Занятие на тему «"Весна". Повторение тем "Дикие и домашние животные. Животные жарких стран"»

4
0
Материал опубликован 14 January в группе

Занятие на тему:

«Весна. Повторение тем «Дикие и домашние животные. Животные жарких стран»

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Весна». Совершенствование грамматического строя речи, навыка слогового анализа слов. Закрепление формы дательного падежа существительных, правильного употребления окончаний существительных винительного падежа множественного числа, навыка использования слов с уменьшительно-ласкательным значением, названия детенышей животных и птиц в ед. и мн. числе. Совершенствование навыка сопоставлять глаголы мн. числа 1-го и 2-го лица настоящего времени; изменять глагол настоящего времени 1-го лица ед. числа на глагол 3-го лица, изменять глагол прошедшего времени в роде и числе.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной и тонкой моторики, тактильных ощущений, межполушарного взаимодействия.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки с изображениями первых весенних цветов, детенышей животных и птиц, корма для животных, животных жарких стран; мяч, маленькие зеркала.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов; объявить тему занятия.

Логопед с контейнером в руках встречает детей в дверях кабинета., организовывает приветствие, предлагает детям взять по одной картинке из контейнера и пройти к стульчикам, стоящим вокруг стола. Дети должны назвать растение на картинке и разделить его название на слоги.

 

t1705255114aa.gif

Рис. 10.16. Дидактический материал для проведения организационного момента.

 

Логопед: «Сегодня мы продолжим разговор о весне, поговорим о первых весенних цветах, первоцветах. Но для начала давайте вспомним животных и что они едят».

Логопед убирает предметные картинки.

II. Основная часть.

1. Игра «Кому что дадим?»

Цель: закрепить форму дательного падежа существительных.

На доске расставлены картинки с изображением корма для животных (морковка, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.). '

На столе – игрушечные животные (корова, лошадь, еж, заяц, белка, медведь, кошка, собака, свинья).

В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут ее около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?»

Сено дадим корове, лошади.

Грибы дадим белке.

Яблоко дадим ежу.

Орехи дадим белке

Малину дадим медведю.

Молоко дадим кошке и т.д.

t1705255114ab.png

Рис. 10.17. Дидактический материал к упражнению «Кому что дадим?».

 

2. Игра с мячом «Семейка слов».

Цель: учить детей образовывать однокоренные слова.

Логопед приглашает детей на ковер, берет в руки мяч.

Логопед: «Давайте представим, что мы вышли на полянку в весеннем лесу, и поиграем с мячом в игру «Семейка слов». Сегодня мы образуем семейку от слова «весна». Во время игры будем перебрасывать мяч друг другу. Как называют клюкву, которую собирают весной? (Веснянка). Что появляется на носу и щеках весной? (Веснушки). О каких цветах мы говорим сегодня? (О весенних). Какую песенку поют скворцы? (Весеннюю).

3. Игра «Назови ласково».

Цель: закрепить навык использования слов с уменьшительно-ласкательным значением.

Логопед продолжает игру с мячом, называя слова: соловей – соловушка, скворец – скворушка, рябина – рябинушка, поле – полюшко, солнце – солнышко, зерно – зернышко, гнездо – гнездышко.

4. Артикуляционная гимнастика.

Цель: развивать артикуляционную моторику.

Логопед раздает детям маленькие зеркала и предлагает выполнить упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Часики», «Качели», «Блинчик», «Чашечка», «Маляр», «Грибок».

5. Игра «Назовем детенышей».

Цель: закрепить названия детенышей животных и птиц в единственном и множественном числе.

Логопед раздает детям карточки, на которых изображены животные, птицы и их детеныши. Дети должны назвать их правильно.

Образец: гусенок – гусята, ежонок – ежата, лосенок – лосята, вороненок – воронята, волчонок – волчата, орленок – орлята, бельчонок – бельчата, галчонок – галчата.

t1705255114ac.pngt1705255114ad.png

t1705255114ae.png

Рис. 10.18. Дидактический материал к упражнению «Назовем детенышей».

6. Игра «Кого мы видели?»

Цель: закрепить правильное употребление окончаний существительных винительного падежа множественного числа по теме «Животные жарких стран».

Логопед предлагает детям сесть на ковер и закрыть глаза. На доске картинки с изображением различных животных.

Логопед: «Сейчас мы представим, что мы оказались в Африке. Вы по очереди должны открывать глаза и называть только тех животных, которых мы можем там встретить».

