Занятие кружка «Юный друг природы» по теме: «Сохранение биологического разнообразия»
Цель:
знакомство обучающихся с понятием биологическое разнообразие; с причинами снижения биоразнообразия и путях его сохранения.
Задачи:
воспитывать чувство уважения ко всему живому, понимание уязвимости жизни и ответственность за ее сохранность;
формировать представление о необходимости не допустить снижения уровня биоразнообразия;
развивать стремление к личному участию в практической деятельности по защите окружающей среды.
Предполагаемые результаты проведения занятия:
формирование представления о значении биологического разнообразия для жизни на Земле и путях его сохранения;
рост познавательной активности учащихся;
формирование потребности участвовать в природоохранных мероприятиях.
Описание занятия
Занятие по теме «Сохранение биологического разнообразия» разработано для учащихся третьего года обучения по программе внеурочной деятельности «Юный друг природы». Программа рассчитана на 3 года обучения детей младшего школьного возраста (8-11 лет), не имеющих специальных знаний на момент зачисления в объединение, с различным уровнем интеллектуального и творческого развития.
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Вид занятия: интегрированное занятие, включающее в себя различное сочетание методов обучения, стимулирующих учебно-познавательную деятельность.
Первый этап занятия – организационный.
Его задача – подготовка учащихся к занятию, создание позитивного эмоционального настроя в группе, активизация внимания. Сообщается тема занятия, подчеркивается его важность в ряду основных экологических проблем современности.
Второй этап – изучение нового материала.
Второй этап занятия посвящен знакомству с понятием «биологическое разнообразие» и его ролью в сохранении устойчивости биосферы. Знакомство с Красной книгой Тамбовской области. Используются словесные методы обучения (рассказ, объяснение, краткая лекция), методы проблемного обучения (постановка проблемных вопросов, самостоятельная формулировка учащимися определений и терминов, выводов).
Третий этап –подведение итогов занятия. Самооценка детьми собственной деятельности. Оценка и анализ занятия педагогом, поощрение детей.
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята.
Давайте усядемся поудобнее и настроимся на занятие:
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а
А себя лишь одного!
Молодцы. Открываем глаза, приступаем к занятию.
2. Формирование новых знаний и умений. Постановка учебной задачи.
Человек на Земле не одинок. В небе летают птицы, в воде плавают рыбы, на Земле обитает множество животных. Писатель Михаил Пришвин говорил: «Я, ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы».
Вслушайтесь в это слово – «хозяева». Но всегда ли по-хозяйски мы относимся к окружающей нас природе?
Среди основных экологических проблем современности мы с вами отмечали проблемы загрязнения окружающей среды, деградации лесов и почв, обезлесения и опустынивания. Сегодня мы поговорим об одной из самых печальных бед – исчезновении животных на нашей планете. Кто в этом виноват и к чему это может привести, почему мы не можем обойтись без самой мелкой мушки и без огромного слона, что можно и нужно сделать, чтобы остановить этот процесс? – вот те вопросы, на которые мы вместе попытаемся ответить. Лес – это дом для многочисленных видов животных и растений, которые вместе с неживой частью природы составляют природное сообщество. В любом природном сообществе происходит биологический круговорот веществ.
В биологическом круговороте веществ принимают участие огромное количество видов живых организмов. По оценкам биологов, на Земле существует около 10 миллионов видов живых организмов. Но только 1 миллион 400 тысяч видов изучены исследователями. Таким образом, великое множество еще неизвестных науке микроорганизмов, насекомых и даже млекопитающих, амфибий, пресмыкающихся и рыб обитает в труднодоступных областях нашей планеты. Это огромное разнообразие жизни всегда поражало ученых, было загадкой, казалось даже избыточным, пока не началось катастрофическое снижение биологического разнообразия. Что же такое биоразнообразие?
Экологи различают три уровня биологического разнообразия:
А) Генетическое разнообразие (разнообразие генов внутри одного вида);
Б) Видовое разнообразие (разнообразие видов внутри одного региона);
В) Разнообразие экосистем (разнообразие биотических сообществ и мест обитания в биосфере).
Все эти три уровня биологического разнообразия связаны между собой и составляют единую систему.
3. Открытие нового знания
Сегодня мы будем говорить о видовом разнообразии, его значении и способах его сохранения.
