Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (11 класс)

4
0
Материал опубликован 13 November 2017 в группе

Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку 2017-2018 учебный год

  1. классы

1. Определите, какие фонетические явления встречаются в данных словах:

футбол, надписать, снизить.

2. В.И.Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какими русскими словами Вы предлагаете заменить следующие слова:

абстрактный, моральный, оригинальный, регламент, пресс .

3. Чем различаются слова страж и сторож? С каким явлением языка они связаны? Запишите к каждому слову словарную статью и составьте с ними предложения.

4. Дайте морфологическую характеристику (определите часть речи и форму) слова лучше в приведенных ниже предложениях.

Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была.

Нельзя работать только хорошо, зная, что ты можешь работать еще лучше.

Вы бы лучше барина разбудили, Ермолай Петрович.

Меня поразило выражение или, лучше, отсутствие всякого выражения на его лице.

5. В стихотворении Я. Хелемского найдите однокоренные слова. Объясните, как они образованы. Какое значение имеют эти слова для выражения идеи стихотворения?

Узелок на память

Никаких не допускай уступок,

Даже в малом будь самим собой,

Побеждает именно поступок,

Зорко управляющий судьбой.

Целеустремлен и беспокоен

Каждый продолжающийся день.

Разные слова, единый корень –

Поступь,

Наступление,

Ступень.

Принимая веское решенье,

С вечным риском сочетая труд,

Помни:

Настоящее движенье

Люди поступательным зовут.

6. Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим английским фразеологизмам и поговоркам:

Птицы одинакового оперения держатся вместе.

Когда море вернет всех погибших в нем.

У него еще за ушами не просохло.

Для каждой собаки наступит ее день.

Не стоит пороха и дроби.

Черная овца в семье.

7. Можно ли бродящую собаку назвать бродячей? О каком языковом различии говорит данный вопрос?

8. Определите, сколько частей в данном предложении. Спишите его, расставляя знаки препинания.

Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая черная муха и полетит дальше когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны что птица сядет и скроется когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются как удивительные птички с зелеными крылышками когда появится сережка как вилочка о двух или трех рожках когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая когда наконец войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека и его первой любви определяющей всю его жизнь.

10. Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Согласны ли вы с точкой зрения автора? Что вы думаете о будущем русского языка? Напишите сочинение-миниатюру в публицистическом стиле.

Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет.

Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой…

Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму;

Учат сторожевые рычать по-английски львы;

Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

 

Рекомендации по оцениванию заданий

школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку

2018-2018 учебный год

10-11 классы

1. Определите, какие фонетические явления встречаются в данных словах:

футбол, надписать, снизить.

Ответ: В слове футбол происходит озвончение согласных (фу[д]бол), надписать – оглушение согласных (на[т]писать), снизить – смягчение согласного ([с`]низить).

Оценка: 0,5 баллов за каждое слово.

Максимальная оценка – 1,5 балла.


 

2. В.И.Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какими русскими словами Вы предлагаете заменить следующие слова:

абстрактный, моральный, оригинальный, регламент, пресс .

Ответ:

Абстрактный – отвлеченный, умозрительный.

Моральный – нравственный, духовный.

Оригинальный – подлинный, истинный, особенный, самобытный.

Регламент – установление, порядок.

Пресс – гнет.

Оценка: 0,5 баллов за слово.

Максимальная оценка – 2,5 балла.


 

3. Чем различаются слова страж и сторож? С каким явлением языка они связаны? Запишите к каждому слову словарную статью и составьте с ними предложения.

Ответ: 1. Страж, -а, м. (высок.). Тот, кто охраняет кого/что- нибудь, защитник. Страж закона.

2. Сторож, -а, -ей, м. Человек, который сторожит, охраняет что-нибудь. Впереди сторожа бежала собака.

Различие: 1) полногласное сочетание -оро- в корне слова сторож, неполногласное сочетание –ра- в слове страж;

2) разная стилистическая окраска.

Оценка: 1 балл за каждое слово;

2 балла за объяснение.

