Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии на уроках химии»
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии |
Приоритетными направлениями в работе педагога являются сохранение здоровья обучающихся, сохранение и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психическое развитие обучающихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.
Моя педагогическая деятельность на уроках химии направлена как на достижение оптимального уровня обученности, воспитанности обучающихся, так и на обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья. Работаю над созданием комфортных условий обучения, внедрением здоровьесберегающих технологий в процесс обучения, использованием оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, приемов реабилитации умственной и физической работоспособности.
Мною разрабатываются формы, приемы, методы внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность. Активно внедряю в режим дня здоровьесберегающие компоненты – физкультурные минутки, динамические паузы, подвижные перемены, эмоциональные и психологические разрядки, обязательные на всех уроках; основной комплекс дыхательных упражнений, зарядка для глаз, нейрогимнастика. Для снятия эмоционального напряжения на уроках, при проведении опросов педагоги нашей школы применяют психолого-педагогические приёмы:
смена видов деятельности;
учёт времени активного внимания;
учёт объёма оперативной памяти на слух и при письме;
использование различных видов памяти (образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной, зрительной).
Перед проведением практической работы или лабораторного опыта с обучающимися провожу инструктаж по технике безопасности при работе с химическими веществами.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ:
- гигиенические условия (проветривание, освещение, энергетика, посадочные места),- наличие мотивационной деятельности на уроке;
- количество видов учебной деятельности должно быть 4 - 7 за урок продолжительностью 7 - 10 минут (письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с книгой, решение задач, просмотр презентации, компьютерное тестирование и т.д.);
- не менее 3-х видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа);
- плотность урока - на учебную работу тратиться 60-80%;
- наличие эмоциональных разрядок (поучительная картинка, афоризм, поговорка, улыбка, шутка);
Оздоровительные моменты на уроке:
- разнообразные виды и формы уроков - удивление нестандартностью проведения;
- формулирование целей урока вместе с учащимся, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей;
- гибкость структуры урока в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса;
- использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации учеников;
- разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работ пользоваться вспомогательными средствами, например, конспектом;
- при появлении признаков утомления у ребят - изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учеников, неожиданным примером;
- использование работы в парах постоянного и переменного состава и в малых группах (2-4 ученика);
- подведение итогов урока с учащимися на последних 4 -5 минутах;
- рефлексия;
Во избежание гиподинамии учащихся организую двигательную активность:
- ежеурочные разминки в начале урока (10 - 15 секунд);
- для слуха - различение слов, акцентов, тихой речи;
- для речевого аппарата - произнесение слогов, слов, скороговорок, тихо, громко, с разной акцентировкой;
- для кистей пальцев рук - сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевом суставах;
- для зрения - поисковые движения для глаз, различение цвета, размера;
- физкультминутки на 15 - 25-ой минутах урока на снятие мышечного утомления с плечевого пояса, мышц спины, кистей рук; зрительного утомления, минуты релаксации, массаж активных точек, чередование поз, дыхательная гимнастика.
Физкультурные минутки препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся в классе под руководством учителя или подготовленного ученика. В комплекс подбираю простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Например, потягивания, прогибания, полунаклоны, различные движения рук. Использую в работе физкультминутки, снимающие напряжение мышц глаз («Восьмерка», «Муха»).
Нужно отметить, что на психическое здоровье детей влияет и атмосфера класса. Свой кабинет химии мы озеленяем, потому что комнатные цветы полезны не только тем, что создают уютную обстановку, но и отфильтровывают частицы пыли, понижают содержание углекислого газа и повышают содержание кислорода, очищают воздух от примесей формальдегида, которого много в мебели, нормализуют влажность и т.д.
Большое внимание уделяю строгому нормированию домашних заданий по предмету для недопущения перегрузок. Обращаю особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираем на уроке, а на дом остается повторение.
По степени трудности задачи не одинаковы, это позволяет дифференцировать работу учащихся, предлагая различные задания для самостоятельной работы на уроке и дома, проведение олимпиад, викторин. Обсуждаем ответ с учениками, анализируем полученный результат.
Знакомлю учащихся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращаю внимание ребят на состав продуктов питания; рассказываю о принципах составления меню с учетом требований к здоровому питанию, о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Провожу работу по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.