Мастер-класс по пластилинографии «За моим окном»
Пояснительная записка
Автор: учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №38» г. Курска Садварий Жанна Владиславовна
Предмет: изобразительное искусство
Тема: «За моими окном» Мастер-класс по пластилинографии.
Аудитория: разработка для членов кружка изоискусства
Цель: формировать умения работать в технике пластилинографии.
Задачи:
Образовательная: формировать представления о разнообразии приемов лепки, правилах работы с различными художественными материалами.
Воспитательная: воспитывать эстетический вкус.
Развивающая: развивать образное мышление, мелкую моторику рук.
Методы: словесный (рассказ, беседа)
Наглядный (демонстрация, иллюстрация)
Практический
Материалы и оборудование для школьников: пластилин, 2 листа картона, стек, пластиковая прозрачная обложка, гофрированный картон, клей, ножницы, контуры, акриловые краски зубочистка.
Содержание мастер-класса:
1.Организационный момент и мотивация учебной деятельности
Учитель приветствует школьников, проверяет готовность, создает мотивационный настрой.
2.Актуализация знаний и постановка целей и задач деятельности.
У художников, которые нас окружают, множество интересных материалов и техник. Давайте разгадаем кроссворд и вспомним о них. (Разгадывание слов кроссворда ведется по командам. Открыв то или иное слово, школьники находят среди вывешенных на доске репродукций работы, выполненные определенным материалом или в определенной технике)
По вертикали
Художественный материал, представляющий собой цветные палочки, сделанные при помощи мела или воска.
Художественный материал скульптора.
Густые краски в баночках, разводимые водой. Их название переводится с итальянского как «влажные».
По горизонтали
Поделка, получаемая путем наклеивания, цветной бумаги, ткани, кожи и прочих материалов на плоскую поверхность.
Черная краска, которой можно рисовать пером или кистью.
Наука, изучающая красивое и правильное расположение предметов на листе.
3.Введение в тему. Усвоение новых знаний
Учитель: Давайте вспомним, какие жанры изобразительного искусства вы знаете?
Школьники. Пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический, бытовой, батальный и.д.п.
Учитель. Давайте рассмотрим репродукции картин художников, что их объединяет?
Школьники. На всех картинах присутствует пейзаж за окном и натюрморт на подоконнике или на столе рядом.
Учитель. Как вы думаете, помогает ли передать настрой картины состояние природы за окном? Сравните несколько картин, с точки зрения передаваемого настроения, и по рассуждайте на эту тему.
(Школьники рассуждают и приходят к выводу о том, что соединение пейзажа и натюрморта помогают передать настроение художника)
Учитель. Сегодня на занятии нам предстоит создать свое окошко, но не в живописной технике, а в технике пластилинографии.
4. Ознакомление с новыми умениями и навыками, показ образца их формирования
Этапы мастер-класса
Подготовим необходимые материалы. На небольшом кусочке плотного картона начертим прямоугольник, это будет размер нашего окна.
Наметим линию горизонта и холодными оттенками пластилина способом размазывания сделаем тональный переход от темного неба в более светлый оттенок.
Смешаем голубой оттенок пластилина и методом размазывания и растирания сделаем изображение снежной поляны, белым пластилином обозначим сугробы.
Сделаем небо у линии горизонта чуть ярче и, смешав серые и голубоватые оттенки, наметим лес на дальнем плане. Для передачи мягкости тонов дальнего плана, растираем цвета стеком.
На дальнем плане наметим дом и дерево, при помощи зубочистки проработаем детали избушки.
При помощи белого пластилина положим снежные шапки. Зубочисткой наметим дорогу и храм.
Прорабатываем световую и теневую части храма, при помощи тонких жгутиков выкладываем снег на крыше.
Для создания веток дерева воспользуемся прессом для пластических масс. Поместим кусок голубого и белого пластилина в пресс, предварительно выбрав насадку с мелкими отверстиями.
Сжимаем куски пластилина прессом и из получившихся жгутиков выкладываем заснеженные ветки. При помощи стека размазываем пластилин на кроне дерева.
Смешиваем светлые оттенки пластилина с и создаем изображение дороги. При помощи мелких жгутиков создаем объем на переднем плане.
Из светло-желтого пластилина слепим месяц, окна и дверь в храме. Возьмем пластиковую прозрачную обложку и выкроим ее по размеру окна.
Из старых обрезков плотного фоамирана выкроим полосы в размер полей окна.
Приклеим полосы по краям окна. Толщина фоамирана создаст глубину и не даст пластиковой основе «стеклу» прижаться к пластилиновому пейзажу. Из гофрированного картона вырежем полосы для рамы окна и приклеим их на пластиковую основу.
При помощи контуров и серебряного пластилина на пластиковой основе нарисуем морозные узоры.
Из другого листа картона выкраиваем внешнюю часть окна, рисуем подоконник, книгу, свечу.
Вырезаем отверстие в окне.
При помощи акриловой краски тонируем раму и подоконник. Лепим свечу, подсвечник, книгу.
Из оставшихся полос гофрированного картона приклеиваем раму. Блестками пытаемся сделать свет свечи.
При помощи клея соединяем между собой все части окна, уложив последовательно пейзаж, пластиковую прозрачную обложку и верхнюю часть. Золотистые контуры помогут декорировать раму.
Работа готова. В верхней части окна можно прикрепить петельку для подвешивания изделия.
4.Практическая работа
В процессе практической работы школьники создают собственную пейзажную зарисовку в технике пластилинографии. На этапе практической работы можно провести физкульт минутку.
(Учитель произносит текст и демонстрирует движения, школьники повторяют за ним)
У оленя дом большой
(поднимают руки показывают рога и разводят руки, показывая большой дом)
Смотрит он в свое окошко
(Смотрят по сторонам из-под руки)
Зайка по полю бежит
(бегут на месте)
В дверь к нему стучит
Тук, тук, мне открой
(разводят руками, открывая двери)
Там в лесу охотник злой
(показывают охотника)
Зайка, зайка забегай
(бег на месте)
Лапу мне давай.
(пожимают руки)
5. Анализ работ. Подведение итогов
Подведение итогов проводим в виде выставки с обсуждением положительных сторон работы и необходимых исправлений.
6. Рефлексия
На доске прикреплены три картинки: чемодан, мясорубка, мусорное ведро.
Учитель. Сегодня на занятии мы получили много информации, попробовали себя в роли художников и приобрели умения. Перед вами картинки с тремя предметами. Чемодан означает: информация интересна, возьму с собой в багаж.
Какую информацию, какие умения и навыки взяли бы вы собой на будущее? (школьники отвечают)
Теперь посмотрите на картинку с мясорубкой. Она означает: информация интересна, но ее надо осмыслить и переработать.
Какую информацию вы бы хотели осмыслить, обдумать. Какие приемы работы вам показались новыми и потребовали новых навыков? (школьники отвечают)
Теперь посмотрите на картинку с мусорным ведром. Были ли на занятии моменты, ненужная информация, сложные этапы, которые бы вам хотелось отправить в это ведро?
(школьники отвечают)
7. Организованное завершение занятия.
Картины, представленные на слайде, взяты с сайтов:
Гунин Александр «Сентябрь. Кошка у окошка»
Сергиенко Т.М. «Ливень»
ЛучевскийЛ. « Весна в живописи»
Henri Le Sidaner
https://yandex.by/collections/card/5cfe398901cde4e609a133ad/
https://puzzleit.ru/puzzles/view/100611
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/design/holst/1661880.html?addLike=-1
https://yandex.com.tr/collections/card/5ced9f7ef05bf27e6f111824/
https://www.livemaster.ru/topic/1179277-okna-v-zhivopisi-43-kartiny-s-glubokim-smyslom
Приложение 1
Кроссворд к этапу актуализации знаний
PPTX / 474.74 Кб
Пролубщикова Наталья Владимировна
Садварий Жанна Владиславовна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Дементьева Ирина Михайловна
Садварий Жанна Владиславовна
Дементьева Ирина Михайловна
Кияйкина Наталья Федоровна
Садварий Жанна Владиславовна
Кияйкина Наталья Федоровна
Дементьева Ирина Михайловна
Садварий Жанна Владиславовна
Кияйкина Наталья Федоровна
Ирина Анатольевна
Садварий Жанна Владиславовна
Янова Татьяна Викторовна
Садварий Жанна Владиславовна
Кияйкина Наталья Федоровна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Садварий Жанна Владиславовна