Классный час на тему «Мои ценности: жизнь, здоровье, время, друзья, семья, успехи»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Палласовский сельскохозяйственный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по ВР
М.А. Цимерман
«___»___________2021г.
Методическая разработка
Классного часа на тему «Мои ценности: жизнь, здоровье, время, друзья, семья, успехи»
Разработал:
мастер производственного обучения
Черновалова ЛЮ
г. Палласовка, 2021 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мероприятие входит в систему профилактических мероприятий посвященных здоровому образу жизни.
В период информационного взрыва, массовая культура занимает ведущее место в формировании мировоззренческих установок и оказывает доминирующее влияние на культуру самоидентификации молодежи. Благодаря СМИ и аудиовизуальным технологиям, массовая культура на первое место выдвигает такие ценности как гедонизм и беспроблемность. Существующая тенденция провоцирует неопределенность жизненных позиций среди молодежи, жажду постоянного поиска новых форм идентичности. С одной стороны, подобные трудности являются естественными в период юношеского становления, но провоцируют проблему одиночества, стресса, выход из которых все больше молодых людей находят в девиантном поведении.
Предоставленная обществом свобода выбора для молодежи, оказалась проблемой для осуществления выбора собственного предпочтения. Вот почему на сегодняшний день является наиболее актуальной проблема формирования ценностных ориентации подростков, что придает смысл и жизненную направленность молодому человеку.
Целью выбранной технологии является метафора, где осуществляется ранжирование личностных ценностей, что помогает участникам расставить свои жизненные приоритеты, осознать свои внутренние мотивы, увидеть жизненную перспективу.
Цель мероприятия: осознание внутренних мотивов и развитие положительной жизненной перспективы через осознание личностных ценностей.
Задачи мероприятия:
знакомство участников с понятием «ценность», личностными приоритетами;
способствовать осознание у обучающихся значимых личностных ценностей, внутренних мотивов, определить содержательную направленность участников;
способствовать становлению ценностных ориентаций обучающимися через развитие положительного поведения и жизненной активности;
развитие самосознание и самостоятельности обучающегося за свой выбор, свою жизнь.
Методы работы: опрос, групповое обсуждение, метафорический тренинг, индивидуальная работа, групповая работа, рефлексия.
Форма проведения: метафорический тренинг.
Время проведения: 40 мин.
Аудитория: обучающиеся 3 курса.
Материалы, необходимые для проведения:
Оформление кабинета: плакаты с цитатами и афоризмами о жизненных ценностях (Приложение 1)
Компьютер, мультимедийный проектор для демонстрации презентации,
Телефоны учащихся для прохождения опроса.
Рабочие листы для каждого обучающегося: бланк с ценностями, 8 карточек.
Рабочие листы и маркеры для групповой работы.
Предварительная подготовка: подбор материала, создание опроса.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Организационный этап (5 мин).
Цель: информирование обучающихся о целях и задачах планируемого мероприятия, знакомство с личностными приоритетами самих участников мероприятия.
Основной этап (30 мин).
Беседа «Что такое "ценность"?» (5мин).
Цель: знакомство участников с понятием «ценность», личностными приоритетами.
Упражнение «Духовные и материальные ценности» (5 мин).
Цель: создание условий для разделения материальных и духовных ценностей, осознание приоритета духовного над материальным.
Метафорическая игра «Путешествие к мудрецу» (20 мин).
Цель: помочь участникам осознать свои жизненные ценности Каждому обучающемуся выдаётся 8 отдельных листочка. На каждом листочке записывается одна жизненная ценность.
Упражнение «Значимые ценности группы» (5 мин).
Цель: определение ценностей группы.
Группа проходит онлайн опрос «Значимые ценности группы». По результатам опроса на экран выводится диаграмма.
III. Рефлексия (5 мин).
Ожидаемые результаты занятия:
Понимания важности жизненных потребностей и их влияние на будущую жизнь.
Определение участниками содержательную направленность своих ценностей.
Определение ценностных ориентаций у участников.
Стремление участников к развитию положительной жизненной перспективы.
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Мои ценности: жизнь, здоровье, время, друзья, семья, успехи»
Организационный этап (5 мин).
Цель: информирование обучающихся о целях и задачах планируемого мероприятия, знакомство с личностными приоритетами самих участников мероприятия.
«Колесо жизни»
Участникам демонстрируется слайд № 2 «Колесо жизни».
Задание: на слайде изображено «Колесо жизни», спицы которого символизируют жизненные сферы, но есть одна часть не заполненная. Какой жизненной сферой можно бы дополнить? Заслушиваются варианты ответов обучающихся.
Ведущий: У каждого из нас есть важные, полезные, значимые предметы или явления в жизни, которые способны удовлетворить, сделать нас щастливыми. Мы в этом заинтересованы и испытываем потребность. В совокупности, эти предметы и явления, объединяются в группы и в дальнейшем определяют наши ценности. Каждый человек имеет свою иерархию ценностей, сформированную на его собственном мировоззрении. Благодаря нашим ценностям, человек приобретает социальный опыт, стремиться к созданию чего-то нового, саморазвивается. В это приводит к личному самосовершенствованию.
Основной этап (30 мин)
Беседа «Что такое "ценность"?» (5мин)
Цель: знакомство участников с понятием «ценность», личностными приоритетами.
Ведущий: Сегодня мы будем говорить с вами о том, что для вас в жизни является ценным, как совпадают или не совпадают ваши ценности с ценностями окружающих.
Обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
Что можно называть ценностями в жизни человека? (Ценности - то, что для меня в жизни является важным, ценным);
Какие ценности вы можете назвать?
Меняются ли ценности с возрастом человека?
Ведущий: Жизненные ценности - это то, во что человек верит, чем дорожит, без чего ему невозможно прожить. Это его цели, ориентиры, приоритеты, стремления, идеалы. Жизненные ценности определяют поведение человека, его выбор, жизненный путь - это индивидуальные для каждого человека убеждения, которые ему важны больше всего. Они могут абстрактными и вполне материальными.
Ценности бывают духовными (это внутренние убеждения человека, на которые он в жизни ориентируется) и материальными (например, квартира, дача, машина и т. д.).
Групповое обсуждение:
Вопросы для обсуждения:
Какие ценности вы можете назвать духовными?
Какие - материальными?
Какие ценности становятся более важными, когда человек сталкивается в своей жизни с ВИЧ?
Упражнение «Духовные и материальные ценности» (20 мин).
Цель: создание условий для разделения материальных и духовных ценностей, осознание приоритета духовного над материальным.
Для выполнения упражнения группу необходимо разделить на две команды.
Задание: Задача 1 команды - перечислить на листе бумаги как можно больше духовных ценностей, задача 2 команды — перечислить на листе бумаги как можно больше материальных ценностей. На выполнение задания командам даётся 5 минут.
Групповое обсуждение:
Вопросы для обсуждения:
Какие ценности назвала каждая команда? Перечислите их.
У какой команды ценностей получилось больше?
Вызвало ли ранжирование сложность? Какая?
Была ли для вас неожиданность при указании степени значимости той или иной ценности?
Удовлетворены ли вы своей работой?
Метафорическая игра «Путешествие к мудрецу» (5 мин).
Цель: помочь участникам осознать свои жизненные ценности
Каждому обучающемуся выдаётся 8 отдельных листочка. На каждом листочке записывается одна жизненная ценность.
Ведущий: устройтесь поудобнее, расслабьтесь, сейчас мы с вами отправимся в очень интересное путешествие. Представьте себе раннее утро, вы просыпаетесь, за окном брезжит рассвет. Вам тепло и уютно. Вдруг раздается телефонный звонок. Вы поднимаете трубку и слышите приятный голос. Вас называют по имени и предлагают отправиться в волшебное путешествие к мудрецу, который поможет Вам найти ответы на Ваши вопросы. Вы согласны? В дорогу Вам нужно взять только Ваши ценности. И так, Вы отправляетесь в путешествие. Вы садитесь в такси, машина подъезжает к зданию аэропорта, и водитель просит Вас отдать за поездку одну из тех ценностей, которую Вы взяли с собой. Вы входите в здание аэропорта и слышите свою фамилию по громкоговорителю. Вас просят подойти к кассе. Вы подходите к кассе и Вам протягивают билет в обмен на одну из ценностей. Вы летите в самолете, в бизнес классе и вдруг самолет начинает трясти. Выходит стюард и сообщает Вам о скором крушении самолета. Но, если Вы отдадите одну из ценностей, катастрофы не произойдет. Вы благополучно приземляетесь в лес (пустыня). Темно. Вы не знаете куда идти. И вдруг видите человека, который предлагает Вам свою помощь в обмен на Вашу ценность. Проводник выводит Вас из леса (пустыни) и Вы видите перед собой горы. Ваш дальнейший путь проходит в горах, но у Вас нет ни снаряжения, ни провизии. У подножья гор стоят два магазина. Какие две ценности Вы отдадите за провизию и снаряжение. Вы продолжаете свой путь по горам. И Вы уже видите хижину мудреца. Но внезапно перед Вами появляется пропасть, пройти которую у Вас нет никакой возможности. Перед Вами появляется проводник, и предлагает свою помощь в обмен на ценность. И вот, Вы перед хижиной мудреца. Вы входите в хижину, и Вас приветствует седой старец. С какой ценностью Вы пришли к нему? Вы ведете неспешный разговор. Проходит время, и мудрец говорит о том. Что Вам пора уходить. Он благодарит Вас за встречу. И в благодарность возвращает, на Ваш выбор, одну из тех ценностей, которую Вы отдали по дороге к нему. Какую ценность Вы возьмете с собой. Вы возвращаете себе ценность и оказываетесь снова у себя дома.