Почему происходит снижение видового разнообразия сейчас?
С появлением человека на Земле скорость исчезновения различных видов живых организмов неизмеримо возросла.
Давным-давно на планете Земля обитали животные, птицы и рыбы, которых сейчас уже не найти. Были и растения, которые теперь на Земле не растут. Так случилось в большинстве своем из-за жадности человека. Заводы и фабрики отравляют воду и воздух. Звери, обладающие красивым мехом или кожей, переловлены. Есть виды рыбы и виды птиц, полностью исчезнувшие с лица Земли, т. к. человек решил обогатиться за счет их вкусного мяса или за счет других превосходных качеств. Например, за счет красивого оперения. Леса вырубаются из-за добычи древесины.
Тогда защитники природы решили объединиться и начать борьбу с обидчиками нашей планеты. Они создали Красную книгу. Ребята, скажите, почему же выбрали именно красный цвет? Правильно, потому что Красный цвет — это цвет опасности. В эту книгу заносятся названия видов животных и растений, которых на Земле осталось очень мало, и поэтому они нуждаются в особой защите. Но сегодня мы поговорим о животных. Зимой животных занесенных в Красную книгу, подкармливают. Летом спасают от жажды. Если животные заболели, то их стараются вылечить. Люди создали для них специальные парки и заповедники. В них категорически запрещается охотиться.
Все чаще в книгах, статьях, в фильмах читаем, видим, слышим мы тревожные и возмущенные сообщения о гибели многих видов диких животных. В активную борьбу за спасение редких животных планеты вступает с каждым годом все большее число людей.
Каковы причины исчезновения редких животных?
Они разные.
Браконьерство, например. Почему оно так опасно?
Немалый вред фауне многих стран наносят частные зоопарки. Особенно плохо животным бывает в передвижных зоопарках. Как вы думаете, почему? (Истребляются редкие виды животных. Животные не всегда находятся в надлежащих условиях. )
Одна из главных причин гибели многих животных – разрушение природной среды их обитания. Разного рода химикаты, которыми обрабатывают поля, чтобы уничтожить сельскохозяйственных вредителей, расширение пастбищ для домашнего скота и посевных площадей, вырубка леса, осушение болот, новые поселения людей. Как это сказывается на животных? (Это отнимает у многих животных очаги жизненного пространства. )
Еще одна причина - "фактор беспокойства" - сокращает число диких обитателей леса. Люди, из любопытства приезжающие на машинах в заповедники без оружия, но все в большем и большем количестве, вытаптывают травы, разрушают подлесок, тревожат животных. Гнездящиеся на земле редкие птицы страдают от этого больше всех. Почему? (Ни насиживать яйца, ни выводить птенцов они не могут.)
Итак, давайте сделаем вывод, что объединяет все эти причины? (Необдуманная деятельность человека.)
О Красной книге впервые заговорили после второй мировой войны. Поэтому в 1961 году был образован Всемирный фонд охраны природы. Изображение большой панды — эмблема этого фонда. Большая панда — животное уникальное, настоящая жемчужина среди диких зверей и очень красивая. Вот почему и избрали ее изображение в качестве эмблемы такой авторитетной организации.
- Демонстрация клипа на песню О. Газманова «Красная книга».
- Знакомство со страницами Красной книги.
(Рассказывает подготовленный ученик. Выступление сопровождается презентацией)
Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По тому, на странице какого цвета содержится информация о данном животном, можно сразу определить, в каком положении оно находится.
Сначала идут черные страницы. На них записаны те животные, которых мы больше не увидим. Это большерогий олень, саблезубый тигр, бескрылая гагарка, странствующий голубь и другие.
На красных страницах книги записаны редкие, исчезающие животные. Их мало, но еще можно встретить. Они могут исчезнуть совсем. Это, синий кит, гепард, полосатая гиена и другие.
На желтые страницы занесены животные, количество которых стремительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на опасные красные страницы. Это амурский тигр, пятнистый карликовый тушканчик, морж и другие.
На серых страницах записаны животные, которые до сих пор мало изучены. Места их обитания труднодоступны или точно не установлены. К таким животным относятся слоновая черепаха, жук-геркулес и другие.
Следующие страницы Красной книги — белые. Здесь записаны животные, численность которых всегда была невелика.
Они обитают на небольших площадках. Это белый медведь, снежный барс, пятнистый олень, утконос.
Последние страницы Красной книги — зеленые. На них записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. Например, бурые медведи.
Давайте еще раз вспомним, какого цвета самые страшные страницы в Красной книге? Люди должны сделать все, чтобы на этих страницах не появилось новых имен.
- Знакомство с животными Красной книги Тамбовской области
У нас в Тамбовской области тоже есть своя красная книга, основными животными являются: бурый медведь, выхухоль, рысь, байбак, дикий кабан, волк, лось. Красная книга Тамбовской области была учреждена в мае 1999 года. Первое издание вышло в 2000 году.
А сейчас подробно о каждом. (Презентация «Красная книга Тамбовской области») .
Я знаю, что вы приготовили маленький рассказ о некоторых животных занесенный в красную книгу Тамбовской области. И сейчас, ребята нам расскажут о своём животном.
Бурый медведь. Медведь Обитает в хвойных и лиственных лесах. живет в лесу. У него очень густой мех с различными оттенками. Предпочитает разнообразную пищу: плоды, листья, а так же мелкие позвоночные и насекомые.
Выхухоль - ценный пушной зверек. Это необычное животные, которое дышит при помощи легких, а проживает в воде. На поверхности ее очень трудно увидеть, так как она появляется там только тогда, когда ее выгоняют из собственной норы. Питается дождевыми червями, пиявками, моллюсками, корнями растений, насекомыми и личинками.
Рысь, хищное млекопитающие. Обитает в хвойных глухих лесах. Прекрасно лазает по скалам и по деревьям. Рыси хорошо плавают. Предпочитает охотиться на косуль, лисиц, мышевидных грызунов и на некрупных зверей.
Байбак обитает на склонах балок или речных долин. Селится группами. Питается листьями, травой, цветками и молодыми побегами. Живет в норах, глубиной около пяти метров.
Дикие кабаны предпочитают держаться в болотистых местах, которые богаты водой, а так же в лесах, которые имеют высокие заросли камышей, кустов. Кабаны хорошо плавают и могут быстро передвигаться. Зрение у диких кабанов довольно слабое, а вот слух и обоняние находятся на самом высоком уровне.
Волк - в настоящее время самый крупный представитель отряда на Тамбовщине. Летом волки живут парами. В глухих малолюдных участках леса устраивают логово, где самка приносит потомство. Зимой хищники объединяются в стаи. В поисках пищи звери ведут кочевой образ жизни. Питаются в основном животной пищей, включающей различных позвоночных, начиная от мышевидных грызунов и заканчивая крупными копытными.
Лось - типичный лесной вид. Питается лось на протяжении всего года молодыми побегами различных видов деревьев, кустарников.
4. Работа по группам. Практическая работа. Составление памятки «Правила поведения на природе».
К сожалению, работа учёных над Красной книгой не прекращается. Учёные постоянно заполняют страницы этой тревожной книги. И от вас во многом зависит, появятся ли в будущем на её страницах новые названия растений и животных.
Наверное, у вас возник вопрос: а как же мы, дети, можем помочь природе? Давайте вместе составим правила поведения на природе.
Правила поведения на природе.
Десять «нельзя»:
разорять птичьи гнезда;
рвать и бросать цветы; рвать большие букеты;
ломать ветки деревьев, кустов;
давить насекомых;
шуметь в лесу;
разводить костры;
оставлять мусор в лесу и водоемах;
сбивать мухоморы;
убивать лягушек и ужей;
брать лесных зверьков домой
5. Знакомство с Воронинским заповедником.
Для сохранения редких и исчезающих видов выделяются обширные охраняемые территории – заповедники, на которых наиболее полно сохраняются в естественном состоянии все природные компоненты, где запрещена охота и сельскохозяйственная и промышленная деятельность. В нашей Тамбовской области тоже есть заповедник. Посмотрите видеоролик, как создавался этот заповедник. Его называют зелёной жемчужиной Тамбовщины.
Видеоролик «История создания Воронинского заповедника.
https://www.youtube.com/watch?v=nNFV7BWUYqk видео «История создания Воронинского» заповедника.
6. Рефлексия деятельности
Ребята, давайте вспомним, над какой темой мы сегодня работали?
Для чего была создана Красная книга? К чему она призывает?
Каковы причины исчезновения растений и животных?
Как человек должен относиться к окружающей среде?
Вот и подошло к концу наше занятие. Перед вами на столах лежат бабочки. Я хочу, чтобы те, кто доволен собой, своей работой на занятии, узнал для себя что-то важное и полезное, подняли желтых бабочек вверх. А те, кто недоволен своей работой – синих. Посмотрите, какие веселые и задорные бабочки запорхали над нами.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
(Е. Евтушенко)
Большое спасибо вам за вашу работу.
Информационные ресурсы:
1. Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе.
2. «Памятники природы Тамбовской области». Воронеж 1983 год
3. Рязанов В. Е. «Край наш тамбовский» Воронеж 1974 год.
4. Сосновский. И.П. «Редкие и исчезающие животные. По страницам Красной книги СССР», М., «Лесная промышленность», 1978 год.
5. Сосновский И.П.«О редких животных мира», книга для учащихся, М., «Просвещение», 1987 год.
6. Тихонов А.В. Красная книга России. М. – «Росмен». 2002.
7. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. М.: Педагогическое общество России. 2000
8. картинки для презентации
Бурый медведь http://svetvmir.ru/wp-content/uploads/2016/12/B7GKvOpEWrM.jpg
Выхухоль https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=13e93e87b198699f8049d3ff49795a05&n=33&h=215&w=294
Рысь http://s5.bloknot.ru/wp-content/uploads/2016/01/ry-s-.jpg
Байрак https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=84541c18855f68584f23832ed6b88bf1&n=33&h=215&w=312
Волк http://img.animal-photos.ru/wolfs/wolf32.jpg
Лось http://newpix.ru/wp-content/uploads/2014/09/moose_02.jpg
Земля https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=565efa59e7f840e8421c3e794025501d&n=33&h=215&w=344
Красная книга Тамбовской области http://divetop.ru/read.php?lvnp=xbizupeza/picture4000951.jpg
Красная книга Российской Федерации https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=cd262497eff899a925f9edf99328540a&n=33&h=215&w=188
Филин http://img-fotki.yandex.ru/get/6412/47407354.786/0_f3c02_92a5b089_orig.png
Дронт http://teaps.s3.amazonaws.com/images/1314205417_4-1.jpg
Квагга https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=052fb412f13c612944a374d78c26fdf7&n=33&h=215&w=279
Морская корова https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=94c8538fedb5832c091008fef27cebed&n=33&h=215&w=332
Нерпа http://kartinkinaden.ru/uploads/posts/2015-11/1447054032_17.jpg
Амурский тигр https://storage.suffra.com/752130f9300517a6c2db92efe4356959.jpeg
Красный волк http://animalworld.com.ua/images/2009/June_09/Animal/Cuon%20alpinus/Cuon%20alpinus_8.jpg
Белый медведь https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=909bc68d1cc389a03d7e5c64d7a7e4bf&n=33&h=215&w=304
Выдра http://www.playing-field.ru/img/2015/052214/1821489
Пеликан https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=4a8d769658ce79c72d97e5eb1b998fae&n=33&h=215&w=312
Бобр http://xallyava.ru/images/Fauna_Grisuni/Bober/e52df1e261312a8ad2339182397cf767.jpg
Синий кит https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=abb53528c84f30927ec2fe8053220eec&n=33&h=215&w=358
Белка-летяга http://unpictures.ru/images/1956684_kartinki-belki-letyagi.jpg
Соня https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=09552707dcd754747705f8796c0dd90c&n=33&h=215&w=287
Лопатень http://www.rbcu.ru/upload/iblock/0a8/spoony.JPG
Анаконда http://komotoz.ru/photo/zhivotnye/images/photo_anakondy/photo_anakondy_05.jpg
Зубр https://ferrebeekeeper.files.wordpress.com/2011/07/wisent.jpg
Анлантический морж https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=2b1cd92e46e9be6814e068ae8da2722f&n=33&h=215&w=287
Берегите природу http://tot-gallery.ru/images/1043851_plakat-beregite-zhivotnyh-kartinki.jpg
9 . http://voroninsky.ru/ сайт «Воронинского» заповедника.
10. https://www.youtube.com/watch?v=nNFV7BWUYqk видео «История создания Воронинского» заповедника.