Классный час с элементами игры «Я и мои права» (5–6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Классный час с элементами игры «Я и мои права».
классный руководитель: Куликова Татьяна Ивановна
(учитель информатики и технологии МБОУ СОШ №7 п.Коммаяк Кировский район Ставропольский край).
Цели: ознакомление с содержанием статей Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка и способами их реализации; воспитание правовой культуры школьников; воспитание чувства причастности к международному правовому сообществу.
Оформление: презентация на компьютере.
Ход мероприятия.
Слово учителя.
Дорогие ребята. Сегодня мы с вами поговорим о том, что нас волнует: о правах. Но сначала давайте познакомимся и проведем игру «Поделись улыбкою своей».
1-ый ученик. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.
2-ой ученик. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за религию, за их политические взгляды.
3-ий ученик. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.
4-ый ученик. Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек Земли, в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.
Учитель: Права ребенка выделены в Конвенции ООН и в законе нашей страны «О правах ребенка».
С правовыми вопросами мы сталкиваемся гораздо чаще, чем это кажется на первый взгляд. Многие, возможно, удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.
1-ый ученик. С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года. (Ведомости Верховного Совета СССР 1990. № 45, ст. 955).
2-ой ученик. В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.
3-ий ученик. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.
Учитель: По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 принципов, Конвенция имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция включает в себя группы:
Основные права – на жизнь, на имя;
Обеспечение семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях);
Свободное развитие личности (свобода мысли, совести, религии);
Здоровье детей (право на медицинское обслуживание);
Образование детей и их культурное развитие;
Защита ребенка.
Все лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь.
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!
Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной.
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.
А если причинят мне вред, урон,
Поможет Конституция. Закон.
Перед законом, совестью равны
Живут народы ни одной страны.
Могу я погостить за рубежом,
Потом вернутся в свой любимый дом.
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.
А подрасту - поможет мне держава
Работу выбирать - имею право.
Ну а пока я - ученик:
Учу уроки, подаю дневник…
Досугу - час,
А школе - все внимание.
Использую я право
На образование.
Имеем право мы иметь права.
Но ведь моралью люди связаны.
Поэтому чтобы достойно жить,
Мы очень многое обязаны.
Учитель: Да, часто в нашей жизни мы слышим такую фразу: «Имею право». А что же это такое - право?
Ученик 1: Право - это правила, по которым живут люди в стране.
Ученик 2: Я бы сказал, что это несколько упрощенное объяснение. В словаре русского языка С. И. Ожегова право определяется как совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Это своеобразный регулятор общественных отношений.
Ученик 3: Я хочу добавить, что это еще и свобода, это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять. И все это охраняется государством и законами. Именно права человека делают нас людьми. Наши права - это те принципы, благодаря которым мы ощущаем свое человеческое достоинство.
(Раздать детям Декларацию прав человека).
Статья 3
Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Статья 4
Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещается во всех видах.
Статья 5
Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.
Статья 6
Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищён законом.
Статья 7
Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от дискриминации.
Статья 8
В случае нарушения основных прав, предоставляемых Конституцией и законом, каждый имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда.
Статья 9
Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Статья 12
Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию.
Статья 13
Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину.
Статья 15
Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишён своего гражданства или права изменить его.
Статья 16
Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности или религии. Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон. Государство должно охранять семью.
Статья 17
Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишить его имущества.
Статья 18
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, а также имеет право менять свою религию и убеждения и распространять их среди других людей.
Статья 19
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на их свободное выражение. Он может свободно искать и распространять информацию и идею любыми средствами и независимо от государственных границ.
Статья 20
Каждый человек имеет право на свободу собраний. Никого нельзя принуждать вступать в какую-нибудь группу или организацию.
Статья 21
Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной.
Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
Статья 22
Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его личности поддержку в экономической, социальной и культурной областях.
Статья 23
Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы. Каждый человек имеет право на равную оплату труда за равный труд.
Статья 24
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, в том числе разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый отпуск.
Статья 26
Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными.
Образование должно содействовать полному развитию личности, а также взаимопониманию и дружбе между народами. Родители имеет право выбирать вид образования для своих малолетних детей.
Статья 27
Каждый человек имеет право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
Каждый человек, являющийся автором научных статей, литературных и художественных трудов, имеет право на достойное вознаграждение.
Разделить на 3 команды
1. Имею право
2. Законные основания
3. Права человека
А. Раздать по 2 рисунка на команды: к рисункам текст
Работа с иллюстрациями к сказкам.
Учитель показывает рисунок 1. (Гадкий утенок)
- К какой сказке относится эта иллюстрация?
- Все ли герои сказки относятся друг к другу по-братски?
- Почему обитатели двора обижали гадкого утёнка. Выберите правильный ответ:
а) Он был самый умный.
б) Он был совсем не похож на других.
в) Он был самый красивый.
г) Он был самый вежливый.
Учитель показывает рисунок 2. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).
- Эта иллюстрация к какой сказке?
- Выберите право, которое нарушила ведьма в этой сказке:
а) право на жизнь;
б) право на получение образования;
в) право на владение имуществом.
- Чьи права нарушены в этой сказке?
Учитель показывает рисунок 3.(Серая шейка).
- Эта иллюстрация к какой сказке?
- Чья жизнь в опасности?
- Выберите право, которое нарушено в этой сказке:
а) право на жизнь;
б) право на получение образования;
в) право на владение имуществом.
Учитель показывает рисунок 4.(Лиса и заяц).
- Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:
а) право на жизнь;
б) право на неприкосновенность жилища;
в) право на справедливый суд;
г) право на труд.
- Кто нарушает это право?
- Кто защитил зайца и помог ему восстановить его права?
Учитель показывает рисунок 5.(Лягушка путешественница).
- Рассмотрите иллюстрацию. Как сказка называется?
- Выберите право, которым воспользовался персонаж сказки:
а) право на жизнь;
б) право на неприкосновенность жилища;
в) право на образование;
г) право на свободное передвижение.
- Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения? Назовите правильный ответ:
а) в пределах болота;
б) в пределах страны;
в) без ограничений.
Учитель показывает рисунок 6.(Сказка о попе и его работнике Балде).
- Рассмотрите иллюстрацию. Как сказка называется?
- Кто из персонажей сказки воспользовался своим правом на труд?
-Получил ли работник вознаграждение, которое могло обеспечить достойное существование его самого и его семьи?
Б. Игра «Турнир знатоков права».
Вопросы для конкурса «Права человека».
Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на … (свободное передвижение).
Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на … (личную неприкосновенность).
Полицейский из сказки А. Толстого « Золотой ключик », силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на …
( неприкосновенность жилища).
Балда из сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …
( труд).
Царевич Иван из сказки « Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу и царя Берендея, нарушил его право на …
( владение имуществом).
В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на …
(личную неприкосновенность, или на жизнь).
В. Сказка ложь, да в ней намек – игра
9 сказок (по 3 на команду)
1. «Волк, ты нарушаешь закон, я свободный человек и мне, как и тебе, дорога моя жизнь, а прикасаться ко мне ты не имеешь права, без моего разрешения», - ответила Красная Шапочка.
- Какую статью декларации хотел нарушить волк? (3.)
2. Карабас-Барабас наблюдал за Буратино, которого он сам подвесил на крючок. Он чувствовал себя хозяином, ведь все его куклы раболепно прислуживали ему. Однако вдруг Буратино заявил, что он нарушает Декларацию прав человека.
- О какой статье говорил Буратино? (4.)
3. Доктор Айболит срочно спешил в Африку, чтобы спасти Танечку и Ванечку, которых злой разбойник Бармалей связал, и приковал цепями к пальме, желая съесть их к обеду в ближайшую среду.
- О какой статье декларации забыл Бармалей? (6.)
4. Маленький Мук шёл по берегу моря и увидел, как волной вынесло на берег кувшинчик. Он подбежал, взял его. Кувшин был закупорен большой пробкой. Маленький Мук подумал, что не плохо бы посмотреть, что там внутри. Подумал и выдернул пробку. Из кувшина повалил густой дым, громогласно вылетел Джин и сказал: «Спасибо тебе. Маленький Мук, ты дал мне долгожданную свободу, я никогда этого не забуду и в трудную минуту приду к тебе на помощь». Маленький Мук очень обрадовался, что смог помочь Джину.
- Какую из статей декларации Маленький Мук вспомнил с радостью? (9.)
5. Очень понравилась царю тридесятого царства жена Ивана-дурака. Захотел он её себе в жёны заполучить и отправил своего воеводу с отрядом к Ивану-дураку. Под покровом ночи солдаты выкрали его жену, а Ивана-дурака сильно побили. Иван сразу догадался, кто на жену его позарился и в дом ворвался не прошенным. Утром Иван пришёл к царю и сказал: « Царь-государь, ночью вор лютый напал на мой дом и увёз жену-красавицу, нарушив права человека (то есть мои). А как нарушителю, будет ему кара страшная: и земная, и небесная. Суд людской его накажет и умертвит. Испугался царь и отдал Ивану его жену.
Какую статью декларации нарушил царь? (12.)
6. Незнайка решил осуществить свою давнюю мечту и попутешествовать по родной стране, а если получится, то побывать и в других странах. Но жители Солнечного города узнали об этом и посадили его под домашний арест (очень боялись, что он своим поведением опозорит их город или совершит непоправимую ошибку). Но Незнайка тоже был хитёр, выбрался из дом через печную трубу и на звёздочке, пролетающей в этот момент мимо, улетел на Луну.
- Какое право человека нарушили жители Солнечного города? (13.)
7. Кот Базилио и Лиса-Алиса решили отнять у Буратино все его денежки, для чего переоделись разбойниками и, привязав Буратино за ноги к дереву, всяческими угрозами пытались выбить из него деньги.
- О каком праве человека забыли Кот и Лиса? (17.)
8. Барон Мюнхгаузен был знаменит своими выдумками, причём во все свои небылицы он свято верил и доказывал всем свою правоту очень убеждённо. Но в один прекрасный день бургомистру города, в котором жил Мюнхгаузен, надоели эти разговоры, волнения среди народа, и он решил заточить барона в темницу. Однако друзья Мюнхгаузена напомнили бургомистру, что как человек стоящий на страже закона он не может его нарушать. А в Декларации прав человека об этом сказано так...
- Что же говориться в Декларации прав человека по поводу; убеждений и небылиц Мюнхгаузена? (19.)
9. Золушка работала в доме своей мачехи, не покладая рук. Ни днём, ни ночью не знала отдыха. А мачеха только и знала, что работы прибавляла. То горох с чечевицей смешает, то пшено в золу высыплет, а потом Золушку заставит всё до крупинки рассортировать. И никогда никто из них не подумал, что она живой человек и ей необходим отдых. Что уже говорить о том, что за упорные труды необходимо и вознаграждение.
- Какое право человека всё время нарушала мачеха? (24.)
10. Буратино очень хотел учиться и стать самым умным. Но в той стране, где он жил, образование мог получить только тот, у кого были деньги. А Папа Карло был беден, и чтобы отправить Буратино в школу, ему пришлось расстаться со своей любимой курткой и шарманкой, чтоб купить Буратино азбуку.
О какой статье идет речь?(26)
- Молодцы, ребята! Хорошо справились со своими заданиями. Все сказочные герои искренне рады за вас.
Награждение (лучший знаток права).
Помните о своих правах, не забывайте Декларацию прав человека и Конвенцию о правах ребенка.
В начале нашего классного часа мы читали вам стихотворение, я хочу вам повторить последнее четверостишье:
Имеем право мы иметь права.
Но ведь моралью люди связаны.
Поэтому чтобы достойно жить,
Мы очень многое обязаны.
Поэтому каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводит к беспределу, а обязанности без прав – к произволу.
Но это совсем другая история.
Рефлексия классного часа.
Что понравилось?
Что не понравилось?
Считаете ли вы полезной работу, которую мы с вами проделали?
PPT / 29.48 Мб