями детей
с проблемами развития речи

Выстраивание работы с семьей на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.

Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами (педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель и др.) основные задачи в работе с родителями:

устанавливает партнерские отношения с семьей каждого ребёнка;

объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях;

обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.

Продумывая содержание общения с семьями, педагоги обязательно должны принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт, жилищные условия. Стиль взаимодействия складывается постепенно. Задача его формирования становится приоритетным направлением в работе учителя-логопеда с родителями и определяется рядом факторов:

субординацией и соблюдением границ компетентности в принятии решений и ответах на вопросы родителей;

общением с родителями только по вопросам развития детей и их проблем;

соблюдением речевого этикета в общении с родителями: обращение на «Вы», по имени-отчеству независимо от возраста;

современным, деловым стилем одежды учителя-логопеда. Существуют несколько принципов, в соответствии с которыми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителями детей, имеющими недостатки речи. Вот некоторые из них.

Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на нее.

Слушая вопросы и высказывания родителей, важно обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст.

Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражение лица.

Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.

Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.

Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.

Сохранять конфиденциальность информации.

Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей.

В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.

Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.

Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов. (Рабочие термины учителя-логопеда могут быть непонятны родителям, далеким от логопед агогики, и создадут барьер в общении.)

Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект, «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными: «трудности», «проблемы», «недостатки».

Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.

Соблюдать принципы недирективности, безоценочности личностно-ориентированного подхода, корректности.

Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя-логопеда.. Он должен хорошо владеть материалом, представляемым родителям. Использование при проведении встреч с родителями опорных конспектов, всевозможных карточек, схем, таблиц и других вспомогательных материалов, безусловно, предпочтительнее чтения текста «по бумажке», что часто вызывает у родителей «сон с открытыми глазами». Современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога, а поэтому важно так построить свои сообщения (консультации), чтобы они были не формальными, и, по возможности, привлекали родителей к обсуждению проблем, развивая дух плодотворного сотрудничества.

Содержание и формы работы
учителя-логопеда с родителями детей

Основная задача, которая стоит перед учителем-логопедом на начальных этапах работы с родителями, – формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми.

В этих целях можно использовать следующие приемы:

разъяснение необходимости логопедической работы с использованием, например, рассказ о возможных последствиях нарушений произношения при отсутствии коррекционной работы;

рассказ об итогах работы в предыдущие сезоны, большой эффект производит демонстрация записей дефектной и исправленной речи с использованием аудио- и видеокассет, в результате чего родители наглядно могут убедиться в том, как можно за короткий срок добиться положительных результатов;

подчеркивание необходимости систематических занятий и роли в коррекционной работе родителей.

Родительские собрания – важный элемент стратегии общения с семьей, на них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.

Никакая самая тщательная работа детского учреждения не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Сотрудничество учителя-логопеда с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, обучению грамоте и звукопроизношению, то есть по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой.

Используя предложенный для исправления речевой патологии материал дома, родители получают возможность проконтролировать закрепление ребенком полученных на логопедических занятиях речевых навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку, то есть в повседневной жизни.

Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители детей относятся к выполнению домашних заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению.

Рассмотрим примерный вариант домашнего задания.

Тема «Сад – огород»

Задание 1. Родителям рекомендуется:

рассмотреть с ребенком натуральные овощи, фрукты, ягоды;

повторить обобщающие слова– «овощи», «фрукты», «ягоды»;

обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус;

рассказать, где и как растут овощи, фрукты и ягоды (в саду, огороде, на земле, в земле, на кустах, деревьях);

сходить вместе на овощной рынок и посмотреть, какие овощи, фрукты и ягоды там продают;

рассказать, какие блюда можно приготовить из овощей, фруктов и ягод;

поговорить о труде колхозников на полях осенью.

Задание 2. Дидактическая игра «Что лишнее?».

Яблоко, груша, картошка, лимон.

Морковь, слива, капуста, горох.

