Серия уроков информатики по разделу «Программирование на языке Паскаль»

5
0
Материал опубликован 10 November 2016 в группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к интерактивному обучающему ресурсу

«Программирование на языке Паскаль»

Информация об авторе: Баранова Татьяна Николаевна, учитель информатики и математики Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №14 имени К.С. Федоровского» города Юрги Кемеровской области.

Тема: «Программирование на языке Паскаль».

Целевая аудитория: 9 класс.

Цели и задачи интерактивного ресурса

Цель: создание условий для качественной и эффективной работы по изучению темы «Программирование на языке Паскаль» путём активных форм обучения на основе использования гипертекстовых технологий, средств VBA-программирования.

Задачи:

познакомить с назначением основных операторов и структурой программы в языке Паскаль посредством наглядного представления информации интерактивного обучающего модуля;

формировать компьютерную грамотность учащихся посредством самостоятельной работы с ресурсом при выполнении тренировочных тестовых заданий и решении кроссворда;

развивать навыки самостоятельной работы;

развивать навыки работы с тестовыми заданиями различного типа;

воспитывать интерес к творческой работе.

Актуальность итоговой работы и ожидаемые результаты

Значимость образовательного ресурса состоит в том, что он позволит рассмотреть большее количество материала с наименьшими затратами времени.

Важность мультимедийного ресурса в развитии навыков самостоятельной работы и воспитании интереса к творческой работе у обучаемых, в возможности повышения объёма выполняемой работы на уроке за счет использования компьютерных технологий.

Современность работы заключается в использовании различных возможностей мультимедийных средств как во время урока, так и при самостоятельном закреплении материала дома или при дистанционном обучении.

Ожидаемые результаты: предполагается, что учащиеся получат и закрепят знания операторов языка Паскаль. Учащиеся при выполнении практических заданий и решении кроссвордов посредством самостоятельной работы с ресурсом сформируют большую компьютерную грамотность, у них повысится интерес к творческой работе и навык самостоятельной работы.

Техническое и программное обеспечение.

Компьютер с установленными операционной системой WindowsXP (и выше) и офисным приложением Microsoft Office Power Point2007/10/13, универсальный проигрыватель, входящий в операционную систему Windows, видеокодеки K-LiteCodecPack 9.9.0, колонки, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска (для групповой работы).

Рекомендации по использованию ресурса.

Образовательный ресурс «Программирование на языке Паскаль» представляет собой архив Baranova_Programmirovanie_Pascal.rar. Для корректной работы всех данных ресурса необходимо разархивировать работу и извлечь её в любое место на компьютере, например, в папку «Мои документы». В архиве содержится четыре файла: три текстовых документа (пояснительная записка к образовательному ресурсу, таблица основных шаблонов макросов, используемых в работе, лекция по теме «Условные операторы», используемая в теоретической части ресурса) и презентация PowerPoint с поддержкой макросов. Запускаемым является файл «Программирование на языке Паскаль». При запуске презентации в появившейся панели сообщений с предупреждением о потенциальной опасности макроса выбрать «Параметры» и установить переключатель в положение «Включить это содержимое».

После выполнения работы закрыть презентацию без сохранения.

Данный ресурс может быть использован на уроках изучения и закрепления операторов языка Паскаль, самостоятельной работы дома, дистанционного обучения и повторения материала при подготовке к ЕГЭ по информатике.

План последнего урока по теме «Программирование циклов».

Цели урока: закрепить знания по теме «Программирование циклов» и навыки по составлению программ с использованием циклов; развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся; развивать логическое мышление; воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.

Содержание урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

- Ребята, думаю, каждый из вас когда-нибудь читал книгу Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Давайте вспомним, где в этой книге можно найти циклический алгоритм? (Алгоритм покраски забора Томом) Какое условие в этом цикле? (Пока не кончится забор) Какие действия выполняются в теле цикла? (Поставить ведро с краской на землю, обмакнуть кисть в ведро с краской, провести кистью по забору, передвинуться на один шаг).

III. Постановка цели урока

- Сегодня мы с вами должны закрепить все знания о программировании циклов, полученные на предыдущих уроках. По окончании урока мы уже должны уметь составлять качественные программы с использованием циклов.

IV. Самостоятельная работа с ресурсом

- Для закрепления знаний о циклах в Паскале предлагаю Вам снова поработать с презентацией «Программирование на языке Паскаль». Вам понадобятся слайды с тренировочными тестами (7-18). При работе с презентацией вам необходимо будет выполнить несколько нетрудных действий. Отвечая на задания теста, вы должны в тетрадь записывать правильные ответы, но таким образом, чтобы вам самим было понятно,при выполнении какого задания был получен такой ответ. Например, если дано такоезадание: «Правильные варианты записи оператора вывода - это …», то в тетради можно записать: «Оператор вывода записывается так:…». На эту работу Вам дается 20 минут. По окончании работы за компьютером все садятся за парты, и мы продолжим работу.

V. Составление программы

- Итак, вы поработали с заданиями. Сейчас у вас в тетрадях должны быть все правильные записи циклов и других операторов, необходимых при составлении программ на языке Паскаль. Используя эти записи, а также слайд №6, на котором объясняются структуры операторов, вы будет работать над составлением программы.

- Послушайте текст.

«Однажды учитель дал задачу: найти сумму всех целых чисел от единицы до ста. По заведенному порядку аспидные доски с решением задач складывались на середине стола стопкой, а потом стопка переворачивалась, и учитель проверял задания.

Едва только учитель кончил диктовать, как послышался голос Гаусса: — А я уже решил!

При этом свою доску с решением он положил на середину стола.

Долго решали ученики задачу. Тем временам учитель прохаживался между партами и не без ехидства сделал Гауссу замечание:

Карл, ты, наверное, ошибся! Нельзя в столь короткое время решить такую трудную задачу.

Уверенный в правильности своего решения, Гаусс смело ответил учителю:

Извините, господин учитель! Я правильно решил задачу.

Посмотрим, насколько правильно. А если неправильно? — И он угрожающе хлопнул хлыстом по своей ноге...

Каково же было изумление учителя, когда при проверке оказалось, что Гаусс решил задачу совершенно правильно, причем само решение отличалось чрезвычайной простотой и остроумием.

Карл, расскажи классу, как ты решил задачу,—обратился к нему учитель».

- Как же можно решить эту задачу? (1 минута - обсуждение)

- Задание следующее: составить программу для решения задачи Гаусса, используя цикл. На задание вам отводится 10 минут.

VI. Подведение итогов, выставление отметок за урок.

VII. Домашнее задание: знать структуру всех операторов, повторить весь пройденный материал. На следующем уроке – контрольная работа.

План работы с ресурсом

п/п

Тема урока или мероприятия, на котором применяется ресурс

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

слайда

1

Конструирование алгоритмов

Актуализация знаний, повторение

Проверка знаний учащимися фактического материала и умений объяснять сущность.

- Одним из наглядных представлений алгоритма является блок-схема. Объясните, что это такое?

- Вам необходимо сопоставить фигуре, используемую в блок-схеме, её описание.

Называют описания различных блоков в блок-схеме.

5

2

Общие сведения о языке Паскаль

Введение нового материала

Объясняет структуру программы на языке Паскаль, синтаксис, правила записи арифметических выражений, назначение служебных (зарезервированных) слов, останавливаясь для обсуждения и записи в тетрадь основных понятий.

Участвуют в диалоге, приводят примеры известных им языков программирования, объясняют, зачем нужны языки программирования, опираясь на ранее полученные знания о принципе работы компьютера. В процессе обсуждения в указанный учителем момент записывают в тетрадь новую информацию.

4,5

3

Общие сведения о языке Паскаль

Этап обобщения и систематизации

Организует деятельность учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостную систему знаний и умений.

Задает вопросы, требующие классификации изученных знаний и способов деятельности:

Какова структура программы на языке Pascal?

Каковы особенности синтаксиса программы на Pascal?

Какую функцию выполняют служебные слова?

Какие правила составления программы существуют?

Учащиеся включаются в деятельность по классификации и систематизации знаний.

Отвечают по команде учителя.

4

4

Организация ввода и вывода данных

Введение нового материала

Объясняет назначение операторов ввода, вывода, присваивания и их структуру. Показывает связь этой темы с предыдущими (Какой тип алгоритмов в своей структуре имеет только операторы ввода, вывода и присваивания?) и с последующими (Какие виды алгоритмов по структуре вы знаете? В каждом из этих типов используются эти операторы? В дальнейшем мы с вами будем изучать как используются эти операторы при программировании разветвляющихся и циклических алгоритмы).

Записывают информацию в тетрадь. Отвечают на вопросы в обсуждении.

5,6

5

Программирование линейных алгоритмов

Первичное закрепление изученного материала

Задает вопросы, требующие классификации изученных знаний и способов деятельности: Какие операторы используются при программировании линейных алгоритмов? Какой блок блок-схемы отображает использование этих операторов? Покажите на доске, как записывается оператор ввода? вывода? присваивания? Как записать оператор ввода, чтобы пользователь мог ввести с клавиатуры 2 значения с автоматическим переводом курсора на новую строку? Какая запись оператора вывода позволит вывести на экран надпись «Приветствие»? Как записывается оператор для присвоения переменной а значения 17, а переменной b значения «Привет»?

Отвечают на вопросы устно, у доски.

5,6

6

Программирование разветвляющихся алгоритмов

Первичное закрепление изученного материала

Ответы на задания с самопроверкой на уроке. Демонстрация использования знаний программирования при составлении презентаций (демонстрация программного кода нескольких слайдов, кнопок данного ресурса)

Самостоятельная работа за компьютерами с целью закрепления знаний.

7-15

7

Программирование циклов

Этап проверки знаний в начале урока

Выдает тестовые задания с демонстрацией их на экране. Ребята отвечают письменно. После сбора ответов один учащийся (из числа тех, кто все ответил правильно) либо учитель демонстрирует правильные ответы.

Самостоятельная работа.

7-18

8

Этап закрепления ЗУН на последнем занятии перед изучением массивов

Выдает задание: составить конспект-подсказку по пройденным операторам, отвечая на задания комплексного теста с проверкой ответов.

Самостоятельная работа по закреплению ЗУН.

19

9

Внеклассное мероприятие на неделе информатики

Один из этапов марафона

Выдает сетку кроссворда и вопросы на бумаге.

Классы, участвующие в марафоне, делятся на подгруппы. Каждая подгруппа заполняет полученную сетку кроссворда. После сдачи заполненной сетки (для подсчета баллов), результат проверяется на экране.

20

10

Контрольная работа по теме: «Начала программирования»

Этап проверки теоретических знаний

Объясняет правила работы с ресурсом, критерии выставления отметки.

Работают самостоятельно за компьютером, отвечая на задания теста.

21-35

11

Внеклассное мероприятие на неделе информатики

Один из этапов марафона

На экране демонстрируются ребусы.

Каждая подгруппа после короткого совещания записывает решение ребуса на бумаге. По окончании ответы собираются и проверяются.

36

При выполнении контрольной работы отметки выставляются по следующим параметрам: 13 правильных ответов – отметка «5», 10-12 правильных ответов – отметка «4», 7-9 правильных ответов – отметка «3», менее 7 правильных ответов – отметка «2».


 


 

Послайдовое описание использования ресурса

Слайд 1

Титульный слайд. Содержит информацию об авторе, название презентации, авторский логотип, по которому можно перейти на слайд с визиткой. Из визитки можно вернуться, но уже на 2 слайд.

Слайд 2

Навигация презентации. Нажатие на изображение кнопки вызывает соответствующее назначению этой кнопки сообщение. Помимо этого на слайде расположено окно с пояснением функций кнопок. Выделено слово «Презентация», нажав на которое можно вызвать форму с расположенной на ней информацией о термине «Презентация». Выход со слайда организован посредством кнопки «Далее».

Слайд 3

Маршрутный слайд. С помощью фигуры SmartArt организовано содержание презентации. Каждый из пунктов – гиперссылка на соответствующий слайд. С этого слайда также можно попасть на слайд с информационными источниками. С маршрутного слайда организован выход из презентации по управляющей кнопке.

Слайд 4

Теоретический раздел «Структура программы». На слайде изображено окно с программой, написанной на языке Паскаль, а также надписи, разъясняющие теоретический материал. Нажатие на надписи вызывает формы с пояснением. Выход со слайда по кнопке «Далее».

Слайд 5

Теоретический раздел «Структура программы». 2-й слайд раздела. На слайде расположена активная блок-схема. Нажатие на соответствующий блок вызывает форму с пояснением данного блока. Кроме этого на слайде расположен ярлык для вызова лекции по теме «Условные операторы». «Ученый» держит транспарант «Как работать с этой блок-схемой». Щелчок ЛКМ по транспаранту вызовет сообщение с правилом работы с блок-схемой на слайде. Ученый – активен: на него настроена анимация, вызывающая текст. Со слайда можно вернуться на маршрутный слайд, нажав на изображение школьной доски в правом нижнем углу.

Слайд 6

Теоретический раздел «Основные операторы». На слайде есть кнопка-инструкция, поясняющая, как работать со слайдом. Каждый прямоугольник – это кнопка вызова формы с теорией о соответствующем операторе языка Паскаль. Со слайда можно вернуться к маршрутному слайду.

Слайд 7

Первый слайд тренировочного тестирования. Приглашение к тестированию. На слайде расположено изображение календаря, нажав на который можно узнать текущую дату. Также на слайде располагаются правила тренировочного тестирования. К заданиям теста переход по кнопке «Далее».

Слайды 8-17

Слайды с заданиями тренировочного тестирования по всем пройденным темам: от оператора присваивания до циклов. Задания разного типа: открытого, закрытого; с выбором одного или нескольких ответов, с вводом ответа, задания на соответствие и задания на порядок действий. Проверка в стиле «Верно-неверно». Результат узнается нажатием кнопки «Проверить». Слайды сопровождаются инструкциями к ответам. Если ответ оказывается неверным, есть возможность ответить ещё раз, нажав на кнопку «Попробовать ещё». С 8-17 слайдов выход «Далее», с 18 выход – на маршрутный слайд.

Применение материалов этих слайдов описано выше в примере плана урока на закрепление по теме «Программирование циклических алгоритмов».

Слайд 18

Слайд с заданием тренировочного тестирования на заполнение таблицы. Слайд выполнен с использованием технологии DragandDrop. В правой части слайда расположены прямоугольники с операторами. Их нужно расставить в соответствующие ячейки таблицы, которые представляют собой назначение этих операторов. Перемещение происходит следующим образом: щелчком ЛКМ выделяете объект справа, кнопку отпускаете, перемещаете мышь в нужную ячейки таблицы и щелкаете ЛКМ в ячейке. Если перемещение верное, объект останется в таблице, если неверное – вернется на свое место.

Слайд 19

Комплексный тест. На одном слайде собраны задания разного типа. Тип ответа указан надписью. Кнопка задания по цвету совпадает с цветом надписи.

Каждое окно с заданием снабжено кнопкой закрытия в правом верхнем углу. Задания не оцениваемые – тренировочные.

Слайд 20

Кроссворд. Вопрос вызывается щелчком ЛКМ на цифре вопроса. Убирается вопрос щелчком ЛКМ на окошечке с вопросом. Ответы вписываются в кроссворд по буквам. Ответы можно проверять как по одному, так и комплексно (нажатие на кнопку «Проверить»).Кнопка «Очистить» позволяет очистить сетку кроссворда.

Слайд 21

Слайд выбора варианта контрольного (оцениваемого) теста. На слайде расположены часы для того, чтобы учащийся мог узнать, во сколько он начал тест. Учитель при этом может сообщить, сколько времени отводится на тест. Заданий 13. Поэтому на тест можно выделить от 20 до 40 минут в зависимости от уровня подготовки учащихся. Варианты представляют собой одинаковый набор заданий, но расположенных в разном порядке, что с первой минуты дает понять ребятам, сидящим за соседними компьютерами, что тесты разные.