«Мы видели много ... львов, тигров, носорогов, слонов, верблюдов, бегемотов, леопардов, крокодилов, кенгуру, обезьян и т. д.»

t1705255114af.gif

Рис. 10.19. Дидактический материал к упражнению «Кого мы видели?».

 

7. Работа по книге «Мой букварь».

Цель: развивать фонематические представления (дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложении).

Дети читают пары слогов, слова и предложения (са-ша, су-шу, сы-ши, ша-са; Саша, суша, сушка, у Саши сушка, каска, маска, миска, каска-кашка, маска-Машка, миска-Мишка).

8. Игра «Дружные ребята».

Цель: научить сопоставлять глаголы множественного числа 1-го и 2-го лица настоящего времени.

Логопед: «Эти ребята очень дружные – они всё всегда делают вместе. Мы сейчас о них расскажем. Я буду начинать фразы, а ты помогай мне их закончить».

Мы идём, и вы идёте. Мы поём, и вы ...(поёте).

Мы берем, и вы ... (берёте). Мы несём, и вы ... (несёте).

Мы кричим, и вы ... (кричите). Мы молчим, и вы ... (молчите).

Мы хотим, и вы ... (хотите). Мы едим, и вы ... (едите).

Мы сидим, и вы ... (сидите).

Мы лежим, и вы ... (лежите).

Мы рисуем, и вы ... (рисуете).

Мы вырезаем, и вы ... (вырезаете).

Мы гуляем, и вы ... (гуляете).

Мы катаемся, и вы ... (катаетесь).

t1705255114ag.png

Рис. 10.20. Дидактический материал к игре «Дружные ребята».

 

9.Игра «Расскажи о нем».

Цель: совершенствовать умение изменять глагол настоящего времени 1-го лица единственного числа на глагол 3-го лица.

Логопед читает детям первое двустишие и показывает, как его надо изменить. Затем он произносит лишь двустишие из 1-го столбика, предлагая детям самим его изменить.

Логопед: «Мальчик рассказывает о себе, а ты расскажи об этом мальчике. Для этого вместо слова «я» надо сказать «он» и немножко изменить некоторые слова. Вот послушай»:

Я бегу, бегу, бегу, я на месте не стою.

Он бежит, бежит, бежит, он на месте не стоит.

Я гуляю, загораю, землянику собираю. (Он гуляет, загорает, землянику собирает.)

Я по улице иду,

Я флажок в руке несу. (Он по улице идёт, он флажок в руке несёт.)

На скамейке я сижу, улыбаюсь и молчу. (На скамейке он сидит, улыбается, молчит.)

По садочку я иду, и пою, пою, пою. (По садочку он идёт, и поёт, поёт, поёт.)

10. Игра «Он, она они».

Цель: совершенствовать умение изменять глагол прошедшего времени в роде и числе.

Каждый раз, задавая вопрос, например, «Что делал мишка?» или «Что делала кукла?», логопед указывает на соответствующую картинку. Когда же задается вопрос с местоимением «они», логопеду следует жестом показать сразу две картинки.

Логопед: «Посмотри на картинки и ответь на вопросы»:

Что делал мишка? (Он спал). Что делала кукла? (Она спала). Что они делали? (Они спали).

Что делал автобус? (Он ехал.) Что делала машина? (Она ехала.) Что они делали? (Они ехали.)

Что делал самолет? (Он летел.) Что делала ракета? (Она летела.) Что они делали? (Они летели.)

Что делал петух? (Он клевал.) Что делала курица? (Она клевала.) Что они делали? (Они клевали.)

Что делал мальчик? Что делала тётя? (Он нёс.) (Она несла.) Что они делали? (Они несли.)

Что делал мальчик? (Он ел.) Что делала девочка? (Она ела.) Что они делали? (Они ели.)

t1705255114ah.png

Рис. 10.21. Дидактический материал к игре «Он, она, они».

 

III. Итог занятия.

Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, перечислить понравившиеся игры и упражнения, оценивает работу каждого ребенка. Логопед с детьми выполняют упражнение «Ухо – нос».

1. Упражнение «Ухо – нос».

Цель: развивать межполушарные связи и мелкую моторику.

Дети должны взяться левой рукой за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Речевое сопровождение:

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо –

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

Логопед: «Вот и закончилось наше последнее занятие, посвященное весне, но весна продолжается, и мы будем говорить о ней и на занятиях, и в свободное время, так что вы узнаете еще много интересного об этом времени года».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации