Занятие на тему «"Весна". Повторение тем "Дикие и домашние животные. Животные жарких стран"»
Занятие на тему:
«Весна. Повторение тем «Дикие и домашние животные. Животные жарких стран»
Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Весна». Совершенствование грамматического строя речи, навыка слогового анализа слов. Закрепление формы дательного падежа существительных, правильного употребления окончаний существительных винительного падежа множественного числа, навыка использования слов с уменьшительно-ласкательным значением, названия детенышей животных и птиц в ед. и мн. числе. Совершенствование навыка сопоставлять глаголы мн. числа 1-го и 2-го лица настоящего времени; изменять глагол настоящего времени 1-го лица ед. числа на глагол 3-го лица, изменять глагол прошедшего времени в роде и числе.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной и тонкой моторики, тактильных ощущений, межполушарного взаимодействия.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки с изображениями первых весенних цветов, детенышей животных и птиц, корма для животных, животных жарких стран; мяч, маленькие зеркала.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов; объявить тему занятия.
Логопед с контейнером в руках встречает детей в дверях кабинета., организовывает приветствие, предлагает детям взять по одной картинке из контейнера и пройти к стульчикам, стоящим вокруг стола. Дети должны назвать растение на картинке и разделить его название на слоги.
Рис. 10.16. Дидактический материал для проведения организационного момента.
Логопед: «Сегодня мы продолжим разговор о весне, поговорим о первых весенних цветах, первоцветах. Но для начала давайте вспомним животных и что они едят».
Логопед убирает предметные картинки.
II. Основная часть.
1. Игра «Кому что дадим?»
Цель: закрепить форму дательного падежа существительных.
На доске расставлены картинки с изображением корма для животных (морковка, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.). '
На столе – игрушечные животные (корова, лошадь, еж, заяц, белка, медведь, кошка, собака, свинья).
В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут ее около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?»
– Сено дадим корове, лошади.
– Грибы дадим белке.
– Яблоко дадим ежу.
– Орехи дадим белке
– Малину дадим медведю.
– Молоко дадим кошке и т.д.
Рис. 10.17. Дидактический материал к упражнению «Кому что дадим?».
2. Игра с мячом «Семейка слов».
Цель: учить детей образовывать однокоренные слова.
Логопед приглашает детей на ковер, берет в руки мяч.
Логопед: «Давайте представим, что мы вышли на полянку в весеннем лесу, и поиграем с мячом в игру «Семейка слов». Сегодня мы образуем семейку от слова «весна». Во время игры будем перебрасывать мяч друг другу. Как называют клюкву, которую собирают весной? (Веснянка). Что появляется на носу и щеках весной? (Веснушки). О каких цветах мы говорим сегодня? (О весенних). Какую песенку поют скворцы? (Весеннюю).
3. Игра «Назови ласково».
Цель: закрепить навык использования слов с уменьшительно-ласкательным значением.
Логопед продолжает игру с мячом, называя слова: соловей – соловушка, скворец – скворушка, рябина – рябинушка, поле – полюшко, солнце – солнышко, зерно – зернышко, гнездо – гнездышко.
4. Артикуляционная гимнастика.
Цель: развивать артикуляционную моторику.
Логопед раздает детям маленькие зеркала и предлагает выполнить упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Часики», «Качели», «Блинчик», «Чашечка», «Маляр», «Грибок».
5. Игра «Назовем детенышей».
Цель: закрепить названия детенышей животных и птиц в единственном и множественном числе.
Логопед раздает детям карточки, на которых изображены животные, птицы и их детеныши. Дети должны назвать их правильно.
Образец: гусенок – гусята, ежонок – ежата, лосенок – лосята, вороненок – воронята, волчонок – волчата, орленок – орлята, бельчонок – бельчата, галчонок – галчата.
Рис. 10.18. Дидактический материал к упражнению «Назовем детенышей».
6. Игра «Кого мы видели?»
Цель: закрепить правильное употребление окончаний существительных винительного падежа множественного числа по теме «Животные жарких стран».
Логопед предлагает детям сесть на ковер и закрыть глаза. На доске картинки с изображением различных животных.
Логопед: «Сейчас мы представим, что мы оказались в Африке. Вы по очереди должны открывать глаза и называть только тех животных, которых мы можем там встретить».
– «Мы видели много ... львов, тигров, носорогов, слонов, верблюдов, бегемотов, леопардов, крокодилов, кенгуру, обезьян и т. д.»
Рис. 10.19. Дидактический материал к упражнению «Кого мы видели?».
7. Работа по книге «Мой букварь».
Цель: развивать фонематические представления (дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложении).
Дети читают пары слогов, слова и предложения (са-ша, су-шу, сы-ши, ша-са; Саша, суша, сушка, у Саши сушка, каска, маска, миска, каска-кашка, маска-Машка, миска-Мишка).
8. Игра «Дружные ребята».
Цель: научить сопоставлять глаголы множественного числа 1-го и 2-го лица настоящего времени.
Логопед: «Эти ребята очень дружные – они всё всегда делают вместе. Мы сейчас о них расскажем. Я буду начинать фразы, а ты помогай мне их закончить».
– Мы идём, и вы идёте. Мы поём, и вы ...(поёте).
– Мы берем, и вы ... (берёте). Мы несём, и вы ... (несёте).
– Мы кричим, и вы ... (кричите). Мы молчим, и вы ... (молчите).
– Мы хотим, и вы ... (хотите). Мы едим, и вы ... (едите).
– Мы сидим, и вы ... (сидите).
– Мы лежим, и вы ... (лежите).
– Мы рисуем, и вы ... (рисуете).
– Мы вырезаем, и вы ... (вырезаете).
– Мы гуляем, и вы ... (гуляете).
– Мы катаемся, и вы ... (катаетесь).
Рис. 10.20. Дидактический материал к игре «Дружные ребята».
9.Игра «Расскажи о нем».
Цель: совершенствовать умение изменять глагол настоящего времени 1-го лица единственного числа на глагол 3-го лица.
Логопед читает детям первое двустишие и показывает, как его надо изменить. Затем он произносит лишь двустишие из 1-го столбика, предлагая детям самим его изменить.
Логопед: «Мальчик рассказывает о себе, а ты расскажи об этом мальчике. Для этого вместо слова «я» надо сказать «он» и немножко изменить некоторые слова. Вот послушай»:
Я бегу, бегу, бегу, я на месте не стою.
Он бежит, бежит, бежит, он на месте не стоит.
Я гуляю, загораю, землянику собираю. (Он гуляет, загорает, землянику собирает.)
Я по улице иду,
Я флажок в руке несу. (Он по улице идёт, он флажок в руке несёт.)
На скамейке я сижу, улыбаюсь и молчу. (На скамейке он сидит, улыбается, молчит.)
По садочку я иду, и пою, пою, пою. (По садочку он идёт, и поёт, поёт, поёт.)
10. Игра «Он, она они».
Цель: совершенствовать умение изменять глагол прошедшего времени в роде и числе.
Каждый раз, задавая вопрос, например, «Что делал мишка?» или «Что делала кукла?», логопед указывает на соответствующую картинку. Когда же задается вопрос с местоимением «они», логопеду следует жестом показать сразу две картинки.
Логопед: «Посмотри на картинки и ответь на вопросы»:
– Что делал мишка? (Он спал). Что делала кукла? (Она спала). Что они делали? (Они спали).
– Что делал автобус? (Он ехал.) Что делала машина? (Она ехала.) Что они делали? (Они ехали.)
– Что делал самолет? (Он летел.) Что делала ракета? (Она летела.) Что они делали? (Они летели.)
– Что делал петух? (Он клевал.) Что делала курица? (Она клевала.) Что они делали? (Они клевали.)
– Что делал мальчик? Что делала тётя? (Он нёс.) (Она несла.) Что они делали? (Они несли.)
– Что делал мальчик? (Он ел.) Что делала девочка? (Она ела.) Что они делали? (Они ели.)
Рис. 10.21. Дидактический материал к игре «Он, она, они».
III. Итог занятия.
Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, перечислить понравившиеся игры и упражнения, оценивает работу каждого ребенка. Логопед с детьми выполняют упражнение «Ухо – нос».
1. Упражнение «Ухо – нос».
Цель: развивать межполушарные связи и мелкую моторику.
Дети должны взяться левой рукой за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Речевое сопровождение:
Села на нос мне, на правое ухо –
Лезет назойливо черная муха.
Снова на нос, но на левое ухо –
Кыш, улетай от меня, Цокотуха!
Логопед: «Вот и закончилось наше последнее занятие, посвященное весне, но весна продолжается, и мы будем говорить о ней и на занятиях, и в свободное время, так что вы узнаете еще много интересного об этом времени года».