Методическая разработка «Язык программирования Турбо Паскаль и система программирования Турбо Паскаль»

1
0
Материал опубликован 27 April 2022
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ ПО «ПЕНЗЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»













«Язык программирования Турбо Паскаль и система программирования Турбо Паскаль».











Работа выполнена:
Конновой А.В.












г. Пенза, 2022г.

Аннотация

В предлагаемых разработках предпринята попытка дать систематизированное изложение:

методики проведения уроков изучения языка программирования Турбо Паскаль и системы программирования Турбо Паскаль;

учебного материала по теме «Язык программирования Турбо Паскаль и система программирования Турбо Паскаль».

В данной методической разработке теоретических занятий по теме «Язык программирования Паскаль и система программирования Турбо Паскаль» подробно рассматриваются все элементы урока:

организационный этап;

актуализация опыта и опорных знаний;

постановка темы и определение основных целей занятия;

изучение нового материала;

систематизация и закрепление знаний;

подведение итогов урока;

задание на дом;


Методические разработки теоретических занятий по теме «Язык программирования Турбо Паскаль и система программирования Турбо Паскаль» поможет преподавателям подготовить и провести урок не только по информатике, но и по другой дисциплине.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение.

2. Методика проведения теоретических занятий по теме «Язык программирования Турбо Паскаль и система программирования Турбо Паскаль».

2.1. ЗАНЯТИЕ 1. Тема: «Язык программирования Турбо Паскаль»

2.1.1. Организационный этап.

2.1.2. Актуализация опыта и опорных знаний.

2.1.3. Постановка темы и определение основных целей занятия.

2.1.4. Изучение нового материала.

1). Классификация языков программирования.

2). Назначение и возможности языка программирования Турбо Паскаль.

3). Алфавит языка программирования Турбо Паскаль.

4). Данные в языке программирования Турбо Паскаль.

2.1.5. Систематизация и закрепление материала.

2.1.6. Задание на дом.

2.1.7. Подведение итогов урока, обобщение, выводы.

2.2. ЗАНЯТИЕ 2. Тема: «Выражения и стандартные функции в языке программирования Турбо Паскаль».

2.2.1. Организационный этап.

2.2.2. Актуализация знаний.

2.2.3. Постановка темы и определение основных целей занятия.

2.2.4. Изучение нового материала.

1). Выражения и операции в Турбо Паскале.

2). Стандартные функции.

2.2.5. Систематизация и закрепление материала.

2.2.6. Задание на дом.

2.2.7. Подведение итогов урока, обобщение, выводы.

2.3.ЗАНЯТИЕ 3. Тема: «Простейшие и структурные операторы языка программирования Турбо Паскаль»

Организационный этап.

2.3.1. Организационный этап.

2.3.2. Актуализация знаний.

2.3.3. Постановка темы и определение основных целей занятия.

2.3.4. Изучение нового материала.

1). Структура программы на языке Турбо Паскаль.

2). Простейшие операторы языка Турбо Паскаль.

3). Структурные операторы языка Турбо Паскаль.

2.3.5. Систематизация и закрепление материала.

2.3.6. Задание на дом.

2.3.7. Подведение итогов урока, обобщение, выводы.

3. Заключение.

4. Список литературы.

5. Приложение (планы уроков).


1. Введение.

Преподавание программирования как одного из разделов информатики имеет целью формирование у студентов алгоритмического мышления и является важной частью современного образования.

Методические разработки теоретических уроков по программированию предназначены для преподавателей, начинающих преподавание программирования на языке Турбо Паскаль для студентов первого курса. Трудность преподавания программирования для студентов этого возраста связана с тем, что, во-первых, у ребят еще не полностью сформировано алгоритмическое мышление, а, во-вторых, их математическая подготовка ограничивает класс рассматриваемых задач.

Предлагаемый методический материал будет полезен молодым преподавателям, кроме того, он имеет практическое значение, т.к. может быть использован не только на уроках информатики, но и на уроках по другим дисциплинам.






















2. Методика проведения теоретических занятий по теме
«Язык программирования Турбо Паскаль
и система программирования Турбо Паскаль»


2.1.ЗАНЯТИЕ 1.

Тема: «Язык программирования Турбо Паскаль»


2.1.1. Организационный этап.

Дидактическими целями этого этапа урока являются включение студентов в деловой ритм, подготовка аудитории к работе. Преподаватель настраивает студентов на продуктивную деятельность.


2.1.2. Актуализация опыта и опорных знаний.

Невозможно изучать новый материал, не вспоминая, не анализируя, не опираясь на уже пройденный, не применяя его при выводах новых положений.

Для актуализации опорных знаний можно задать следующие вопросы:

Какие языки программирования вы изучали в школе?

К какому классу программ относится язык программирования Турбо Паскаль?

Назовите основные этапы решения задач на ЭВМ?

Анализируя ответы студентов, преподаватель определяет, насколько студенты готовы к восприятию и усвоению нового учебного материала.


2.1.3. Постановка темы и определение основных целей занятия.

Преподаватель определяет обучающие цели (овладение знаниями, умениями и навыками по изучаемой теме), развивающие цели (развитие алгоритмического мышления, памяти, творческих способностей) и воспитательные цели (формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, ответственности, работоспособности, коллективизма).

Далее следует предусмотреть все виды деятельности на уроке и средства обучения, учебное оборудование, необходимое для урока.


2.1.4. Изучение нового материала.

Первое занятие носит вводный характер, его цель – познакомить студентов с классификацией языков программирования, с назначением языка Турбо Паскаль, алфавитом и типами данных этого языка.

Для студентов, изучавших какой-либо язык программирования, полезно провести небольшой сравнительный анализ двух языков программирования, рассказать о преимуществах и возможностях нового языка.

Студентам, которые начинают изучать Турбо Паскаль как свой первый язык, необходимо немного рассказать о программировании, о задачах, которые решают программисты, о том, почему для изучения выбран этот язык программирования.

После этого преподаватель излагает учебный материал по изучаемой теме.

1). Классификация языков программирования.

Языки программирования делятся на языки программирования высокого уровня и языки программирования низкого уровня.

Языки программирования низкого уровня:

машинный код – команды на языке нулей и единиц;

язык ассемблера – вместо нулей и единиц используются мнемонические коды (ассоциативное запоминание).

Преимуществом этих языков является то, что максимально используются аппаратные особенности ЭВМ. Недостатками же являются: сложность написания программ, трудность переноса с одной модели ПК на другую.

Языков ассемблера существует столько же, сколько различных типов компьютеров.

Языки программирования высокого уровня ближе к естественному, человеческому языку. Они создавались в разное время и для разных целей. Например, язык программирования «С» - для написания операционных систем; Паскаль – для обучения программированию; PERL для работы с текстами и т.д.

Для перевода программы, написанной на языке программирования высокого уровня, в двоичные коды, используют трансляторы.

Трансляторы бывают двух типов: 1) компилятор – читает целиком всю программу, переводит ее и создает программу на машинном языке, которая затем выполняется; 2) интерпретатор – переводит и выполняет программу построчно, строка за строкой.


2). Назначение и возможности языка программирования Турбо Паскаль.

Язык программирования Паскаль (Pascal) был разработан Николасом Виртом, швейцарским ученым, в 60-е годы ХХ века как учебный язык для студентов. Этот язык характеризуется четкой структурой программы, простотой и ясностью используемых конструкций. Современный язык программирования Турбо Паскаль сохранил простоту и структуру языка, разработанного Виртом.

Язык программирования Турбо Паскаль – мощное программное средство, предназначенное для написания программ различной сложности.

На Турбо Паскале можно выполнить простые расчеты, составить программы для реализации сложных инженерных задач, обучающие программы, программы-оболочки, тестирующие программы и драйверы.


3). Алфавит языка программирования Турбо Паскаль.

Алфавит языка включает в себя следующие символы:

заглавные и строчные латинские буквы от A до Z;

арабские цифры 0, 1, … , 9;

специальные символы
+,-,/,=,<,>,[ ],.,( ),;,:,{ },$,#,_,@.

русские буквы допускаются внутри символьных констант и комментариев.


Символы языка объединяются в слова, которые по своему назначению можно разделить на:

зарезервированные (ключевые) слова – имеют фиксированное написание и значение;

целые числа и числа с плавающей запятой;

символьные строки и отдельные символы, заключенные в апострофы;

идентификаторы или имена.

Идентификаторы применяют для обозначения программ, процедур, функций, переменных, констант, меток, типов данных и модулей, определенных в программе. Идентификатор может состоять из любого количества букв или цифр, но должен начинаться с буквы. Среда программирования Турбо Паскаль различает только первые 63 символа идентификатора. Идентификаторы разделяются на стандартные и определенные пользователем. Стандартные – для обозначения заранее определенных разработчиком языка процедур, функций, переменных, констант, типов данных, переменных. Идентификаторы пользователя создаются самим пользователем для обозначения вводимых им объектов. Слова отделяются друг от друга пробелом или специальными символами. Турбо Паскаль не различает заглавные и строчные буквы в ключевых словах и идентификаторах.

Пример простой программы: программа вводит 2 числа с клавиатуры, складывает их и выводит сумму на экран.

Program SUMMA; - заголовок программы

var X,Y,Z; integer; - описание переменных

begin - начало программы

read (X,Y); - ввод значений Х, У

Z:=X+Y; - вычисление суммы и присваивание

Writeln (Z); - вывод результата

End. - конец

Программа содержит ключевые слова: Program (программа), var (переменные), begin (начало), End (конец); стандартные идентификаторы: integer (целые числа), read (читать), Writeln (писать); идентификаторы пользователя: SUMMA, X,Y,Z.

Основные особенности записи программ:

программа начинается с заголовка – слова Program и следующего за ним названия программы;

после заголовка располагается описательная часть программы;

далее между ключевыми словами begin и End находится исполнительная часть программы – раздел операторов;

различные предложения Турбо Паскаля, которые задают описание действия, отделяются друг от друга точкой с запятой;

текст программы заканчивается точкой.


4). Данные в языке программирования Турбо Паскаль.

Функционирование любой программы связано с обработкой данных. Данные, предназначенные для обработки, называются исходными (ИД) и задаются в начале программы. Программа по ходу выполнения может запрашивать недостающие ИД. В процессе выполнения программы ИД преобразуются в результаты. Каждый элемент данных, используемый в программе, является константой или переменной.

Константой называются элементы данных, значения которых в процессе выполнения программы не изменяются. В языке Паскаль используются константы следующих видов: числовые, логические, символьные и строковые. Числовые константы предназначены для представления числовых данных (целых и вещественных). Логические константы используются для представления данных, имеющих смысл логических высказываний (да – нет, истина – ложь, 1 – 0). Символьные и строковые константы – это отдельные символы и их последовательности.

Переменные в отличие от констант, могут менять свои значения при выполнении программы. В программировании переменную можно трактовать как одну или несколько ячеек оперативной памяти компьютера, которым присвоено определенное имя (идентификатор). Содержимое этих ячеек может меняться, но имя переменной остается неизменным. Каждое новое значение , записанное в ячейку памяти , «затирает» предыдущее значение, поэтому в любой момент времени переменная имеет только одно, текущее значение. Обычно переменные используются для хранения ИД, результатов программы, а также промежуточных данных, которые образуются по ходу выполнения программы.

Константы описываются с помощью служебного слова Const, за которым идет список имен констант, каждому из которых с помощью знака равенства присваивается значение, одна константа от другой отделяется точкой с запятой, например:

Const

n=3;b=-7.5;c=’abcde’

Описание переменных начинается со служебного слова var, за которым следуют имена переменных и через двоеточие указывается их тип, например:

Var

a,b: real;

c,d: integer;

f,g: char;

m,n: boolean;

Для описания множества допустимых значений величины и совокупности операций, в которых может участвовать данная величина, используется указание ее типа данных. Тип данных (data type) – множество величин, объединенных определенной совокупностью допустимых операций. Каждый тип имеет свой диапазон значений и специальное зарезервированное слово для описания.

Все типы данных можно разделить на скалярные и структурированные.

В скалярных типах данных можно выделить следующие:

целочисленные типы данных занимают от 1 до 64 байт, к целочисленным типам данных кроме типа integer относятся Shortint, longint, word, byte. Отличаются они от integer только диапазоном допустимых значений.

вещественные типы данных (действительные) занимают от 4 до 10 байт и могут быть как с плавающей, так и фиксированной точкой. Вещественные типы данных обозначаются служебным словом real.

символьный тип данных - это любой символ, он занимает 1 байт и может быть описан служебным словом char.

логический тип данных - данные этого типа могут принимать два значения: true (истина) или false (ложь).

К структурированным типам данных относятся: массивы, строки.

Массив – совокупность данных одного и того же типа. Число элементов массива является фиксированным и в процессе выполнения программы не изменяется. Для описания массивов используется служебное слово array.

Строки – последовательность символов, строка заключается в апострофы, длина не более 255 символов, описывается служебным словом string.


2.1.5. Систематизация и закрепление материала.

После объяснения нового материала наступает этап первичного осмысления материала. На этом этапе можно задать студентам вопросы по изучаемой теме. Такие вопросы позволяют обобщить знания, выделить основное.

