Комплексная программа «Здоровье. Образование. Будущее»
Комплексная программа
«Здоровье. Образование. Будущее»
на 2017-2020 учебный год.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей № 1
Введение.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.
Цель программы:
Сформировать высокоинтеллектуальную, творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личность учащегося.
Задачи программы:
Пропаганда здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Внедрение нейропсихологических приёмов в учебный процесс, с целью повышения грамотности учащихся.
Привитие обучающимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания.
Организация учебно-воспитательного процесса в школе с учётом результатов нейро-психологического обследования учащихся.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Прогнозируемый результат:
повышение грамотности учащихся, развитие физического потенциала школьников;
рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;
повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
повышение профессиональной компетенции и заинтересованности
педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья.
Участники программы:
учащиеся;
классные руководители;
учителя-предметники;
психолог;
родители.
Функции различных категорий работников школы в контексте реализации программы.
1.Функции психологической службы:
проведение диагностики состояния здоровья учащихся школы при помощи аппаратного комплекса «Армис»;
проведение тренингов с учащимися.
2.Функции администрации:
общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
организация и контроль уроков физкультуры;
обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
организация работы классных руководителей, учителей- предметников, воспитателей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
организация работы психологической службы в школе.
3.Функции классного руководителя, учителей - предметников, воспитателей :
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
организация и проведение на уроках, на занятиях упражнений по нейропсихологии;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
организация и проведение профилактической работы с родителями;
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Срок реализации программы.
Данная программа «Здоровье» рассчитана на 3 года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.
XIII. План-график работы на 2018-2019 учебный год.
№ |
Сроки |
Ответственные |
1 |
31.10 |
Незлученко С.Ю. Коваленко А.В. Кузнецова А.С. Довгаль Т.В. Кордубан Е.В. |
2 |
21.01 |
Незлученко С.Ю. Коваленко А.В. Кузнецова А.С. Довгаль Т.В. Кордубан Е.В. |
3 |
25.03 |
Незлученко С.Ю. Коваленко А.В. Кузнецова А.С. Довгаль Т.В. Кордубан Е.В. |
4 |
15.05 |
Незлученко С.Ю. Коваленко А.В. Кузнецова А.С. Довгаль Т.В. Кордубан Е.В. |
Модель выпускника первой ступени обучения |
Модель выпускника второй ступени обучения |
- знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены; - владение основами личной гигиены и здорового образа жизни. |
- знание основ строения и функционирования организма человека; - знание изменений в организме человека в пубертатный период; - умение оценивать своё физическое и психическое состояние; - знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека; - поддержание физической формы; - телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости; - гигиена умственного труда. |
Модель личности выпускника.
Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
культуру физическую (способность управлять физическими движениями);
культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их);
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Основные направления программы и их краткое содержание:
Медицинское направление предполагает:
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
проведение физкультминуток;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
планомерная организация питания учащихся;
реабилитационную работу:
обязательное медицинское обследование;
мероприятия по очистке воды.
Просветительское направление предполагает:
организацию деятельности с учащимися и родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, дни здоровья);
совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;
пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры.
Психолого-педагогическое направление предполагает:
предупреждение проблем развития ребенка;
использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
развитие познавательной и учебной мотивации;
формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
совершенствование деятельности психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения.
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Диагностическое направление предполагает:
проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
-) общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
-) текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей).
Профилактическое и коррекционное направление предполагает:
предупреждение и своевременное выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся;
профилактика заболеваемости и коррекция здоровья утренняя зарядка, физкультминутки, динамические паузы, витаминотерапия;
мониторинг естественной и искусственной освещённости учебных кабинетов.
разработка комплексов упражнений лечебной гимнастики для разных групп обучающихся по показателям здоровья;
организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
Реализация основных направлений программы:
убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника;
проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня;
посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе;
контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков;
проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями;
ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений;
обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой;
контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений;
привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях во внеурочное время;
в рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров;
создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса;
обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
План деятельности по реализации программы.
Направления |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Медицинское |
1. Оформление листков здоровья в журналах. |
Ежегодно |
Кл.руководитель, Учитель физкультуры. |
2. Анализ случаев травматизма в школе. |
Ежегодно |
Администрация школы |
|
3. Организация и проведение контроля за выполнением санитарных правил. |
Ежегодно |
Администрация школы |
|
4. Анализ посещаемости и пропусков уроков по болезни. |
Ежегодно |
Классные руководители |
|
5. Медосмотр учащихся. |
Ежегодно |
Фельдшер |
|
6. Контроль за работой школьной столовой. |
Ежегодно в течение года |
Директор |
|
7. Рациональное расписание уроков (соблюдение требований СанПиНа) |
Ежегодно |
Зам. директора |
|
8. Организация профилактических прививок. |
Ежегодно в течение года |
Фельдшер |
|
Просвети- тельское |
1. Родительский всеобуч. |
Ежегодно в течение года |
Классные руководители |
2. Просветительская работа с учащимися (кл. часы, беседы). |
Ежегодно в течение года |
Классные руководители |
|
3. Совместная работа с учреждениями здравоохранения, ОВД по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения. |
Ежегодно в течение года |
Администрация школы |
|
4. Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей. |
Ежегодно в течение года |
Классные руководители, администрация школы. |
|
5. Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни. |
Ежегодно в течение года |
Учителя-предметники |
|
Психолого-педагогичес- кое |
1.Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся. |
Ежегодно в течение года |
Учителя-предметники, психолог. |
2. Определение влияния учебной нагрузки на здоровье детей. |
Ежегодно в течение года |
Классные руководители. |
|
3. Изучение психологических возможностей и готовности детей к школе. |
Ежегодно |
Учитель, психолог. |
|
4. Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности. |
Ежегодно в течение года |
Учителя-предметники |
|
Спортивно-оздоровитель-ное |
1. Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены). |
Ежегодно в течение года |
Классные руководители |
2. Организация спортивных мероприятий. |
Ежегодно в течение года |
Учитель физкультуры. |
|
3. Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни. |
Ежегодно |
Администрация |
|
4. Привлечение учащихся, родителей к физической культуре и спорту. |
Ежегодно в течение года |
Администрация, учитель физкультуры. |
|
5. Организация дней здоровья, походов, экскурсий, прогулок. |
Ежегодно в течение года |
Администрация, учителя-предметники. |
|
6. Организация школьных соревнований. |
Ежегодно в течение года |
Учитель физкультуры. |
|
Диагности-ческое |
1. Мониторинг состояния здоровья учащихся с 1 по 9 класс. |
Ежегодно |
Классные руководители |
Профилакти-ческое и коррекцион- ное |
1. Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся. |
Ежегодно в течение года |
Учителя-предметники, психолог. |
2. Профилактика нарушений осанки, травматизма. |
Ежегодно в течение года |
Учитель физкультуры, Учителя-предметники. |
Приложение 1
к Приказу по МБОУ Лицей №1
от «__» ________ 20___ г. № _____
ДОРОЖНАЯ КАРТА
по реализации Комплексной целевой программы
«Здоровье. Образование. Будущее.»
в МБОУ Лицей № 1
ШАГ 1
Создание Совета и Рабочих групп для разработки программы и управления программой
ШАГ 2
Создание нормативно-правовых документов по реализации Программы
ШАГ 3
Организация работы по ступеням
ШАГ 4
Разработка направлений работы по ступеням
ШАГ 5
Разработка схемы работы над программой,
План реализации программы
(Подготовительный – 1 год, Основной- 2-3 года, итоговый- 1 год)
ШАГ 6
Разработка плана-графика изменений и дополнений в образовательные программы школы
ШАГ 7
Планируемые результаты
Мониторинг
Контроль реализации Программы
Алгоритм действий по реализации программы
РЕАЛИЗАЦИЯ ШАГА №1
ДОРОЖНОЙ КАРТЫ по внедрению Комплексной программы «Здоровье. Образование. Будущее»
Создание Совета и Рабочих групп для разработки программы и управления программой
Совет и рабочие группы обеспечивают координацию действий всего педагогического коллектива, отвечают за информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение процесса, составляют проекты, планы-графики работы, решают конкретные задачи
Шаг №1 позволяет: определить состав Совета и Рабочих групп; определить порядок работы Совета и Рабочих групп; провести текущую теоретическую подготовку по внедрению Комплексной программы
«Здоровье. Образование. Будущее»
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
1. |
Организация изучения опыта работы Программы «Движение. Логика. Грамотность» учебного центра «Современное образование» г. Пермь. |
Ноябрь 2017 |
2. |
Мониторинг уровня орфографической грамотности обучающихся (срезы знаний) Мониторинг уровня состояния здоровья детей (Диагностика Армис-2016) |
Декабрь, март, май |
3. |
Создание Совета и Рабочих групп обеспечивающих внедрение Программы «Здоровье. Образование. Будущее» и отвечающего за информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение процесса |
Ноябрь- апрель |
4. |
Утверждение плана работы |
март |
РЕАЛИЗАЦИЯ ШАГА №2
ДОРОЖНОЙ КАРТЫ
по внедрению Комплексной программы «Здоровье. Образование. Будущее»
Создание нормативно-правовых документов по реализации программы:
На этом этапе работы необходимо создать нормативно- правовые документы для реализации Программы:
ПРИКАЗ «О создании и полномочиях Совета и рабочих групп по реализации Программы;
ПРИКАЗ «О распределении обязанностей по разработке проекта Программы»
ПРИКАЗ «Об утверждении проекта и плана-графика работы Совета и рабочих групп »
Положение по Программе;
Положение по рабочей группе;
План-график работы Совета и рабочих групп;
План методической работы
Далее необходимо определить свои ресурсные возможности (информационно-методические, материально-технические, кадровые) для обеспечения реализации Программы. Нужно обязательно использовать образовательный, кадровый, материальный потенциал школы. Также на этом шаге необходимо продумать тьюторскую работу по нейропсихологии.
№ п/п. |
Мероприятия |
Сроки |
1. |
Формирование банка нормативно-правовых документов . |
Ноябрь-апрель |
2. |
Широкое информирование родительской общественности о подготовке к реализации Программы через сайт школы. |
Ноябрь-май |
4. |
Анализ кадрового обеспечения для реализации Программы. |
март |
5. |
Разработка плана методической работы, обеспечивающей внутришкольную подготовку педагогов к реализации Программы. |
|
6. |
Продумать реализацию Программы по направлениям внеурочной деятельности обучающихся |
|
7. |
Участие педагогов в научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах и т.п. |
РЕАЛИЗАЦИЯ ШАГА 3
ДОРОЖНОЙ КАРТЫ по внедрению Комплексной программы «Здоровье. Образование. Будущее»
Организация работы по ступеням:
Для эффективной реализации Программы необходимо продумать и организовать работу по ступеням:
«Школа самоактуализации» - педагогический коллектив
«Мамина школа»- подготовка
«Школа самоопределения»-9-11 классы «Школа признания» - 5-8 классы «Школа развития» - начальная школа
|
Кордубан Елена Васильевна Коваленко Алла Васильевна Болотова Наталья Васильевна Кузнецова Александра Сергеевна Довгаль Татьяна Васильевна |
На этом шаге необходимо составить план-график работы каждой ступени, организацию проведения семинаров, круглых столов и т.п.
№ п/п. |
Мероприятия |
Сроки |
1. |
Формирование банка нормативно-правовых документов . |
|
2. |
Широкое информирование родительской общественности о подготовке к реализации Программы через сайт школы. |
|
4. |
Анализ кадрового обеспечения для реализации Программы. |
|
5. |
Разработка плана методической работы, обеспечивающей внутришкольную подготовку педагогов к реализации Программы. |
|
6. |
Продумать реализацию Программы по направлениям внеурочной деятельности обучающихся |
|
7. |
Участие педагогов в научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах и т.п. |
РЕАЛИЗАЦИЯ ШАГА №4
ДОРОЖНОЙ КАРТЫ по внедрению Комплексной программы «Здоровье. Образование. Будущее»
Разработка направлений работы по ступеням
При определении направлений работы по ступеням необходимо учитывать результаты первичного мониторинга.
1.Спортивно-оздоровительное направление, двигательная деятельность:
«Школа самоактуализации» - педагогический коллектив Аэробика, организация посещения бассейна «Школа самоопределения»-9-11 классы Аэробика «Школа признания» - 5-8 классы Ритмика «Школа развития» - начальная школа Ритмика «Мамина школа»- подготовка Логоритмика
|
Кордубан Елена Васильевна Дейнекина Марина Андреевна Долгополова Марина Андреевна Евгения Гагикована, воспитатели. Довгаль Татьяна Васильевна |
|
2. Профилактическое и коррекционное направление (комплекс упражнений на уроках, занятиях) |
Все участники Программы |
|
3. Психолого-педагогическое направление |
Психолог, учителя и воспитатели |
|
4. Просветительское направление (работа с родителями) |
Зам. директора по УВР, Зам. Директора по информатизации, классные руководители |
|
5. Диагностическое направление |
Все участники Программы |
№ п/п. |
Мероприятия |
Сроки |
1. |
Формирование банка материалов для реализации второго направления (копилка упражнений). |
|
2. |
Проведение круглых столов по обмену опытом. |
|
4. |
Информирование родителей по реализации Программы. |
|
5. |
Создание инструментария для диагностики. Диагностика. |
РЕАЛИЗАЦИЯ ШАГА № 5
ДОРОЖНОЙ КАРТЫ по внедрению Комплексной программы «Здоровье. Образование. Будущее.»
Разработка схемы работы над программой,
План реализации программы
(Подготовительный – 1 год, Основной-1 год, итоговый- 1 год)
Этот шаг дает возможность составить проект Комплексной целевой Программы «Здоровье. Образование. Будущее.» Здесь необходимо определить:
цель Программы,
задачи,
прогнозируемый результат,
функции различных категорий работников школы в контексте реализации Программы,
сроки реализации,
основные направления и план их реализации,
календарный план реализации Программы
Каждая Рабочая группа составляет свой единичный проект. Задача Совета состоит в том, чтобы обеспечить полноту и связность всех единичных проектов.
Таким образом, в результате шага №5 мы получаем: сроки начала и окончания реализации единичных проектов; сроки реализации Программы в целом.
Разработка Комплексной программы «Здоровье. Образование. Будущее.» |
||
1. |
Составление календарного плана реализации Программы. |
|
2. |
Разработка единичных проектов по ступеням. |
|
3. |
Разработка проекта Программы «Здоровье. Образование. Будущее.» |
|
4. |
Рассмотрение проекта Комплексной программы «Здоровье. Образование. Будущее.» на педагогическом совете |
|
5. |
Рассмотрение проекта Комплексной программы «Здоровье. Образование. Будущее.» на общешкольном родительском комитете. |
РЕАЛИЗАЦИЯ ШАГА №6
ДОРОЖНОЙ КАРТЫ по внедрению Комплексной программы «Здоровье. Образование. Будущее.»
План-график изменений и дополнений в Образовательные программы школы
При разработке плана-графика изменений и дополнений в образовательные программы школы необходимо согласовать по срокам все единичные проекты, обеспечив их общую скоординированность.
Таким образом, в результате шага №6 мы получаем: сроки начала и окончания реализации единичных проектов; сроки реализации программы изменений и дополнений в целом.
№ п/п. |
Мероприятия |
Сроки |
1. |
Внесение изменений в Содержательный раздел: (Комплексная Программа «Здоровье. Образование. Будущее.» ) |
|
2. |
Внесение изменений в Организационный раздел. (Внеурочная деятельность) |
|
4. |
Проведение методических советов, круглых столов по разработке рабочих программ по предметам, планов воспитательной работы (учителей и воспитателей) на следующий учебный год. |
|
5. |
Создание инструментария для диагностики. Диагностика. |
РЕАЛИЗАЦИЯ ШАГА № 7
ДОРОЖНОЙ КАРТЫ по внедрению Комплексной программы «Здоровье. Образование. Будущее.»
Планируемые результаты
Мониторинг
Контроль реализации Программы
Для эффективной реализации Программы необходимо создать систему организационных механизмов управления его реализацией.
Для проведения контроля нужно определить, каким способом будет получена необходимая информация:
- посредством изучения документации,
- в процессе собеседования с исполнителями,
- с помощью наблюдения за деятельностью,
- из отчетного доклада педагогов, воспитателей.
Необходимо разработать и утвердить на заседании Совета определенную форму отчета исполнителей о ходе реализации конкретного проекта.
Сбор информации о состоянии работ по проекту может идти ежемесячно или по четвертям. Контроль также осуществляется по мере необходимости в случаях, когда были предложены меры по предотвращению возможных сбоев, если выявлена недисциплинированность или недостаточная ответственность отдельных исполнителей. В этих ситуациях оперативно принимаются решения о проведении дополнительных контрольных мероприятий. Эффективный контроль должен поддерживать у педагогов желание достигать необходимых результатов в реализации нововведений.
Контроль завершается анализом полученной информации и принятием решения. Контроль осуществляет руководитель рабочей группы. Он периодически информирует Совет, педагогический совет и администрацию школы по реализации Программы.
Объект контроля |
Субъект контроля |
Сроки контроля |
Методы сбора информации |
||
сроки |
% выполн. |
||||
Степень освоения педагогами новых форм работы. |
Педагоги |
В течение уч. года |
Собеседование с педагогами, изучение документации, тестирование |
||
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся на основе результатов диагностического мониторинга |
Обучающиеся |
В течение уч. года |
Изучение документации, собеседование |
||
Мониторинг сформированности навыков письма обучающихся по результатам каждой четверти |
Обучающиеся |
В течение уч. года |
Тестирование, контрольные работы |
||
Мониторинг состояния здоровья детей на конец года. |
Обучающиеся |
Апрель-май |