Малина, клубника, апельсин, черника.

Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак». Яблоко (какое?) – ..., клюква (какая?) – ..., помидор (какой? ) – ...

Задание 4. «Назови, какие ты знаешь фрукты на звук [а]» (ананас, апельсин, абрикос).

Задание 5. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (попросить ребенка самостоятельно составить описательную загадку об овоще, фрукте или ягоде): овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай (лимон).

Задание 6. Вспомнить вместе с ребенком известные ему загадки об овощах, фруктах и ягодах.

Задание 7. Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху» (предложить ребенку узнать овощи, фрукты, ягоды на ощупь, с закрытыми глазами, по запаху).

Задание 8. Ответить на вопрос: Что едят сырым, жареным, вареным? (овощи, фрукты, ягоды).

Задание 9. Образование относительных прилагательных: сок из яблок – яблочный, варенье из яблок – яблочное, начинка для пирога из яблок – яблочная и т.д.

Задание 10. Составить описательные рассказы об овощах, фруктах и ягодах по плану: Что это? Где растет? Внешний вид. Каков на вкус? Что из него готовят?

Задание 11. Составить сравнительные рассказы о клюкве и малине, яблоке и лимоне, об огурце и помидоре.

Задание 12. Составить предложение из слов.

Яблоко, лежать, яблоня, под.

Картошка, расти, огород, в.

Клубника, тарелка, лежать, на.

Задание 13. Закончить предложения (составление сложноподчиненных предложений).

Мама почистила картошку, чтобы ... . Мама помыла овощи, чтобы ... . Мама собрала в саду малину, чтобы ... . Мама купила в магазине яблоки, чтобы ... .

Задание 14. Составить как можно больше сложносочиненных предложений по схеме и образцу.

Морковьовощ, а яблокофрукт. Морковь растет в огороде, а яблоков саду. Из моркови делают салат, а из яблок варят компот.

Задание 15. Дидактическая игра «Подскажи словечко» (тема «Овощи»).

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто. Летом выросла ... (капуста).

Солнышко светило, чтоб ярче зеленел ... (укроп).

Собираем мы в лукошко очень крупную ... (картошку).

От дождя земля намокла – вылезай, толстушка ... (свекла).

Из земли – за чуб плутовку! Тянем сочную ... (морковку).

Надо поклониться низко, чтобы вытащить ... (редиску).

Помогает деду внук – собирает с грядок ... (лук).

Просит дедушка Федюшку: «Собери еще ... (петрушку)».

Вот зеленый толстячок – крупный гладкий ... (кабачок).

И красавец-великан темно-синий ... (баклажан).

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

Задание 16. Прослушать рассказ и ответить на вопросы.

Работа на огороде

Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей. Как одним словом можно назвать лук, морковь, свеклу, картофель, огурцы?

Где растут овощи?

Что делают колхозники на огороде осенью?

Задание 17. Объяснить ребенку значение пословицы «Летний день год кормит».

Задание 18. Разделить страницу альбома на три части и нарисовать овощи, фрукты и ягоды.

При подготовке домашних заданий для совместного выполнения их детьми и родителями учитель-логопед:

не должен включать задания по изучению нового материала;

предварять задания подробными инструкциями по его выполнению;

ставить абсолютно ясную цель выполнения каждого задания;

учитывать принцип ведущей деятельности.

Тетрадь индивидуальных заданий является азбукой обучения ребенка правильной речи. Индивидуализация обеспечивается последовательностью прохождения разделов плана работы и объемом материала в каждом из них. Это дает возможность родителям составить представление об общем плане работы с ребенком, понять, что затрудняет его и требует соответствующей отработки, а что – только уточнения и повторения.

Советы родителям детей с проблемами развития речи

Правильное, чистое произношение и развитая речь – заслуга, прежде всего, семейного воспитания. И соответственно, напротив, недостаточное внимание к речи детей нередко становится главной причиной их дислалии – дефектов произношения, невыговаривания или искажения звуков.