Максимальная оценка – 4 балла.

4. Дайте морфологическую характеристику (определите часть речи и форму) слова лучше в приведенных ниже предложениях.

Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была.

Нельзя работать только хорошо, зная, что ты можешь работать еще лучше.

Вы бы лучше барина разбудили, Ермолай Петрович.

Меня поразило выражение или, лучше, отсутствие всякого выражения на его лице.

Ответ: 1) сравнительная степень прилагательного;

2) сравнительная степень наречия;

3) частица (выделительно-ограничительная)

4) вводное слово.

Оценка: 1 балл за каждый пример.

Максимальная оценка – 4 балла.


 

5. В стихотворении Я. Хелемского найдите однокоренные слова. Объясните, как они образованы. Какое значение имеют эти слова для выражения идеи стихотворения?

Узелок на память

Никаких не допускай уступок,

Даже в малом будь самим собой,

Побеждает именно поступок,

Зорко управляющий судьбой.

Целеустремлен и беспокоен

Каждый продолжающийся день.

Разные слова, единый корень –

Поступь,

Наступление,

Ступень.

Принимая веское решенье,

С вечным риском сочетая труд,

Помни:

Настоящее движенье

Люди поступательным зовут.

Ответ: Однокоренными словами являются поступок, поступь, наступление, поступательное. Они образованы при помощи приставок и суффиксов. Эти слова раскрывают основную идею стихотворения: движение вперед.

Оценка: 0,5 баллов за каждое слово;

2 балла за объяснение.

Максимальная оценка – 4 балла.

6. Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим английским фразеологизмам и поговоркам:

Птицы одинакового оперения держатся вместе.

Когда море вернет всех погибших в нем.

У него еще за ушами не просохло.

Для каждой собаки наступит ее день.

Не стоит пороха и дроби.

Черная овца в семье.

Ответ:

Одного поля ягодки.

Когда рак на горе свистнет.

Молоко на губах не обсохло.

Будет и на нашей улице праздник.

Овчинка выделки не стоит.

В семье не без урода; паршивая овца в стаде.

Оценка: 1 балл за каждый пример.

Максимальная оценка – 6 баллов.


 

7. Можно ли бродящую собаку назвать бродячей? О каком языковом различии говорит данный вопрос?

Ответ: Бродящая по двору собака может и не быть бродячей. Сопоставление данных слов демонстрирует разницу между причастиями и прилагательными. Слово бродящая обозначает признак действия: та, которая бродит. Значит, бродящая – причастие. А слово бродячая обозначает постоянный признак: бездомная. Следовательно, бродячая – прилагательное.

Оценка: 1 балл за ответ;

3 балла за объяснение.

Максимальная оценка – 4 балла.


 

8. Определите, сколько частей в данном предложении. Спишите его, расставляя знаки препинания.

Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая черная муха и полетит дальше когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны что птица сядет и скроется когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются как удивительные птички с зелеными крылышками когда появится сережка как вилочка о двух или трех рожках когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая когда наконец войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека и его первой любви определяющей всю его жизнь.

Ответ: 11частей.

Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая черная муха и полетит дальше, когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны, что птица сядет и скроется, когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются, как удивительные птички с зелеными крылышками, когда появится сережка, как вилочка о двух или трех рожках, когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая, когда, наконец, войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень, тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека, и его первой любви, определяющей всю его жизнь.

Оценка: 1 балл за ответ;

3 балла за расстановку знаков препинания.

Максимальная оценка – 4 балла.

9. Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Согласны ли вы с точкой зрения автора? Что вы думаете о будущем русского языка? Напишите сочинение-миниатюру в публицистическом стиле.

Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет.

Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой…

Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму;

Учат сторожевые рычать по-английски львы;

Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

Качественные характеристики текста: Доказательность, логика в аргументации, умелое использование речевых средств русского языка для создания выразительного текста, грамотность.

Максимальная оценка – 10 баллов.

Общая сумма баллов – 40.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации