Внеклассного мероприятия по математике «Юный математик» для 5 – 9 классов

1
0
Материал опубликован 1 February 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чупалейская основная школа

 

Внеклассного мероприятия по математике

«Юный математик»

 для 5 – 9 классов

 Учитель: Воронина Валентина Александровна

2018-2019 учебный год

 

Цели:

1.      развивать познавательный интерес, интеллект;

2.      воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;

3.      формировать дружеские отношения, умение работать командой.

 

 

В игре участвуют две команды,

сформированные из учащихся  5- 9 классов. В начале игры каждая команда выбирает в качестве эмблемы какую – либо геометрическую фигуру.

   Ход игры:

1.Разминка.

2.Здесь загадки и шарады,

За разгадку две награды.

3.Нащ конструктор числовой, поработай головой!

4.Математика – сторож истории:

И ученые здесь, и теории.

5. Ситуации в жизни такие:

Либо сложные, либо простые.

6.Это ребусы из цифр,

Буквы, звездочки – их шифр.

7.Математика ждет и смекалку,

Знанья, ум и закалку.

8. Были споры и были сомненья,

Ждем итогов игры с нетерпеньем.

1.Как всякое заседание,

Мы начинаем с постановки задания.

Проявить просим Вас все умения,

Разрешить возникающие сомнения.

Две команды. Для каждой здесь будет

Вопросов по семь. Не робея,

Разрешите Вы их поскорее.

Все мыслительные реакции

Вы направьте на скорость одной операции.

 

- Вот и первые семь вопросов

Команде первой их подбросим:

За верный ответ по полбалла

Я бы всем без сомненья давала.

1)Вы знаете, сколько дней в январе? А представьте, что сегодня 45 января. На какой день февраля придется это число?   (14 февраля)

2)Как называется второй месяц лета?   (июль)

3)Представьте себя в роли столяра. Вам надо отпилить у четырехугольной крышки стола один из углов. Сколько углов останется у крышки?    (пять)

4.Самое большое двухзначное число?    (99)

5.Как называется второй месяц зимы?    (январь)

6.Двое друзей собрались поехать на электричке за город. Они договорились встретиться в пятом вагоне. Однако не согласовали. В пятом вагоне от начала или от конца поезда.

Один сел в пятый вагон от начала, а второй в пятый вагон от конца. Но они все –таки встретились. Сколько  вагонов было в поезде?   ( девять)

7. Маленькая стрелка на циферблате часов передвинулась на 45°. Сколько прошло времени?     ( полтора часа)

-  А теперь для другой команде задание.

Проявите Вы все старания.

Чтоб команду первую обставить-

Себе побольше баллов добавить.

1)Сумма каких расположенных рядом на циферблате часов цифр равна 9?     (4 и 5)

2) Чтобы распилить доску на несколько частей, столяр сделал на ней пять заметок. Сколько частей получилось на доске?   (шесть)

3) Если бы мы продлили продолжительность месяца июня, то на какое число июля пришлось бы 33 июня?     (3 июля)

4)Когда мы смотрим на два, а говорим 14?   (два часа дня)

5) У лестницы 15 ступенек. Какая ступенька у нее средняя? (  восьмая)

6)Назовите самое маленькое двухзначное число? (десять)

7) Какое наименьшее число делится одновременно на 2; 3; 5?           ( 30 ).

 - Первый этап завершился

Так какой же итог получился?

 

2.Перейдем к этапу второму

Где каждому дорогому

Капитану команды одной,

А затем капитану другой,

Предлагаем по три задания,

Соберите для них совещание.

Предложите командам своим

Приложить усилия к ним.

Здесь загадки и шарады.

По два балла за решенье

И полбалла за его объяснение.

- Вот задания командам вашим,

Баллы здесь получает первый давший

Верный ответ, начиная сначала:

1)Нас трое треугольнике любом.

Предпочитая золотые середины.

Мы центр тяжести встречаем на пути

Ведущим прямые  из вершины.

Как называют нас?  ( медианы)

2) Определите даты жизни человека, если известно:

а)цифры года его рождения и года смерти одинаковы;

б)сумма цифр года рождения равна 14;

в) цифра единиц года рождения в 4 раза больше цифр единиц года смерти.

      (1814 – 1841 – годы жизни М.Ю.Лермонтова)

 

3)Сосчитайте, сколько треугольников в фигуре, изображенной на рисунке: (32)

 

 

 

 

 

- В знак этого свершенья

Подведем итоги команд выступленья.

 

3.Как и все в математике этой

Начинаем этап третий.

Это конструктор числовой!

Числовой конструктор – это вид головоломок, конструктор числовых равенств(тождеств)

с необычной, но привлекательно -  занятой формой их выражения.

Детали конструктора: десять цифр и знаки арифметических действий, включая те, которые обозначаются символами.

 

1)Записать пять тремя пятерками.                (        ( 5  — 5) :  5 = 5         )

 2) Записать четверку тремя пятерками        (        5    -   5 : 5  =  4         )

 3) Записать двойку тремя пятерками            (       ( 5  +    5)  :  5 =  2      )

 

- За верно данный ответ

  Здесь вам дается синий билет.

 Его роль в заседанье такая:

 В сложном случае это подсказка любая.

4.Начинаем действие четвертое,

Оно к истории притертое.

Математика – сторож истории:

И ученые здесь и теории.

Ну и сказкам здесь место есть

Математики в сказках не счесть,

Вот, пожалуйста, сказка такая:

Идет крестьянин и плачет:

- Эх! Жизнь моя горькая! Заела нужда совсем! Вот только несколько грошей медных в кармане болтается, да и те сейчас нужно отдать. И как это у других бывает, что на всякие свои деньги они еще деньги получают? Право хоть бы кто помочь захотел.

Только успел это сказать, как глядь, а перед ним черт стоит.

 - Что ж, - говорит, - если хочешь, я тебе помогу. И это совсем не трудно. Вот видишь мост через реку?

 - Вижу! – говорит крестьянин.

- Ну, так стоит тебе перейти только через мост – у тебя будет вдвое больше денег, чем есть. Перейдешь назад, опять станет вдвое больше, чем было. И каждый раз, как ты будешь переходить мост, у тебя ровно больше денег, чем до этого перехода.

- Ой, ли? – говорит крестьянин.

- Верное слово! – уверяет черт. – Только чур уговор! За то, что я тебе удваиваю деньги, ты мне каждый раз, перейдя через мост , отдавай по 24 копейки, иначе не согласен.

- Ну что же, это не беда! – говорит крестьянин. – Раз деньги будут удваиваться, так отчего же 24 копейки тебе каждый раз на давать! Ну – ка, попробуем!

Перешел он через мост один раз, посчитал деньги. Действительно, стало вдвое больше. Бросил он 24 копейки черту и перешел через мост второй раз. Опять денег стало вдвое больше. Бросил он 24 копейки черту перешел через мост в третий раз. Денег стало вновь вдвое больше, но только и оказалось ровно 24 копейки, которые по договору он должен был отдать черту. Отдал он их и остался без копейки.

(Решение:

Задача легко решается, если начать с конца, приняв во внимание, что после третьего перехода у крестьянина осталось 24 копейки, которые он отдал черту. Если после третьего перехода осталось 24 копейки, значит после второго перехода через мост – 12 копеек, но эти 12 копеек получилось после того,  как он отдал 24 копейки черту,  значит всего перед третьим переходом у него было 36 копеек; значит второй переход он начал с 18 копеек, а эти 18 копеек получились после того, как он отдал 24 копейки черту. Значит после первого перехода у него было 42 копейки. Ясно,  что перед тем как вступить на мост крестьянин имел 21ё копейку.)

 

- Эта сказка была не простая,

За ее решенье награда такая:

За полное задачи решенье

Восьми бальное награжденье.

2) Оказывается, Карл Фридрих Гаусс ( 1777 -1855 ) уже в ранние годы обнаружил блестящие способности по математике. Когда ему было 6 лет, он устно очень быстро вычислил сумму всех целых чисел  то 1 до 100, удивив тем самым не только своих товарищей, но и учителей. Вычисление у него заняло 1 минуту. Как он это сделал, каков был ответ?

 ( Он сложил числа 1 и 100, 2 и 99, 3 и 98 и т. д. Такие пары дают в сумме 101, а так как таких пар 50, то получается, 101 — 50 = 5050)

 

- Ну, а это задание оптимальное,

Простое четырех бальное.

3)А теперь задание последнее:

« Его называют Коперником или Колумбом геометрии, т.к. в области геометрии его открытие произвело революцию, подобную тем, какие привели в астрономии Коперник и в географии Колумб»

«Он родился в Нижнем Новгороде в 1792 году»

«Он много сделал для Казанского университета»

«Он является создателем неевклидовой геометрии»

Кто этот ученый?               

                               (Н.И.Лобачевский)

- Подводим итог этапу истории:

Чья команда владеет теорией?

 

5.Пятый этап – жизненно важный.

Он определяет,

Кто лучше математику знает,

Ситуации в жизни бывают такие;

Либо сложные, либо простые.

Здесь из жизни вам задачи.

- Вот и первое ваше задание:

1) Ежедневно двое идут на свидание к городским часам. Он приходит ровно 19:00. Она же появляется почти всегда в тот момент промежутка времени между 19:00 и 20:00,когда воображаемая биссектриса угла, образованного часовой и минутной стрелками, проходила бы на циферблате через цифру 6. Долго ли мучился влюбленный человек?

                                          ( 23 – 25 минут)

2) Вы купили торт для гостей, но не знаете точно, сколько всего будет человек – трое или четверо. Какое наименьшее число разрезов вы должны заранее сделать, чтобы в любом случае без дополнительных разрезов все могли получить торта поровну?

           

      2 разреза – на 4 человека

     2 разреза + разрез   -  на 3 человека

 

 

6. Начинаем этап шестой:

Для кого –то он самый простой.

Это ребусы из цифр.

Буквы, звездочки – их шифр.
 

1)100 лб                 (столб)

100 лица                  (столица)

7 я                             (семья)

2) Подсчитайте, чему равна сумма всех чисел, записанных в таблице, и тех чисел, которые вы в ней видите:    (9—6 + 17—4 = 54 + 68 =122(9 шестерок и17 четверок; 17-я цифра 4 записана в таблице цифрами 6)

  4 6 4 6 4

  4 6 4 6 4

  4 6 6 6 4

  4 4 4 6 4

  4 4 4 6 4

7.И последний этап седьмой.

Ждем от вас он смекалки большой.

Об Алисе здесь будут задачи,

За каждую- баллов 5,не иначе.

1)      –Знаешь ли ты деление? – спросила Черная Королева.

- Конечно! – уверенно ответила Алиса.

- Прекрасно! Предположим, что ты делишь одиннадцать тысяч одиннадцать сотен и одиннадцать на три. Чему равен остаток от деления? Если угодно, можешь воспользоваться карандашом и бумагой.

Алиса принялась за работу и произвела необходимые вычисления.

-У меня получилось в остатке 2, - сказала она.

-Неправильно! – торжествующе запрыгала Черная Королева.- Деления ты не знаешь!

- Ничуточки! – подтвердила Белая Королева.

Возьмите карандаш и бумагу и проверьте, правильный ли ответ получила Алиса?

(Нет. Это число делится на 3 без остатка, это 12111)

2)- Попробуй решить еще одну задачу на деление, - предложила Черная Королева, - Сколько получится, если миллион разделить на четверть?

- Четверть миллиона!  - быстро ответила Алиса, - Иными словами 250тысяч. Нет.

- Поздно передумывать! – прервала ее Черная Королева.

Правильно ли ответила Алиса на этот вопрос?

( Нет. Правильный ответ: 1000000 :1/4 = 1000000—4 =4000000)

 

После выполнения семи этапов подсчитываем баллы у команд и награждаем команды

(грамотами 1 и 2 места)

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации