Классный час «Дети и война»
Учитель: Дорогие ребята, уважаемые коллеги и гости, здравствуйте!
Учитель. Ребята, к какому большому юбилею готовится сегодня наша страна?
Ответы.
Сегодня мы с вами будем говорить о Великой Отечественной войне и вспоминать сверстников нынешних учеников, тех, кто в детском возрасте встретил войну.
Тема нашего классного часа «Дети войны».
Учитель. Поэтесса Л.М.Голодяевская посвятила свое стихотворение «Дети войны» детям военного времени.
Пожалуйста, вслушайтесь в эти слова.
Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы…
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны - боль отчаянна,
И сколько надо им минут молчания!
А теперь я вас попрошу почтить память погибших в годы ВОВ минутой молчания.
МЕТРОНОМ. Минута молчания
Ребята, представьте себе беззаботную жизнь таких же ребят как вы. Каникулы. Лето. Тепло. Выпускной вечер. Встреча рассвета. Белые платья. И вдруг – война. 22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно напали на нашу Родину. Воскресным утром, тысячи мальчиков и девочек со своими родителями в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на долгие годы. Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных за годы Великой Отечественной войны!
Фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 1941 года.
Кадр, который восхищал фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили родители.
Она могла стать поэтом или писателем, музыкантом или врачом, строителем или просто мамой. Ее судьба — история многих маленьких звездочек, чей век был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться.
Эта Война отучила детей плакать. Они теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – фашистские застенки. Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод. Именно дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках.
Учитель. Ребята, как вы думаете, где было тяжелее во время войны детям?
На фронте или в тылу?
Учащиеся. Ответы разные. На фронте опасности для жизни было больше, смерть от немецкого пулемета, автомата. Но эти дети были обеспечены хотя бы питанием, обмундированием.
В тылу смерть от голода, от бомбежки, от изнурительной работы.
Учитель. Итак, всем было тяжело.
Откуда вы об этом знаете?
Учащиеся. Ответы. (Из произведений художественной литературы (Шолохов «Судьба человека» (Ванюшка), В.П. Катаев «Сын полка» (Ваня Солнцев), «На даче» и мн.др., кинофильмов, воспоминаний тех детей, нынешних прабабушек и прадедушек.
Учитель. Приходилось ли вам когда-нибудь слышать рассказы очевидцев (нынешних прабабушек и прадедушек, ветеранов войны и тыла) о войне?
Учащиеся. Ответы. Недавно в школьном музее состоялась встреча с ветеранами войны и труда, с детьми тыла. Вера Прокофьева рассказала о своем детстве, как было тяжело и трудно в военные годы.
Учитель. Ребята, а вы знаете о том, что город Ленинград в годы войны был окружен со всех сторон немцами и, таким образом, оказался в блокаде?
Как сложилась жизнь тех ленинградских детей?
Учащиеся. Ответы.
Учитель. Таня Савичева — ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда вела дневник в записной книжке. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей — трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:
5 -7 слайды (Блокада)
Дневник Тани Савичевой — ленинградской школьницы
«Женя умерла 28 декабря в 12.30 час утра 1941 года»
«Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года»
«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра в 1942 году»
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч ночи 1942 года»
«Дядя Леша - 10 мая в 4 часа дня в 1942 году»
«Мама - 13 мая в 7.30 часов утра в 1942 году»
Со смертью мамы у Тани полностью пропала надежда, она пишет: «Савичевы умерли» «Умерли все» «Осталась одна Таня»
Таню оформили в детский дом № 48, который был эвакуирован в поселок Шатки.
Из всех прибывших тогда детей не удалось спасти только Таню Савичеву. Таня умерла 1 июля 1944 в возрасте 14-ти с половиной лет. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников.
Учитель. Ребята, вы, наверное, знаете, что в нашем селе Кочкурово живет свидетельница блокады Карпунина Нина Евгениевна 1937 года рождения и в поселке Красномайский - блокадница Гусарова Анна Васильевна. А прадедушка Кудашкиной Кати и Маштаковой Ангелины Кудашкин Прокофий Иванович в последние дни блокады был его защитником.
Ребята, на наше с вами занятие я пригласила победителя муниципального этапа Всероссийского конкурса «Живая классика» Маштакову Ангелину. Она нам прочитает отрывок из рассказа Виктора Конецкого «Тамара».
Учитель. Вопросы.
Кто такая Тамара и сколько ей лет?
Чем она озабочена?
Почему так рано нужно было занимать очередь в булочную?
Почему никто не сочувствует ремесленнику?
Как дорожили кусочком хлеба тогда и каково ваше отношение к нему сейчас? Ребята, давайте с сегодняшнего дня начнем относиться бережно к хлебу.
Можем ли мы представить все ужасы тогдашних детей в настоящее время?
Учитель. Сам автор рассказа «Тамара» Виктор Конецкий отчётливо помнит 22 июня 1941 года. Ему тогда исполнилось двенадцать, он проводил лето на Украине:
Ученик. «Около четырёх часов утра мать разбудила меня и брата, и мы вышли во двор, где справа были клетки со спокойно пока жующими кроликами, слева хлев со спокойно пока жующими коровами; а с запада, из-за реки Ворсклы <…>, из-за кукурузных полей, по чуть светлеющему небу, очень низко, пригибая всё торжествующим рёвом, шли на Харьков или Киев эскадрильи тяжёлых бомбардировщиков; и мы отчётливо видели чёрные кресты на их крыльях.
Учитель. Что же несла с собой война?
Ответы. Смерть, голод, разруху.
Учитель. Мы находимся на пороге 70-летия Победы в ВОВ. В школе проводятся творческие конкурсы стихов, сочинений, рисунков.
Ребята, я принесла вам работы моих учеников, на которых они изобразили войну своими глазами.
Рассмотрите, пожалуйста, эти рисунки и скажите, та война, которая была в 1941-1945 годах и война, которую мы знаем из художественной литературы, воспоминаний – это одно и то же?
Ответы. Они пережили войну, выстрадали.
А мы им только сочувствуем и чтим тех, кто ее перенес, отдал жизнь за наше свелое настоящее.
Учитель. Условия жизни детей в любой военной ситуации были тяжелы: потеря родителей, раннее взросление.
Чтение стихотворения А. Твардовского «В пилотке мальчик босоногий»
(Учащиеся 6 класса Цыпкайкин А. и Болдин Д.)
В пилотке мальчик босоногий
С худым заплечным узелком
Привал устроил на дороге,
Чтоб закусить сухим пайком.
Горбушка хлеба, две картошки –
Всему суровый вес и счет.
И, как большой, с ладони крошки
С великой бережностью – в рот.
Стремглав попутные машины
Проносят пыльные борта.
Глядит, задумался мужчина.
– Сынок, должно быть сирота?
И на лице, в глазах, похоже, –
Досады давнишняя тень.
Любой и каждый всё про то же,
И как им спрашивать не лень.
В лицо тебе серьезно глядя,
Еще он медлит рот открыть.
– Ну, сирота. – И тотчас: – Дядя,
Ты лучше дал бы докурить.
Учитель. Во время войны многие дети попали в воинские формирования. В партизанские отряды. Многие из них получили высокие ордена и звания, четверо из них стали героями Советского Союза.
Ребята, вы можете назвать эти имена?
Ответы. Валя Котик, Зина Портнова, Марат Казей, Леня Голиков.
(Пионеры-герои)
(С орденом) (Разное, много ситуаций-картинок)
Учитель. Среди нас еще пока остались в живых те, кто пережил ужасы войны. Это ветераны войны, дети войны, труженики тыла.
Именно благодаря им, мы живем.
Как мы должны относиться к ним?
Может просто забыть?!
Ответы. Нет, этого никто и никогда не забудет, потому что это прошлое нашей страны, нашего народа. Мы должны брать пример с героев-защитников нашей страны, быть такими же смелыми, мужественными, отважными, т.е. патриотами своей страны.
Учитель. Человек живет памятью о подвигах своего народа.
Как вы чтите эту память?
Ответы. Возлагаем цветы, проводим мероприятия с приглашением участников войны, тыла, шефствуем над ветеранами войны.
Итог. Вопросы.
Учитель. Ребята, над чем вас заставил задуматься наш урок?
Что приносит с собой война?
Нужна ли она людям?
Как мы должны относиться к тому, что у нас есть?
Как мы должны относиться к ветеранам и участникам войны?
Ответы учеников.
Ужасы войны. Жестокость, голод, смерть. Умение оставаться человеком.
Любить родину. Быть бережливым, милосердным, уметь сострадать другим.
Учитель.
Пусть чисто будет небо над землей,
Пусть жизни мирной радуются люди!
А Вас, кто рядом был с войной,
Мы помним, бережем и любим!
Спасибо всем за активную работу, за ваши знания о ВОВ.