Урок информатики и ИКТ «Язык программирования Паскаль. Разветвлённые программы-практическое применение» (9 класс)
Пример использования проектной деятельности на уроке информатики
Статья подготовлена учителем информатики МОУ СОШ №4 г.о.Шуя Ивановской обл. высшей квалификационной категории Ермошиной Мариной Юрьевной.
Приводится методическая разработка (в виде технологической карты) урока информатики в 9 классе по теме «Язык программирования Паскаль. Разветвлённые программы - практическое применение», закрепление материала проводится в форме проекта по созданию программы-тренажёра при изучении таблицы умножения.
Технологическая карта урока Ермошиной М.Ю. (МОУ «СОШ №4» г.о.Шуя)
Учебный предмет: информатика
Класс: 9
УМК: Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. В 2 ч. Босова Л.Л., Босова А.Ю. М.: 2012. Ч.1 - 244с., Ч.2 - 79с
Паскаль для школьников. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 320 с.: ил.
Тема урока: Язык программирования Паскаль. Разветвлённые программы - практическое применение.
Тип урока: повторение изученного через проектную деятельность.
Цель урока: закрепление знаний, полученных на прошлом уроке; получение навыков в составлении компьютерных программ на основе приобретённых сведений.
Задачи урока:
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД: умение сформулировать алгоритм решения задачи, представить с помощью графической формы и на языке программирования, выявлять ошибки при составлении программ и обосновывать способы их исправления.
Коммуникативные УУД: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе, владение монологической и диалогической формами речи в соответствие с грамматическими и синтаксическими нормами языка, умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: способность прогнозировать свою деятельность на уроке, умение взаимодействовать в группе, осознание качества и уровня усвоения материала.
Личностные УУД: формирование ответственного отношения к труду, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, знание правил техники безопасности на уроках информатики, подготовка учеников к активной жизни в информационно-технологическом обществе XXI века.
Предметные УУД: владение универсальным языком программирования высокого уровня, знание основных конструкций; владение умением понимать, анализировать алгоритмы; владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, проектный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор;
ПК учащихся.
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
||
«Здравствуйте! Начнём урок с улыбки и добрых пожеланий друг другу, когда настроение хорошее и знания лучше усваиваются!» Мы с вами начали изучать программирование. В технических и экономических ВУЗах и колледжах обязательно изучают язык программирования. Чтобы быть с компьютером «На ты», надо понимать как он выполняет поставленные задачи. |
Приветствие учащихся, создание доброжелательной атмосферы. Мотивация на изучение темы. |
Взаимодействуют с учителем. Умение настраиваться на занятие |
2. Опрос |
||
Фронтальный опрос по теме «Разветвлённые программы»: основные операторы, правила записи программы, схемы полного и неполного ветвления. Примеры использования данных алгоритмов в повседневной жизни, учёбе и т.п. (подготовлены дома) |
Нацелить на повторение и восприятие интересных фактов по изучаемой теме. Оценивает. |
Компетенция обучающихся в области информатики. Умение концентрироваться, найти ответ в конспекте уроков, учебнике или в своей памяти. Умение слушать других, принимать решения. Умение оценивать ответ одноклассников. |
3. Постановка цели и задач урока |
||
Итак, линейные и разветвлённые алгоритмы широко используются в нашей жизни. Для решения каких учебных задач можно использовать разветвлённые программы? (опрос учеников) Какую же цель мы поставим сегодня перед собой? (создать программу опроса ученика) Тема урока…(Разветвлённые программы – практическое применение) |
Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса |
Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
4. Мозговой штурм |
||
Определим тему опроса: Таблица умножения Этапы построения программы: Вывод задания на экран (вывести два числа и предложить умножить); Решение ученика (ввод ответа с клавиатуры); Анализ результата и его вывод на экран (сравнить полученный результат и правильный, оценить). |
Задаёт проблемные вопросы Организует беседу по теме урока |
Компетенция обучающихся в области информатики. Умения выделять главное, делать выводы. Планировать свои действия. Регуляция учебной деятельности: сличение результата действия. Формирование умений вести беседу. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. |
5. Домашнее задание |
|
|
Учебник §198, ответить на вопросы. |
Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению. |
Слушание учителя. Развитие регуляции учебной деятельности. |
6. Практическое задание (выполняют в группах по 2 человека) |
||
Нарисовать блок схему и создать программу на ПК в среде PascalАВС. (смотри приложение) |
Контролирует процесс выполнения работы, консультирует. |
Направляют усилия на решение поставленной проблемы. Планируют деятельность. Обсуждают выводы. Развитие регуляции учебной деятельности. Взаимоконтроль. Само регуляция эмоциональных и функциональных состояний. |
7. Итоги, рефлексия |
||
Демонстрация тренажёра и (или) отправка его преподавателю на электронную почту со смайликом (настроение после урока) |
Оценивает. Проводит рефлексию. |
Обобщают полученные знания. Проводят самоанализ. |
Приложение.
Блок-схема:
Программа:
program opros;
var x,y,z,a: integer;
begin
x:=random(9)+1;
y:=random(9)+1;
write ('Вычисли: ',x,'*',y,'=?');
readln(z);
a:=x*y;
if z=a then write(' Молодец! Правильно')
else write('Не доучил! Ошибка!');
readln
end..