Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии в обучении»

Подготовила: Ковалева Наталья Тихоновна
Воспитатель, МБОУ Лицей №3, г. Воронеж
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ»
В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В данной статье описываются здоровьесберегающие технологии, применяемые в дошкольных образовательных учреждениях, приводится описание основных групп здоровьeсберегающих технологий, даётся описание основных компонентов здорового образа жизни, приводятся требования, предъявляемые к работе по здоровьесбережению и здоровьеформированию, говорится о том, что должно стать основным продуктом, результатом работы деятельности ДОУ по здоровьесбережению.
Здоровьесберегающие технологии — это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:
• медико-профилактические;
• физкультурно-оздоровительные;
• технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
• валеологическое просвещение детей и родителей;
• здоровьесберегающие образовательные технологии или просто образовательные.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе, делятся на 3 направления:
1. Технологии стимулирования и сохранения здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
1. Технологии стимулирования и сохранения здоровья. К ним относятся:
1)Подвижные и спортивные игры. Проводятся воспитателями и руководителем физического воспитания как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
2) Релаксация.
3) Гимнастика пальчиковая.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
• способствует овладению навыками мелкой моторики;
• помогает развивать речь;
• повышает работоспособность головного мозга;
• развивает тактильную чувствительность;
• снимает тревожность.
4) Гимнастика для глаз.
5) Гимнастика дыхательная.
6) Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по массажным коврикам, «следикам» и т. д.
7) Динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.).
2. Технологии обучения здоровому образу жизни. К ним относятся:
1) Физкультурное занятие.
2) Утренняя гимнастика.
3) Гимнастика после сна, или иначе ее называют бодрящая гимнастика.
4) Массаж и самомассаж.
5) Точечный самомассаж.
6) Активный отдых.
7) Спортивные развлечения, праздники.
8) День здоровья.
3. Коррекционные технологии. К ним относятся:
1) Технологии музыкального воздействия
2) Артикуляционная гимнастика.
3) Сказкотерапия.
4) Психогимнастика.
5) Фонетическая ритмика.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
— принцип «Не навреди!»;
— непрерывности здоровьесберегающего процесса;
— систематичности и последовательности;
— всестороннего и гармонического развития личности;
— системного чередования нагрузок и отдыха;
— постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
— возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.
Главное условие при этом – доброжелательное отношение к детям. Если к ребенку проявляют искренний интерес – занятия физкультурой для него в радость, и не принципиально, где и в какой форме будут проводиться эти занятия. Необходимо чтобы все упражнения выполнялись на позитивной ноте – «Учите, играя».
Существует правила — кирпичики, из которых строится здоровье:
• Соблюдайте режим дня!
• Обращайте большое внимание на питание!
• Больше двигайтесь!
• Спите в прохладной комнате!
• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
• Гоните прочь уныние и хандру!
• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
• Желайте себе и окружающим только добро!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, их применение в работе повысит результативность в образовательном процессе, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников. Помните, здоровье — это ДАР, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста.
Список использованной литературы
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
3. Сивцова А. М. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.