Статья «Диагностика творческого мышления у младших школьников»
Диагностика творческого мышления у младших школьников
Жизнь – это прежде всего творчество.
У понятия «творчество» существует синоним – оригинальный склад мышления. Это способность действовать за рамками накопленного опыта. Творчески мыслить – мыслить активно. Искать и выявлять проблемы там, где другие и не задумывались их искать.
Сегодня уже известны многие внутренние и внешние факторы, которые определяют творческий потенциал и темпы творческого развития личности.
И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.
Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.
Чтобы помочь детям развить воображения, креативность, стоит каждый день работать в этом направлении. На любом уроке будет уместно задать вопрос с подвохом, где не стоит уделять внимание точным ответам. Или же дать волю фантазии, где учащиеся смогут раскрыть решение какой – либо проблемы.
Для диагностики творческого мышления, стоит обратиться к такому методу, как – наблюдение. Достаточно нескольких дней, чтобы проследить у кого творчество «бьёт ключом», а кому стоит помочь развиться в этом направлении.
Следующим шагом будет определение проблем в выражении слов и эмоций. Насколько развито воображение у детей, поможет выявить опросник. Вопросы данной диагностики выявят уровень развития у учащихся творческих способностей.
Вариант опросника № 1.
Составь предложение со словами: озеро, луна, мальчик. Можешь добавлять новые слова в предложение.
Подумай, ответь на вопрос: что будет, если дождь никогда не прекратится?
Сочини небольшую историю про летающего крокодила.
Напиши, для чего может быть использована консервная банка?
Пофантазируй. Нарисуй, как бы выглядел предмет (существо), название которого – Лигомут.
Вариант опросника № 2.
Составь предложение со словами: лодка, река, солнце. Можешь добавлять новые слова в предложение.
Подумай, ответь на вопрос: что будет, если человеку никогда не надо будет спать?
Сочини небольшую историю про плавающего цыпленка.
Напиши, для чего может быть использована пластиковая бутылка?
Пофантазируй. Нарисуй, как бы выглядел предмет (существо), название которого – Шугоряк.
Вариант опросника № 3.
Составь предложение со словами: слон, зоопарк, дети. Можешь добавлять новые слова в предложение.
Подумай, ответь на вопрос: что будет, если летом будет идти снег?
Сочини небольшую историю про мяукающую свинку.
Напиши, для чего может быть использована картонная коробка?
Пофантазируй. Нарисуй, как бы выглядел предмет (существо), название которого – Денобив.
Вариант опросника № 4.
Составь предложение со словами: малина, поляна, лето. Можешь добавлять новые слова в предложение.
Подумай, ответь на вопрос: что будет, если вместо денег будут использовать шишки?
Сочини небольшую историю про говорящего дельфина.
Напиши, для чего может быть использован деревянный ящик?
Пофантазируй. Нарисуй, как бы выглядел предмет (существо), название которого – Мавышан.
Ответы на данные вопросы дадут ориентир для учителя. Ведь развитие словарного запаса, гибкости мыслительных операций и воображения – поможет младшим школьникам самостоятельно справляться с решением поставленных проблем в дальнейшем.