12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Борякова Юлия Андреевна637
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «В помощь учителю английского языка»
3

Статья «Формирование стратегий выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ по английскому языку»

Борякова Юлия Андреевна

Учитель английского языка

МБОУ СОШ №50,

Городской округ г. Воронеж

Формирование стратегий выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ по английскому языку (на примере раздела «Грамматика и лексика»)

В настоящее время ЕГЭ по английскому языку является не обязательным, но некоторые ученики осознанно выбирают этот предмет в качестве выпускного экзамена. Подготовка учащихся к итоговой аттестации по английскому языку в формате ЕГЭ достаточно долгий и кропотливый процесс, который требует большого количества практики в устной и письменной речи.

В разделе «Грамматика и лексика» объектом контроля является выявление на основе предложенных текстов уровня языковой компетенции учеников, сформированность навыков оперирования лексическими единицами и умение использовать словообразовательные аффиксы английского языка. Несмотря на то, что в данном виде задания требуется дать краткий ответ, для этого стоит провести тщательный анализ предложения, понять контекст. Для получения ответа необходимо знать грамматические правила, лексические единицы и уметь применять их на практике.

Для того чтобы получить правильный ответ необходимо заполнить пропуски в тексте лексически и грамматически согласующимися с ним, преобразуя слова, данные справа от текста.

Согласно официальным данным раздел «Грамматика и лексика» экзаменуемые выполняют хуже, чем разделы «Чтение», «Аудирование», так он охватывает знания учащихся, которые они должны были получить на протяжении всего времени изучения английского языка в школе, и подготовка к нему требует много сил и времени. Выполнение заданий на словообразование вызывает трудности, которые определяются недостаточным уровнем осознания механизмов словообразования в английском языке. Более того, ошибки возникают в виду того, что учащиеся не могут правильно определить часть речи, которая должна быть использована в данном контексте. Задания данного типа нельзя выполнять интуитивно, нужно иметь полное понимание текста, так как одна часть речи может образовываться при помощи разных суффиксов и иметь, соответственно, разное значение, так же важно знать грамматические времена английского языка, уметь применять правила в предложениях разного типа, будь то вопросительные или отрицательные предложения, или условные. Так, например:

You must be.....................when you open the door . (CARE) [2]

В данном предложении слово CARE должно быть преобразовано в прилагательное, при помощи суффикса -ful или –less, которые образуют прилагательные с противоположным значение. Прилагательное careful переводиться как осторожный, а careless – неосторожный. Для того чтобы правильно выбрать словоформу, необходимо понимать само предложение и знать, как переводятся все слова в нем.

В Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена в 2017 году указаны: аффиксы существительных (-er/or, -ness, -ist, -ship, -ing, -sion/tion, -ance/ence, -ment, -ity), аффиксы глаголов (re-, dis-, mis-; -ize/ise), аффиксы прилагательных (-y, -ic, -ful, -al, -ly, -ian/an, -ing, -ous, -ible/able, -less, -ive, inter-),  суффиксы наречий (-ly), отрицательные префиксы (un-, in-/im-). 

Знание данных аффиксов характеризует владение выпускниками лексической стороной речи. Чтобы успешно выполнить задания, раздела «Грамматика и лексика» учащийся должен иметь богатый словарный запас, владеть аффиксальными способами словообразования и, соответственно, знать суффиксы и префиксы различных частей речи.

Давайте на примере заданий ЕГЭ рассмотрим стратегии выполнения заданий раздела «Грамматика и лексика» [1] .

В заданиях В4-В10 представлен связанный текст, повествовательного или научно-популярного характера, с пропусками. [1] Согласно рекомендациям, перед тем, как начать выполнять данное задание, необходимо бегло прочитать весь текст, не обращая внимания на пропуски, и понять его основное содержание. Подсказка на использование правильной грамматической формы слова может находиться как в самом предложении, так и в тексте. Если необходимо преобразовать глагол в нужную грамматическую форму, то важно помнить, что после того, как ученик определил правильное грамматическое время в данном контексте, необходимо правильно использовать окончания, формы или вспомогательный глагол, если предложение отрицательное или вопросительное.

Прочитайте приведённые ниже тексты. Преобразуйте, если необходимо, слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных  номерами B4–B10, так чтобы они грамматически соответствовали содержанию текстов. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы B4–B10.

