12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ящук Наталья Владимировна17
3

Занятие по профилактике самовольных уходов из детского дома на тему «Свобода ложная и настоящая» (7–9 классы)

Занятие по профилактике самовольных уходов из детского дома:

«Свобода ложная и настоящая»

из совместной программы воспитателя и психолога:

«Формирование жизнестойкости у воспитанников детского дома»

Воспитатель Ящук Н.В.

Педагог-психолог Чебртарёва Н.А.

Дети, проживающие многие годы в детских домах, интернатах нуждаются в комплесном подходе к их воспитанию, социализации и гармоничном развитии. Это дети, пережившие травму отчуждения,с трудом принимают новые правила, так как чувствуют утрату контроля и стабильности. Для детей характерно чувство незащищенности, неуверенность в себе и своих силах, ощущение неуспешности, беспомощности. Они избегают ситуаций, в которых могут почувствовать себя неуспешными, потерпеть неудачу. Все это провоцирует у них появление психологической защиты – самовольным уходам иной раз в никуда, лишь бы уйти от проблемы, опасности, давления.

Одним из признаков, характеризующим детей, склонных к самовольным уходам и бродяжничеству, является наличие у детей или подростков нарушений в развитии и поведении. Самовольные уходы становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития несовершеннолетних и в подростковом возрасте, резко изменяют поведение несовершеннолетних в негативную сторону: агрессия, склонность к употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная и интернет-зависимости), т.е всё больше проявляется девиантное поведение, требующее незамедлительной коррекции и участия в этой деятельности разных специалистов.

В этом году нами разработана и принята программа по формированию жизнестойкости у воспитанников детского дома на срок реализации 3 года для подростков 12 – 15 лет. Это продолжение программы подготовки детей к самостоятельной жизни, которую мы реализовали ранее.

Программа «Формирование жизнестойкости у воспитанников детского дома» предусматривает не только теоретическую часть, но и практическую – это встречи с интересными людьми, преодолевшими жизненные невзгоды, успешными бывшими воспитанниками детского дома, посещение храма с Отцом Максимом, который очень активно участвует в процессе становления личности.

Главным практическим звеном в нашей общей педагогической работе является УОХ «Межадорское», где расширяются границы свободы подростка, падают привычные рамки и на огромной территории хозяйства каждый ребёнок чувствует себя свободным, учится понимать, что свобода – это не вседозволенность, а умение нести ответственность за себя и за окружающих.

В завершение можно сказать о том, что за 3 года нашей работы по программе, в тесном взаимодействии воспитатель + психолог, ни одного самовольного ухода из нашей группы не было.

Представляем Вам одно из занятий цикла по профилактике самовольных уходов.

 

Занятие № 4: «Свобода ложная и настоящая»

Цель : Профилактика самовольных уходов детей из детского дома и осознание ими понятия «свобода».

Задачи: 1. Познакомить подростков с понятием «свобода» и какую роль она

играет в жизни человека.

2. Показать практическую связь понятий «свобода» и «выбор»

3. Развивать в себе ответственность за своё свободное мнение,

решение, поступки

4. Формирование мотивационных установок по отношению к себе, к

трудностям, в которых можно оказаться, не отдавая себе отчёта в

своей жизнедеятельности.

 

Форма проведения занятия:  беседа, групповая работа.

Технология: проблемное обучение

Технические средства обучения:  проектор, экран,

презентация: « Свобода!!!»

Методы, используемые на занятии:

Методы формирования сознания личности:

- постановка проблемы;

- беседа;

- пример;

- обсуждение.

2.     Методы организации деятельности и формирование опыта

общественного поведения:

- игра

- воспитательные ситуации

 

 

 

План занятия:

1.        Организационная часть. ( 3 мин.)

2.        Знакомство с новым материалом. (20 мин)

3.        Беседа по окончанию просмотра презентации(10 мин.)

4.        Подведение итогов. (7 мин. )

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационная часть:

Перед каждым ребёнком лежит лист бумаги, на котором написано определение свободы и оставлено место для их рассуждений .

 

-Добрый день, ребята. Сегодня тема нашего занятия – это самовольные уходы из детского дома, которое мы назовём: «Свобода ложная и настоящая».

Перед вами дано определение свободы в её общем понимании:

«Свобода – это осознанная необходимость, это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на свои знания реальности.»

Все в этом мире хотят жить свободными, все понимают свободу по-своему, поэтому в обществе издавна приняты определённые границы свобод граждан, с которыми надо считаться и называются эти границы – законами, обычаями, традициями, заповедями . Это всё существует для того, чтобы личная свобода каждого члена общества не превращалась во вседозволенность, беспредел.

Это очень тонкая грань: твоя свобода и свобода другого человека. Здесь на первое место выходит выбор – ваш коридор решений, по которому можно беспрепятственно свободно пройти, не нарушая правил, принятых обществом.

Задание 1. Напишите: «Для меня свобода – это…»

(Дети детского дома в основном пишут о том, что свобода для них – это бесконечная, бесконтрольная прогулка по городу, чтобы их никто не разыскивал и они были бы не ограничены никакими рамками режима;

они чувствуют себя свободными лишь тогда, когда удовлетворяют свои потребности и им никто не мешает).

Озвучив понимание свободы некоторых детей, переходим к пониманию следующих истин:

- абсолютной свободы не существует, т.к. человек живёт в обществе и свободным от общества он быть не может;

Пример:

-Когда дети убегают из детского дома, от родителей, они чувствуют абсолютную свободу? (Да)

-До какого времени? (Пока не замёрзнут, или не захотят есть, или им будут угрожать и тогда они уже не испытывают чувства радости, а возникает желание вернуться в привычный мир, потому, что этот чужой мир принимает только подготовленных)

Значит - Свобода человека ограничивается его биологическими потребностями: мы не должны испытывать чувство голода, холода, жары, опасности и т.д. – это гонит нас обратно, под защиту взрослых.

 

- Но мы сами принимаем решение уйти, когда пожелаем - значит это свобода? Когда ты поступаешь вопреки правилам коллектива

 

Нет, это - ложная свобода, в погоне за которой ты переступаешь грань дозволенного, ставишь в трудное положение людей, несущих за тебя

ответственность, а затем осознав всё это возвращаешься уже не победителем. А может быть и преступником, которого могут лишить свободы надолго.

 

- «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого» (М.И. Бакунин), т.е. мы все поставлены в рамки закона, который охраняет общество от хаоса и беспорядков;

 

А что же такое настоящая свобода ? - внутренняя свобода, которую нужно воспитывать, это свобода от иллюзий (лжи) и пороков (грехов).

Чтобы приобрести такую свободу необходимы труд и поиск, борьба и усилия, а также каждодневная работа над собой.

Для того, чтобы ощущать себя внутренне свободным, надо обладать самоуважением и быть уверенным в своих убеждениях. Такой человек свободен от глупых необдуманных поступков, от импульсивных решений и в самой безнадёжной на первый взгляд ситуации найдёт правильный выход.

Почему? Потому, что он воспитал в себе свободного человека, он не будет убегать сломя голову неизвестно куда, подвергаясь эмоциям, он будет думать, логически рассуждать – как поступить? Быть свободным – не значит быть бесконтрольным со стороны взрослых, не значит беспредельничать. Свобода человеку даёт творчески развиваться, расти духовно, пользоваться всеми правами и свободами, предоставляемыми государством и жить полноценной жизнью, но в рамках правил, установленных обществом.

 

Задание 2. Перед вами на мониторе будет продемонстрировано несколько жизненных ситуаций, в которых вы должны увидеть истинную свободу и мнимую.

3. Беседа по окончанию просмотра презентации.

Как бы вы поступили в каждом отдельном случае?

Где ситуации, в которых свобода одного человека нарушает свободу другого?

Кто из героев вам больше всего понравился и почему?

 

4. Подведение итогов:

 

- Дети сами пишут вывод о том, почему самовольный уход – это не обретение свободы, это ложная свобода , за которую придётся отвечать перед обществом вплоть до потери настоящей.

- Они ещё раз излагают своё мнение после занятия:

«Свобода для меня – это …»

После занятия мы проводим мониторинг ответов подростков и делаем выводы, в каком направлении выстраивать свою воспитательную работу с каждым из них.

 


 

t1706098265aa.jpg

t1706098265ab.jpg


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.