Задание 40 в ЕГЭ по английскому языку
Единый государственный экзамен по английскому языку Задание 40 «Проект» Автор: учитель английского языка МБОУ «СОШ № 1» г. Меленки Владимирской области Дыльдина Евгения Анатольевна
Вот как это будет выглядеть на экзамене:
Критерии оценивания:
Решение коммуникативной задачи По критерию “решение коммуникативной задачи” можно максимум получить 3 балла. За что их дают: - Проект написано в соответствии с темой - Проект написан по плану - Все пункты из таблицы указаны в работе - В нём достаточно слов - Стиль нейтральный Количество слов, необходимое для получения максимального балла, указано в самом задании – “Write 200-250 words”. Допустимо отклонение от заданного объема на 10%. То есть, можно написать от 180 до 275 слов. Если напишите меньше 180 слов, задание проверять не будут – эксперт поставит 0 за решение коммуникативной задачи, а 0 за этот пункт означает 0 за все задание 40. А если ученик превысит порог в 275 слов, эксперт отчеркнет 250-е слово и дальше просто проверять не будет. Про критерии подсчета слов: считаются все слова, с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. При этом: числительные, выраженные цифрами, т.е. 1, 25, 2009, 126 204 и т.п., считаются как одно слово; числительные, выраженные цифрами, вместе с условным обозначением процентов, т.е. 25%, 100% и т.п., считаются как одно слово; числительные, выраженные словами, считаются как слова; сложные слова, такие как good-looking, well-bred, English-speaking, twenty-five, считаются как одно слово; сокращения, например USA, e-mail, TV, CD-rom, считаются как одно слово. Нейтральный стиль соблюден, если в задании 40 нет сокращений (I’m sure/ doesn’t matter/ wasn’t stated) и разговорной лексики (it is stupid to think so/ this opinion sucks/ the people wearing such clothes are mad). Нельзя писать риторические вопросы и фразы типа “Let’s consider … “, потому что ФИПИ относит их к разговорному стилю.
Организация текста Максимум по этому критерию – также 3 балла. Их можно получить если: - проект правильно разделен на абзацы - написано логично и присутствуют средства логической связи Понятно, что нужно писать столько абзацев, сколько есть в плане (пять!) и каждый должен передавать мысль, соответствующую пункту плана. Ниже подробнее о том, что нужно писать в этих пяти абзацах и какие клише там использовать.
Вступление (пункт №1) “Правильное” вступление состоит из 2-3 предложений и знакомит нас с проблемой, указанной в самом задании. Например, в примере нашего задания написано “what book genres are popular among teenagers”. Значит, нам нужно или вставить эту фразу в наш проект, или заменить там что-то на синонимы. Так же нужно упомянуть, что вы делаете проект, нашли материалы к нему и сейчас про это будете рассказывать. Вот, какое вступление получилось у меня: It is hard to deny the importance of reading in a teenager’s life. My project , which I am still working on, is aimed at finding out what book genres are popular with teenage boys and girls in Zetland. I have found some useful date for my project in the form of a table to help give my opinion on the subject. Еще клише для этого абзаца: - It is well known that (topic) - Nowadays more and more people (action connected with the topic) - (Topic) plays an important role in our life - Undoubtedly, all people (action connected with the topic) - Nowadays it is impossible to imagine … without …
Основные фичи графика (пункт №2) В плане сочинения во втором абзаце ученику предлагается указать 2-3 главных факта из таблицы/графика или что там нам нужно проанализировать. Вот то, что у меня получилось: The information in the table shows the popularity of each book genre. It is evident that the most popular genres for teenagers these days are adventure , detective and sport stories, while animal stories and romance are fewer in number and are concentrated in lower position. Клише: - the main features of this table/graph/pie chart … - I can identify two main features of the statistics presented in the table. The first one is that …And the second key feature is that… - the most popular … the least popular … - if we look at the graph/table/pie chart, we can see … - looking at the main features … - as we can see from the chart… - another striking feature is …
Сравнения (пункт №3) В 3 абзаце нужно проанализировать данные из графика и представить 1-2 сравнения. Можно и 1, можно и 2 – все зависит от ваших идей и количества написанных слов. НЕТ СВЯЗИ между тем, сколько вы фактов выделяли во 2-м абзаце и количеством сравнений в 3-м. Можно делать по-разному, главное – вписаться в план и лимит слов. Сравниваем ЛЮБЫЕ черты, которые вам понравились в графике. Вот что получилось у меня: A table shows a significant difference in the genre choices that respondents opt for. Adventure stories are a great deal more popular than romance novels, having a 55.4 % popularity rating againstone of only 17.6 %. It is also worth mentioning that the number of teenagers enjoying detective novels and books about war and spies (55.3%) is only slightly lower than the number of teenagers enjoying adventure stories (55.4%). Сюда отлично впишутся разные сравнительные структуры: - Looking at the figures in the table, we can see t - in comparison/ in contrast, … - on the other hand …/ However, … / Likewise, … - not as … as - while/ whereas / although / but
Проблема + решение (пункт №4) Эта часть письменного задания будет самой объемной, потому что нужно указать проблему, связанную с темой проекта, и предложить её решение. Это может быть ЛЮБАЯ проблема по теме задания. В нашем примере она не обязательна связана именно с подростками или именно этими жанрами, главное – она должна быть про чтение. Мой вариант: In my opinion, the statistics in the table reveal an important problem. We can see that teenagers are not interested in biographies and are therefore missing out on a great amount of wisdom contained in these books. I think that in order to solve this problem biographies should be included in the school curriculum. Клише для абзаца: -the main problem with … is … - the main problem faced by … is … - the foremost problem here is … - general solutions centre around … - one effective solution to deal with … is … - a solution that can prove successful is …
Заключение + мнение (пункт №5) В конце письменного задания нужно написать свое мнение по теме проекта. In conclusion, I believe that reading is important for people of all ages. It is not only for fun, it also expands the mind and helps to improve our analytical and creative skills. Выражения для подведения итогов: To conclude/ sum up/ summarise Overall … In conclusion … Клише для выражения своего мнения: I believe that … I am convinced that … I strongly believe that … Personally, I think that … In my opnion, … In my view, …
Лексические ошибки Давайте разберем, какие ошибки носят гордое название “Лексические”. Это: - неправильно употребленное слово в контексте (I would not speak so вместо I would not say so) ошибка в сочетаемости (make homework вместо do homework) - пропуск слова, если он не влияет на грамматическую структуру предложения (My parents are very well familiar (пропущен предлог with) the topic) - ошибки в словообразовании, если часть речи не меняется (например, unresponsible вместо irresponsible) - ошибка в фразовом глаголе (give in smoking вместо give up smoking) - орфографическая ошибка, которая меняет значение слова (thing вместо think, whether вместо weather) Но нужно не только не допустить ошибки, нужно помнить, что лексика должна соответствовать поставленной задаче. То есть, если проект про еду – должны употребляются всякие синонимы и выражения по теме “еда”.
Грамматические ошибки Эксперт при проверке задания 40 присваивает вашей ошибке статус “грамматической”, если она: - в любой грамматической форме, будь то форма глагола, множественного числа сущ., степени сравнения и в любой теме из раздела “Грамматические темы” кодификатора - в порядке слов в предложении (например, I do not know what are they thinking about. - есть пропуск слова, влияющий на структуру предложения (например, These people wrong. – Отсутствует глагол-связка “are”) - в словообразовании, если меняется часть речи (например, хотели написать “политик” (politician), а написали politic (политический) В сочинении приветствуются сложные структуры, модальные глаголы, обороты с пассивом/ инфинитивом/ причастиями, условные предложения, главное – не перестараться и ‘не писать все красивое сразу”, в ущерб смыслу.
Орфографические и пунктуационные ошибки В сочинении орфографическими ошибками считаются: Все ошибки, не меняющие значения слова (например, collegue, becouse, languaege) (Если ошибка меняет значение слова, она становится лексической – например, thing вместо think, whether вместо weather) Если слово в работе написано один раз правильно, а остальные – неправильно, это считается ошибкой Если буква или слово написаны неразборчиво, слово считается написанным неверно Во всей письменной части экзамена ученик может выбрать либо британский, либо американский вариант написания слова – favourite/ favorite, colour/ color, drugstore/ pharmacy, crisps/ chips. И придерживаться выбранного варианта до конца. То есть, если в одном предложении написано colour, а в другом – favorite, такая вариативность будет записана в число ошибок. Теперь про пунктуацию. Забудьте про сокращения (don’t/wouldn’t/mustn’t) – они отнимут у вас баллы. Их можно и нужно писать в электронном письме другу (задание 39), но не в сочинении. Если ученик напишет какие-то слова в работе неразборчиво, и эксперт не сможет понять, что же там написано – поставят ошибку в написании слова.