Слайды 22-34

Слайды с заданиями контрольного тестирования. Задания разно типа: ввод ответа, выбор одного варианта, выбор нескольких вариантов, задания на соответствие, задания на порядок элементов программы на языке Паскаль.

Слайд 35

Слайд результатов оцениваемого теста. На экране выходит общее количество заданий, количество правильных ответов и их процент, отметка за тест. Оценка выставляется непосредственно сразу после выполнения теста, что дает возможность учителю сразу получить объективную картину полученных знаний учащимися.

Слайд 36

Ребусы. Их можно использовать как самостоятельный этап в марафоне, описанный выше, так и расслабляющий момент после выполнения теста, если осталось время на уроке. На слайде использован технологический приём «Лента». После показа последнего ребуса лента перестает двигаться, управляющая кнопка уходит, и появляется кнопка выхода на маршрутный слайд.

Слайд 37

Авторский слайд. Визитка. Информация об авторе презентации.

Слайд 38

Слайд с информационными источниками, использованными в презентации.

Ответы 1 на задания контрольного теста

Слайд 22

Ответ №1: «для вывода текстовых сообщений на экран компьютера».

Слайд 23

Ответ: «цикла».

Слайд 24

Ответ №1: «FOR..TO..DO».

Слайд 25

Ответ: «VAR».

Слайд 26

Ответ №1: «READLN».

Слайд 27

Ответы №2 и №4: «WRITE», «WRITELN».

Слайд 28

Ответ: «БГАВ».

Слайд 29

Ответ: «БЕГАВД».

Слайд 30

Ответ №4: «REPEAT..UNTIL».

Слайд 31

Ответы №1 и №3: «READLN», «READ».

Слайд 32

Ответы №1, №2 и №5: «WHILE..DO», «REPEAT..UNTIL», «FOR..TO..DO».

Слайд 33

Ответ №1: «IF..THEN..ELSE».

Слайд 34

Ответ №3: «факториал 5!».

Информационные источники

Учебные материалы

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 9 класса.

Лекция по условным операторам (слайд 5)

Изображения

Баннер

Буква Т для логотипа

Буква i для кнопки перехода к ИИ

Вопросительный знак (кнопка)

Ученый

Взрослый ученик

Лобанова Р.Б., Смекалова Ю.В, Черткова М.Д. Вывод сообщений с помощью функции MsgBox.

Лобанова Р. Б., Смекалова Ю. В., Черткова М. Д., Вывод сообщений с помощью оператора UserForm.

Лобанова Р.Б., Миропольская И.А., Черткова М.Д. «Ввод сообщений с помощью оператора InputBox» 

Лобанова Р.Б., Миропольская И.А., Черткова М.Д. "Возможности использования элемента управления CommandButton (кнопка) в презентации"

Лобанова Р.Б., Миропольская И.А., Черткова М.Д. «Создание тестовых заданий в открытой форме с помощью элемента управления «поле»

Лобанова Р.Б., Миропольская И.А., Черткова М.Д. "Создание тестовых заданий с выбором одного правильного ответа" 

Лобанова Р.Б., Миропольская И.А., Черткова М.Д. "Создание тестовых заданий с выбором нескольких правильных ответов»

Лобанова Р.Б., Миропольская И.А., Черткова М.Д. «Создание тестовых заданий на установление соответствия, на установление последовательности, с градуированными ответами»

Лобанова Р.Б., Миропольская И.А., Черткова М.Д. "Создание тестовых заданий различных видов с помощью пользовательских диалоговых окон"

Лобанова Р.Б., Миропольская И.А., Черткова М.Д. "Создание интерактивного кроссворда"

Лобанова Р.Б., Миропольская И.А., Черткова М.Д. "Использование технологии перетаскивания для создания заданий"

1Задания в тесте перемешиваются, поэтому ответы на задания расписаны по слайдам


 


Архив с материалами к презентации
RAR / 3.17 Мб

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации