Технологическая карта урока информатики «Общие сведения о языке программирования Паскаль» (8 класс)
Технологическая карта урока информатики
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 8
Автор УМК: Босова Л. Л.
Тема: «Общие сведения о языке программирования Паскаль».
Предыдущая тема: «Основные алгоритмические конструкции. Повторение. Циклы с параметром».
Тип урока: урок открытия новых знаний и умений.
Вид урока: комбинированного вида
Цели урока:
Образовательная: рассмотрение вопросов, касающихся общей характеристики языка программирования Паскаль; знакомство с алфавитом и словарем языка Паскаль; рассмотрение некоторыми простыми типами данных в языке Паскаль; рассмотрение структуры программы на языке Паскаль; рассмотрение процесса выполнения оператора присваивания.
Развивающая: развить способов мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
Воспитательная: пробуждение интереса у школьников к изучению информатики; воспитание в учениках уверенности в своих силах; взаимоуважение к одноклассникам; стремление к получению новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
Метапредметные: умения анализа языка Паскаль как формального языка.
Личностные: представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.
Базовый учебник: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Знать: общие сведения о языке программирования Паскаль (история возникновения, алфавит и словарь, используемые типы данных, структура программы);.
Уметь: записывать простую программу на языке программирования Паскаль.
Основные понятия: язык программирования; программа; алфавит; служебные слова; типы данных; структура программы; оператор присваивания.
Ресурсы: http://labs.org.ru/pascal-1_3/#i
Этап урока |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Этап Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
- Ребята, добрый день! Я рада вас видеть. Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится. |
Настраиваются на урок, готовят рабочие место. Слушают учителя. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: действие смыслообразования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Этап Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Ребята, давайте вспомним, что мы с вами изучали на прошлых занятиях. Задача 1 Заполните блок-схему Царевна-лягушка съедает ежедневно на 20% комаров больше, чем в предыдущий день, и ещё 2 комара. Через сколько дней количество съедаемых в день комаров превысит 30, если в первый день было съедено 12 комаров? Задача 2 Выполните алгоритм и найдите значение переменной К после выполнения данного алгоритма. Задача 3 |
Предполагаемые ответы: изучали алгоритмы: линейные, разветвляющиеся, цикличные; составляли блок-схемы.
Решение: к - количество комаров d – количество дней р – процент съеденных комаров
Ответ 37
|
Регулятивные: выполнение пробного учебного действиявнесение необходимых корректив в действие, фиксирование индивидуального затруднения в пробном, волевая саморегуляции в ситуации затруднения. Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и одноклассниками. Познавательные: поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выявления ошибок. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 этап Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия |
В каждой науке есть знаменательные события, известные изобретатели и исследователи. Наука информатика, не исключение. Вот несколько из исторических фактов: в 1642 году французский изобретатель, физик и математик Блез Паскаль, создал суммирующую машину. А в 1971 году швейцарский специалист в области информатики разработал один из языков для записи и исполнения алгоритмов исполнителями и назвал его в честь Блеза Паскаля – языком Pascal. Я нашла интересные слова основателя IT- технологий Стива Джобса, который считает: «Каждый человек должен учиться программировать, потому что это учит нас думать» Какая будет тема нашего урока? Поэтому тема нашего урока: Цели урока: - познакомиться: -научиться: -использовать: |
Затрудняются в ответе. Записывают тему урока. Общие сведения о языке программирования Паскаль |
Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности, и тем, ради чего она осуществляется. Познавательные: формулирование проблемы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Этап Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения |
Итак, чтобы найти ответ на последний вопрос, составим я предлагаю составить алгоритм наших действий: 1. Фронтальная беседа по теме урока, знакомство с языком программирования. 2.Историческая справка. 3. Изучим структуру программы. 4. Выполним самостоятельную работу. 5. Актуализируем материал урока с предыдущими темами. |
Совместно с учителем выстраивают план действий. |
Познавательные: создание способов решения проблемы; структурирование знания. Личностные: формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Этап Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания |
Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами. Существует несколько тысяч языков программирования. Мы с вами познакомимся с языком программирования Паскаль, который был разработан в 70-х годах прошлого века Никлаусом Виртом (Швейцария). Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор информатики (компьютерных наук). Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования. Особенностями языка являются строгая типизация и наличие средств структурного (процедурного) программирования. Паскаль был одним из первых таких языков. По мнению Вирта, язык должен способствовать дисциплинированному программированию, поэтому, наряду со строгой типизацией, в Паскале сведены к минимуму возможные синтаксические неоднозначности, а сам синтаксис автор постарался сделать интуитивно понятным даже при первом знакомстве с языком. Паскаль представлял собой значительный шаг вперёд. К 1980-м годам Паскаль стал основой для многочисленных учебных программ, в отдельных случаях на его основе были созданы специализированные обучающие языки программирования, так, в начале 1980-х годов в СССР для обучения школьников основам информатики и вычислительной техники Андрей Ершов разработал алголо-паскалеподобный «учебный алгоритмический язык». Основой языка программирования Паскаль, как и любого другого языка, является алфавит. Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. - латинские прописные буквы (А, В, С, ..., X, Y, Z); - латинские строчные буквы (а, b, с, ..., х, у, z); - арабские цифры (0, 1, 2, ..., 7, 8, 9); - специальные символы (знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.).
:= (знак операции присваивания); >= и <= (знаки < и >); (* и *) (начало и конец комментария). В языке существует также некоторое количество различных цепочек символов, рассматриваемых как единые смысловые элементы с фиксированным значением. Такие цепочки символов называются служебными словами. Пользуясь учебником заполните пробелы в таблице. В таблице приведены основные служебные слова, которые мы будем использовать при записи программ на языке Паскаль.
Прописные и строчные буквы в именах не различаются В языке Паскаль используются различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных. В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа недопустимы. |
Слушают учителя.
Ученики записывают ключевое слово-алфавит и дают ему понятие
Получают раздаточный материал и изучают его.
Записывают в тетрадь
|
Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других., учувствуют в продуктивном диалоге, демонстрируют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение построить монологическое высказывание. Регулятивные: умение слушать в соответствие с целевой установкой. Познавательные: участвуют в парной беседе; работают с материалом карточек, пересказывают существенную информацию, делают выводы. Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 этап Первичное закрепление нового знания. |
В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить: заголовок программы; блок описания используемых данных; блок описания действий по преобразованию данных (программный блок). Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной может быть изменено во время работы программы. В разделе описаний наиболее важная часть начинается после служебного слова var (сокращ. от англ. variable — переменная), именно здесь указываются типы переменных в Паскале Операторы — языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над данными в процессе решения задачи. Точка с запятой служит разделителем между операторами, а не является окончанием соответствующего оператора. Чтобы задать переменной какое-либо значение используется оператор присваивания. Оператор присваивания в Паскале обозначается как :=, выполняет правую часть выражения и присваивает результат переменной, расположенной в левой части выражения: Общий вид оператора: <имя переменной>:=<выражение> Рассмотрим процесс выполнения операторов присваивания на следующем примере: а:=10; b:=5; s:=a+b При выполнении оператора а:=10 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем а заносится значение 10; при выполнении оператора b:=5 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем b заносится значение 5. При выполнении оператора s:=a+b значения ячеек оперативной памяти с именами а и b переносятся в процессор, где над ними выполняется операция сложения. Полученный результат заносится в ячейку оперативной памяти с именем s. Оператор writeln (от англ. write line — написать строку) или write (от англ. write — написать) — оператор вывода в Паскале, т.е. служит для вывода на экран каких-либо данных (просто текста, результатов выполнения программы, значений переменных и т.п.). Выводимый текст заключается в одиночные кавычки. Для вывода значений переменных кавычки использовать нельзя, указывается просто идентификатор (имени переменной). Если необходимо после вывода перейти на другую строку, то используется оператор writeln (). Задача 1. Написать программу, которая выводит на экран ваши ФИО, каждое слово – с новой строки. Выполняют пример на доске Для ввода данных используется оператор ввода read или readln, в Паскале разницы между ними при вводе практически нету (на данном этапе знаний). Readln оператор ввода Задача разделить одну простую дробь на другую – получить результат. Записываем пример на математическом языке, после строим блок схему. Так как у нас простая дробь, все числа будут целыми. |
Разбирают на доске пример программы
Решают самостоятельно a:=2; writeln('квадрат ',a,'=',a*a);
Результат 2+2=? Ответ: 4 Выполняют задание в тетрадях самостоятельно.
Программа сложения чисел: program summa; var a, b, c:integer; begin writeln ('Введите первое число'); readln (a); writeln ('Введите второе число'); readln (b); c:=a+b; writeln ('Сумма равна ',c); end. |
Регулятивные: формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, самостоятельная оценка правильности выполнения действия, внесение необходимых коррективов после завершения, анализ сделанных ошибок. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; усвоить состав конкретного объекта и смоделировать его помощью компьютерной программы. Личностные: формирование навыков практической деятельности, формирование адекватной позитивной самооценки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 этап Самостоятельная работа и проверка по эталону |
Выполняют практическую работу. Программа 1 Программа 2 Выполните программу нахождения периметра прямоугольника и протестируйте ее с разными значениями. Результаты занесите в таблицу.
Периметр прямоугольника находится по формуле s=2(a+b), где а и в - стороны прямоугольника. Программа 3 Найдите разность двух чисел. |
Program perimetr; Var s,a,b:Integer; (Периметр и стороны - переменные целочисленного типа) Begin a:=25; (сторона а=25) b:=38; (сторона в=38) s:=2*(a+b); (вычисление периметра s=2*(25+38)=126) Write ('периметр=') Write(s); (Вывод на экран значения s) End. program razn; var a, b, c: integer; begin writeln ('Введите два целых числа'); read ( a, b ); c := a - b ; writeln ( a, '-', b, '=', c ); end. |
Личностные: развитие самооценки личности, формирование адекватной позитивной самооценки. Регулятивные: учёт правил в контроле способа решения, осуществление итогового и пошагового контроля по результату. оценка правильности выполнения действия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Этап Рефлексия |
Чему вы сегодня научились? Вернёмся к целям нашего урока. Мы До конца урока осталось несколько секунд, предлагаю по желанию закончить предложения, которые перед вами на экране: Теперь я знаю, что … Я смогу … Урок заставил меня задуматься … Мне было интересно, потому что … Я затруднялся … |
Оценивают свою деятельность на уроке. |
Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самоопределение на основе развития самосознания |