Занятие «Вербное воскресенье» для 1 классов
Занятие: «Вербное воскресенье» для 1 классов.
Цель: Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы, традиций Вербного воскресенья.
Задачи:
Образовательные:
Дать представление о празднике Вербное воскресенье. Обогащать детей эмоционально окрашенной лексикой.
Закреплять умение создавать изображение вербы в объемной аппликации.
Прививать интерес к духовному наследию земли русской, к народному фольклору, уважение и любовь к обычаям наших предков.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес.
Воспитательные:
Воспитывать и развивать в детях чувство патриотизма и уважение к своей Родине.
Материал к занятию:
1.Икона праздника «Вход Господень в Иерусалим», иллюстрации, свистулька.
2.Букетик вербы в вазе, видеофильм.
3.Большой экран, вата, цветная бумага,картон,клей,акварельные краски, кисточка.
Ход занятия:
-Ребята, кто из вас вспомнит, какой мы праздник изучали на предыдущем нашем занятии? Ответы детей.
Правильно. Благовещение Пресвятой Богородицы.
Что означает слово «Благовещение»? Ответы детей.
Это хорошая, добрая новость.
Сегодня я вам расскажу еще об одном православном празднике - «Вербном воскресенье». Церковь называет его «Вход Господень в Иерусалим. Он отмечается за неделю до Светлой Пасхи.
Но сначала давайте отгадаем загадки:
1)На окраинах растет,
Зиме ходу не дает,
Молвят: красна - бьет напрасно,
Скажут: бела бьет за дело.
Правильный ответ: верба.
2)Почки пушистые,
Цветки - золотистые
Какая же ветка?
Пурпурной расцветки? Верба.
3)Белая овечка
Бегает по свечке? Верба.
4)На ветке серьги - там и тут,
Их люди к празднику несут? Верба.
Молодцы, ребята.
Посмотрите, что у меня в руках? Пальма, веточки вербы и цветы.
Вот как об этом празднике писал Александр Блок:
Мальчики и девочки.
Свечечки и вербочки понесли домой.
Огонечки теплятся, прохожие крестятся.
И пахнет весной весной.
Ветерок удаленький.
Дождик, дождик маленький.
Не задуй огня.
В воскресенье вербное.
Завтра встану первой я.
Для святого дня.
Какие же события вспоминаются в этот день?
Две тысячи лет назад в весеннем Иерусалиме ждали Христа: придет ли Он в столицу к празднику ветхозаветной Пасхи? Священники ветхозаветной церкви были полны зависти и злобы к Христу. Они уже решили отыскать Его и убить. Иисус Христос об этом знал. Он шел со своим и учениками к Иерусалиму. В небольшом селении у ворот столицы Он велел ученикам найти и привести молодого ослика для того, чтобы въехать на нем в город.
- Как вы думаете, почему Спаситель попросил учеников разыскать для него ослика, а не коня?
В Палестине, где жил Спаситель, было мало коней, и они, в основном использовались для войны. Для домашних дел и путешествий использовались ослы. Сесть на коня – было тогда знаком войны. В мирное время даже цари ездили на осликах. Поэтому Вход Господа в Иерусалим был символом мира.
Ученики привели ослицу и молодого ослика и положили на них одежды свои. Множество людей постилали свои одежды на дороге, другие резали ветви деревьев и постилали их. Народ громко произносил: Осанна Сыну Давидову! Слово Осанна употреблялось для выражения радости, означает подобно нашему слову: «Ура!»
Почему радовались и ликовали люди? Причиной их радости было то, что Иисус Христос до этого исцелял больных и воскрешал мертвых. И когда Спаситель вошел в Иерусалим говорит Евангелие, - весь город пришел в движение. Так велико было впечатление от торжественной встречи Христа.
Предлагаю вам рассмотреть икону «Вход Господень в Иерусалим».
-Расскажите, как люди встречают Христа?
Что у них было в руках?
-Правильно, веточки пальм.
Народ радовался, встречал Его, как встречают героев и победителей и еще не знал, что Иисуса Христа ждут скорбные события.
Евгений Санин так писал:
Одеждою и пальмами
Украшена дорога.
Какое ликование!
Какая благодать!
Торжественно, со славою
Встречают люди Бога,
Чтобы потом Его
Распятию предать!
На Руси пальмы не растут. Их заменили распускающимися веточками вербы, которые являются символом жизни и весеннего пробуждения.
Татьяна Шорыгина так писала:
Нет в России пальм зеленых,
Лишь березоньки да клены,
Да пушится над водой
Верба веткой молодой.
Верба ветки дарит нам -
Отнесем их в Божий храм,
И под колокольный звон
Их положим у икон.
Люди несут в храмы веточки вербы, чтобы выразить свою радость. Вербу освящают , стоят люди с зажженными свечами ,а потом освященную вербочку приносят домой и хранят у икон целый год, до следующего Вербного воскресенья. Считается, что они оберегают дом от злых сил.А старые веточки вербы,через год относят в церковь или сжигают.
После освящения веточки вербы обладают целебными свойствами. Нужно касаться всех своих близких и родных – для здоровья. При этом приговаривать: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни, и таким же богатым, как земля».
Веточками вербы, принесенными из церкви, маленьких деток шутливо стегали, приговаривая: как веточка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, постегивали сильнее, но не больно, говоря: «Верба хлест, бей до слез».
На этот праздник устраивались вербные базары или ярмарки, на которых продавали ветки вербы, украшенные бумажными ангелочками, и назывались они вербными херувимами. Так же на базаре продавались детские игрушки, книжки, сладости. Люди встречали праздник веселыми играми и хороводами. Одной из самых любимых игр была игра «Займи место». Давайте в нее поиграем.
Водящий легонько ударяет веточкой вербы по спине одного из игроков. Тот , кого ударили, бежит по кругу навстречу водящему. Кто раньше обежит круг, занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.
Ребята, само слово верба начинается на какую букву? Правильно «В».
Я вам буду называть слова, если они начинаются на букву «В» вы прыгаете, если не на эту букву, то стоите.
Все приготовились играть?
Весна. Прыгаем.
Ваза. Прыгаем.
Верба. Прыгаем.
Воробей. Прыгаем.
Ветка. Прыгаем.
Листики. Не прыгаем.
Цветы. Не прыгаем.
Молодцы, ребята.
Агния Барто так писала о вербе.
«Верба, верба, верба, верба зацвела.
Это значит верно, что весна пришла!
Это значит верно, что зиме конец!
Самый, самый первый.
Засвистел скворец.
Посмотрите, красивая у меня свистулька?
Мы сейчас с вами поиграем. Вы будите передавать свистульку . На ком свистулька остановится на слове засвистел скворец, тот называет любую весеннюю птичку (ласточку, скворца и т.д).
Вот мы с вами и поиграли.
Послушайте сказку «Верба».
Однажды весной, на берегу быстрой речки, из земли проросла маленькая верба. Неподалеку, уже протягивали к пригревающему солнышку гибкие веточки ее старшие сестры.
Той весной на них появились пушистые, белые сережки и вербочка любовалась ими. Сначала ей казалось, что это хлопья сошедшего было снега, вновь вернулись и осели на них. Но старшие вербы только улыбались и успокаивающе шептали в ответ, что снег не вернется еще долго. Все было ново и необычно юной вербочке: и вдруг зашумевший зеленой листвой лес и пестрые цветы,украсившие поляны, и яркие бабочки, словно соткавшиеся из прозрачного воздуха и вобравшие в переливы своих крылышек всю яркость весеннего дня. Они порхали вокруг вербочки в радостном танце, и иногда даже садились ей на ветви.лаская крыльями. И уж совсем интересные истории рассказывали прилетевшие из дальних краев птицы. Особенно вербочка любила просыпаться на рассвете под их чудесное пение, и когда налетал ласковый утренний ветерок – легонько аплодировала им всеми своими листочками. -Как чуден мир и сколько в нем красоты-думала она.
Вербочка подростала,и через некоторое время уже могла заглядывать в речку, протекавшую внизу. Там поздними вечерами она видела отражение луны, которое иногда превращалось в месяц, и даже пыталась дотянуться и погладить его своими веточками. Еще в речке то и дело мелькали стайки игривых рыбок, а у коряги поселилось целое семейство лягушек. Как же весело они прыгали и квакали.
Вокруг было столько всего интересного! Но больше всего вербочке нравился маленький мальчик, приезжавший летом в деревню, и часто прибегавший играть на берег. Иногда он делал из ее ветвей удочки и ловил в речке рыбу, иногда строил шалаш. Вербочка часто хотела поговорить с ним, поиграть и рассказать, как много занимательного происходит здесь зимой, осенью и весной, когда мальчика не было в деревне. Но мальчик не понимал ее, и все, что ей удавалось лишь пошелестеть ветвями, когда налетал ветер.
Мальчик рос и стал все реже приезжать в деревню. Вербочка тоже росла и постепенно превратилась в крепкое молодое деревце. Однако все чаще ее охватывала тоска от того, что зима сменяла лето, а друг ее детства вот уже несколько лет не был в деревне. Она даже подумывала, что уже никогда не увидит его. И вот однажды, дедушка мальчика пришел к вербе и срубил ее. Он принес ее домой, обрубил ветки и стал обтачивать, полировать. Потом ее упаковали в коробку и куда-то понесли. Вербочке было темно и страшно. И она совсем загрустила в одиночестве.
Как вдруг, в один прекрасный день, коробку распахнули, и внутрь хлынул ослепительный свет, вокруг были слышны голоса, люди заглядывали в коробку и с восхищением восклицали: «Ах, какая прекрасная скрипка»!!! И вербочка вдруг поняла, что так теперь зовут ее. Но это еще не все, в нарядной толпе она увидела своего мальчика. Он вырос и выглядел элегантно и завораживающе. Он взял ее в руки и заиграл, и она поняла, что наконец-то она может разговаривать с ним. У нее появился голос...
-Ребята, как Вы считаете, хороший был мальчик, который ухаживал за вербой?
-Вы бы тоже так поступили?
Молодцы.
Послушайте приметы, связанные с Вербным Воскресеньем.
Если Вербное Воскресенье солнечное, то урожай будет богатым.
Если веточку вербы воткнуть в землю – убережет посевы. Если освященную вербу бросить в пламя, она остановит пожар.
В Вербное воскресенье принято дарить друг другу веточки вербы и поздравлять близких, друзей и просто знакомых с этим праздником.
Воскресенье Вербное, празднует народ.
Значит, лето хлебное будет в этот год.
В этот день, как водится, чествуют Христа,
Мысли благодатные, и душа чиста.
Рефлексия.
-Ребята, о каком православном празднике вы сегодня узнали? Ответы детей.
-Правильно, о Вербном воскресенье.
-Что вам запомнилось? Как люди встречали Иисуса Христа?
-Вам тоже было радостно?
А сейчас предлагаю вам заняться продуктивной деятельностью.
Изготовим поделку «Верба в вазе».
Нам понадобятся: цветная бумага,картон,клей,вата.
1.Берем картон желтого цвета.
2.Из цветной бумаги голубого или розового цветов вырезаем вазу и приклеиваем ее на картон.
3.Из бумаги коричневого цвета вырезаем тоненикие полоски-веточки.Приклеиваем их в вазу.Почечки делаем из ваты и приклеиваем на веточку.
Поделка готова.
А теперь раскрасим веточки вербы и пальму.
Иллюстрации взяты из Интернета.
Молодцы, ребята. вы можете подарить эти поделки и рисунки своим родителям или младшим братишкам и сестренкам.
Наше занятие подошло к концу. До свиданья! До новых встреч!
Список использованной литературы:
1.Прот.С.Слободской «Закон Божий», с.373.
2.Е.Дьякова «Перед праздником», с.83.
3.Православные духовные ценности и современное образование, ОГАОУДПО "Белгородский институт развития образования".Лаборатория духовно-нравственного образования ,Белгород,2014,177с.
4. Православная культура в системе образования Белгородской области. Материалы областного конкурса "Творческие материалы учителей-2.Белгород, 2006,223 с.
5.Шевченко Л.Л.Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие.- М.:Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011, 2008 с.
6. Энциклопедия маленького христианина М.:Изд-во" РООССА", 2013., 138 с.
Пролубщикова Наталья Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна