Я гражданин: как противостоять агрессии
ТЕМА: «Я гражданин: КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ АГРЕССИИ»
(занятие с элементами тренинга по профилактике агрессивного поведения, правовому просвещению и информированию о телефоне доверия.)
Цель занятия: предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения.
Задачи:
-расширение у подростков знаний о проблеме агрессивного поведения;
-расширение правовых знаний об ответственности за агрессивное, опасное поведение проявляемое к окружающим;
-обучение подростков приемлемым способам выражения гнева;
-обучение способам конструктивного выражения эмоций;
-формирование у обучающихся навыков самоконтроля.
Методы работы:
-групповая работа;
-беседа;
-мозговой штурм,
-дискуссия.
Время поведения:45 минут.
Целевая аудитория:обучающиеся 7 классов.
Х О Д З А Н Я Т И Я
Приветствие. Разминка. «Здравствуйте, ребята! Как вы уже, наверное, заметили, наше сегодняшнее задание будет отличаться от привычного вам урока. Для начала давайте познакомимся. Я попрошу вас по очереди сказать свое имя и эмоцию или ощущение, которое вы испытываете в данный момент.
«Меня зовут ....., и сейчас я испытываю легкое волнение». Обучающиеся по очереди называют свое имя и эмоциональное состояние.
Дискуссия на тему «АГРЕССИЯ» Педагог обсуждает с обучающимися понятие агрессии; виды агрессии; всегда ли плохо, если человек испытывает негативные эмоции (злость, гнев и т.д.).«Ребята, сейчас мы увидели, что мы можем испытывать как позитивные, приятные эмоции, так и неприятные, негативные. -Скажите, ребята, всегда ли плохо, если человек испытывает негативные эмоции? (Обучающиеся отвечают на вопрос).
-Сейчас модно быть постоянно позитивным, счастливым и добрым человеком, но, к сожалению, некоторые люди забывают, что негативные эмоции, такие как грусть, злость, страх, отвращение совершенно нормальны, нет ничего плохого и постыдного в том, чтобы их испытывать. Однако важно понимать, как себя вести в ситуации, когда у нас возникают негативные эмоции, и как их можно проявлять, чтобы не причинить вред окружающим и самим себе. Возьмём к примеру злость. В ярости человек может ударить. Вот скажите, ребята, а часто ли вы сталкивались с драками в вашей школе? (Обучающиеся отвечают на вопрос). «Драка –это проявление агрессивного поведения. Ребята, как вы думаете, а что такое агрессия?» Обучающиеся отвечают на вопрос. «Агрессия –это поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда другому человеку. В совершаемом агрессивном действии есть всегда есть действующие лица: агрессор –тот, кто умышленно наносит вред другому, и жертва –человек, которому умышленно наносит вред агрессор. Агрессия бывает прямой и косвенной. Прямая делится на вербальную и физическую. Вербальная агрессия выражается в словах – угрозах, проклятьях, ругательствах, физическая –в использовании физической силы.. Косвенная агрессия также делится на два вида: частичное игнорирование –непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т.д.), и полное игнорирование –бойкот и другие виды психологического давления (принуждают к каким-то действиям и др.) Агрессия направленая на другого человека называется внешней агрессией. Иногда люди направляют собственную агрессию на самих же себя –например, бьют в стену ногой или рукой, когда испытывают злость или гнев. Это еще один вид агрессии –внутренняя агрессия».
3. –Скажите, ребята, как вы думаете, как подросток будет отвечать по закону, если он причинил вред другому человеку?
Ответственность несовершеннолетних за агрессивные действия:
Уголовный кодекс РФ не предусматривает ответственности для лиц, не достигших 14-летнего возраста. Тяжесть наказания зависит от обстоятельств каждого отдельного случая. Это может быть как нанесение легкой степени вреда здоровью, так и убийство группой лиц по предварительному сговору. И если в первом случае максимально предусмотренное наказание — арест до четырёх месяцев, то по 105-й статье УК — лишение свободы от 8 до 20 лет. Меры эти могут применяться только к лицам, достигшим 14-летнего возраста. 14-летний ребёнок, согласно нашему законодательству, не может получить в качестве наказания более 10 лет лишения свободы. При этом ещё более молодых преступников ждёт школа-интернат, а их родителей — административная ответственность, выраженная в штрафах и лишении прав. Российское законодательство снисходительно к малолетним гражданам.
Упражнение «ПОРТРЕТ АГРЕССИВНОГО ЧЕЛОВЕКА»
Цель: осознание внешнего образа агрессивности человека.
Инструкция: Педагог предлагает обучающимся совместно нарисовать портрет агрессивного человека (ведущий или кто-то из учеников рисует портрет на доске), при этом участники должны ответить на вопросы: Какого он будет пола? Роста? Есть ли у него уши? Волосы? Глаза? Нос? Рот? Широкие ли плечи? Руки? Ноги? Какая у него одежда? Что вы еще хотите добавить? «Итак, ребята, общими усилиями мы с вами изобразили портрет агрессивного человека. Симпатичный ли он? Много ли у него друзей? Ждёт ли его успех в его жизни?» Совместное обсуждение.
«Нельзя избежать негативных эмоций, их нужно уметь правильно выражать. Мы с вами можем решить, будем ли мы выражать их с помощью агрессии или же другим способом, который безопасен для окружающих и, в первую очередь, для вас самих. Как мы можем это сделать?»
Упражнение «ЛИСТ АГРЕССИИ» Цель: обучение безопасным способам выражения агрессии. Инструкция: Обучающимся предлагается вспомнить ситуацию, когда по отношению к ним проявляли агрессию, и представить своего обидчика. Далее подросткам нужно вспомнить свои эмоции по отношению к обидчику и выразить их на листе бумаги –изрисовать, исчеркать его ручкой. После этого –скомкать и бросить в мусорный мешок. Далее следует обсуждение упражнения: обучающиеся рассказывают о том, что они чувствовали, когда разрисовывали лист, когда комкали его и когда выбрасывали то, что получилось в итоге, в мусорный пакет.
Упражнение «РАССЕРЖЕННЫЕ ШАРИКИ» Цель: обучение безопасным способам выражения агрессии. Инструкция: Обучающимся предлагается представить для себя шары и надуть их. При надувании можно предложить им вдохнуть в шар вместе с воздухом свою злость, обиду, гнев и прочие негативные эмоции. Затем предлагается представить, как можно выпустить воздух из шарика и делается акцент на более безопасное выпускание своего гнева и агрессии, без причинения вреда другим и себе. (выпустить тихо или издать громкий неприятный звук)
Мозговой штурм «КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ» Инструкция: С помощью мозгового штурма обучающимся необходимо вспомнить как можно больше способов регуляции собственных эмоциональных состояний, управления раздражением, злостью, плохим настроением, чтобы потом на их основе создать памятку. Все способы педагог фиксирует на доске (затем из них составляется памятка).
Памятка. Как управлять эмоциями:комкать и рвать бумагу;бить подушку или боксерскую грушу;топать ногами;выжимать полотенце, даже если оно сухое;громко кричать, используя “стаканчик” для криков или “трубу”, сделанную из ватмана;написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;высказаться в кругу тех людей, которые могут понять и посочувствовать; закрыть глаза, представить себе что-нибудь любимое, обладающее успокоительным действием (любимый цвет, любимое место, где было хорошо, игрушку, животное и др.);посидеть в тишине или послушать спокойную музыку, а можно потанцевать;сначала максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их, и так сделать несколько раз;сделать 3–4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов.
Техника «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЯ»
«Ребята, вы выполнили упражнения, которые в дальнейшем помогут вам справляться с собственной агрессией и выражать свои негативные эмоции в форме, которая не принесет вреда окружающим людям. Но у всех нас в жизни бывают ситуации, когда нам нужно сообщить другому человеку о том, что нам не нравятся его действия, что он нас обидел. Как сделать это правильно, чтобы быть услышанными, и чтобы сохранить хорошие отношения? Для этого в диалоге с другим человеком нужно использовать «Я-высказывания». «Я-высказывания» -это техника, следование которой позволяет избегать конфликтов или выходить из конфликтных ситуаций без перехода к агрессивным действиям. Это высказывание о своих чувствах, без обвинений и упреков в адрес другого. Оно представляет собой конструктивную альтернативу «Ты-высказыванию», обычно содержащему негативную оценку поведения другого человека.
Сейчас мы научимся формулировать аналогичные, но грамотные реплики». Построение «Я-высказывания»:1.Описание события или проблемы (КОГДА ... что происходит?)2.Ваша реакция –ощущения, чувства, эмоции (Я чувствую, что..., я огорчен..., меня раздражает...)3.Предпочитаемый вами исход (Мне хотелось бы, чтобы...)Употребляются: Я, МНЕ, МЕНЯ и т.д.Не употребляется: ТЫ, ТВОЙ, ТЕБЯ и т.д. Разыгрывание ситуаций «Я-высказывания» (см. таблица). Инструкция: Участники становятся в круг, ведущий зачитывает ситуацию, выбирает участника, который будет использовать технику «Я-высказывание» и этот участник отвечает.
Ситуации для «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЯ»1.Неделю назад Вы купили себе новую юбку, а теперь подруга купила точно такую же. Вы говорите... 2.Приятель лезет к Вам с разговорами, а Вы ужасно спешите. Вы говорите...3.Ваш друг занял деньги и обещал отдать через три дня, но прошла уже неделя. Вы говорите... 4.Ваш друг взял у Вас три диска с фильмами, а когда вернул, то оказалось, что один диск не работает. Вы говорите...5.Ваш друг сказал своим родителям, что ночевал у Вас. Но Ваш друг не предупредил, что надо соврать его родителям, и когда позвонила его мама, у Вас с ней состоялся не очень приятный разговор. Вы говорите другу... 6.Ваш друг ставит Вас в неловкое положение, рассказывая при всех истории о Вас. Вы говорите...7.Вы договорились с братом/сестрой, что будете по очереди убираться в комнате. И вот он/она уже в который раз не сдерживает обещание. Вы говорите... 8.Ваш друг обещал отдать Вам сиамского котенка, Вы оченьждали этого момента. Но потом оказалось, что он уже отдал этого котенка другим. Вы говорите... 9.Ваша сестра надела Вашу кофточку на дискотеку без Вашего разрешения. На следующий день Вы нашли эту вещь в самом дальнем углу полки. Кофта была грязная и мятая. Вы говорите...10.Вы смотрите фильм в кинотеатре, а позади Вас кто-то громко разговаривает. Вы говорите... 11.Ваш друг приходит к Вам в гости и с собой приводит еще нескольких человек, которых Вы не очень-то знаете. Вы говорите... 12.Ваш друг сказал родителям, что это Вы заставили его покурить. Его родители пожаловались Вашим родителям. Вы говорите другу... 13.Вы сидите на уроке и решаете контрольную работу, Ваш сосед по парте начинает, что-то у Вас спрашивать. Вы ему отвечаете...
Подведение итогов, беседа о телефоне доверия
«Ребята, вы замечательно работали сегодня. Сегодня мы с вами узнали, что наши негативные эмоции так же нормальны, как и позитивные, нам лишь нужно уметь выражать их безопасным способом без помощи агрессии. Я надеюсь, что вам пригодятся техники работы с собственными негативными эмоциями (вспомните лист агрессии) и правила построения «Я-высказываний». Если вы будете находиться в трудной жизненной ситуации, если будете испытывать сильные переживания –всегда можно обратиться за помощью к родителям, друзьям, классному руководителю. Но иногда бывает так, что о некоторых переживаниях не расскажешь даже самому близкому человеку. Тогда за помощью можно обратиться по телефону доверия для подростков. Какой это телефон? Для кого он? Когда вы можете по нему звонить? Сколько стоит звонок? Будет ли психолог спрашивать ваше имя и адрес? С какой проблемой вы можете обратиться?»Подростки отвечают на вопросы. «Ребята, вы все сказали правильно: телефон доверия для подростков бесплатный, анонимный, и вы можете обсудить с психологом любую проблему, которая приносит вам душевную боль».
8-800-2000-112
Рефлексия по итогам занятия
Участникам необходимо закончить предложения:-Я сегодня узнал, что...-Оказывается, что можно...-Это занятие помогло мне...-Самым важным для меня стало...-На занятии мне понравилось, что...-Сейчас я испытываю такие эмоции, как…
Сафина Гузалия Минахматовна