Устранить такие нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию Вашему ребенку поможет учитель-логопед. И все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители.

Решение речевых проблем требует и Вашего желания и знания (использования) элементарных принципов любого обучения.

Ребенок должен учиться, играя.

Обучающий только тогда научит обучаемого, когда сам в достаточной мере овладеет материалом.

В сотворчестве со своим ребенком Вы добьетесь наибольших результатов.

Сочетание разных приемов обучения не утомит ребенка, а разовьет его интерес и восприимчивость.

Последовательность (но не принудительность!), регулярность (не навязчивость!) и методичность (не скукота!) занятий сделают Ваши усилия плодотворными.

Консультативно-информационная деятельность – неотъемлемая часть коррекционного процесса.

Потребность родителей в знаниях можно реализовать в разных формах: проведение консультаций, встреч за «круглым столом», тематических выставок; использование папок-передвижек и т.д.

Тема «Потерялся звук [р]»
(консультация для родителей)

Все родители, конечно, хотят, чтобы их дети говорили чисто и красиво. Но у некоторых это выходит естественно, а у других ... Как мамы не бьются над этой проблемой, ну не идет дело дальше «во-о-ны» или «сапки», хоть плачь!

В подобных случаях нужно обращаться к специалисту. Самодеятельность только ухудшает ситуацию и может навредить ребенку.

Время обращения за консультацией к логопеду очень индивидуально. У подавляющего большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к 5 годам. На этот возраст и нужно ориентироваться. И, конечно, если в 5 лет ребенок не выговаривает один-два звука, ему необходима квалифицированная помощь.

Часто родители обращают внимание на погрешности речи своего ребенка непосредственно перед его поступлением в школу, тем самым создавая дополнительные проблемы и ему и себе.

Достаточно типична и такая ситуация: родители замечают, что их ребенок не выговаривает те или иные звуки и стараются самостоятельно устранить эти недостатки, часто нанося дополнительный ущерб.

От чего здесь в первую очередь надо предостеречь родителей?

Поскольку родители не владеют техникой постановки звука, единственное, что они могут предложить – подражание: «Послушай и повтори за мной...». Стараясь угодить маме, ребенок пробует сказать, как она. Но не зная, как правильно это сделать, он может добиться искаженного звучания. Отсюда возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое [р] и другие дефекты, которые исправлять затем будет значительно сложнее.

Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребенка и может длиться по-разному: от месяца до года, а в некоторых случаях и более.

В любом случае родителям необходимо запастись терпением, не ждать быстрых результатов и обязательно довести курс коррекции произношения у ребенка до конца.

Следовательно, нужно вовремя обращаться к специалисту, который сможет применить необходимые методы и приемы устранения речевых недостатков.

Научить правильному произношению легче всего в дошкольном возрасте.

Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

Приступать к работе над очередным звуком можно лишь после прохождения следующих этапов:

звук поставлен;

звук закреплен изолированно, в слогах, словах и предложениях по подражанию взрослому и при его непосредственном контроле;

сформирован самоконтроль за звуком, как единственная задача при механическом проговаривании лексического материала.

Закрепление звука дает более высокую ступень автоматизации, связанную с отвлечением от произношения на следующие раздражители:

зрительный (картина, схема, предмет и т.д.);

слуховой, предполагающий параллельную задачу звукового плана (например, звукобуквенный анализ или задания по словообразованию, грамматике, развитию фразовой речи);

тактильно-мышечный (письмо, моделирование буквы, обговаривание действий при изготовлении различных поделок и выполнении трудовых поручений, речь, связанная с движением на динамических и физкультурных паузах, и т.д.);

вкусовой и обонятельный (речевое сопровождение собственных ощущений ребенка в естественных и искусственно созданных ситуациях во время прогулок, наблюдений, экскурсий, экспериментов, занятий и т.д.);

мотивационный (интересные задания на развитие мышления, памяти, внимания и других психических процессов и их операций).

В случаях неправильного звукопроизношения, допущения лексико-грамматических ошибок высказывание ребенка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершенствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо. В связи с этим педагог (взрослый) должен:

нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью инструкции: например, «Следи за звуками»;

постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.), артикуляционной или жестовой подсказкой:

губы «в улыбке» или кисть руки внизу;

губы «рупором» или кисть руки поднята вверх;

отметить качество произношения во время общей оценки ответа;

следить за правильным звукопроизношением в повседневной жизнедеятельности (на прогулке, в игре, при выполнении трудовых поручений);

стараться отсрочить контроль за звуками, чтобы не нарушать целостности, непосредственности и эмоциональности общения («Какую интересную историю ты мне рассказал! Пётя тоже хочет ее послушать. Повтори для него, но помни, что на этой неделе он твой «логопед» или дежурный по звукам и ты должен вместе с ним последить за звуком»);

переносить контроль на неживой объект как раздражитель нужного рефлекса, а именно: предложить повторно поделиться своими впечатлениями с человечком-звуком [с] или куклой, постоянно играющей роль логопеда; отметить именины появившегося звука; вручить памятку (медаль, значок, колокольчик и т.д.), напоминающую о правильном произношении; поставить человечка-звук или куклу-логопеда в игровой уголок; помочь организовать дома один из уголков, в котором все звуки должны произноситься правильно. Подобные зоны постепенно могут занимать все большее пространство и выноситься на улицу, в музыкальный и спортивный залы.

Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребенка на внеречевые формы работы: изготовление аппликации, рисование, раскрашивание и т.п.

Домашняя игротека

Игры на кухне

Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребёнком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи.

Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!

Наверное, в каждом доме имеется старая пряжа, нитки, вата, поролон, пух, пуговицы, бисер... Найдите им достойное применение! Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или вашей кошки Мурки.

Аппликации из пуха хорошо передают изображение снега, зверей, птиц. Детали могут закрепляться на фоне без клея, нужно лишь правильно выбрать фон. Им может служить любой материал, имеющий шероховатую поверхность: бархатная, наждачная бумага и т.д.

Предложите ребенку сделать панно из пуговиц. Если малышу трудно их пришивать, то их можно укрепить на тонком слое пластилина (как яичную скорлупу).

Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук [с]: салат, сырники, морс, суп. Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.

Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [л] – ложки, вилки, салатник и т.д.

Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

Кар-р-р-тофель или капусту?

Ар-р-р-буз или дыню?

Пер-р-р-сики или бананы?

Лук или огур-р-р-цы?

Помидор-р-ры или баклажаны?

Буквы из всего

Пальчики и глаза могут знакомиться с буквами и словами дома, во дворе, в лесу.

Дома: пусть ребенок попробует выложить знакомые буквы из мозаики, счетных палочек, обрезков бумаги и материала, коробочек из-под «киндер-сюрпризов», горошин, пуговиц.

Во дворе:

рисуйте буквы палочкой на песке и на снегу;

придумайте вместе с ребенком загадки про буквы (маленькая, кругленькая, любит «охать»), пусть малыш рисует отгадки на песке;

выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев и т.п.

В лесу:

ищите «буквы» среди деревьев, кустарников и листьев: вот хвоинка – это [л], а если ее вот так соединить – получится [о];

узнавайте «буквы» в ягодах и грибах («Подосиновик похож на [т], а эта черничка – на [о]»).

Наверняка, у каждого из вас есть свои «семейные игры», в которые вы играете с детьми дома, на отдыхе, по дороге в детский сад. Поделитесь ими с нами и друг с другом.

Советы и методические рекомендации
по развитию моторики пальцев рук детей.
Виды детской деятельности, которые можно
использовать для развития
мелкой моторики пальцев рук

Развитие ручной умелости (рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание и др.).

Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него.

Пальчиковый театр.

Упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов.

Родителям детей до 3 лет рекомендуется проводить:

поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью;

упражнения на сгибание и разгибание пальцев;

перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких;

пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорокабелобока», «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями. Например:

Сорока, сорока,

Где была?

Далеко!

Кашку варила,

На стол становила,

На крыльцо скакала,

Гостей поджидала.

Этому кашки,

Этому бражки,

Этому калины,

Этому малины,

А этому – шишок,

Шишок под носок!

Он мальчик мал,

Крупку не драл,

По воду не ходил,

Кашку ему не дадим!

Шуг-шуг! Полетели,

На головку сели,

Песенки запели!

Водить по ладони ребенка пальцем

«варить кашку», чередуя поглаживающие и «скачущие» движения.

 

Сгибать каждый палец ребенка,

начиная с большого.

Не сгибать мизинец ребенка,

слегка массировать («чтобы он быстрее рос»).

Поднимать вверх руки ребенка

и класть их на голову,

слегка поглаживая

Дети 3–7 лет для развития ручной умелости должны:

катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

запускать пальцами мелкие «волчки»;

разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);

делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;

барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

махать в воздухе только пальцами;

собирать все пальцы в щепотку;

нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

завязывать узелки на шнурке, веревке;

застегивать (растегивать) пуговицы;

играть с конструктором, мозаикой;

складывать матрешки;

рисовать в воздухе;

мять руками поролоновые шарики, губки;

рисовать, раскрашивать, штриховать;

резать (вырезать) ножницами;

плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

шить, вышивать, вязать;

выполнять аппликации.

Советы родителям леворуких детей

Леворукость не определяется как патология и для беспокойства нет причин.

Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.

Владение ребенком той или иной рукой в качестве ведущей следует рассматривать как проявление индивидуальности в пределах нормы.

Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период).

Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям. Переучивание ребенка (изменение его специфических качеств) влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость; невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание). У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.

Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею.

Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.

В процессе развития у ребенка может самостоятельно произойти смена доминирующего полушария, после чего у праворукого ребенка может развиться так называемое «скрытое левшество» (критический период – 11–12 лет).

Смену доминирующего полушария у ребенка следует принять как естественное проявление развития.

Список использованной
и рекомендуемой литературы

Бейлинсон, Л.С. Профессиональная речь логопеда. М., 2005.

Васильева, С., Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников. М., 1999.

Закон РФ «Об образовании». – М., 2008.

Каше, Г.А., Филичева, Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. – М., 1978.

Козина, И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников // Дефектология. – 1997. – № 5.

Максаков, А.М. Правильно ли говорит ребенок? – М., 1988.

Миронова, С. А. Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста. – М., 1978.

Миронова, С. А. Программа обучения правильной речи заикающихся детей подготовительной к школе группы. – М., 1979.

Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 2007.

Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / Ред.-сост. С.А. Миронова. – М., 1987.

Перчаткина, Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 11. – С. 47–49.

Сидельникова, Г. Элементы психотерапии в работе логопеда // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 3.

Степанова, О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. – М., 2007.

Степанова, О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: справочное пособие. – М., 2008.

Стеркина, Р.Б. Дошкольное образование в России: сб. действующих нормативно-правовых документов и научн.-метод, материалов. – М., 1997.

Ткачева, В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М., 1999.

Ткаченко, Т.А. Дневник воспитателя логопедической группы. – М., 2002. (Серия «Опыт работы практического логопеда».)

Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 2000.

Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). – М., 1993.

Филичева, Т.В., Чиркина, Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). – М., 2002.

Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в условиях специального детского сада. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). – М., 1993.

Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. Ч. II. Второй год обучения (подготовительная к школе группа). – М., 1993.

__________________________

 

 

 

Методическое издание

 

Елена Валериевна Маркова

 

Взаимодействие логопеда
с родителями детей
с проблемами развития речи

Методические рекомендации

 

 

t1706070732ad.gif

 

29

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации