Разработка методической программы внеклассной деятельности «Я знаю свой край»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №157 Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ИМЕНИ ПРИНЦЕССЫ Е.М. ОЛЬДЕНБУРГСКОЙ
ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Разработка методической программы внеклассной деятельности
«Я знаю свой край»
Смирнова Мария Михайловна
Учитель географии, первая категория
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Современный школьник со всех сторон окружен инновационными технологиями, гаджетами, каждый за секунду способен побывать в любой точке мира, лишь нажав на экран телефона. Дети перестали замечать мир вокруг себя, все сложнее их заинтересовать и привлечь к учебному процессу. Поэтому следует использовать реальные материалы, которые окружают нас, посещать места с целью изучения нового учебного материала и закреплять полученные знания на практике. География, предмет совмещающий в себе множество дисциплин, таких как биология, математика, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, таким образом, на занятиях используются межпредметные связи, которые в дальнейшем можно использовать для освоения материалов нескольких предметов.
Для привлечения школьников к внеклассной деятельности был разработан проект, целью которого является – ознакомление учащихся городских школ с природой родного края.
Задачи:
Обосновать реализацию краеведческого принципа в школе, на основе: экскурсий, практических и творческих работ
Разработать рабочую тетрадь
Разработать внеклассное мероприятие по географии с использованием краеведческого принципа.
Проект, включает в себя три основных блока
Теоретические знания, полученные на уроках географии и внеурочных занятиях
Проведение однодневного похода
Рефлексия
Блок 1. Теоретические знания
Для систематизации полученных знаний учащиеся используют рабочую тетрадь. Для разработки тетради использованы материалы из раздела «Топография», а так же добавлен раздел «Поход». Рабочая тетрадь «Завтра в поход» (Приложение 1).
Основная информация доводится с помощью лекций, которые читает учитель. Необходимую информацию можно доводить на уроках географии (тема «Топография»). А так же важную роль играет тема «Краеведение» и использование метода «от близкого к далекому». Обязательно, при изучении материала пользоваться картами Ленинградской области.
После каждой темы предусматривается проведение учителем зачета, по пройденному материалу, что является контролем пройденного материала.
Блок 2. Проведение однодневного похода
Условие: проведение похода на территории своего края, в данном случае на территории Ленинградской области.
Цель: подготовить учеников 6-8 класса к однодневному походу (без ночевки).
В ходе подготовки ученики:
исследуют местность, на которой пройдет поход;
закрепят полученные на уроках географии знания о флоре и фауне родного края;
закрепят знания, полученные на внеурочных занятиях по темам – Костры, Сбор рюкзака, Установка палатки;
закрепят знания по ориентированию на местности.
Изучат природу и рельеф родного края
Участники: школьники 6-8 классов, родители.
Ход мероприятия
Учителем поочередно проводятся занятия по каждой из тем –
«Карты моей местности»
Изучение карт местности, на которой пройдет маршрут похода. Литература подбирается не только учителем, но и учениками. Это могут быть бумажные карты местности, интернет карты, схемы и карты местности из учебника по краеведению. Во время первой половины занятия ученики совместно с учителем изучают карту местности, рельеф и особенности расположения объектов на картах. Во второй половине ученики делятся на группы (в зависимости от общего количества участников –3-4 человека на группу) и составляют желаемый маршрут похода. По итогу занятия совместно учениками и учителем выбирается наиболее оптимальный маршрут похода для всей группы.
«Животный и растительный мир моего края»
На занятие изучается флора и фауна родной местности, наиболее распространенные виды растений и животных. Занятие делится на 2 части. Первая – вводная, используются фото и видео материалы, показывающие разнообразие животного и растительного мира местности. Вторая часть занятия – разработать маршрут экскурсии по близлежащему парку, в ходе которой учениками будет охвачена наибольшая часть типичных для их местности растений (возможно животных). Для составления экскурсии ученики делятся на группы и разрабатывают самостоятельный маршрут экскурсии.
«Установка палатки»
Теоретическая часть занятия состоит из ознакомления с видами палаток. Основная часть – практика, установка палатки учениками. Проводится на пришкольном участке. По итогу занятия, проводятся мини-соревнования между группами на скоростную установку палатки.
«В моем рюкзаке»
На занятии обсуждается содержание рюкзака участника похода. Составляется список личных вещей, а так же вещей для группы. Изучается правильная укладка вещей в рюкзак в теории и на практике.
Итоговое занятие
Разбившись на группы, ученики разрабатывают однодневный поход. При разработке используют знания, полученные в ходе проведенных ранее занятий. По итогу формируется папка похода в которую должно войти:
Маршрут похода
Распорядок дня
Список личного снаряжения
Список снаряжения на группу
Список продуктов (выдается и разрабатывается учителем совместно с родителями)
Экскурсия «Животные и растения моего леса»
Примерный план похода
Распорядок дня
10:00 – сбор участников, техника безопасности
10:30 – отъезд
12:00 – приезд к месту начала маршрута
13:00 – обед
14:00 – сбор
14:30 – выход
14:30 - 16:00 – экскурсия
16:10 – 17:20 – привал (перекус)
17:30 – занятие по теме «Палатка»
18:10 – занятие по теме «Ориентирование на местности»
19:00 – ужин
20:00 – сбор лагеря, экологический десант
21:00 – отъезд
Список личных вещей
Куртка-ветровка
Резиновые сапоги
Спортивный костюм (удобные брюки и кофта с длинным рукавом)
Головной убор
Комплект сменного белья (носки – 2 пары, брюки, кофта)
Плащ
Компас, карта маршрута
Блокнот, ручка/карандаш
Список группового снаряжения
Палатка
Продукты
Котелок
Аптечка
Ножи – 3 штуки
Спички – 2 коробка
Экскурсия
Разрабатывается учениками самостоятельно, должна включать не менее 15 объектов для рассмотрения. Для рассказов используются наиболее типичные виды растений и/или животных.
Занятия по теме «Палатка»
Проводится практическое занятие по установки палатке. Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек, каждая из которых получает палатку. Для начала установка производиться с инструктором, далее самостоятельно. Итогом станет соревнование между группами по установке палатки на скорость.
Занятие по теме «Ориентирование на местности»
Выполняется работа с картами и компасами. Каждый получает карту участка, необходимо отработать на практике азимутальный ход. Далее устанавливаются контрольные пункты на местности, которые необходимо отыскать.
Блок 3. Рефлексия.
Главная цель этого блока – закрепление полученной информации, ее повторение. Рефлексия проводится после проведения основных мероприятий, а так же частично она может быть проведена после прохождения теоретических разделов.
Предлагаем использование инновационных технологий, а конкретно ведение блогов. Платформы можно использовать различные – это может быть страница в социальных сетях или ведение блога на специализированных сайтах. Советуем использовать социальные сети, они наиболее просты в использовании.
Начало блога – приветственная страница с основной информацией о ее владельце. Далее фотографии и картинки с занятий по темам, каждая из которых может сопровождаться краткой информацией, которую с занятия усвоил учащийся. При проведении похода, ученик продолжает вести блог и заносить информацию с похода, на это уделяется отдельное время (которое предусмотрено занятием), в остальной период телефон не используется.
Итогом становится видеоролик, в который войдут фото и видеоматериалы с проведенных занятий.
Заключение
Методические разработки могут использоваться учителем, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Разработанная рабочая тетрадь предусматривает закрепление материала, полученного на уроках географии по темам «Топография», а так же в нее входят темы по основам безопасности жизнедеятельности.
Можно воспользоваться отдельными блоками, которые в дальнейшем каждый учитель подстроит под свои требования и стандарты.
Особое внимание стоит уделить 3 блоку работы, так как в нем предусматривается использование инновационных технологий, а так же это является элементом мотивации для учащихся, поэтому его можно считать одним из ключевых.
Изучение родного края считаем одним из ключевых, так как часто сталкиваемся с проблемой незнания учащимися основной информации о местности, в которой они проживают, отсюда выходит ряд проблем, в том числе и усвоение информации по предмету география.
Приложение 1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №157 Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ИМЕНИ ПРИНЦЕССЫ Е.М. ОЛЬДЕНБУРГСКОЙ
ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Завтра в поход
Рабочая тетрадь
Ученика________________________________________класса______
Раздел 1. Подготовка к походу
Поход
Поход – это _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Правила поведения в походе:
Не разделяться!
Это самое главное правило. Прежде чем отлучаться куда-либо или идти другим путём, поставьте в известность инструктора. И только если он разрешит, можно идти. Это нужно, чтобы знать, где вас искать.
Инструктора не обгонять. Первым идёт инструктор (или его доверенное лицо), его допустимо обогнать только немного, чтобы вы могли его слышать, а он мог вас видеть.
Слушаться инструктора.
Если инструктор о чем-то просит, это нужно выполнять. Вы можете спрашивать, зачем именно так – но выполняйте, а не спорьте.
Не мусорить.
По пути никакого мусора не оставлять , все несем с собой – даже обёртки от конфет.
Не молчать и не геройствовать.
Если вам тяжело, что-то болит, обязательно скажите об этом инструктору. Он в любом случае вам поможет.
Разработай дополнительные правила поведения в походе:
1.
2.
3.
4.
5.
Мой инвентарь и снаряжение
Что я возьму в поход?
Список личных вещей
Куртка-ветровка
Резиновые сапоги
Спортивный костюм (удобные брюки и кофта с длинным рукавом)
Головной убор
Комплект сменного белья (носки – 2 пары, брюки, кофта)
Плащ
Компас, карта маршрута
Блокнот, ручка/карандаш
Список группового снаряжения
Палатка
Котелок
Аптечка
Ножи – 3 штуки
Спички – 2 коробка
Дайте описание функции одной из вещей личного снаряжения и группового:
Личная –
Групповая -
Режим дня
Составьте режим дня для однодневного похода
Время | Вид деятельности | Ответственный |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Я ответственный за ____________________________________
Мои обязанности:
Как разбить лагерь
МЕСТО ДЛЯ УСТАНОВКИ ЛАГЕРЯ
Важно грамотно выбрать место для установки лагеря. Учитывайте близость водоемов и возможность пополнения запасов пресной воды. Чем ближе к воде, тем прохладнее и больше насекомых. Если есть возможность выбрать стоянку на возвышенной местности, лучше так и сделать. Стоянка будет обдуваться ветерком и не станет местом скопления назойливых насекомых.
МЕСТО РАЗМЕЩЕНИЯ КОСТРовИЩА
После того, как определились с местом стоянки, необходимо определить место размещения костровища. Желательно, чтобы место было относительно ровным и на достаточном расстоянии от деревьев. Зачастую палатки располагаются вокруг костра, но не ближе 4-6 метров от него.
Во избежание попадания дыма внутрь палатки и повреждения тента искрами, лучше разместить палатки с подветренной стороны.
Дополните правила установки лагеря:
1.
2.
3.
Зарисуйте план лагеря
Экстремальные ситуации
Прослушай лекцию по теме «Экстремальные ситуации» и дай краткое описание действий в этих ситуациях:
Укус змеи
Ушиб, перелом
3. Пожар
4. Потеря снаряжения
+Задание – памятка; составить советы для тех, кто потерялся в лесу. Пример: сохранять спокойствие, не паниковать! Вспомнить основы ориентирования в лесу и т.д.
Зачетный лист
Тема | Зачет | Число | Подпись |
Поход | | | |
Мой инвентарь и снаряжение | | | |
Режим дня | | | |
Как разбить лагерь | | | |
Экстремальные ситуации | | | |
Комплексный зачет | | | |
Раздел 2. Топография.
В данном разделе юному туристу предстоит, познакомится с самым важным прибором – компасом. Ты научишься определять стороны света, измерять расстояние и даже составлять маршруты на карте.
Тема 1 «Компас»
Задание 1. На картинке изображены различные виды компасов, подпиши их названия.
________________________ _________________ ___________________
Задание 2. Подпиши название составных частей компаса.
Задание 3. Запиши основные правила, которые следует учитывать при использовании компаса.
1-________________________________________________________________
2-________________________________________________________________
3-________________________________________________________________
Практические работы с компасом.
Определи при помощи компаса стороны света – Север, Юг, Запад, Восток, Северо - Запад, Северо - Восток, Юго - Восток, Юго - Запад.
Отметка о выполнении (заполняется преподавателем)
ВЫПОЛНЕНО Подпись ________
Тема 2 «Азимут»
Задание 1. Запиши что такое Азимут?
Азимут – это_______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2. На рисунке №1, при помощи транспортира определи азимут на:
Сосна:__________________ Вырубка:______________
Стоянка:________________ Карьер:_______________
Задание 3. На рисунке №1, при помощи транспортира и карандаша составь маршрут по азимуту.
Запиши градусы и расстояние:
№КП | Расстояние, см | Азимут |
| | |
| | |
| | |
| | |
Задание 4. Опеделите азимут с КП на КП в порядке очередности: Старт - 1КП – 2КП и т.д. Результаты измерений запишите в таблицу.
Практические работы с компасом.
Определи при помощи компаса азимут на объекты находящиеся вокруг.
Отметка о выполнении (заполняется преподавателем)
ВЫПОЛНЕНО Подпись ________
Тема 3 «Карта»
План местности – это ________________________________________________
___________________________________________________________________
Карта – это _________________________________________________________
___________________________________________________________________
Условные знаки на карте.
Зарисуйте условные знаки
Дополните условные знаки:
Отметка о выполнении (заполняется преподавателем)
ВЫПОЛНЕНО Подпись ________
Тема 3 «Масштаб»
Масштаб – это ________________________________________________
_____________________________________________________________
Виды масштабов
Выполните задания
Переведите в именованный масштаб: Переведите в численный:
1:500000 в 1 см 20 м
1:3000000000 в 1 см 1000 м
1:65000 в 1 см 25 км
1:100 в 1 см 380 км
1:1000 в 2 см 50 м
2:20000000 в 3 см 12 км
3:900
5:80
Отметка о выполнении (заполняется преподавателем)
ВЫПОЛНЕНО Подпись ________
Тема «План местности»
Опишите:
Как пользоваться компасом
Как определить по плану свое месторасположения?
Как читать план местности?
Составьте план местности, учитывая все нюансы.
Отметка о выполнении (заполняется преподавателем)
ВЫПОЛНЕНО Подпись ________
Раздел 3. Краеведение.
Тема «Географическое положение Ленинградской области»
Рассмотрите контурную карту Ленинградской области.
Отметьте на карте: соседние государства и субъекты, озера, моря, заливы, реки, низменности и возвышенности.
Запишите, какие объекты вы посещали:
Заливы __________________________________________________________
Озера ____________________________________________________________
Реки _____________________________________________________________
Возвышенности ____________________________________________________
Отметка о выполнении (заполняется преподавателем)
ВЫПОЛНЕНО Подпись ________
Тема «Районирование Ленинградской области»
Рассмотрите карту субъектов Ленинградской области.
Подпишите районы Ленинградской области и выделите районные центры.
Дайте характеристику одному из субъектов, которые вы посетили (опишите свои впечатления, что вы там увидели):
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Тема «Животный и растительный мир Ленинградской области»
Животные Ленинградской области.
Заполните таблицу, запишите названия животных в таблицу и дайте их краткое описание (размер, окраска, отличительные признаки).
Название | Описание |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Растения Ленинградской области.
Зарисуйте три различных по видам растения, которые произрастают в Ленинградской области.
| | |
| | |
Отметка о выполнении (заполняется преподавателем)
ВЫПОЛНЕНО Подпись ________
Тема «Достопримечательности Ленинградской области»
Составьте рассказ о двух достопримечательностях, расположенных на территории Ленинградской области (природной и культурной).
Природная:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Культурная:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка о выполнении (заполняется преподавателем)
ВЫПОЛНЕНО Подпись ________
Список использованной литературы
Апатенкова, А. Е. Проектирование воспитательного процесса в туристской экспедиции / А. Е.Апатенкова // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2014. - №3. – с. 163 – 177.
Баринова, И.И. География. Начальный курс. 5 кл. : учебник / И. И. Баранова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2016. – 140, [4] с. : ил., карт.
Герасимова, Т.П. География. Начальный курс. 6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Т.П.Герасимова, Н. П. Неклюкова. – М. : Дрофа, 2018. – 159, [1] с. : ил., карт.
Карта Ленинградской области [Электронный ресурс] / Топографическая карта Ленинградской области – Режим доступа : http://www.etomesto.ru/map-peterburg_topokarta/, свободный. (Дата обращения : 01.04.2021г.).
Логинов, В. С. Особенности адаптации руководителей и участников зимних спортивных походов к экстремальным условиям их проведения / В. С. Логинов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. №6. с. 257 – 260.
Нечаев М.П. Организация туристско-краеведческой внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Вестник Академии детско-юношеского туризма. 2015. № 1. С. 31—42.
Нечаев М.П. Управленческие технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС // Воспитание школьников». 2013. № 9. С. 16—21.
Смирнов Д. В., Смирнов А. А. Содержание и нормативные требования к туристскому походу во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. № 3(116). С.