Honesty is the best policy

B4 To learn more about her students, my younger brother's teacher sent home a lengthy questionnaire at the beginning of the school year. She asked __________________about their likes and dislikes and about many other things. THEY

B5 She asked what they __________________  about their school in twenty years time. THINK

B6 Some of the questions were so difficult that I _______________ answer them offhand though I was 6 years his senior.  NOT CAN

B7 The ________________ question, in my opinion, was the one relating to their self-image: "When you look in a mirror, what do you see?" But my ten-year-old brother had no trouble with his answer: "Myself, and everything behind me." BAD[2]

Заданиях B11 – B16 более сложные, в них  предлагается связный отрывок из художественного или публицистического текста с пропусками. [1] В данные пропуски надо поставить слово, которое написано справа от предложения, в нужной словоформе. При выполнении данной части задания необходимо правильно определить часть речи, которая требуется в данном предложении, особое внимание нужно уделить месту данного слова в предложении, какие слова стоят до и после него. Подсказкой могут так же служить наличие тили отсутствие артиклей, числительные, глагольные формы. Необходимо вспомнить суффиксы, характерные для данной части речи (например, для имени существительного -ment, -ness, -ism;для глагола -ise, -ify, -en; для имени прилагательного -ful, -ate, -ous; для наречия –ly). Иногда необходимо использовать не только суффикс, но и приставку (чаще всего это отрицательные приставки disagree, impossible, illegal,inexpensive, unnecessary).

Christmas

B11 Christmas is the most important annual festival in both  Britain  and North America. In its origins, it combines the Christian _________________ of the birth of Christ, on 25 December, with the ancient tradition of a winter feast during the darkest period of the year.  CELEBRATE

B12 Christmas carols – a special kind of religious songs – are an important part of  it. You may hear them __________________ times over the radio but it is quite different when you listen to people sing carols around you in church. COUNT

B13 At this time, too, many carol __________________make door-to-door visits to people at home, collecting money for this or that charity. SING[2]

Как и в заданиях предыдущего уровня, необходимо бегло ознакомиться с текстом, игнорируя пропуски. Целью данного задания является понять общее содержание и ход повествования.

Если необходимо изменить личное местоимение, то особое внимание нужно уделить его позиции в предложении, оно сможет стоять перед глаголом в качестве подлежащего в именительном или объектном падеже, или нужно употребить соответствующее притяжательное прилагательное или притяжательное местоимение.

Для проверки правильности выполнения задания произнесите слово про себя – не режет ли оно слух в таком виде. Заполнив весь текст, прочитайте весь текст, удостоверившись, что образованное слово подходит

В заданиях А22 – А28 высокого уровня дается связный отрывок из художественного или публицистического текста с пропусками. [1] После текста даются 4 варианта ответа для каждого пропуска.

Amos 

It wasn’t unusual for Amos to go to Deravenels on Saturday, even though the offices were closed over the weekend. He A22 ______ to go to tidy up his paperwork and do other small jobs he couldn’t attend to during the week.

But on this Saturday morning he had a specific purpose when he arrived at the grand old building on the Strand. The uniformed doorman A23 ______  Amos close his umbrella and take off his raincoat. Then he touched his cap and said, “Good morning, Mr. Finnister”.

Amos had come to the office to A24 ______  a few telephone calls. His first call was to the Royal London Hospital, Whitechapel, where he quickly discovered the records office was not open on weekends. He then dialed Ravenscar and was put through to Edward Deravenel.

А22 1. took 2. kept 3. held 4. used

А23 1. looked 2. watched 3. stared 4. gazed

А24 1. do 2. give 3. make 4. take

В этом задании проверяется уровень знаний лексических единиц с учетом сочетаемости слов в коммуникативном контексте. В каждый из пропусков надо подобрать только один правильный вариант из 4-х предложенных. Это могут быть слова, близкие по значению или по форме, предлоги, фразовые глаголы, или устойчивые сочетания.

Перед тем как приступить к выбору ответа, нужно обязательно прочитать весь рассказ, не обращая внимания на пропуски, чтобы понять его основное содержание. Обращать внимание на предложенные варианты ответа не надо, нужно самостоятельно попробовать догадаться, что нужно вставить в данном предложении, и только потом выбирать из представленных вариантов. Помните, что правильным ответом, скорее всего, будет то слово, которое вы узнаёте, а не то, которое вы раньше никогда не видели.

Заполните все пропуски и перенесите ответы в Бланк.

Список используемой литературы

1. Бодоньи М.А. Английский язык. Подготовка к ЕГЭ: словообразование. Задания В11-В16. Раздел «Грамматика и лексика»: учебно-методическое пособие/ М.А. Бодоньи – Ростов н/Д: Легион, 2013.

2. Интернет-ресурсы: http://www.fipi.ru /

Опубликовано в группе «В помощь учителю английского языка»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.