План-конспект урока «Что такое благородство?»

6
0
Материал опубликован 16 March 2017 в группе


План-конспект урока

Учитель: Селезнёва Светлана Петровна Класс: 6

Предмет: литература

Название раздела, темы: повесть А.С. Пушкина «Дубровский»/ урок обобщения и систематизации знаний

Тема урока: «Что такое благородство…»

Цель урока: материалом урока способствовать формированию лучших нравственных качеств

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с разными значениями слова «благородный» (работа с толковым словарём и учебником истории), способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки анализа художественного и научного текста.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков. На примере героев повести А.С. Пушкина развивать у школьников систему взглядов на мир и место человека в обществе.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

Ресурсы сети Интернет:


 


 

Этап урока

Цель этапа

Методы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Мотивации/ Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Словесный, метод мотивации учебной деятельности, метод фронтальной организации учащихся

Психологический настрой детей на урок: фрагмент из кинофильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Какие ощущения вызывают у вас слова песни В. Высоцкого «Баллада о борьбе»:

: Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если руки сложа
Наблюдал свысока,
И в борьбу не вступил
С подлецом, палачом,
Значит, в жизни ты был
Ни при чем, ни при чем!

Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал!

Учитель обращает внимание на последние строки и говорит о том, что книга А.С. Пушкина не менее важна для взрослеющего человека

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.

Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии

Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

2.Актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии -

Актуализация знаний через пробное учебное действие.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Приём "Проблемная ситуация"

На этапе актуализации создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Последовательность применения данного приема такова:

Самостоятельное решение

Коллективная проверка результатов

Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения

Постановка задачи урока.

Активизирует мыслительную деятельность обучающихся по выбору способов действий;

проводит проверку домашнего задания в пределах развивающего обучения или предлагает задания, которые приближают обучающихся к восприятию новых знаний;

организует работу по определению темы учебного занятия;

совместно формулируют цели учебного занятия.

Мы с вами совсем недавно читали роман В. Скотта и вместе с учителем истории пытались дать определение понятию «благородный человек». Вспомните, как менялось это понятие по ходу романа. 1) Кого можно назвать благородными людьми на первых страницах романа? Почему автор называет этих людей благородными? 2) как изменится понимание этого слова к концу романа? Кто сохранит за собой этот эпитет? Кого ещё мы сможем назвать благородным героем

Анализ действий по заданной теме;

определение оптимальных способов выполнения заданий;

обоснование выбора способов действий;

построение развернутого ответа на поставленный вопрос

предполагаемый ответ

1)- Бриан де Буагильбер, принц Джон, Седрик Сакс, Ательстан, леди Ровена. Они благородны в силу рода, они дворяне. 2)к концу романа по-прежнему можно будет назвать благородными людьми Седрика Сакса, Ательстана, леди Ровену. К ним можно будет добавить Рыцаря, лишённого наследства – Айвенго и даже разбойника Локсли. Слово «благородный» приобретёт иное значение: высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания.

Коммуникативные: учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; формулирование собственного мнения (позиции)

Познавательные: использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане;

3.Закрепления

Обеспечение  систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся

Словесный, познавательный, эвристический

Приём "Удивляй!"

универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Подобное наблюдение можно «Дубровский». Перед нами по-прежнему два мира. По ходу урока мы попробуем заполнить таблицу

Благородные герои

Неблагородные герои

   
   
   
   

Проверка заполнения маркировочной таблицы

Беседа по тексту.

дома вам нужно было внимательно прочитать первую главу и найти слова в развёрнутой характеристике Троекурова, которые говорят о первом значении понятия благородный.

Но там же, в первой главе автор лишает своего героя благородства. Покажите, каким образом.


 


 


 


 


 


 


 


 

Осознание иерархии тем в разделе учебного предмета; выстраивание внутритемных связей в изученном разделе; определение межтемных связей в изученном разделе;

Заполнение таблицы

Групповая работа/Мини-исследование в группе

Каждая команда должна выбрать верные элементы. Оценивается правильность и скорость выполнения задания). Коллективная проверка.

Благородные: отец и сын Дубровские, их крепостные….

Неблагородные: Кирила Петрович Троекуров, Шабашкин, Антон Пафнутьич Спицын, исправник, большая часть гостей Троекурова, да и многие из разбойников.

«Кирила Петрович Троекуров… старинный русский барин… знатный род..»

«Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань… в быту выказывал все пороки человека необразованнного… пылкий нрав… ограниченный ум». Он тщеславен, груб, надменен, жесток, хвастлив, дерзок, мстителен, несправедлив, но при этом и некорыстолюбив (предложение отдать дочь за бедного Владимира Дубровского). Щедрость во все времена считалась обязательной для феодала, аристократа.

Личностные: формирование мотивов достижения целей,

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение задавать вопросы; использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные: осуществление пошагового контроля по результату; адекватное восприятие оценки учителя; различение способа и результата действия.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; поиск разнообразных способов решения задач

4.Включение изученного в систему знаний

Формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности

Проблемный, метод фронтальной организации

Выявление границ применимости системы знаний; выводы о применимости знаний в окружающем мире и рекомендации по применению  знаний.

Что побеждает великодушие и щедрость или аристократическая вседозволенность?

Что объединяет гостей Троекурова? (1 группа)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Что можно сказать об отце и сыне Дубровских? (2 группа)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Князь Верейский отзывается о Владимире Дубровском достаточно образно. Как? Что это – серьёзная оценка соперника или аристократическая ирония? (3 группа)


 


 


 

Почему Владимир остаётся один? Он даже расстаётся с разбойниками. (4 группа)

Самостоятельное выполнение заданий с опорой на систему знаний и текст.

Выразительное / выборочное чтение/

Словесное рисование/

Групповая работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Кирила Петрович лишён всякого благородства: благой род позволяет ему отобрать имение у бывшего друга без всякого повода. Антону Пафнутьичу он говорит обидные слова, но в этих словах признание того, что и Спицын неблагороден, хоть и знатен: «Живёшь – свинья свиньёй, никого не принимаешь, своих мужиков обираешь». Да и

старого исправника, которым все восхищаются, трудно назвать благородным: « Этот был не промах. Сам Дубровский не вывернулся б и не откупился. Тарас Алексеевич деньги с него взять-то бы взял, да и самого не выпустил: таков был обычай у покойника”.

Об обоих Дубровских можно сказать «беден и независим», горд. Это любящий отец, отказывающий себе во всём ради сына. И не менее любящи сын, готовый пожертвовать всем ради памяти отца. Как Троекуров признал гордость и независимость Андрея Гавриловича, так Анна Савишна и заезжий генерал признают справедливость Владимира: Дубровский сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища».

Мы видим какой путь проходит этот герой: вначале легкомысленный, расточительный, становится справедливым, готовым постоять и за себя, и за честь отца, и за своих крепостных.

Верейский называет Владимира «славный разбойник», «наш Ринальдо», «романтический герой». Это скрытый за иронией страх. Потому он позже и будет стрелять в Дубровского, зная, что тот не причинит вреда.

Он ради собственных идеалов пренебрёг всеми условностями, а Мария Кирилловна не может выбрать свободу без закона. Владимир разочарован в любви. В своих людях он разбирается гораздо лучше. Он говорит им: «Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло». Для него разбой не ремесло. Он, действительно «благородный мститель». Но месть не спасает от отчаяния, и Владимир исчезает.

Личностные: формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные: внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: выделение существенной информации, структурирование знания.

5.Рефлексия -

самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя

познавательно-рефлексивный

"Опрос – итог"В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока Можно скомбинировать опрос – итог с интересным фактом, при этом дети учатся отличать главное и второстепенное.

Повторяет ли Владимир Дубровский судьбу рыцаря лишённого наследства? Кто из них вам более симпатичен? Возможно ещё раз фрагмент песни В.Высоцкого:

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров,
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от детских своих катастроф.

Детям вечно досаден
Их возраст и быт
И дрались мы до ссадин,
До смертных обид.
Но одежды латали
Нам матери в срок,
Мы же книги глотали,
Пьянея от строк.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз.
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших слетая на нас.

И пытались постичь
Мы, не знавшие войн,
За воинственный клич
Принимавшие вой,
Тайну слова "приказ",
Назначенье границ,
Смысл атаки и лязг
Боевых колесниц.

А в кипящих котлах прежних воен и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов!
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.

И злодея следам
Не давали остыть,
И прекраснейших дам
Обещали любить,
И, друзей успокоив
И ближних любя,
Мы на роли героев
Вводили себя.

Только в грезы нельзя насовсем убежать:
Краткий век у забав - столько боли вокруг!
Попытайся ладони у мертвых разжать
И оружье принять из натруженных рук.

Испытай, завладев
Еще теплым мечом,
И доспехи надев,
Что почем, что почем!
Испытай, кто ты - трус
Иль избранник судьбы,
И попробуй на вкус
Настоящей борьбы.

И когда рядом рухнет израненный друг,
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг
Оттого, что убили - его, не тебя.

И как вопрос: могла бы эта песня звучать в экранизации произведения А.С Пушкина.

Соотнесение  цели урока и результатов собственной деятельности;

оценка полученных результатов обучающимися и учителем, установление степени их соответствия.

Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

Домашнее задание: попытайтесь представить дальнейшую судьбу Владимира Дубровского. Напишите сочинение или создайте серию иллюстраций. Кому это задание кажется сложным – подберите стихотворные строки разных авторов, которые, с вашей точки зрения, характеризуют этого героя.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.