12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гордеева Елена Владимировна19

Внеклассное мероприятие: «Юные герои-антифашисты»

Эпиграф:

Представить бы их всех посмертно к ордену,

тех, что сказали твердо как один:

Мы можем жизнь отдать за нашу Родину,

- А Родину за жизнь не отдадим!

Цель: - познакомить с историей Дня юного героя-антифашиста,

- способствовать развитию устной монологической речи, творческих способностей обучающихся,

- воспитание патриотических чувств, высоких моральных качеств, любви к Родине на примере жизни юных героев.

Оборудование: проектор, экран, «Реквием» Моцарта

1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. (слайд1)

Учитель:

Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память таких же как вы девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть, учиться, жить в дружбе. Но за такую жизнь им пришлось заплатить слишком дорогую цену.

- О чем мечтают больше всего люди? (Ответы учащихся: Все добрые люди хотят на Земле мира, чтобы никогда на нашей планете не свистели пули, не разрывались снаряды, а от этих пуль и снарядов не гибли дети и все живое на Земле).

(Слайд 3) 8 февраля – День юного героя-антифашиста. Этот день отмечается ежегодно 8 февраля с 1964 года.

74 года прошло со дня победы в ВОВ, но ежегодно и в феврале, и в мае люди вспоминают тех, кто сражался за нашу Родину. А сражались за неё не только взрослые, но и дети, ваши ровесники, и даже младшие.

- Но почему именно 8 февраля? – спросите вы. - Что же такого особенного случилось в этот день?

(Слайд 2) В разные годы в разных странах мира на 8 февраля выпали случаи гибели юных героев:

8 февраля 1943 года гитлеровскими фашистами были расстреляны герои «Молодой Гвардии» Краснодона, комсомольцы Олег Кошевой, Сергей Тюленев, Любовь Шевцова и их товарищи.

(Слайд 4) 8 февраля 1962 года во Франции от рук фашиствующих молодчиков из профашистской организацией ОАС при разгоне демонстрации парижских рабочих, протестовавших против войны в Алжире, погиб школьник-интернационалист Даниэль Фери.

8 февраля 1963 года в Ираке — был замучен юный коммунист Фадыл Джамаль, не выдавший пришедшей к власти в Ираке фашистской диктатуре, где скрываются его родители.

А кто же такие были ДАНИЭЛЬ ФЕРИ и ФАДЫЛ ДЖАМАЛ? – спросите вы.

2. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:

Несмотря на то, что Вторая Мировая Война, унесшая миллионы жизней по всему миру, отгремела семнадцать лет назад, Франция 1962 года не могла называться спокойной страной. На территории государства действовала OAS - Секретная вооруженная организация. По сути, партия являлась профашистской и была известна в Париже давно, хотя активных действий на её счет не предпринималось. По крайней мере до того момента, как OAS открыто не выступила в поддержку кровопролитной войны в Алжире.

Простые рабочие, представители антифашистских и коммунистических организаций Франции вышли на улицы Парижа. Демонстрация развернулась не столько против OAS, сколько из-за продолжавшейся войны во французской колонии, во время которой алжирцы, проживающие во Франции, уже устраивали протесты неоднократно. Недовольство коммунистов и антифашистов крепло с каждым днем бессмысленных военных действий, а 8 февраля 1962 года дошло до предела. Люди, возмущенные действием профашистской организации, заявили об этом во всю мощь легких многотысячной толпы.

Среди демонстрантов был и Даниэль Фери - пятнадцатилетний комсомолец, член французской коммунистической партии. Мальчик не просто числился в рядах организации, но и предпринимал активные действия не только в смысле продвижения идеи коммунизма в массы, но и в борьбе с фашизмом. Каждое утро Даниэль продавал газету коммунистов. Это было его боевое задание. В газетах сообщалось, что враги снова стреляют из-за угла, что фашисты наглеют.

