12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья К.433
Работаю воспитателем в детском саду. Стаж педагогической деятельности 2 года.
Россия, Воронежская обл., Воронеж

                                                              Подготовила: Ковалева Наталья Тихоновна

                                                             Воспитатель, МБОУ Лицей №3, г. Воронеж 


«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ»

В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В данной статье описываются здоровьесберегающие технологии, применяемые в дошкольных образовательных учреждениях, приводится описание основных групп здоровьeсберегающих технологий, даётся описание основных компонентов здорового образа жизни, приводятся требования, предъявляемые к работе по здоровьесбережению и здоровьеформированию, говорится о том, что должно стать основным продуктом, результатом работы деятельности ДОУ по здоровьесбережению.

Здоровьесберегающие технологии — это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

медико-профилактические;

физкультурно-оздоровительные;

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

валеологическое просвещение детей и родителей;

здоровьесберегающие образовательные технологии или просто образовательные.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе, делятся на 3 направления:

1. Технологии стимулирования и сохранения здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Коррекционные технологии.

1. Технологии стимулирования и сохранения здоровья. К ним относятся:

1)Подвижные и спортивные игры. Проводятся воспитателями и руководителем физического воспитания как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.

2) Релаксация.

3) Гимнастика пальчиковая.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

способствует овладению навыками мелкой моторики;

помогает развивать речь;

повышает работоспособность головного мозга;

развивает тактильную чувствительность;

снимает тревожность.

4) Гимнастика для глаз.

5) Гимнастика дыхательная.

6) Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по массажным коврикам, «следикам» и т. д.

7) Динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.).

2. Технологии обучения здоровому образу жизни. К ним относятся:

1) Физкультурное занятие.

2) Утренняя гимнастика.

3) Гимнастика после сна, или иначе ее называют бодрящая гимнастика.

4) Массаж и самомассаж.

5) Точечный самомассаж.

6) Активный отдых.

7) Спортивные развлечения, праздники.

8) День здоровья.

3. Коррекционные технологии. К ним относятся:

1) Технологии музыкального воздействия

2) Артикуляционная гимнастика.

3) Сказкотерапия.

4) Психогимнастика.

5) Фонетическая ритмика.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

принцип «Не навреди!»;

непрерывности здоровьесберегающего процесса;

систематичности и последовательности;

всестороннего и гармонического развития личности;

системного чередования нагрузок и отдыха;

постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.

Главное условие при этом – доброжелательное отношение к детям. Если к ребенку проявляют искренний интерес – занятия физкультурой для него в радость, и не принципиально, где и в какой форме будут проводиться эти занятия. Необходимо чтобы все упражнения выполнялись на позитивной ноте – «Учите, играя».

Существует правила — кирпичики, из которых строится здоровье:

Соблюдайте режим дня!

Обращайте большое внимание на питание!

Больше двигайтесь!

Спите в прохладной комнате!

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Желайте себе и окружающим только добро!

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, их применение в работе повысит результативность в образовательном процессе, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников. Помните, здоровье — это ДАР, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста.

Список использованной литературы

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.

3. Сивцова А. М. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.