Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (11 класс)
Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку 2017-2018 учебный год
-
классы
1. Определите, какие фонетические явления встречаются в данных словах:
футбол, надписать, снизить.
2. В.И.Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какими русскими словами Вы предлагаете заменить следующие слова:
абстрактный, моральный, оригинальный, регламент, пресс .
3. Чем различаются слова страж и сторож? С каким явлением языка они связаны? Запишите к каждому слову словарную статью и составьте с ними предложения.
4. Дайте морфологическую характеристику (определите часть речи и форму) слова лучше в приведенных ниже предложениях.
Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была.
Нельзя работать только хорошо, зная, что ты можешь работать еще лучше.
Вы бы лучше барина разбудили, Ермолай Петрович.
Меня поразило выражение или, лучше, отсутствие всякого выражения на его лице.
5. В стихотворении Я. Хелемского найдите однокоренные слова. Объясните, как они образованы. Какое значение имеют эти слова для выражения идеи стихотворения?
Узелок на память
Никаких не допускай уступок,
Даже в малом будь самим собой,
Побеждает именно поступок,
Зорко управляющий судьбой.
Целеустремлен и беспокоен
Каждый продолжающийся день.
Разные слова, единый корень –
Поступь,
Наступление,
Ступень.
Принимая веское решенье,
С вечным риском сочетая труд,
Помни:
Настоящее движенье
Люди поступательным зовут.
6. Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим английским фразеологизмам и поговоркам:
Птицы одинакового оперения держатся вместе.
Когда море вернет всех погибших в нем.
У него еще за ушами не просохло.
Для каждой собаки наступит ее день.
Не стоит пороха и дроби.
Черная овца в семье.
7. Можно ли бродящую собаку назвать бродячей? О каком языковом различии говорит данный вопрос?
8. Определите, сколько частей в данном предложении. Спишите его, расставляя знаки препинания.
Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая черная муха и полетит дальше когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны что птица сядет и скроется когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются как удивительные птички с зелеными крылышками когда появится сережка как вилочка о двух или трех рожках когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая когда наконец войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека и его первой любви определяющей всю его жизнь.
10. Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Согласны ли вы с точкой зрения автора? Что вы думаете о будущем русского языка? Напишите сочинение-миниатюру в публицистическом стиле.
Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет.
Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой…
Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;
Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму;
Учат сторожевые рычать по-английски львы;
Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.
Рекомендации по оцениванию заданий
школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку
2018-2018 учебный год
10-11 классы
1. Определите, какие фонетические явления встречаются в данных словах:
футбол, надписать, снизить.
Ответ: В слове футбол происходит озвончение согласных (фу[д]бол), надписать – оглушение согласных (на[т]писать), снизить – смягчение согласного ([с`]низить).
Оценка: 0,5 баллов за каждое слово.
Максимальная оценка – 1,5 балла.
2. В.И.Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какими русскими словами Вы предлагаете заменить следующие слова:
абстрактный, моральный, оригинальный, регламент, пресс .
Ответ:
Абстрактный – отвлеченный, умозрительный.
Моральный – нравственный, духовный.
Оригинальный – подлинный, истинный, особенный, самобытный.
Регламент – установление, порядок.
Пресс – гнет.
Оценка: 0,5 баллов за слово.
Максимальная оценка – 2,5 балла.
3. Чем различаются слова страж и сторож? С каким явлением языка они связаны? Запишите к каждому слову словарную статью и составьте с ними предложения.
Ответ: 1. Страж, -а, м. (высок.). Тот, кто охраняет кого/что- нибудь, защитник. Страж закона.
2. Сторож, -а, -ей, м. Человек, который сторожит, охраняет что-нибудь. Впереди сторожа бежала собака.
Различие: 1) полногласное сочетание -оро- в корне слова сторож, неполногласное сочетание –ра- в слове страж;
2) разная стилистическая окраска.
Оценка: 1 балл за каждое слово;
2 балла за объяснение.
Максимальная оценка – 4 балла.
4. Дайте морфологическую характеристику (определите часть речи и форму) слова лучше в приведенных ниже предложениях.
Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была.
Нельзя работать только хорошо, зная, что ты можешь работать еще лучше.
Вы бы лучше барина разбудили, Ермолай Петрович.
Меня поразило выражение или, лучше, отсутствие всякого выражения на его лице.
Ответ: 1) сравнительная степень прилагательного;
2) сравнительная степень наречия;
3) частица (выделительно-ограничительная)
4) вводное слово.
Оценка: 1 балл за каждый пример.
Максимальная оценка – 4 балла.
5. В стихотворении Я. Хелемского найдите однокоренные слова. Объясните, как они образованы. Какое значение имеют эти слова для выражения идеи стихотворения?
Узелок на память
Никаких не допускай уступок,
Даже в малом будь самим собой,
Побеждает именно поступок,
Зорко управляющий судьбой.
Целеустремлен и беспокоен
Каждый продолжающийся день.
Разные слова, единый корень –
Поступь,
Наступление,
Ступень.
Принимая веское решенье,
С вечным риском сочетая труд,
Помни:
Настоящее движенье
Люди поступательным зовут.
Ответ: Однокоренными словами являются поступок, поступь, наступление, поступательное. Они образованы при помощи приставок и суффиксов. Эти слова раскрывают основную идею стихотворения: движение вперед.
Оценка: 0,5 баллов за каждое слово;
2 балла за объяснение.
Максимальная оценка – 4 балла.
6. Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим английским фразеологизмам и поговоркам:
Птицы одинакового оперения держатся вместе.
Когда море вернет всех погибших в нем.
У него еще за ушами не просохло.
Для каждой собаки наступит ее день.
Не стоит пороха и дроби.
Черная овца в семье.
Ответ:
Одного поля ягодки.
Когда рак на горе свистнет.
Молоко на губах не обсохло.
Будет и на нашей улице праздник.
Овчинка выделки не стоит.
В семье не без урода; паршивая овца в стаде.
Оценка: 1 балл за каждый пример.
Максимальная оценка – 6 баллов.
7. Можно ли бродящую собаку назвать бродячей? О каком языковом различии говорит данный вопрос?
Ответ: Бродящая по двору собака может и не быть бродячей. Сопоставление данных слов демонстрирует разницу между причастиями и прилагательными. Слово бродящая обозначает признак действия: та, которая бродит. Значит, бродящая – причастие. А слово бродячая обозначает постоянный признак: бездомная. Следовательно, бродячая – прилагательное.
Оценка: 1 балл за ответ;
3 балла за объяснение.
Максимальная оценка – 4 балла.
8. Определите, сколько частей в данном предложении. Спишите его, расставляя знаки препинания.
Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая черная муха и полетит дальше когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны что птица сядет и скроется когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются как удивительные птички с зелеными крылышками когда появится сережка как вилочка о двух или трех рожках когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая когда наконец войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека и его первой любви определяющей всю его жизнь.
Ответ: 11частей.
Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая черная муха и полетит дальше, когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны, что птица сядет и скроется, когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются, как удивительные птички с зелеными крылышками, когда появится сережка, как вилочка о двух или трех рожках, когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая, когда, наконец, войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень, тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека, и его первой любви, определяющей всю его жизнь.
Оценка: 1 балл за ответ;
3 балла за расстановку знаков препинания.
Максимальная оценка – 4 балла.
9. Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Согласны ли вы с точкой зрения автора? Что вы думаете о будущем русского языка? Напишите сочинение-миниатюру в публицистическом стиле.
Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет.
Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой…
Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;
Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму;
Учат сторожевые рычать по-английски львы;
Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.
Качественные характеристики текста: Доказательность, логика в аргументации, умелое использование речевых средств русского языка для создания выразительного текста, грамотность.
Максимальная оценка – 10 баллов.
Общая сумма баллов – 40.