Классный час: «Я и мои таланты»
Цель: развивать творческую активность детей.
Задачи:
1. Расширить кругозор детей, сформировать положительную мотивацию к саморазвитию;
2. Побуждать к участию в различных кружках, секциях, к развитию своих способностей и талантов;
3. Воспитать понимание ценности личности человека.
Оборудование: презентация, на доске заголовок «Я и мои таланты», рисунки и поделки учащихся, фотографии домашних питомцев.
Ход классного часа:
1. Вступительное слово учителя.
– Доброе утро, ребята и родители. Предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик о мальчике, которого зовут Даниил Булаев.
– Что вы можете сказать об этом ребенке? Чем он вас удивил? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на классном часе? Какая тема нашего классного часа?
– Верно, но более точно наш классный час называется «Я и мои таланты».
– А как вы понимаете слово «талант»? (высказывания детей)
– Давайте прочитаем из словарей значение этого слова. (зачитывают дети)
Значение слова по словарю Ожегова:
Талант - выдающиеся врожденные качества, особые природные способности.
Значение в энциклопедическом словаре:
Талант - (греч. talanton - букв. - вес, весы); 1.самая крупная весовая (масса) и денежно-счетная единица Др. Греции, Египта, Вавилона, Персии и ряда областей М. Азии; 2.выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области.
Значение по словарю Ушакова:
ТАЛАНТ, таланта, м. (греч. talanton, букв. вес, весы) 1. Дарование, одаренность, выдающиеся природные способности;
2. древнегреческая весовая и монетная единица. 3. В современной Греции - мера веса, равная 150 кг.
Значение слова по словарю Даля:
Талант вес и монета у древних греков и у римлян; природный дар, дарования человека и способность к чему. Талантливый, даровитый, с природными способностями.
– Какие значения у этого слова?
– Сегодня мы поговорим о природных способностях человека.
– Какие задачи мы поставим перед собой? (лучше узнать друг друга, какие увлечения могут быть, как развить в себе способности)
2. Основная часть
Все люди в чем-то талантливы. Но далеко не каждому удается обнаружить в себе одаренность и проявить ее. Так откуда произошло это понятие? Это слово происходит от греческого слова "талант", которым обозначали счетно-денежную единицу во времена античности. Есть библейская притча о таланте. В ней рассказывается о том, как некий господин, отправляясь в дальнее путешествие, подарил своим рабам монеты (таланты). Одному - пять, другому - две, а третьему одну. Первые два раба вложили деньги в дело и приумножили их на такое же количество. Третий раб не стал трудиться, а закопал свой талант в землю. Приехав, господин похвалил двух рабов, а третьего выгнал и отдал его монету другому. Из этой притчи и произошло крылатое выражение: "Зарыть свой талант". Так и мы получаем свои таланты - кто-то меньше, а кто-то больше. Наша задача - развивать и приумножать таланты, а не закапывать их в землю.
– Считается, что талант – это только врожденные способности, дар, который нельзя приобрести. На самом деле это не так. От рождения человек обладает только задатками многих талантов, но какие именно он будет развивать свои способности, зависит от его выбора и предпочтений.
Если в детстве не обнаружился талант, не стоит расстраиваться. Талант может проявить себя в более позднем возрасте и раскрыться с приобретением нового опыта и навыков.
Талант - это то, что человек любит делать больше всего, то, что приносит ему удовольствие, и то, что у него получается отлично. Он делает это не ради денег или престижа. Необязательно талант проявляется в сфере искусства или науки, это просто стереотип. Бывают талантливые домохозяйки, слесари,
администраторы. Просто подумайте, что вы делаете всегда с удовольствием, к чему у вас лежит душа? (высказывания детей)
Что такое скрытый талант? Это талант, который вы сознательно или бессознательно скрываете от себя и не развиваете. Причин тому может быть множество: неуверенность, заниженная самооценка, страх перемен. Не бойтесь и не сомневайтесь. Если вы не будете действовать, то ваши выдающиеся способности так и останутся невостребованными.
– Из ваших, ребята, рассказов мы узнаем о способах проведения досуга, о том, как можно интересно и с пользой провести свободное время. Перед этим классным часом я, побеседовав с вами, узнала, что почти каждый из вас увлекается чем-то. Но не все знают об увлечениях друг друга.
– В жизни каждого человека есть увлечение. Люди рисуют, поют, собирают марки, часами просиживают за компьютером, разводят рыбок или слушают музыку, читают или выращивают кактусы.
Увлечение помогает скрасить трудные минуты жизни, сближает с миром науки, искусства, природы, с миром людей, помогает найти смысл жизни. Увлечение не приносит ни денег, ни славы. Это занятие для души. Сейчас я вам расскажу, чем же увлекались великие люди.
2. Сообщение об увлечениях великих людей.
– Известный русский поэт А.Блок с ранних лет вместе с дедом бродил по полям, лесам, болотам, отыскивая растения для ботанической коллекции. А первое увлечение А.Блока сочинительством переросло позже в литературную деятельность. Поэт ещё в 5 лет пытался сочинить примерно такие стихи:
Зая серый, зая милый, я тебя люблю,
Для тебя-то в огороде я капусту и коплю.
Известный композитор Вольфганг Моцарт с трёхлетнего возраста увлекался музыкой на клавесине. В 4 года Моцарт уже сочиняет свои пьесы и даёт небольшие музыкальные концерты.
В доме, где жила Софья Ковалевская, известная женщина-математик, одна стена была оклеена листами лекций профессора Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении. Листы с формулами привлекли внимание любопытной девочки. Она подолгу стояла и пыталась разобрать хотя бы отдельные фразы. Вид многих формул крепко врезался в память маленького ребёнка, хотя их смысл пока ещё не был понятен 8-летней девочке. Однако чуть позднее у Софьи появился целенаправленный интерес к математике.
Во время учебы в индустриальном техникуме Юрий Алексеевич Гагарин увлекался многим. Он активно участвовал в работе различных кружков: занимался в кружке художественного слова, в духовом оркестре, в физическом кружке, литературно-драматическом кружке, был активным спортсменом, капитаном сборной по баскетболу, занимался фотографией, игрой в бильярд.
Петр I был страстным нумизматом. Он собрал большое количество монет. Король Швеции Густав V увлекался вышивкой.
Королева Дании – Маргарет увлекалась рисованием.
Арнольд Шварйнеггер собирает машинки марки Hammer.
Знаменитый академик Ферсман и ученый Альберт Боковиков собирали камни.
Некоторые великие люди прославились именно своими увлечениями. Например, прекрасный врач Владимир Иванович Даль любил собирать русские слова, пословицы, сказки. И прославился он своим толковым словарем, который всем известен сейчас как Словарь Даля.
– А сейчас я предлагаю вам разделиться на группы по увлечениям.( работа по группам).
1 группа « Юные художники »
– Некоторые ребята могут выразить свои чувства, переживания, взгляд на мир через рисунки, стихи. Это наши юные художники и поэты. Предлагаю вам нарисовать рисунок и сочинить рассказ на тему «Дружба».
2 группа «Умелые ручки».
– Конечно, многим нравится изобретать из разных материалов разные изделия, и я предлагаю вам придумать и сделать поделку из предложенных материалов.
Ребята рассказывают о своем увлечении.
3 группа «Спорт»
– Спорт имеет огромное значение в жизни человека, спорт дает возможность сохранять и укреплять здоровье, воспитывает волю к победе, решительность, и другие хорошие качества. Есть у нас ребята, которые занимаются спортом серьезно. Они хотят быть сильными, ловкими, смелыми. Слово предоставляется спортсменам, которые рассказывают о себе и своих успехах.
4 группа « Любители музыки и танцев».
– Большую роль в жизни людей играет музыка. Музыка завораживает нас, очаровывает, переносит нас в другой мир. Есть музыка, которая заставляет нас находиться в движении. Ребята рассказывают о своих достижениях в музыке, о танцах. Предлагаю вам исполнить песню с танцевальными движениями.
5 группа «Любителей животных».
– Многие ученики нашего класса отдают свое свободное время общению с домашними любимцами: кошками, собаками, попугаями и другими животными. Давайте послушаем их рассказы и посмотрим на их питомцев. Слово предоставляется любителям животных, звучат их рассказы.
– Прослушав рассказы, мы узнали, как ребята любят своих друзей, как старательно ухаживают за ними, как пристально наблюдают за ними. Конечно, такое общение идет на пользу всем.
Интересные факты
Говоря об увлечении, хобби, необходимо сказать о коллекционировании. Люди коллекционируют разные предметы. На доске слова:
- филателисты - марки,
- филуменисты – спичечные этикетки,
- филокартисты - открытки,
- нумизматы – монеты,
- филотаймисты – коллекционеры календарей,
- букинисты – коллекционеры книг.
3. Заключение.
– Давайте проведем небольшую викторину об увлечениях, которые достойны уважения.
Командная игра, в которой игроки клюшкой забивают шайбу в ворота соперника. (Хоккей)
Вид спорта – групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма. (Туризм)
Поиски, выслеживание зверей, птиц с ружьём или фотоаппаратом. (Охота)
Рыбная ловля. (Рыбалка)
Командная игра, в которой игроки ударами ног забивают мяч в ворота соперника. (Футбол)
Человек, который коллекционирует марки (филателист)
Коллекционирование монет (Нумизматика)
Стеклянное помещение для содержания ящериц и змей. (Террариум)
Что коллекционируют филокартисты? (Открытки)
Певческое искусство. (Вокал)
4. Рефлексия.
– На этом наш классный час подошёл к концу. Я надеюсь, что для каждого из вас он не прошёл даром.
– Прошу вас продолжите фразу:
я понял, что…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось…
– Для того, чтобы открыть в себе способности, нужно поглубже заглянуть в себя и не бояться сделать первый шаг: сконструировать модель кораблика, сочинить первую строчку, набросить первую петельку на спицах.
– Старайтесь понять, чем бы вам хотелось заниматься, терпеливо прислушивайтесь к себе. Ведь жизнь увлечённого человека гораздо богаче, интереснее, красочнее. Спасибо всем ребятам, которые рассказали о своих увлечениях, которые проявили свои способности. Я очень рада, что ваши увлечения так разнообразны, а самое главное, что вы этим по-настоящему заинтересованы. Это говорит о вашем богатом духовном мире. Не обо всех увлечениях ребятам сегодня удалось рассказать. У нас еще много талантливых и очень увлеченных детей. Не огорчайтесь те, кто не рассказал о своих любимых занятиях, о том, как вы проводите свое свободное время. Этот разговор мы обязательно продолжим.