Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании» (5–11 классы)
Кирина Анна Андреевна,
учитель истории
МБОУ «Лицей «Бригантина» города Заринска.
Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании
(из опыта работы в МБОУ «Лицей «Бригантина» города Заринска)
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье детей ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
На данный момент в «Лицее «Бригантина» обучается 951 учащийся, из них 9 - дети-инвалиды. Двое ребят находятся на домашнем обучении, 6 посещают школу в обычном режиме, ходят вместе с обычными школьниками в класс. Такое обучение в педагогике носит название инклюзивного образования, где ребята здоровые и с инвалидностью обучаются совместно. Инклюзивный подход отличается от всех других тем, что делает акцент не просто на равных возможностях в получении образования, а настаивает на возможности для всех учиться вместе.
На мой взгляд, самым важным фактором в инклюзивном образовании школьников является их здоровьесбережение. Ведь природа итак забрала у них часть здоровья. Поэтому на уроках истории, которую я преподаю, я постоянно использую здоровьесберегающие технологии. Работу в этом направлении провожу как вместе со всеми детьми, так и с детьми-инвалидами.
Наиболее распространенная форма здоровьесбережения – физкультминутка. Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей (2-3раза). Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время проведения - 1-2 минуты. Как правило физкультминутки проводятся со всеми детьми вместе, а специальные гимнастики – с детьми-инвалидами индивидуально.
Примерами проведения физкультминуток на уроках истории можно назвать упражнения, которые выполняют все участники в классе на уроке по истории России «Возвышение Москвы».
Учитель: Да, много земля русская бедствий испытывала в это время. И просили помощи люди русские и у Бога и у земли-матушки. Давайте попробуем повторить это так, как это делали наши предки.
И раздирайся, земля русская, (разводим руки в стороны)
На погибель свою и на слезинки, (качаем головой, обхватив ее руками)
И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки)
Да у Бога прося помощи (…и тянемся)
Люди русские так трудились, (сгибаем и разгибаем локти)
Что порою суставы кручила (крутим кистями рук)
Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе)
И избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки).
2) Урок истории по теме «Измерение времени. Счет лет в истории»
Учащиеся стоят рядом со своими рабочими местами. Учитель задает детям вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет». Ребята отвечают определенными движениями: «да» - поднимают руки вверх, «нет» - приседают, поставив руки на пояс (движения, по договоренности, могут быть другими)
первый месяц весны – апрель (нет)
в году – 12 месяцев (да)
в феврале – 30 дней (нет)
новый год начинается 31 декабря (нет)
четверть часа – это 15 минут (да)
век – это срок в тысячу лет (нет)
в сутках – 25 часов (нет)
день больше, чем сутки (нет)
часы – прибор для отсчета времени (да)
первый месяц года – январь (да)
3)Урок по истории Древней Греции «Олимпийские игры в древности»
Учитель: В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)
Круг почета пробежать (бег на месте),
Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)
Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)
Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)
Будь атлет всегда готов! (аплодисменты).
Разновидностью физкультминутки может быть смена видов деятельности — (устная работа, письменная, игровые моменты, работа по карточка и пр.).
Из личного опыта могу привести следующие примеры карточек-заданий, работающих на здоровьесбережение:
Карточка №1 Покатать ручку или карандаш между ладонями. Помассировать тупым концом ручки или карандаша подушечку каждого пальчика. «Готовим тесто» -одну ладонь кладем на парту и раскатываем по ней ручку или карандаш.
|
Тема «Искусство Древнего Египта». Пирамиды выглядят вот так (руки вверх, в стороны и на уровне груди, т.е. рисуем картинку в воздухе – 2 раза) На них смотрят люди вот так (наклоны головы вверх-вниз – 2 раза) И удивляются увиденному вот так (повороты головы влево-вправо – 2 раза) Солнце… Жара… Дышим вот так (набираем воздух в легкие и медленно выдыхаем – 2 раза) Молодец! |
Основой здоровьесбережения на уроке также является игра. Например, дидактические, ролевые, деловые игры и проч., но обязательно с условием перемещения участников по классу, переменой заданий, степени их сложности и проч. Из опыта своей работы могу привести следующие примеры:
1)Игра-лото «География Смутного времени».
Эту игру лучше проводить между двумя командами. Каждая команда получает игровой лист, на котором в полях написаны названия городов. У каждой команды свой игровой лист, города на котором не повторяют города на игровом листе другой команды. У ведущего карточки с характеристикой какого-либо города, по которым надо определить его название. Та команда, у которой на игровом листе «присутствует» этот город, не называя его, забирает карточку с характеристикой у ведущего и закрывает соответствующее поле на своем игровом листе. Победительницей становится команда, которая быстрее закроет свой игровой лист, не допустив при этом ошибок.
Первый русский город, куда направился в 1604 году Лжедмитрий I. Путивль.
Город, вблизи которого находился Ипатьевский монастырь. Кострома.
Город, занятый шведами и заявивший о своем отделении от России. Новгород.
Город, героическая оборона которого в течение почти 2 лет сковывала основные силы польских войск. Смоленск.
Город, в котором началось формирование Второго ополчения. Нижний Новгород.
«Резиденция» самозванца Лжедмитрия II. Тушино.
В этом городе объявился новый самозванец Лжедмитрий III. Псков.
Город, в котором правил Лжедмитрий I. Москва.
Город, жители которого выступили инициаторами создания Первого ополчения. Рязань.
Город, в котором был создан временный правительственный орган «Совет всей Земли». Ярославль.
Место гибели Лжедмитрия II. Калуга.
Место загадочной смерти царевича Дмитрия. Углич.
2)Игра «В профессии»
урок обществознания по теме «Проблема выбора профессии».
Смысл игры сводится к тому, что команды (ряды) по очереди называют профессии (род занятий), причем каждая последующая профессия должна начинаться с последней буквы предыдущей (см. пример). В том случае, если название предыдущей профессии заканчивается на «й, ь, ъ, ы», название следующей профессии должно начинаться на предпоследнюю букву. Побеждает команда, назвавшая профессию последней.
Актер – рентгенолог – геолог – геодезист – терапевт – токарь – режиссер – рудокоп – продавец – цензор – регулировщик – кондитер – резчик – кутюрье – егерь – рыбак – конюх – химик.
Таким образом, в процессе инклюзивного образования дети инвалиды включены в различные здоровьесберегающие техники на уроках как индивидуально, так и внутри классного коллектива. В результате применения различных приемов и методов по здоровьесбережению школьники меньше утомляются, с большим интересом работают на уроке, а главное – сохраняют своё здоровье.