Занятие «Музей памяти и славы»
Тема: «Музей памяти и славы».
Цель занятия: Закрепить с детьми некоторые сведения об Арзгире: что было раньше, каким было село до и после войны, как оно изменилось.
Предложить детям рассказать о некоторых экспонатах музея.
Изготовить с детьми макет Арзгира, используя влажный песок, бумагу и бросовый материа.
Поощрять использование в речи детей слов: землянка, река Чограй, соха, прялка и др., объясняя их значение.
Продолжать воспитывать у детей чувство гордости за подвиг солдат, сражавшихся за мирную жизнь будущего поколения, за свое село.
Занятие проводится после экскурсии в музей села.
Материалы для изготовления макета Арзгирского района: ящик с песком, цветной картон, ножницы, фломастеры, трафареты танков, бросовый материал, военная техника из пластилина, цветная бумага…
Предварительная работа: Беседы с детьми с рассматриванием иллюстраций, фотографий;
- чтение художественной литературы,
- посещение музея села,
- рисование на тему «Любимое место в Арзгире», «Родной Арзгир»;
- создание совместно с родителями экскурсии по достопримечательным местам,
- просмотр слайдов «Прогулки по Арзгиру»,
- сбор совместно с родителями экспонатов для музея.
Дети заходят в музыкальный зал, где оборудован музей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая коробочка. Ее мне дал мой дедушка, Хотите посмотреть, что в ней лежит? (Открывает коробочку с посланием к потомкам).
Слайд-шоу «История села».
Дети вместе с воспитателем проходят дальше в зал. Воспитатель обращает внимание детей на предметы быта из старины:
- что это и для чего (дети рассказывают);
- где мы встречали похожие вещи?
- что заменило эти вещи сейчас?
Обращает внимание на экспонаты музея времен Великой Отечественной войны.
Ребята, как называют людей, которые служат в армии, воюют на войне? (Солдаты, офицеры, сержанты, военные)
Давайте пройдем дальше и посмотрим, какие вещи были у них.
Дети подходят к стенду с личными вещами военных.
Посмотрите, что вы видите здесь на стенде? Кто может рассказать об этих вещах? Что это? Кому они принадлежат? Для чего они нужны?
Дети рассказывают о знакомых вещах: каска, фляжка, пилотка, гимнастерка и т.д. Воспитатель дополняет, обобщает и предлагает детям посмотреть фильм «Здесь была война».
Воспитатель:
Какая по характеру музыка?
Что вам представляется, когда вы слушаете эту музыку? (обобщает ответы детей).
Да, ребята, эта музыка тревожная, композитор Шостакович передал в своей музыке наступление фашистских войск на нашу Родину.
От такой музыки становится очень тревожно и страшно.
Давайте, пройдем дальше. Обратите внимание на эти макеты разрушенных зданий, такими они были во время войны. Но наши советские солдаты стояли на смерть за каждый дом, за каждый этаж, за каждый кусочек земли, стараясь не пропустить врага в город.
Ребята, вспомните, где мы с вами видели панораму боев? (в музее).
Ребята, мы с вами большие и были в музее, а малыши пока не смогут туда поехать ,но им хочется увидеть и узнать, каким село было раньше, какие периоды развития мы преодолели.
Давайте для них сделаем макет Арзгира, поместим его в нашем детском саду, а потом пригласим малышей и все им покажем и расскажем. Проходите за столы, договоритесь, кто и что будет делать, и приступайте к работе.
Дети работают под мелодии военных лет и русских народных песен. Дети рассматривают иллюстрации, выбирают период становления села. Оформляют макет. Окончание работы сопровождается звучанием песни об Арзгире.
Воспитатель вместе с детьми располагает макет в музее.
Молодцы, ребята, хороший экспонат добавили в наш музей.
Давайте с вами посмотрим, что же есть еще в нашем музее.
Посмотрите ребята на этом стенде лежат письма и фотографии солдат, которые воевали в наши дни: Афганистан, Чечня. Вот это письмо прислал дедушка Скрипай Виктории из Афганистана. А вот вырезки из газет, они рассказывают о героизме наших солдат. А вот фотографии дедушки Вики, а это фотография дедушки Жени. Мы совершали экскурсии к памятникам в Арзгире. К нашим памятникам приходят не только жители нашего села, но и гости, приезжающие в Арзгир, обязательно приходят поклониться погибшим героям и сказать им спасибо:
Дети рассказывают об изготовленных макетах.
Воспитатель:
Спасибо, Вам, дедушки наши,
За наш Сталинград.
За то, что его отстояли
В жестоких, горячих боях.
Как вечный огнь в наших детских сердцах
Мы память храним героях бойцах.
Ребята, давайте, минутой молчания почтим память о тех, кто погиб во время войн, кто в мирное время после войны восстанавливал Арзгир, кто не жалел сил и здоровья, чтобы мы с вами жили счастливо,
МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
Вот и подошла к концу наша экскурсия по нашему музею. Я предлагаю вам присесть вот на эту полянку, послушать любимую солдатскую песню и вспомнить, что же мы с вами сегодня узнали и увидели в музее.
Дети располагаются возле импровизированной солдатской землянки и слушают песню «В землянке», исполняемую музыкальным руководителем.