Программа внеурочной деятельности «Я гражданин»

5
4
Материал опубликован 27 January 2018 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ» пст.Первомайский

Программа внеурочной деятельности

«Я гражданин»

для учащихся 4 класса

Составлена

учителем начальных классов

Смирновой Е.И.

Пояснительная записка

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:
Добрый, не причиняющий зла живому
Честный и справедливый
Любящий и заботливый
Трудолюбивый и настойчивый
Творящий и оберегающий красоту мира
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
Смелый и решительный 
Свободолюбивый и ответственный
Самостоятельный и законопослушный
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, посёлка, России)
Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
Надо отдавать себе отчёт, что постоянное и неизменное проявление этих качеств – идеал, то есть недостижимый результат, к которому, однако, надо стремиться. 
Чтобы помочь человеку развить в себе вышеперечисленные качества, необходимо ставить конкретные задачи, что помогает делать данная программа, которая направлена на то, чтобы помочь воспитать уравновешенных физически и нравственно людей.

Программа « Я - гражданин» направлена на создание условий для формирования гражданской позиции школьника, условий для самопознания и самовоспитания. При этом важно помочь учащимся освоить общественно – исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Согласно требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта, программа содержит материал, на основе которого формируется способность школьников применять знания на практике, сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Принципы программы:

Важнейшими дидактическими принципами программы являются: сознательность и

активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность.

Принцип сознательности предусматривает воспитание сознательного отношения к занятиям.

Принцип активности предполагает умение учащихся быстро принимать и уверенно

осуществлять тактические решения. Активность достигается четкой организацией тренировки и живым, интересным её проведением.

Принцип наглядности предполагает образцовый показ изучаемых действий, доходчивое объяснение и использование разнообразных наглядных пособий.

Принцип доступности и индивидуальности предусматривает постановку посильных для обучающихся задач и подборку средств для их решения.

Принцип систематичности и последовательности предусматривает последовательность

в обучении, регулярные занятия, логическую связь предыдущего учебного материала с

последующим, постепенное увеличение нагрузки

Принцип прочности предусматривает усвоение знаний, умений, навыков. Основным условием реализации этого признака является многократное повторение упражнений, приемов, действий.

При обучении все изложенные выше принципы применяются во взаимосвязи.

Программа «Я - гражданин России» рассчитана на 1 час в неделю, итого 34 часа в год.

Цель программы

создание условий для развития и воспитания  грамотной личности, человека нравственного, культурного с присущими ему ценностями.

Задачи:

создать условий для эффективного гражданско - патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников; уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; района, посёлка

создать условий для воспитания уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям, старшему поколению,

способствовать воспитанию культуры поведения, общения, расширения кругозора обучающихся.

Формы организации внеурочной деятельности

Занятия состоят из теоретических и практических частей, во время которых полученные теоретические знания закрепляются практическими занятиями.

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

• беседы;

• классные часы;

• встречи с интересными людьми;

• литературно-музыкальные композиции;

• просмотр и обсуждение видеоматериала;

• экскурсии

Практические занятия

• творческие конкурсы;

• выставки декоративно-прикладного искусства;

• коллективные творческие дела;

• праздники;

• викторины;

• интеллектуально-познавательные игры;

•трудовые дела;

• тренинги;

• наблюдение учащихся;

• обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций;

• заочные путешествия;

• акции благотворительности, милосердия;

• творческие проекты, презентации.

Содержание программы

Программа состоит из 6 блоков: « Я и Я», «Я и семья», «Я и культура», «Я и школа», «Я и моё Отечество», « Я и планета».

1.«Я и я»

Формирование гражданского отношения к себе. Кто я? Какой я? Откуда я родом. «Хочу» и «надо». Тесты «Познай себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов. Конкурс на лучшее письмо, сочинение.

2. «Я и семья»

Формирование гражданского отношения к своей семье.

День пожилого человека. Панорама добрых дел.

Забота о родителях - дело совести каждого. Мои семейные обязанности. Акции.

Мини-проект «Моя семья. Оформление фотовыставки.

3. «Я и культура».

Формирование отношения к искусству. Знаменитые писатели и поэты. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.

4. «Я и школа»

Формирование гражданского отношения к школе.

Продолжаем изучать школьный Устав.

Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

Конкурсы рисунков, сочинений.

5. «Я и мое Отечество»

Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Геральдика - наука о гербах. Символика России.

Символы нашего края. Государственный праздник - День Согласия и примирения. Права ребенка.

От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я - гражданин России. Герои России. Мы - россияне.

Герои Великой Отечественной войны. Конкурс чтецов

Конкурсы сочинений, Мини-проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ.

6. «Я и планета».

Формирование гражданского отношения к планете Земля.

В ответе за тех, кого приучили. Природа в поэзии.

Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Конкурс экологических сказок и стихов.

Тематическое планирование

 

Тема занятия.

Всего

УУД

1. Кто я? Какой я?

Беседа с творческим заданием.

Изучение самого себя

1

Личностные:

-умение познавать и оценивать самого себя

2. Символика России

Символы (герб) Сысольского района

1

Познавательные

умение добывать знания,

Коммуникативные

умение слушать товарища, отвечать на вопросы учителя

Личностные

умение делать выводы, отличать известное от неизвестного

3.Наши классные обязанности. Выпуск буклетов.

1

Коммуникативные

умение взаимодействовать с товарищем, приходить к общему мнению

4.День пожилого человека.

Акция «Доброта души»

( концерты на дому с вручением подарков, сделанных своими руками

1

Личностные

умение сопереживать, сочувствовать, умение делать добро

5. «Я и мой класс».

Конкурс рисунков и сочинений

Анкетирование

(составление диаграмм), игры

1

Познавательные

умение проводить анкетирование среди одноклассников, составлять диаграммы,

 

Коммуникативные

умение слушать и понимать товарища

6. Правила счастливого человека.

Психологический практикум

1

Личностные

формирование эмоциональной отзывчивости, способности правильно себя оценивать

7 . Государственный праздник –

День Согласия и примирения

1

Коммуникативные

умение слушать учителя, товарища,

Личностные

умение делать выводы, подводить итог, давать оценку своей деятельности

8. Игра « Умники и умницы»

1

Личностные

умение взаимодействовать с товарищем, приходить к общему мнению, работать в коллективе, прислушиваться к общему мнению.

9. Беседа

« Мой главный труд – учёба»,

с элементами игры ,

тренинг

« Как научиться учиться»

1

Личностные

умение принимать и соблюдать нормы школьного поведения

Коммуникативные

умение слушать учителя

10 Права ребенка.

Книга Ю Яковлева

«Ваши права, дети»

1

Коммуникативные

-умение слушать, делать выводы, анализировать ситуации находить ответы на вопросы

11. Мой лучший школьный друг. Письмо другу.

Конкурс на лучшее письмо

1

Личностные

-умения анализировать себя, своих друзей, умения оформлять свои мысли на письме, делать выводы

12. От вершины к корням.

Из истории появления законов

1

Познавательные

-умения анализировать ситуации, находить ответы на вопросы

13. Продолжаем изучать школьный Устав

1

Личностные

умение добывать знания, слушать товарища, отвечать на вопросы в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

14. Правила счастливого человека. Психологический практикум

1

Личностные

формирование эмоциональной отзывчивости, способности правильно себя оценивать

15. «Зачем нужно учиться в школе?»

Диспут

1

Коммуникативные:

умения взаимодействовать с товарищем, приходить к общему мнению,

участие в диалоге, умение слушать и понимать других.

Познавательные:

умения добывать знания из различных источников

16. Путешествие в страну Законию.

Викторина

1

Коммуникативные:

умение составлять план решения проблемы совместно с учителем в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,

Личностные

умение делать выбор, какой поступок совершить.

17. Знаменитые писатели и поэты.

Литературная викторина

1

Коммуникативные:

- участие в диалоге, умение слушать и понимать других,

-отвечать на простые вопросы учителя

Познавательные:

-поиск необходимой информации

18. «Хочу» и «надо».

Беседа с элементами игры

1

Личностные

-формирование эмоциональной отзывчивости, способности правильно себя оценивать, делать выводы.

19 . Как встречают Новый год в разных странах. Игра-путешествие

1

Познавательные:

-поиск необходимой информации;

Коммуникативные:

- участие в диалоге, умение слушать и понимать учителя, товарищей

20. Самое сильное звено.

Игровая программа

1

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, слушать и понимать учителя, товарищей, взаимодействовать с ними

21. Панорама добрых дел

1

Личностные

формирование эмоциональной отзывчивости

22 Мир моих интересов.

Беседа с творческим заданием

1

Познавательные:

поиск необходимой информации;

Личностные

умение выбирать средства для организации своего поведения 
 

23 «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра-упражнение

1

Личностные

-формирование умения в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить, запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени

24. Забота о родителях - дело совести каждого

1

Личностные

формирование эмоциональной отзывчивости

25 . Природа в поэзии.

Конкурс стихов о войне

1

Познавательные:

поиск необходимой информации;

осознанное построение речевого высказывание в устной форме

Личностные

формирование эмоциональной отзывчивости

26. Герои России.

Сообщения учащихся

1

Личностные

-формирование умения слушать товарищей , вступать в обсуждение

Познавательные

умение находить информацию, перерабатывать и находить главное

27. О подвигах женщин в военное время.

Просмотр и обсуждение фильма или произведения

1

Личностные

формирование эмоциональной отзывчивости, умения слушать товарищей, вступать в обсуждение, делать выводы

28. О красоте, моде и хорошем вкусе.

Советы профессионалов.

1

Личностные

умения отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждать аргументы фактами.

Познавательные

нахождение новой информации

29. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

Музыкальная игра с участием родителей.

1

Коммуникативные

умения взаимодействовать с товарищем, приходить к общему мнению

Личностные

формирование эмоциональной отзывчивости

30 . Семь чудес света (презентации)

1

Познавательные:

поиск необходимой информации;

Коммуникативные:

умение слушать учителя, товарища

31. Берегите природу.

Конкурс экологических сказок

1

Познавательные:

поиск необходимой информации;

осознанное построение речевого высказывания в письменной форме

Личностные

умение оформлять свои мысли на письме.

32. Волшебный мир руками детей.

Выставка детского творчества

1

Личностные

формирование эмоциональной отзывчивости,

умение адекватно оценивать работу товарища

32. Победа деда - моя победа.

Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества

Презентация мини-проектов о своих героических родственниках.

1

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблем

инициативное сотрудничество

Познавательные

поиск и сбор информации, обработка,

презентации результата деятельности

33. Есть такая профессия - Родину защищать.

Конкурсная познавательная программа

1

Личностные

формирование эмоциональной отзывчивости

Коммуникативные

умения взаимодействовать с товарищем, приходить к общему мнению

34. Я - гражданин России.

Игра-викторина

Анкетирование. Подведение итогов.

1

Личностные

формирование эмоциональной отзывчивости

Система контроля и оценки достижения планируемых результатов

С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 3 раза в 4 классе (сентябрь, декабрь, май).

Формы и средства контроля:

• диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой;

• анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С. Прутченков);

• изучение самооценки личности младшего школьника;

• методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн);

• проектная методика «Автопортрет»;

•изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;

• определение социальной активности школьника по методике Е.Н. Степа-

Нова.

Планируемые результаты реализации программы

В результате реализации программы ожидается:

• развитие творческих способностей;

• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

• осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое осознание обучающимися личности гражданина России, у обучающихся будет сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся получат возможность узнать

о значимых страницах истории страны, своего района 

о примерах исполнения гражданского и патриотического долга,

о традициях и культурном достоянии своего края,

о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,

узнают традиции своей семьи и образовательного учреждения, будут бережно относиться к ним.

Учащиеся научатся

опыту ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции,

опыту взаимодействия с людьми разного возраста, ,

сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации,

видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища,

эстетическим нормам отношения к окружающему миру и самому себе.

 

Критерии

Индикатор

Измеритель

Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Имеет четкое представление о принадлежности к РФ

Анкета

Испытывает чувство гордости за родную страну

Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ

Имеет представление о понятии «граж­данин»

Анкета

Имеет начальные представления о пра­вах, свободах и обязанностях человека

Анкета, анализ творческих работ, собеседование

Сформированность моральных норм и правил поведения

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей

Ценностное отношение к учебному труду; Сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности

Имеет ценностную установку «Учение», «Труд»

Методика изучения ценностных установок и ориентации, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ

Участвует в общественно-полезной дея­тельности

Мониторинг участия в обще­ственно-полезных делах, акциях

Ценностное отношение к природе, окружающей среде

Имеет ценностную установку «Природа»

Методика изучения ценностных установок и ориентации, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проект­ных работ

Ценностное отношение к прекрасному. Сформированность представления об эстетических идеалах

Имеет ценностную установку «Прекрас­ное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, вы­ставкам, музыке

Методика изучения ценностных установок и ориентации, педаго­гическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты вы­полнения творческих и проектных работ

Ценностное отношение к семье, старшему поколению

Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, меж­ду поколениями

Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей

Литература

2. Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе М Айрис-пресс, 2003 г.

3. Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2004 г.

4. Бродовска З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск, 2003 г.

5. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2007 г.

6. Круглое, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990 г.

7. Кувашова И.Г. Праздники в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2001 г.

8.Лизинский В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания // Научно-методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40 с.

9. Молодова Л.М Экологические праздники для детей. Минск: Асар, 1999 г.

10.Различные презентации и видеоматериалы из интернет.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо!!

28 January 2018

Благодарю за оценку работы!

29 January 2018

Елена Ивановна, хорошая программа!

28 February 2018

Спасибо большое за оценку работы.

1 March 2018