Обсуждение
Вопросы для обсуждения:
С какой ценностью было трудно или легко расставаться?
Что помогало отдавать ценности?
Ценность, которую вы возвратили соответствует ли той, которую вы отдали предпоследней (7) или нет?
Совпадает ли оставшаяся ценность с той которая стояла первой при ранжировании ценностей в начале занятия?
Та ценность, которую вы оставили - это действительно то, что является для вас главным и ценным в жизни?
Ваши личные ценности остались прежними или что-то поменялось?
Ведущий: Вся проблема заключается в том, что в жизни нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно «отменить» последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придётся выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.
Упражнение «Значимые ценности группы» (5 мин)
Цель: определение ценностей группы.
Группа проходит онлайн опрос «Значимые ценности группы». По результатам опроса на экран выводится диаграмма.
Задание: «Ребята, теперь нам необходимо выяснить, что наша группа больше всего ценит в людях. Ваша задача выстроить жизненные ценности из списка в порядке их важности, по-вашему мнению, обсудить их».
На выполнение задания отводится 7 минут. После завершения, обсуждаем результаты работы групп. Как они относятся к полученному результату.
Ведущий: Хотелось бы продолжить наш классный час с пересказа известной притчи: «Некий молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты». То на что будет похожа Ваша жизнь будет зависеть от дороги которую Вы себе выберете.
Известно, время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
III. Рефлексия (5 мин)
Наш классный час приближается к завершению, и я предлагаю его закончить так: Каждый из вас должен выбрать листок, прочитать и продолжить фразу, тем самым высказывая своё отношение к занятию, к тому, что понравилось или наоборот, вызвало чувство дискомфорта.
Прием рефлексии «Незаконченное предложение».
Сегодня я узнал…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Мне было трудно...»
Мне было интересно, потому что….
Теперь я знаю….
Теперь я буду….
Больше всего мне понравилось…».
Я могу похвалить себя за то, что …».
Спасибо за участие!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Психология подросткового возраста: учебник / Б.С. Волков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016. — 266с.;
Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. М., 2015.
Приложение 1
Цитаты и афоризмы о жизненных ценностях
Жизненные ценности, как отпечатки пальцев, у каждого свои.
В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится (Высоцкий Владимир Семёнович)
Самое большое счастье в жизни - это уверенность, что тебя любят.
Семья — это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья — это самые прочные узы всей вашей жизни. (Джонни Депп)
Какая разница, кто сильнее, кто умнее, кто красивее, кто богаче?! Ведь в конечном итоге имеет значение только то, счастливый ли ты человек или нет (Ошо).
Наши Намерения не должны ограничиваться только какими-то материальными ценностями: домами, квартирами, машинами. Это могут быть новые отношения или какое-то ценное внутреннее качество. Лучше, когда нас в жизни интересует абсолютно все (Валерий Синельников).
«…как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание». (Сенека)
Приложение 2
Колесо жизненного баланса
Приложение 3
«Значимые ценности группы»
Любовь, семья, отношения
Карьера, учеба
Богатство
Здоровье
Друзья
Образование
Слава, популярность
Хобби, отдых
Внешность
Могущество, власть
Свобода (самостоятельность, независимость).
Горбачёва Марина Юрьевна