Задания по русскому языку для развития творческого мышления младших школьников

1
0
Материал опубликован 21 June 2019

Задания для развития творческого мышления младших школьников

Игры со словами

1. Поиграем со словом «корзинка».

а) Какой первый звук в слове «корзинка»? Придумайте слова, начинающиеся со звука    [ к ].

б) Какой первый слог в слове «корзинка»? Придумайте как можно больше слов, начинающихся со слога «кор».

в) Из букв слова «корзинка» составьте и запишите другие слова. Кто больше?

г) Заполните словами лесенку( первое слово их 3-х букв, второе - из 4=х, пятое - из 5-и и т.д.

к___

 

 

 

 

 

 

 

 о_____

 

 

 

 

 

 

 

 р______

 

 

 

 

 

 

 

з________

 

 

 

 

 

 

 

и__________

 

 

 

 

 

 

 

н_____________

 

 

 

 

 

 

 

к____________________

 

 

 

 

 

 

 

а________________________

 

 

 

 

 

 

 

д) Подберите как можно больше рифм к слову «корзинка». Попробуйте составить из них рифмованные строки.

е) Напишите на каждую букву слова «корзинка» по одному слову так, чтобы все записанные слова относились к разным частям речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, междометие).

ж) На каждую букву слова «корзинка» напишите по одному слову так, чтобы получилось предложение. Смысл предложения может быть любым: реальным, фантастическим, юмористическим. Можно использовать имена собственные.

 

К______ о_______ р_______ з_______ и________ н_______ к________ а________.

 

з) На каждую букв слова «корзинка» придумайте и запишите по одному слову. На основе этих восьми слов сочините своё литературное произведение (сказку, рассказ, стихотворение).

и) Как вы думаете, что означает слово «каркизон»? Придумайте какое-нибудь объяснение его значения. А теперь переставьте буквы местами так, чтобы получилось русское слово.

к) Предположим, что ваша корзинка научилась говорить. Что бы она о себе рассказала? Составить рассказ вам помогут вопросы, которые корзинка задаёт сама о себе.

- Что со мной происходило до того времени, когда я попала в дом?

- Как я попала в дом?

- Что со мной можно делать?

- Кто меня больше всего любит, и кого я больше всего люблю?

- Какие интересные истории со мной происходили?

- С какими предметами я дружу?

- Кого я не очень люблю?

 

2. Даны буквы : о т р а и к р к о л а б

Составьте и запишите как можно больше слов из этих букв.

 

3. Укрась слово. Подберите как можно больше прилагательных, подходящих к данному существительному. Например: зима.

 

4. Группировка слов. Развиваем умение обобщать.

Сколько групп вы можете составить из слов:

1) аквариум, река, стол, чашка, озеро, табурет, стул, ложка, кастрюля;

2) стрела, пчела, крокодил, щука, коршун, жук, бабочка, яхта, воробей;

3) сыр, санки, сало, ножницы, молоко, масло, коньки, сметана, сливки.

Выпишите группы слов и объясните, почему вы объединили эти слова.

 

Работа с предложением

1. Распространи предложение последовательно, прибавляя по 1-2 слова. Серёжа учит.

Например: Мы играем.

Мы играем в футбол.

Мы играем в футбол на стадионе.

Летом мы играем в футбол на стадионе.

Летом мы играем в футбол на школьном стадионе.

 

2. Сократи предложение последовательно, убирая по одному слову, но сохраняя основное содержание. Под старой берёзой Алёша увидел маленького птенчика.

Например: Оля читает бабушке интересную книгу.

Оля читает бабушке книгу.

Оля читает бабушке.

Оля читает.

 

3. Измени одно слово. Измени в предложении только одно слово. Сколько вариантов вы можете предложить?

По дороге шла старушка с ведром воды.

 

4. Быль или небылица? Послушайте предложение и определите: может ли это быть. Если да, то где и почему. Если нет, то докажите свою точку зрения.

Сегодня ночью я слышала, как стрекотали кузнечики, куковала кукушка, квакали рыбы, тявкали лисицы.

 

5. Закончи предложение. Возможно множество вариантов или всего один случай.

Девочка шла по …

Семь раз примерь, а один …

 

6. Задай вопрос – ответь! Учитель произносит предложение, детей просит составить вопрос по содержанию высказывания и ответить на него.

Воробей поселился в скворечнике.

- Кто поселился в скворечнике?

- Что сделал воробей?

- Где поселился воробей?

- Какая птица поселилась в скворечнике?

- Где нашёл приют воробей?

- Кто справил новоселье в скворечнике?

- Почему из скворечника доносится воробьиное чириканье?

Попробуйте сами. Черепаха Тортилла подарила Буратино золотой ключик.

 

7. Два слова. Даны два слова, например: «кошка» и «лампочка». Придумайте как можно больше предложений, в которые бы входили оба слова. Форму слов можно менять.

Пушистая рыжая кошка греется под лампочкой.

У кошки Анфиски усы, как спираль у лампочки.

Моя любимая кошка круглая и тёплая, как лампочка.

Глаза у кошки горят, как лампочки. и т.д.

 

8. Три слова. Даны 3 слова: разбойник, зеркало, кровать (дворец, бабушка, клоун).Напишите как можно больше осмысленных фраз так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связный рассказ.

 

9. Согласовываем слова в предложении.

1) Папа, нарисовать, машина, Дима.

Мама, кормить, каша, Света.

Измени слова так, чтобы получилось как можно больше предложений. Запиши их.

2) Расставь строки стихотворения в нужном порядке.

Закипит громада вод,

Смело, братья! Туча грянет,

Глубже бездна упадёт!

Выше вал сердитый встанет.

(Н.М.Языков)

 

10. Составь вопросительные предложения, соединяя два предмета. Например: газета и верблюд.

Сколько верблюдов можно завернуть в газету?

Почему, читая газету, ты сутулишься, как верблюд?

Составь как можно больше вопросов со словами «дорога» и «шляпа».

 

Развиваем умение обобщать.

1. Назовите лишнее слово, объясните, почему.

Лещ, ёрш, рак, сельдь, щука.

Рысь, лось, тигр, гепард, кот, лев.

Сколько разных вариантов вы можете предложить?

2. Найдите как можно больше отличий самолёта от птицы. Затем перечислите общие признаки этих предметов.

               Отличия                           Общее

               Самолёт Птица                  Самолёт Птица

      1.                                      1.

      2.                                      2.

      3.                                      3. 

3. Классифицируем слова и составляем из них предложения.

Из данных слов выделите такие группы, которые могут быть обозначены одним словом или словосочетанием. Запишите эти группы слов.

Животное, пихта, сосна, растение, кролик, щука, рысь, корова, овца, лось, берёза, мак, василёк, дерево, цветы, липа, дуб, волок, лошадь, хищник.

Придумайте несколько предложений, в которых бы использовалось как можно больше перечисленных выше слов. Можно дополнять предложения своими словами.

 

4. Ищем альтернативные способы действия.

Назовите как можно больше слов, обозначающих то, что может: давить, лететь, свистеть.

 

5. Планируем преобразование предметов.

Постарайтесь усовершенствовать диван, стол, расчёску, кастрюлю, добавляя к ним новые функции, и соединяя их с другими предметами. Объясните, как устроены ваши усовершенствования.

Например: очки можно соединить с радиоприёмником, чтобы слушать новости и музыку.

 

6. Представляем последствия событий.

1) Представь, что ты можешь уменьшиться до размеров муравья. Придумай историю о своём чудесном превращении, используя вопросы:

- Какое бы у тебя было любимое занятие?

- Чего бы ты опасался?

- Через какое время ты бы снова захотел стать большим? Почему?

2) Придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события.

- Из окна выбросили кусочек булки.

- Охотник выстрелил в воздух.

3) Что бы произошло и что бы вы сделали, если бы из крана на кухне полился апельсиновый сок. Сочини небольшой рассказ.

4) Представь, что ты можешь стать высотой 3 м.

- Какое бы у тебя было любимое занятие?

- Что бы тебе не понравилось?

- С кем бы тебе хотелось встретиться и с кем не захотелось бы встречаться?

- Через какое время ты бы захотел снова стать нормального роста?

 

7. Находим причину события.

Назови как можно больше причин для описанной ниже ситуации.

1) Стоящее во дворе дерево было облеплено птицами.

2) Внезапно из леса раздалось громкое протяжное звериное рычание.

 

8. Оцениваем событие с разных сторон.

В воскресенье с утра идет проливной дождь.

Хорошо Плохо

1.

2.

3.

… …

9. Составляем сюжетный рассказ по картинке.

Попытайся ответить на вопросы:

1. Что происходило до события, изображённого на картинке?

2. О чём думают нарисованные герои?

3. Что будет происходить дальше?

4. Чем всё закончится?

 

10. Составляем рассказ.

1) Выберите один из предметов домашнего обихода (утюг, чайник, холодильник, мясорубка, зубная щетка и т.п.). Составьте о нём рассказ по вопросам, которые задаёт сам предмет.

Что происходило со мной до того времени, как я попал в дом?

Что я могу делать или что со мной можно делать?

Кто меня больше всех любит, и кого я больше всех люблю?

Какие интересные истории со мной происходили?

С какими предметами я дружу?

Кого я не очень люблю?

2) Представьте, что на какое-то время вы можете стать собакой, попугайчиком, лошадью или кошкой.

Что бы вы ели?

Чем занимались днём?

Каким был бы ваш хозяин и как к вам относился?

Где бы вы спали?

Какой приятный сюрприз вы бы хотели получить от хозяина?

Составь рассказ от имени выбранного животного.

 

11. Составляем текст по вопросам.

Метод контрольных вопросов облегчает процесс творчества, а также позволяет ребёнку удерживать общую логику рассказа или сказки.

Придумайте сказку по вопросам:

- Кто это был?

- Как выглядел?

- Куда пошёл?

- Кого встретил?

- Что ему сказали?

- Что он ответил?

- Что ему сделали?

- Какова была его реакция?

- Чем вся история закончилась?

- Вывод или мораль.

 

12. Подбираем слова, противоположные по значению.

Найди и исправь ошибку.

- У меня собака большая, умная, а у тебя маленькая, некрасивая.

- На тарелке лежало два яблока: одно было зелёное, а другое кислое.

- Было у матери две дочери: одна была красивая и работящая, а другая сварливая и злая.

 

13. Устанавливаем причинные связи между событиями.

Отыщите связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями. Объясните, как всё происходило.

1) Белка, сидя на дереве, уронила шишку.

. . .

Самосвал с грузом не пришёл по назначению вовремя.

2) Собака погналась за курицей.

. . .

Самолёт совершил вынужденную посадку.

Котёнок подошёл к блюдечку.

. . .

Мальчик не выучил уроки.

14. Придумываем продолжение сказок.

Придумайте продолжение сказки «Снегурочка». Облачко поднялось вверх, превратилось в тучку и пролилось дождём. И в том месте, где прошёл дождь…

 

15. Работа с антонимами.

В названии сказок все слова заменили антонимами. Угадайте истинное название сказки. «Один из Молоково», «Мышь в лаптях», «Зелёный платочек», «Рассказ о простой курочке», «Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке». Таким же образом зашифруйте название других сказок. Что у вас получилось?

 

16. Постановка необычных проблем.

Даётся два слова. Например: жук и кресло. Сформулируйте как можно больше различных проблем и предложите различные способы их решения.

Например, проблема: жук купил кресло, как он доставит его к себе домой?

Или: жук решил сделать себе кресло, какие подручные материалы и инструменты ему понадобятся?

 

17. Выведение следствий.

Умение правильно формулировать посылки и выводить следствия является важнейшим для успешной учёбы. Дайте как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

- Что произойдёт, если животные начнут говорить на человеческом языке?

- Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?

- Что произойдёт, если дождик будет лить не переставая?

 

18. Объясняем значение пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Что обозначает выражение «белая ворона». Придумай короткую историю, объясняющую смысл данного выражения.

 

19. Незаконченный рассказ. Придумай продолжение рассказа.

Проделки белки

Пошли две подружки в лес и набрали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо-невидимо!

«Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвём»,- предложила одна девочка. «Ладно!» - отвечает другая. Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут.

Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами. Вот, думает, . . .

Лучше, когда в игре участвует несколько детей, которые по очереди продолжают рассказ, пока не придут к развязке.

 

20. Фантастические гипотезы.

Техника «фантастических гипотез» выражена в форме вопроса: Что было бы, если …?

Для работы заготавливается одинаковое количество карточек (например, 25), на которых пишутся 25 любых имён существительных и 25, на которых пишутся 25 глаголов. Для постановки вопроса берутся первые две попавшиеся карточки. Сочетание существительного и глагола даёт гипотезу, на основе которой можно работать.

Например, вынуты карточки «город» и «летать». Формулируется гипотеза: «Что было бы, если бы город начал летать?». Дальше можно строить рассказ на развитии этого сюжета. Можно доставать следующие карточки и помогать сюжету, вводя новые гипотезы и персонажи.

 

21. Сценарий.

Работа проводится с классом. Каждый ребёнок называет по очереди по 1-2 предмета. Эти слова записываются на доске. Затем дети придумывают историю, в которой должны фигурировать все названные предметы в той последовательности, в которой они записаны на доске. Сочинительство должно быть групповым. Все идеи и предложения записываются. Так как это сценарий, в нём должно быть много действий, динамики.

Целесообразно стимулировать активность ребят вопросами типа: Кто это? Где находится? Что делает? Что говорит? Куда пошёл? С кем? Полученный сценарий может быть разыгран детьми.

 

22. Учимся формулировать законы.

В жизни мы часто наблюдаем повторяющиеся события или явления. Если эти явления происходят при одних и тех же условиях, то это называют законом.

Например: закон про воду: если воду в кастрюле нагреть до 100*С, то она закипит. Подумайте, что можно менять в этой фразе, а что нельзя. От каких слов можно отказаться или какие слова можно добавить?

Сформулируйте ещё несколько законов: про воду, про солнце, про деревья.

 

23. Разрешаем противоречия.

В лесу много грибов. Надо показать это, не изображая людей. Придумайте сюжет для такой картины. Какое количество идей вы можете предложить?

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983. - 173 с.

2. Симановский А.Э. развитие творческого мышления.- Ярославль: «Академия развития», 1996. - 192 с., ил.

3.Золотова М. В. Развитие творческого мышления в начальной школе на уроках литературного чтения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 38. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45119.htm.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.