И вот 8 февраля 1962 года заалели флагами улицы Парижа. Началась демонстрация. Рабочие – французы вышли на большую демонстрацию против войны в Алжире. Они несли лозунги и транспаранты: «Мир Алжиру!». «Нет войне!»,

В первых рядах демонстрантов шел Даниэль. Мальчик не слышал предательских выстрелов. Он упал на мостовую, сраженный фашистской пулей. Так погиб Даниэль Фери.

3. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:

Фадыл Джамал 15 летний иракский мальчик. Он, узнав о перевороте в своей стране, первым побежал предупредить знакомых об этом. Но был схвачен и брошен в тюрьму, где его жестоко пытали.

Фадыл очнулся от острой боли, которая пронизывала все его тело. Он открыл глаза. Над дверью тюремного подвала тускло горела лампочка. С потолка по стенам стекала еле заметными струйками холодная вода.

Фадыл попытался подняться и чуть не вскрикнул от острой боли. Каменный пол камеры был усыпан мелким стеклом. Кусочки стекла впились в его ладони. Он умер в тюрьме, после нечеловеческих пыток.

Выбор даты 8 февраля был сделан не случайно. Даниэль Фери умер 8 февраля 1962 года, а Фадыл Джамал тоже 8 февраля, но 1963 года.

4.СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:

Особое внимание безусловно заслуживают пионеры-герои Великой Отечественной. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья.

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.

5.СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сегодня мы познакомимся с судьбами лишь нескольких наших сверстников, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны, увидим их портреты.

Конечно, их было больше, намного больше. Но и рассказ только о некоторых из тех, кого мы зовем теперь юными героями, поможет понять, какой великой ценой была достигнута Победа.

РАССКАЗ О ПИОНЕРАХ-ГЕРОЯХ.

6.СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА

(Слайд 5) Володя Дубинин был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях Старого Карантина (Камыш бурун) вблизи Керчи. Вместе со взрослыми в отряде сражались пионеры : Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалёв. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты вели борьбу с отрядом, базировавшимся в каменоломнях, в том числе и замуровывая выходы из них. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам, не замеченным врагами.

Уже после освобождения Керчи в результате Керченско-Феодосийской десантной операции 1941—1942 гг. Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин.

Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Володя Дубинин похоронен в братской могиле партизан в центре Камышбурунского парка, в двух км к югу от каменоломен.

7. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:

Лариса Михеенко. В начале июня 1941-го года Лара вместе со своей бабушкой поехала на летние каникулы к дяде Лариону в деревню Печенёво Пустошкинского района Калининской области (в настоящее время территория Псковской области). Здесь их и застало начало Великой Отечественной войны. Наступление вермахта было стремительным, и уже к концу лета Пустошкинский район оказался под немецкой оккупацией.

Весной 1943 года Раисе, подруге Лары, исполнилось шестнадцать лет. Вскоре ей пришла повестка явиться в Пустошку в специальный молодёжный лагерь, откуда старших подростков отправляли на работы в Германию. Рая показала эту бумагу подругам. Обсудив положение, девушки решили, что в будущем им всем может быть уготована такая участь и собрались уйти в местный партизанский отряд.

В партизанском отряде девушек встретили без энтузиазма: жизнь в лесу нелегка и совсем не подходит для неприспособленных девушек-подростков, которые собрались стать разведчицами. На следующее же утро их отправили якобы со специальным поручением обратно в Печенёво. У руководства отряда совершенно не было уверенности, что подруги ещё раз отважатся прийти и не останутся дома. Но девушки вернулись обратно в отряд. Тогда прошедших проверку пионерок всё же решили принять в отряд. Перед лицом своих старших товарищей девушки принесли партизанскую клятву верности Родине и ненависти к врагу.

В начале задания юным партизанкам поручали не сложные технически, но опасные для людей более старших возрастов из-за подозрительности немцев.

Один раз в июне 1943-го Лару и Раю послали в деревню Орехово якобы к тётке за капустной рассадой. В эту деревню был согнан скот, который немецкие власти отобрали у населения. У немецкого часового не вызвали подозрения две босоногие девочки с корзинами, настоящей целью которых был сбор информации о численности расквартированных в Орехове солдат охраны, расположении огневых точек и о времени, когда происходит смена часовых, поэтому он разрешил им пройти через подконтрольную территорию. Разведчицы благополучно ушли, а через несколько дней в Орехово нагрянули партизаны, и практически без потерь смогли отбить у немцев реквизированный скот.

Кроме разведки приходилось Ларе и её подругам заниматься и другим делом — распространением агитационных листовок. Часто эти акции проходили в сёлах по церковным праздникам, когда в храмах собиралось много народу. Одевшись нищенками, девочки приставали к местным людям, как бы прося милостыню, а на самом деле в это время незаметно подсовывали им в карманы и сумки свёрнутые в несколько раз листовки. Однажды немецкий патруль задержал Лару за этим занятием. Однако в тот раз ей удалось сбежать до того, как немцы узнали об её истиной цели.

С августа 1943 года партизанский отряд, в котором состояла Лара, принимал активное участие в «рельсовой войне». Партизаны стали регулярно взрывать железнодорожные линии, мосты и пускать под откос немецкие эшелоны.

В подрыве одного из поездов участвовала и Лара, вызвавшись в помощницы одному из подрывников, которому было поручено взорвать железнодорожный мост через реку Дрисса на линии Полоцк — Невель. Уже опытная разведчица, Лариса и в этот раз выполнила возложенное на неё задание по сбору информации о режиме охраны моста и возможности его минирования. Благодаря участию Лары удалось вывести из строя не только мост, но и проходивший по нему эшелон противника: девочка сумела убедить минёра, что в нужный момент сумеет незаметно от часового подобраться максимально близко к мосту и зажечь огнепроводный шнур перед приближающимся поездом. Рискуя жизнью, она сумела выполнить задуманное и благополучно отойти обратно. Впоследствии, уже после войны, за этот подвиг Лариса Михеенко будет награждена орденом Отечественной войны I степени (посмертно).

В начале ноября 1943 года Лариса и ещё двое партизан пошли на разведку в деревню Игнатово и остановились в доме у проверенного человека. Пока партизаны общались с хозяйкой дома, Лариса оставалась снаружи для наблюдения. Внезапно появились враги (как выяснится позже, партизанскую явку сдал один из местных жителей. Некоторые источники утверждают, что им являлся родной дядя Лары Михеенко). Лариса успела предупредить находившихся внутри мужчин, однако была схвачена. В завязавшемся неравном бою оба партизана были убиты. Ларису привели в избу для допроса. В пальто у Лары была ручная осколочная граната, которой она решила воспользоваться. Однако брошенная девушкой в патрульных граната по непонятной причине не взорвалась.

4 ноября 1943 года Лариса Дорофеевна Михеенко после допроса, сопровождавшегося пытками и издевательствами, была расстреляна.

8. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА

Пионер-герой Саша Бородулин родился в Ленинграде 8 марта 1926 года, в семье Ивана Алексеевича и Марии Фёдоровны. У него было две сестры — старшая Тася и младшая Ирочка. В раннем детстве Саша тяжело заболел, врачи посоветовали родителям сменить сырой климат Ленинграда и переехать в более благоприятное место. Так семья Бородулиных оказалась сначала в Карелии, а потом, когда Саша поправился, переселилась в посёлок Новинка, что в 70 км от Ленинграда, по Витебской железной дороге. Здесь Саша пошёл в школу, стал пионером. Он успешно учился, был хорошим спортсменом, выполнил норматив по стрельбе на звание «Ворошиловский стрелок», и вскоре его избрали председателем совета пионерской дружины.

Когда началась война, поселковые ребята узнали, что в окрестных лесах начинают действовать партизаны. Саша с друзьями тоже просились в отряд, но им отказали — малы ещё. И дали задание следить за немцами, оккупировавшими Новинку, — сколько их, чем вооружены, как перемещаются. Но не такого участия в борьбе против врага хотел Бородулин. И однажды вечером он написал записку: «Папа, мама, Тася, Ирочка, оставаться дома я больше не могу. Моё место среди партизан. Пожалуйста, вы обо мне не плачьте. Я вернусь, когда наша Родина будет свободной. Мы врага победим!»

В тот же день, вооружившись семизарядным карабином, который Саша подобрал на месте боёв наших войск с гитлеровцами, он ушёл к партизанам. По пути залёг в засаде у дороги и точным выстрелом сразил проезжавшего по ней немецкого мотоциклиста. Мотоцикл он столкнул в канаву с водой, забрал автомат, парабеллум и сумку с бумагами, и всё это принёс в отряд. Оказалось, в сумке находились ценные для отряда документы — о восстановлении гитлеровцами участка Витебской железной дороги, по которой они собирались подвозить к Ленинграду живую силу и воинское снаряжение для своей армии. Для этого они разместили на железнодорожной станции Чолово многочисленный воинский гарнизон. Партизаны высоко оценили геройский поступок юного новинца и зачислили его в отряд. Здесь же приняли решение — разгромить гарнизон и не допустить восстановления железной дороги. Бородулину было поручено разведать силы противника, что он и сделал, явившись в Чолово подростком, который скитается в поисках хлеба. Разведка Саше удалась. Партизанский отряд прислушался к предложению Бородулина атаковать гарнизон днём, когда фашисты не ждут нападения, и разгромил его. Раненым оказался лишь один боец — Саша Бородулин. Его, в целях безопасности, доставили домой. А когда он встал на ноги, вернулся к партизанам. За этот подвиг Саша Бородулин был награждён Орденом боевого Красного Знамени.

В начале июля 1942 года, оставшись в заслоне от наседавших на партизанский отряд карателей, Саша погиб.

9.СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы,- это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку по заданиям партизанского отряда.

Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили Зину, пытали, мучили. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола следователя пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее.

Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

10.СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:

Валя Котик. Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собирали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную экспедицию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.

Когда в городе начались аресты. Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту, на его счету! Валя Котик был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» II степени, орденом Отечественной войны I степени. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю.

16 февраля 1944 года был смертельно ранен в бою за город Изяслав и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка.

Валя Котик погиб как герой, и Родина в 1958 году посмертно удостоила его звания Героя Советского Союза. 27 июня 1958 года издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, в котором говорилось:

"За проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны присвоить пионеру-партизану Котику Валентину Александровичу звание Героя Советского Союза".

11.СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:

Марат Казей.

Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой - Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось ходить в школу, в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось его мужественное сердце.

Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске.

Вместе с опытными подрывниками Марат минировал железную дорогу. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие.

А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.

В городе Минске поставлен памятник юному герою.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Учитель.

- О чем думали подростки в свои последние мгновения? О том, что страшно умирать в 15 лет? О том, что они не увидят больше ни родных и близких, ни друзей, ни освобождённой Родины? О том, что своей смертью они приблизят победу?

Скорее всего - и про то, и про другое, и про третье. Но вероятнее всего, что двигала ими отчаянная удаль, помноженная на лютую ярость, которая свойственна только молодым, поскольку жить осталось ровно до того момента, как немцы подойдут поближе. А смерть не страшна, потому что правильно написал Гайдар еще до войны - все равно в страхе побегут враги, громко проклиная эту страну с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией и с ее неразгаданной Военной Тайной.

Всего же боевыми наградами были награждены более 20.000 детей. Таких масштабов человечество ещё не знало.

Эти 13-17-летние погибали по-настоящему. Кто-то подорвал себя последней гранатой, кто-то получил пулю от наступающих немцев, кого-то повесили во внутреннем дворе тюрьмы. Эти ребята, для которых слова «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина» являлись абсолютными понятиями, заслужили право на все. Кроме забвения.





Использованные ресурсы:

1. http://www.molodguard.ru/guardians.htm

2. http://syzrankprf.ru/news/other/191-den-junogo-gerojaantifashista

3. http://izh90.ru/page/8-fevralja-den-junogo-geroja-antifashista

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E8%EE%ED%E5%F0%FB-%E3%E5%F0%EE%E8

5. http://syzrankprf.ru/news/other/338-danijel-feri-junyj-gerojantifashist







Юные пионеры-герои
PPTX / 814.77 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.