Можно задать следующие вопросы:

Как классифицируются языки программирования?

Чем отличается компилятор от интерпретатора?

Кто и для каких целей разработал язык программирования Турбо Паскаль?

Назовите основные символы алфавита языка программирования Турбо Паскаль?

Чем отличаются переменные от констант?

Какие типы данных относятся к скалярным величинам?

Какие типы данных относятся к структурированным величинам?


2.1.6. Задание на дом.

Постановка домашнего задания и подготовка студентов к его выполнению является неотъемлемой частью урока информатики. Основная задача преподавателя – добиться полного осмысления пройденного материала. Следовательно, цель домашнего задания - убедиться, действительно ли все студенты поняли данный материал. Кроме того, домашняя учебная работа очень важна для формирования у студентов навыков самообразования и воспитания ответственности за результаты труда.

Из всего многообразия видов домашнего задания на данном уроке используются задания, связанные с усвоением, обобщением, систематизацией знаний и умений.

Можно предложить в качестве домашнего следующие задания:

Выучить материал лекции.

Заполнить следующую таблицу:

Что обозначает число

Пример значения

Тип числа (целое или вещественное)

Обозначение в Турбо Паскаль

Число студентов в учебной группе

28



Число дней в неделе

7



Длина отрезка

12,5



Длина окружности радиуса 1 см

6,28



Придумать 5 идентификаторов.


2.1.7. Подведение итогов урока, обобщение, выводы.

На этапе подведения итогов урока важно зафиксировать достижение целей, меру участия в их достижении всех студентов и каждого в отдельности, оценить работу студентов и определить перспективы дальнейшей работы.



2.2. ЗАНЯТИЕ 2.

Тема: «Выражения и стандартные функции в языке программирования Турбо Паскаль».


2.2.1. Организационный этап.

Дидактическими целями этого этапа урока являются включение студентов в деловой ритм, подготовка аудитории к работе. Преподаватель настраивает студентов на продуктивную деятельность.


2.2.2. Актуализация знаний.

В начале занятия необходимо проверить правильность выполнения домашнего задания, а затем повторить все, что было изучено на предыдущем занятии. Актуализация знаний производится методом устного опроса по следующим вопросам:

1). Классификация языков программирования.

2). Назначение и возможности языка программирования Турбо Паскаль.

3). Алфавит языка программирования Турбо Паскаль.

4). Основные особенности записи программ.

5). Скалярные типы данных в языке программирования Турбо Паскаль.

6). Структурированные типы данных в языке программирования Турбо
Паскаль.

Анализируя ответы студентов, преподаватель определяет, насколько студенты готовы к восприятию и усвоению нового учебного материала.


2.2.3. Постановка темы и определение основных целей занятия.

Преподаватель определяет обучающие цели (овладение знаниями, умениями и навыками по изучаемой теме), развивающие цели (развитие алгоритмического мышления, памяти, творческих способностей) и воспитательные цели (формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, ответственности, работоспособности, коллективизма).

Далее следует предусмотреть все виды деятельности на уроке и средства обучения, учебное оборудование, необходимое для урока.


2.2.4. Изучение нового материала.


1). Выражения и операции в Турбо Паскале.

Выражение задает порядок выполнения действий над данными и состоит из операндов (констант, переменных, функций), круглых скобок и знаков операций. Например: а + в * sin(х).

Правила записи математических выражений.

Запись должна быть линейна, т.е. дроби записываются в одну строку.

Все знаки операций должны быть записаны явно.

В Турбо Паскаль используются только круглые скобки.

Нет верхних и нижних индексов.

Операции делятся на унарные (например, С) и бинарные (например, а + в), а также на следующие группы: арифметические; операции отношения; логические.

Арифметические операции.


Операция

Действие

Тип операндов

Тип результата

+

Сложение

Целый, вещественный

Целый, вещественный

-

Вычитание

Целый, вещественный

Целый, вещественный

*

Умножение

Целый, вещественный

Целый, вещественный

/

Деление

Целый, вещественный

Целый, вещественный

Div

Деление нацело

Целый

Целый

Mod

Остаток от деления

Целый

Целый

And

«И»

Целый

Целый

Shl

Сдвиг влево

Целый

Целый

Shr

Сдвиг вправо

Целый

Целый

Or

«Или»

Целый

Целый

Xor

Исключающее «Или»

Целый

Целый

-

Отрицание

Целый

Целый

Not

Логическое отрицание

Целый

Целый


Операции отношения.

Операции отношения выполняют сравнение 2-х операндов и определяют истинно выражение или ложно. Их результат – логический. Определены следующие операции отношения: <, >, =, <,= ,>=, < >.

Пример: 6>4 3.14< >2.

Операции отношения определены и над символьными переменными и строками: ‘a’ < ‘b’, ‘abc’ < ‘abd’.


Логические операции.

Выполняются над логическими данными. Определены следующие логические операции:


A

B

Not A

A and B

A or B

t

t

f

t

t

t

f

f

f

t

f

t

t

f

t

f

f

t

f

f

Пример: (a + x) > (c + d * cos(y)) or (a > b).

Приоритеты выполнения операций.

1). Унарные операции;

2). *, /, Div, Mod, And, Shr, Shl;

3). +, -, Or, Xor;

4). =, < >, >, <, >=, <=.

Использование скобок позволяет менять порядок вычислений.

2). Стандартные функции.

Стандартные функции в языке Турбо Паскаль определены над арифметическими операндами:

Обозначение

Тип аргумента

Тип результата

Действие

Abs(x)

Целый, вещественный

Целый, вещественный

Модуль числа

Sin(x)

Вещественный

Вещественный

Синус

Cos(x)

Вещественный

Вещественный

Косинус

Arctan(x)

Вещественный

Вещественный

Арктангенс

Pi

Вещественный

Вещественный

Π

Exp(x)

Вещественный

Вещественный

ех

Ln(x)

Вещественный

Вещественный

Натуральный логарифм

Sqr(x)

Вещественный

Вещественный

х2

Sqrt(x)

Вещественный

Вещественный

х

Int(x)

Вещественный

Вещественный

Целая часть числа

Frac(x)

Вещественный

Вещественный

Дробная часть числа

Round(x)

Вещественный

Целый

Округление числа

Trunk(x)

Вещественный

Целый

Отсекание дробной части

Random


Вещественный

Случайное число от 0 до 1

Random(n)

Целый

Целый

Случайное число от 0 до n


2.2.5. Систематизация и закрепление материала.

Для обобщения и систематизации знаний по данной теме можно предложить студентам следующее задание:

Записать на языке программирования Турбо Паскаль выражения:

t1651040714aa.gif; t1651040714ab.gif ; t1651040714ac.gif arctan x – x2; |x| / sin x + ln x.


2.2.6. Задание на дом.

Из всего многообразия видов домашнего задания на данном уроке используются задания, связанные с усвоением, обобщением, систематизацией знаний и умений.

Можно предложить в качестве домашнего следующее задание:

Дано математическое выражение: 2 – 12х + 3 для х = -7; 0; 5.

Определить, какие величины являются исходными данными, какие результатами.

Составить математическую модель задачи, т.е. записать исходное выражение по правилам языка программирования Турбо Паскаль.

Описать тип исходных и результирующих данных.


2.2.7. Подведение итогов урока, обобщение, выводы.

На этапе подведения итогов урока важно зафиксировать достижение целей, меру участия в их достижении всех студентов и каждого в отдельности, оценить работу студентов и определить перспективы дальнейшей работы.


2.3. ЗАНЯТИЕ 3.

Тема: «Простейшие и структурные операторы языка программирования Турбо Паскаль»


2.3.1. Организационный этап.

Дидактическими целями этого этапа урока являются включение студентов в деловой ритм, подготовка аудитории к работе. Преподаватель настраивает студентов на продуктивную деятельность.


2.3.2. Актуализация знаний.

В начале занятия необходимо проверить правильность выполнения домашнего задания, а затем повторить все, что было изучено на предыдущем занятии. Актуализация знаний производится методом устного опроса по следующим вопросам:

1). Классификация языков программирования.

2). Назначение и возможности языка программирования Турбо Паскаль.

3). Алфавит языка программирования Турбо Паскаль.

4). Основные особенности записи программ.

5). Скалярные типы данных в языке программирования Турбо Паскаль.

6). Структурированные типы данных в языке программирования Турбо
Паскаль.

Анализируя ответы студентов, преподаватель определяет, насколько студенты готовы к восприятию и усвоению нового учебного материала.


2.3.3. Постановка темы и определение основных целей занятия.

Преподаватель определяет обучающие цели (овладение знаниями, умениями и навыками по изучаемой теме), развивающие цели (развитие алгоритмического мышления, памяти, творческих способностей) и воспитательные цели (формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, ответственности, работоспособности, коллективизма).

Далее следует предусмотреть все виды деятельности на уроке и средства обучения, учебное оборудование, необходимое для урока.




2.3.4. Изучение нового материала.


1). Структура программы на языке Турбо Паскаль.

Структура программы на языке Турбо Паскаль:

Program <имя_программы>; - заголовок программы

ct1651040714ad.gif

раздел описаний констант, типов переменных


onst <описание_констант>; -

type <описание_типов>;

var <описание_переменных> ;


bt1651040714ad.gif egin

<операторы языка> - тело программы

еnd.

В текст программы могут быть включены комментарии в фигурных скобках лил круглых скобках в сопровождении символа *. Комментарии не выполняются программой, а служат для пояснения отдельных ее частей.


2). Простейшие операторы языка Турбо Паскаль.

Оператор присваивания.

а:=в

Слева имя переменной, а справа – значение. Типы переменных а и в должны совпадать лил быть совместимыми для присваивания.


Операторы ввода-вывода.

Ввод информации с клавиатуры осуществляется с помощью оператора read или readln:

read (х12,…,хn);

или

readln12,…,хn); где х12,…,хn – список переменных.

Когда в программе встречается оператор read, то действие приостанавливается до тех пор, пока не будут введены исходные данные. Вводимые данные отделяются пробелом или клавишей ENTER.

Оператор readln отличается от оператора read тем, что после считывания данных курсор переводится на следующую строку.


Вывод информации на экран монитора.

write12,…,хn) или writeln 12,…,хn);

Оператор writeln отличается от оператора write тем, что после вода на экран информации курсор переводится на следующую строку.


3). Структурные операторы языка Турбо Паскаль.

Условный оператор ifthenelse.

Этот оператор служит для организации вычислительного процесса в зависимости от какого-либо логического условия и имеет вид:

If <условие> then <оператор_1> else <оператор_2>

если условие истинно, выполняется оператор 1, иначе – оператор 2.

Условный оператор может быть записан в сокращенной форме:

If <условие> then <оператор>,

в этом случае невыполнение условия приведет к выполнению следующего оператора.

Оператор цикла с предусловием Whiledo («пока…делать»):

While <условие> do <оператор>

Если условие истинно, то тело цикла (оператор) выполнится. Если условие сразу не выполняется, то тело цикла игнорируется и управление передается следующему оператору.

Оператор цикла с постусловием repeatuntil:

Repeat <оператор> until <условие>

В цикле Repeat действует такой алгоритм: выполнять тело цикла, пока не станет истинным условие, т.е. пока условие олжно, выполняется цикл. Этот цикл обязательно выполняется хотя бы один раз.


Оператор цикла for (оператор с заранее заданным числом повторений цикла):

for <параметр_цикла> := <начальное_значение>
to <конечное _значение> do <оператор>

Выполнение цикла начинается с присвоения параметру цикла начального (стартового) значения. Затем следует проверка, не превосходит ли параметр конечное значение, если да, то цикл завершен, если нет, то выполняется тело цикла и параметр цикла изменяет свое значение на следующее. Следует помнить о том, что в операторе for параметр цикла может быть только целым числом, так же целым числом должен быть и шаг изменения параметра цикла.


2.3.5. Систематизация и закрепление материала.

Для систематизации и закрепления знаний по данной теме можно предложить студентам следующее задание:

Используя все рассмотренные на уроке операторы цикла, вывести на экран 5 раз сообщение «Мы изучаем язык программирования Турбо Паскаль».


Совместно с преподавателем разрабатывается алгоритм решения данной задачи. Для того чтобы проследить за количеством повторений, понадобится специальная переменная, которая будет считать их. Эта переменная называется параметром или счетчиком цикла. Счетчиком цикла для решения поставленной задачи выберем переменную Т. первоначально значение счетчика Т = 1. вывод сообщения будет происходить в теле цикла. Необходимо вывести 5 сообщений, следовательно, тело цикла должно повториться 5 раз. Тогда конечное значение счетчика цикла Т = 6. Условием выхода из цикла будет достижение счетчиком цикла конечного значения, равного 6.

На доске рисуется блок-схема:


Цикл «ДО»

t1651040714ae.gif

Т = 1

t1651040714af.gift1651040714ag.gift1651040714ah.gift1651040714ai.gift1651040714ah.gift1651040714aj.gift1651040714ak.gift1651040714al.gif

Program DO;

Var T:integer;

Begin

T:=1;

Repeat

Writeln (‘Мы изучаем язык
программирования Турбо
Паскаль’
);

Т:=Т + 1;

until T=6;

end.









t1651040714am.gif





t1651040714ah.gif

Т = Т + 1



t1651040714ah.gif


+


-





Цикл «ПОКА»

t1651040714ae.gif

Т = 1

t1651040714ah.gif

Program POKA;

Var T:integer;

Begin

T:=1;

While T≤5 do

begin

Writeln (‘Мы изучаем язык
программирования Турбо
Паскаль’
);

Т:=Т + 1;

End;

end.







t1651040714ai.gif


t1651040714an.gif

-

t1651040714ao.gift1651040714ap.gif

t1651040714ah.gif

+

t1651040714am.gif




t1651040714ah.gif

Т = Т + 1


t1651040714ah.gif

t1651040714ah.gift1651040714aq.gif

t1651040714ag.gif


Разработка программы решения поставленной задачи с использованием цикла For выполняется студентами самостоятельно. Когда все студенты выполнят работу, проверяется правильность решения задачи.


Цикл for (с заранее заданным числом повторений)


Program PARAMETR;

Var T:integer;

Begin

For T:=1 to 5 do

Writeln (‘Мы изучаем язык программирования Турбо Паскаль’);

End;

end.


2.3.6. Задание на дом.

Из всего многообразия видов домашнего задания на данном уроке используются задания, связанные с усвоением, обобщением, систематизацией знаний и умений.

Можно предложить в качестве домашнего следующее задание:

Выучить синтаксис простейших и структурных операторов языка программирования Турбо Паскаль.

Составить программу на языке программирования Турбо Паскаль для вывода на экран всех целых чисел от 1 до 10, используя все рассмотренные на уроке операторы цикла.


2.3.7. Подведение итогов урока, обобщение, выводы

На этапе подведения итогов урока важно зафиксировать достижение целей, меру участия в их достижении всех студентов и каждого в отдельности, оценить работу студентов и определить перспективы дальнейшей работы.



3. Заключение.

В данной методической разработке теоретических занятий по теме «Язык программирования Турбо Паскаль и система программирования Турбо Паскаль» подробно рассматриваются все элементы урока:

организационный этап;

актуализация знаний;

постановка темы и определение основных целей занятия;

изучение нового материала.

систематизация и закрепление материала.

подведение итогов урока;

задание на дом.


Методическая разработка теоретических занятий по теме «Язык программирования Турбо Паскаль и система программирования Турбо Паскаль»» поможет преподавателям подготовить и провести уроки не только по информатике, но и по другой дисциплине.




4. Список литературы.

Алексеев Е.Р., Чеснокова О.В., Павлыш В.Н., Славинская Л.В. Турбо Паскаль 7.0. – М.: НТ Пресс, 2006.

Алексеев А. П. Информатика 2001. – М.: «СОЛОН-Р», 2001 г.

Харламов И. Ф. Педагогика. – Мн.: Университетское, 2002.


Рецензия.

В методической разработке даётся подробнейшее описание всех элементов теоретического занятия. Методическая разработка может быть рекомендована всем начинающим преподавателям для изучения элементов теоретического занятия.

Кроме того, методическая разработка теоретических занятий по теме «Язык программирования Турбо Паскаль и система программирования Турбо Паскаль» может быть использована в качестве учебного пособия, т. к. содержит необходимый теоретический материал.


Рецензент _________________________ / /


5. Приложения.


План теоретического занятия 1.


Тема:

Язык программирования Турбо Паскаль



Цели:

Дидактическая: сформировать представление о возможностях языка программирования Турбо Паскаль;
Выполнение практических заданий по применению изучаемого материала;

формирование интеллектуальных умений анализа, обобщения, аргументирования полученных результатов.


Воспитательная: формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, ответственности, работоспособности, коллективизма.


Развивающая: понимание необходимости применения знаний по изучаемой теме не только на уроках информатики, но и в повседневной жизни; в будущей профессиональной деятельности;
формирование творческой инициативы и активности.

Приобретаемые умения и навыки:

Должны знать:

Место языка Турбо Паскаль среди языков программирования высокого уровня;

Алфавит языка Турбо Паскаль;

Основные особенности записи программ;

Данные в языке программирования Турбо Паскаль.


Должны уметь:

Применять на практике знания по изучаемой теме;

Описывать данные на языке программирования Турбо Паскаль.

Вид занятия:

Урок.

Тип урока:

Изучение нового материала.

Метод обучения:

Рассказ с элементами объяснения и беседы;
систематизация и закрепление нового материала методом фронтального опроса, самостоятельной работы.

Методическое обеспечение:

Лекции, инструкционные карты.

Внутридисципли-нарные связи:

Тема «Алгоритм, его свойства и способы описания».


Междисциплинар-ные связи:

Математика.

Мотивация познавательной деятельности:

Необходимость использования изучаемого материала в учёбе, в будущей профессиональной деятельности, в повседневной жизни.


ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный этап.

Актуализация опыта и опорных знаний.

Постановка темы и определение основных целей занятия.

Изучение нового материала по вопросам:

1). Классификация языков программирования.

2). Назначение и возможности языка программирования Турбо Паскаль.

3). Алфавит языка программирования Турбо Паскаль.

4). Данные в языке программирования Турбо Паскаль.

VI. Итоги урока.

VII. Задание на дом.

План теоретического занятия 2.


Тема:

Выражения и стандартные функции в языке программирования Турбо Паскаль.




Цели:

Дидактическая: сформировать представление об арифметических, логических операциях, операциях отношения и стандартных функциях языка программирования Турбо Паскаль;
Выполнение практических заданий по применению изучаемого материала;

формирование интеллектуальных умений анализа, обобщения, аргументирования полученных результатов.


Воспитательная: формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, ответственности, работоспособности, коллективизма.


Развивающая: формирование алгоритмического мышления;

формирование творческой инициативы и активности.

Приобретаемые умения и навыки:

Должны знать:

Что такое выражение, операция, операнд;

Правила записи арифметических, логических операций и операций отношения;

Приоритеты выполнения операций;

Правила записи стандартных функций.

Должны уметь:

Применять на практике знания по изучаемой теме;

Записывать на языке программирования Турбо Паскаль арифметические, логические операции, стандартные функции.

Вид занятия:

Урок.

Тип урока:

Изучение нового материала.

Метод обучения:

Рассказ с элементами объяснения и беседы;
систематизация и закрепление нового материала методом фронтального опроса, самостоятельной работы.

Методическое обеспечение:

Лекции, инструкционные карты.

Внутридисципли-нарные связи:

Тема ««Язык программирования Турбо Паскаль».


Междисциплинар-ные связи:

Математика.

Мотивация познавательной деятельности:

Необходимость использования изучаемого материала в учёбе, в будущей профессиональной деятельности, в повседневной жизни.


ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный этап.

Актуализация знаний.

Постановка темы и определение основных целей занятия.

Изучение нового материала по вопросам:

1). Выражения и операции в Турбо Паскале.

2). Стандартные функции.

VI. Подведение итогов урока, обобщение, выводы.

VII. Задание на дом.

План теоретического занятия 3.


Тема:

Простейшие и структурные операторы языка программирования Турбо Паскаль



Цели:

Дидактическая: сформировать представление о простейших и структурных операторах языка программирования Турбо Паскаль;
Выполнение практических заданий по применению изучаемого материала;

формирование интеллектуальных умений анализа, обобщения, аргументирования полученных результатов.


Воспитательная: формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, ответственности, работоспособности, коллективизма.


Развивающая: формирование алгоритмического мышления;

формирование творческой инициативы и активности.

Приобретаемые умения и навыки:

Должны знать:

Перечень основных операторов Турбо Паскаль;

Синтаксис операторов Турбо Паскаль;

Детали процесса исполнения каждого из операторов.


Должны уметь:

Применять на практике знания по изучаемой теме;

Описывать словесно работу каждого из рассмотренных операторов.

Вид занятия:

Урок.

Тип урока:

Изучение нового материала.

Метод обучения:

Рассказ с элементами объяснения и беседы;
систематизация и закрепление нового материала методом фронтального опроса, самостоятельной работы.

Методическое обеспечение:

Лекции, инструкционные карты.

Внутридисципли-нарные связи:

Темы ««Язык программирования Турбо Паскаль»,

«Выражения и стандартные функции в языке программирования Турбо Паскаль».


Междисциплинар-ные связи:

Математика, английский язык.

Мотивация познавательной деятельности:

Необходимость использования изучаемого материала в учёбе, в будущей профессиональной деятельности, в повседневной жизни.



ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный этап.

Актуализация знаний.

Постановка темы и определение основных целей занятия.

Изучение нового материала по вопросам:

1). Структура программы на языке Турбо Паскаль.

2). Простейшие операторы языка Турбо Паскаль.

3). Структурные операторы языка Турбо Паскаль.

VI. Итоги урока.

VII. Задание на дом.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации