Здоровье школьника-основа его будущего.
Здоровье школьника-основа его будущего.
Здоровье – очень многогранная категория. По определению Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия». Если организм человека здоров, но не радуется жизни – это уже болезнь.«Если ты здоров, то и камень можно разбить», — гласит татарская народная пословица. Тема здоровья широко освещена в работахтатарского ученого-этнографа , литератора и просветителя XIX века К. Насыри."Знайте цену своему здоровью, снимите себя с уровня животного, есть много условий для защиты вашего здоровья", - написал он, указывая на актуальную сегодня проблему.
Здоровье детей является одной из главных проблем в семье и школе. В последние годы здоровье детей ухудшается. Речь идет не только о физическом здоровье, но и о психическом здоровье. Негативное экологическое состояние окружающей среды, низкий социально-экономический уровень населения страны привели к снижению защитных возможностей организма.Известно, что дошкольный период и период начальной школы играют решающую роль в формировании основ физического и психического здоровья детей. Именно в этот период наблюдается интенсивное развитие органов, формируются основные качества личности, характера, отношения к себе и окружающей среде. На этом этапе важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.Недостаток движения, длительное использование мобильных телефонов, многочасовое сидение перед телевизором, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, плохое питание, негативная экологическая обстановка и другие факторы являются основными причинами резкого ухудшения здоровья детей. Для решения этой проблемы я постоянно провожу мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья детей, используя методы, обеспечивающие максимальное включение детей в занятия, и в то же время не наносящие вред образовательному процессу. Хочу поделиться своим опытом работы и представить некоторые из них.
1. Беседы, классные часы по следующим темам:
· «Я-ученик. Мой образ жизни»
· «О здоровом питании»
· «Личная гигиена»
· «Мой режим дня» и т. д.
2. Просмотр презентаций:
· «Нет наркотикам!»
· «Вред табака»
· «Держитесь подальше от вредных привычек»
3. Проведение экспериментов:
· «Полезна ли нам кока-кола?»
· «Почему нельзя есть снег?»
4. Знакомство с татарской и русской литературой на тему здоровья (например: З. Хуснияр «Куда ушло время?», «Опять про свистящий нос», А. Алиш «Куян кызы», К. Насыри «Абугалисина», К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», Г. Зайцев «Друзья с водой» и др.)
Прочитав рассказы и стихи, читатели задаются вопросом: «Если бы вы были героем, что бы вы сделали? Правильно ли он поступил?» они отвечают на такие вопросы и высказывают свое мнение. Некоторые рассказы и сказки сочиняют сами с изменением концовки.
5. Проведение квест-игр на свежем воздухе (школьный двор).
Во время игры такого типа дети постоянно находятся в движении, активизируются познавательные и мыслительные процессы участников.
6. Разработка проектов:
· «Как защитить зубы?»
· «Вредна ли жевательная резинка?»
· «Татарские народные игры»
· «Защитим глаза»
· «Мобильный телефон: хорошо или плохо?» и т. д.
7. Экскурсии на природу.
Зимой мы каждую неделю ездим с учениками в лес на лыжах. Вместе наблюдаем за природой. На территории школы развешиваем кормушки, подкармливаем птиц, наблюдаем за ними.А в весенние и осенние месяцы путешествуем по красивым местам сельской местности.
8. Проведение конкурсов рисунков, посвященных теме здоровья.
9. «Папа, мама, я – здоровая семья» – проведение эстафет, конкурсов.
Дети с нетерпением ждут таких мероприятий. Соревнования вместе с родителями доставляют им неописуемое удовольствие. Не секрет, что отцы большую часть времени проводят на работе и редко видят своих детей. Поэтому я стараюсь привлекать отцов к таким мероприятиям.
10. Психологические тренинги.
В ходе такого вида работы ученик получает много информации не только о себе, но и об окружающих людях. Выявляет свои слабые стороны и приступает к работе над их исправлением.
Здоровье человека – очень важная ценность. Чтобы сохранить и укрепить здоровье, необходимо научиться управлять своим телом. Однако, чтобы управлять телом, прежде всего, необходимо знать, как оно расположено, как работает, что для него полезно, а что вредно. Очень важно сформировать у ребенка правильное отношение к своему здоровью и навыки здорового образа жизни. В этой области очень важна роль педагога. Задача педагогов и родителей – не только дать детям качественное образование, но и сформировать осознанное отношение к здоровому образу жизни, научить их с раннего возраста жить в гармонии с собой и окружающим миром. драгоценность, но она быстро теряется.
Литература:
1. Балаларны саклагыз/Берегите детей / С. Я. Долецкий.-К.: Татарстанское книжное издательство, 1981.
2. Быть здоровым./Перевод с англ. Е.А. Кретова.-М.: Медицина, 1990.
3. Образование и здоровье. Дидактические материалы и методические рекомендации по проведению уроков здоровья в школе./Казань, 1999.
4. Уен-күңел бәйрәме./Веселый праздник./Р.Яфаров.-К.: Просвещение, 2009.
3