Методическая разработка на тему «Здоровьесберегающие технологии в обучении»
Здоровьесберегающие технологии в обучении.
Здоровье – высшая ценность человеческой жизни. В наше время к этой проблеме люди стали уделять все больше внимания. Но это касается людей среднего и старшего возраста,а среди молодежи заболеваемость остается о высокой, в том числе среди детей. Проблема здоровья подрастающего поколения важна и своевременна как для теории, так и для практики. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
Здоровые дети являются сегодня одним из важнейших факторов социально-экономического развития общества в будущем, так как способны заниматься производительно полезным трудом в полном объеме.
При анализе причин заболеваний детей и подростков отмечается многокомпо-нентность и разнонаправленность воздействия факторов риска на растущий организм.
Наиболее интенсивными факторами риска являются:
интенсификация обучения (использование технических средств обучения);
переход на новые формы и методы обучения (по длительности учебной недели);
учебный стресс (до 80% учащихся испытывают воздействие стресса);
снижение двигательной активности;
влияние светового, воздушно-теплового режима, подбор учебной мебели;
несбалансированное питание.
Очень важно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Во время организации учебно-воспитательного процесса необходимо соблюдать гигиенические требования при оборудовании общеобразовательных учреждений; учитывать требования к воздушно-тепловому режиму, водоснабжению и канализации, к естественному и искусственному освещению, шумовой изоляции, режиму учебного процесса, организации медицинского обслуживания, санитарному состоянию и питанию.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Одной из главных задач любого дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии - это целостная система воспитательно- оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:
- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;
- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому
образу жизни;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека;
- привитие знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его;
- воспитание валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
По мнению В.Д. Сонькина, здоровьесберегающая технология – это:
− условия обучения ребенка в образовательных учреждениях (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
− рациональная организация учебного процесса ( в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
− соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
− необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим .
Полат Е.С. полагает, что такие современные педагогические технологии, как обучение в сотрудничестве, создание проектов, использование новых информационных технологий, интернет-ресурсов, помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, а также способствуют обеспечению индивидуализации и дифференциации обучения с учётом способностей личности, склонностей и т. д..
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Хотелось остановится на некоторых видах здоровьесберегающих технологиях.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
стретчинг – комплекс упражнений для медленного, плавного растягивания определённых мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг улучшает настроение, создаёт ощущение комфорта и спокойствия в целом.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Упражнения игрового стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач.
Основные принципы игрового стретчинга:
-Наглядность – показ физических упражнений, образный показ.
-Доступность – от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитываем подготовленность детей.
-Систематичность – регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.
-Закрепление навыков – многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно.
-Индивидуально – дифференциальный подход – учёт возрастных особенностей и состояния здоровья ребёнка.
-Сознательность – понимание пользы выполнения упражнений.
Ритмопластика имеет художественную ценность, используется с учётом величины физической нагрузки и её соразмерности возрастным показателям ребёнка. Ритмопластика развивает у ребят музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, темпа, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Одной из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка.
Ритмопластика с использованием песни из к/ф «Красная Шапочка»
Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти.
А в Африке реки вот такой ширины,
А в Африке горы вот такой вышины,
Ах, крокодилы, бегемоты,
Ах, обезьяны, кашалоты
Ах, и зеленый попугай.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Пальчиковая гимнастика - это упражнения для развития мелкой моторики (координация движений в сочетании с речью)
Технологии социально-психологического благополучия ребёнка
Релаксация осуществляется с использованием спокойной мелодии или классической музыки (например, Рахманинова, Чайковского), звуки природы. Проводят во всех возрастных группах в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность технологии. Как проводится занятие по ритмической пластике?
Одним из основных правил при занятиях пластикой является атмосфера, в которой занятия проводятся. Воспитатель, который проводит ритмопластику, в первую очередь должен быть дошколятам товарищем, а лишь потом – педагогом. Запрещается любое насилие. Детей нельзя заставлять выполнять упражнения или настаивать на выполнении определенного вида действий. У детей должна быть полная свобода. Дошколята должны почувствовать, что на них не оказывают никакого давления. Занятия ритмопластикой должны приносить удовольствие, только в этом случае от них будет польза. Также у каждого занятия есть определенные временные рамки. Продолжительность занятия не может занимать более получаса, ведь маленьким детям тяжело длительное время фокусировать внимание на одном и том же упражнении (деле).
Коммуникативные игры – занятия строятся по определённой схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Проводят с детьми, начиная со старшего возраста 1-2 раза в неделю по 30 минут
Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.
Что такое сказкотерапия?
это лечение сказками, т.е. совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими;
Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.
Это процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
это процесс экологического образования и воспитания ребенка;
это процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас;
Примеры занятий для дошкольников старшего возраста.
Арт-терапия «Мое настроение»
Задачи:
1. Систематизировать представления детей о настроении человека
2. Развивать умение узнавать настроение по выражению лица
3. Воспитывать желание дарить другим положительные эмоции
Материалы:
- фотографии эмоций и настроения детей;
-демонстрационный материал «Мои эмоции»
Ход мероприятия:
Ребята, у меня сегодня очень хорошее настроение. А у вас? (Ответы).
А бывает ли настроением плохим? (Ответы)
Посмотрите на эти картинки (психолог показывает фотографии веселого и грустного человека).
Чем отличаются люди на этих фотографиях? (Настроением).
Правильно. А как вы узнали? (у веселого человека на лице улыбка, а у грустного улыбки нет).
Да, ребята, улыбка выражает радость. А как можно увидеть грусть? (нет улыбки, слезы, по взгляду)
А что у человека может вызвать радость, хорошее настроение? (подарки, приятные слова и т.д.)
Из-за чего настроение может испортиться? (если кто-то обидел и т.д.)
Вы правы. Предлагаю вам послушать одну историю.
В гости к белочке пришел ежик. Она была очень рада гостю. И предложила поиграть своими игрушками, ведь белочка не была жадной. Ежик взял любимую игрушку хозяйки, это была яркая, разноцветная юла, и, разыгрался так, что нечаянно ее сломал. Белочка очень расстроилась и заплакала. Настроение было испорчено, ведь это была ее самая любимая игрушка. Ежику стало стыдно, он пожалел белочку и попросил у нее прощения. Он взял сломанную юлу домой, отремонтировал ее и вернул белочке. Радости белочки не было предела, когда она увидела свою игрушку целую, как новенькую. Рад был и ежик.
Вопросы по прочитанному:
- Какой была белочка? (доброй, щедрой, веселой)
- Почему она заплакала?
- Каким стало ее настроение?
- Как менялось настроение ежика?
- Как ежик поднял белочке настроение?
Ребята, вы молодцы! Вы знаете, на лице человека мы можем увидеть не только радость и грусть. Есть еще и другие эмоции (показ фото с эмоциями):
Удивление Страх Злость Спокойствие
Давайте попробуем изобразить эти эмоции:
1. Радость. Я улыбаюсь. Мои глаза слегка прищурены, уголки рта слегка приподняты. Я смеюсь.
2. Печаль. Мне грустно. Глаза слегка сужены. Уголки рта опущены. Я плачу.
3. Спокойствие. Мои движения плавны. Мое лицо спокойно. Глаза слегка приоткрыты.
4. Удивление. Мои брови приподняты. Рот слегка приоткрыт, округлен. Глаза широко раскрыты.
5. Страх. Мои брови приподняты. И слегка сведены к переносице. Глаза очень широко открыты.
6. Злость. Мои брови сильно сведены к переносице. Зубы и губы сомкнуты. Глаза сужены.
Теперь вы знаете, что такое эмоции и как меняется настроение. Предлагаю вам сейчас нарисовать свое настроение (Дети рисуют свое настроение, подсказками будут демонстрационный материал пиктограммы «Эмоции»)
Спасибо, ребята. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение!
«Что я чувствую?» (мандалотерапия)
Цель: снизить уровень эмоционального напряжения через использование мандалотерапии. Создавать возможность для самовыражения, преодоление барьеров в общении. Развивать зрительную память.
Задачи:
-Формирование социального доверия.
-Воспитывать умение эмоционально и выразительно общаться.
-Развивать фантазию и память.
-Снятие мышечного и эмоционального напряжения.
-Развивать умение четко произносить звуки и фразы.
-Способствовать самовыражению ребенка.
Методические приемы:
игровой,наглядный,словесный ,поощрение, анализ занятия.
Материалы и оборудование: мяч,магнитная доска,"голова дракона"мандалы по количеству детей,краски, карандаши цветные, фломастеры.
Ход занятия
Приветствие "Поделись улыбкой"
Цель: снизить уровень психоэмоционального напряжения с помощью метода игровой терапии.
Материалы; мяч.
Инструкция детям: Вы любите путешествовать? И я люблю путешествовать! Что нам надо взять в путешествие! Хорошее настроение! Я сейчас поделюсь с вами своей улыбкой, ведь улыбка поднимает всем настроение, а мячик мне поможет.
Дети передают друг другу мячик «Желая хорошего дня» улыбаясь
Упражнение «Дракон»
Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов. Помощь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность в себе и почувствовать себя частью коллектива.
Инструкция детям: Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «голова дракона» пытается поймать «хвост дракона», а тот уворачивается от нее.
Замечание: Следите, чтобы дети не отпускали друг друга, а также чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполнили все дети.
Упражнение «Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Инструкция детям: тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. 1 стук – шаг вперед, 2 стука – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
Раскрась" радугой "мандалу.
Цель : Естественным и радостным способом улучшать эмоциональное состояние, снятия напряжения, выражения чувств, способствовать развитию творчества, художественным духовным самовыражением детей.
Материалы: Мандалы (с разным рисунком), краски, цветные карандаши, фломастеры.
Инструкция детям: Объясняю детям значение слова «мандала». Затем показываю образец «Посмотрите, как раскрасила я, сейчас вы выберите себе любую мандалу, закройте глаза и представьте разноцветную радугу, вот этой радугой мы будем «рисовать», теперь выберите, чем раскрашивать фломастерами, карандашами. Включаю медленную инструментальную мелодию.
Итог занятия. Дети расслабились и участвовали во всех упражнениях, получилось снять эмоциональное напряжение, сплотить коллектив. Удалось способствовать развитию самоуважения друг к другу, эмоциональной устойчивости в ходе общения.
Цель: развивать у детей эмоциональную отзывчивость, умение понимать эмоции других людей и правильно на них реагировать.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с приемами снятия психоэмоционального напряжения;
• Помочь ребенку научиться узнавать и выражать свои чувства (гнев, страх, грусть, радость);
• Способствовать пониманию того, что отрицательные и положительные эмоции влияют на здоровье человека.
Развивающие:
• Формировать связную речь детей, активизировать словарь
• Развивать уверенность в себе, умение самовыражения, повышать самооценку;
Воспитательные:
• Воспитывать чувство сострадания, желание прийти на помощь;
• Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.
Материал для занятия:
Изображение грустного и весёлого ослика Иа, пиктограммамы эмоций, мешочек Злости, коробка Страха, цветные карандаши, фломастеры, на одном из рисунков хвост Иа, "Песенка друзей" (слова: Сергей Михалков, музыка: Михаил Старокадомский)
Ход занятия(Дети заходят в группу и выстраиваются в круг)
1. Приветствие
- Ребята, я предлагаю вам поприветствовать друг друга необычным способом, так как здороваются жители Новой Зеландии - носами. Таким образом, они показывают свое доверие и миролюбие. Попробуем? (Дети здороваются).
Как вам такое приветствие? Оно поднимает настроение?
2. Постановка проблемы
- По дороге на работу я узнала интересную новость, которую поведала мне сорока. Оказывается, ослик Иа, путешествуя по стране Эмоций, потерял свой хвост (показ изображения грустного ослика). И теперь он просит вас помочь отыскать его хвост, а вместе с ним и хорошее настроение.
- А как вы думаете, почему вместе с хвостом потерялось и настроение ослика?
Поможем ослику Иа? (Ответы детей).
-Какое интересное название - страна Эмоций. А что такое эмоция? (Ответы детей). Эмоция — это психическое состояние, отражающее отношение человека к себе и к происходящему вокруг него.
Постойте, а как мы туда попадем? (Дети выбирают вид транспорта).
3. Основная часть
- Все заняли свои места, отравляемся! (Дети отправляются в путешествие на выбранном транспортном средстве под "Песенку друзей")
Остановка №1
- Посмотрите вокруг. Как вы думаете, какие люди здесь живут? Почему? Как он может называться? Это город Злодейск. В городе много больниц, почему? (Дети высказывают своё предположение).
Чтобы отыскать хвост Иа, нам нужно выполнять задание в каждом городе страны Эмоций. Жители Злодейска собирают у всех путешественников плохие эмоции (какие плохие эмоции могут быть): гнев, обида, злость.
-Ребята, у вас бывает такое настроение? Почему оно появляется? Покажите, как вы сердитесь. (Дети изображают гнев).
А теперь, соберите свой гнев в мешочек и оставьте в городе Злодейске. Таким способом вы можете бороться со своей злостью. (Дети собирают "мусор" в мешочек).
Хвост Иа мы не нашли. Отправляемся дальше. (Дети садятся в своё транспортное средство и едут под музыку).
Остановка №2
-Ребята, как вы думаете, в каком городе мы оказались? Какие люди здесь живут? Почему вы так решили? Правильно, это город Страховск. Как выглядит человек, когда напуган? Жители этого города собирают у своих гостей страхи. У вас они есть, кто расскажет? (Дети рассказывают о своих страхах. Давайте от них избавимся! (воспит. раздает пиктограммы страха детям). Представьте что это ваш страх, а теперь разорвем и закроем страх в коробке!
- Вам стало легче? Как вы себя чувствуете? (Ответы детей).
Хвоста ослика и здесь не нашлось, ищем дальше. Занимайте свои места, отправляемся в путь.
Остановка №3
Где мы оказались на этот раз? Что вы можете сказать про жителей этого города? (Ответы детей).
Верно, это город Грустинск. Жители города хотят знать, почему люди грустят, скучают, и тоскуют. А показать сможете какое у вас выражение лица, когда вы грустите? (Показывают). Ну вот, теперь вы тоже стали скучными. Как же нам исправить положение, как развеселиться? (Ответы детей).
Давайте покажем Грустинску, как мы веселимся в детском саду. (Дети свободно танцуют под музыку). Молодцы!
Путешествие продолжается. Отправляемся на поиски хвоста.
Остановка №4
-Что вы можете сказать о жителях этого города (ответы детей)
- Да, это город Веселовск. Жители города рады приветствовать вас, они приготовили вам задание - сюрприз. Нужно выбрать цвет радости, веселья и хорошего настроения и разукрасить им лист бумаги (смайлики). Какой цвет вы выберете? Рассаживайтесь за столы и приступайте к выполнению задания (дети разукрашивают свои рисунки).
Какой замечательный сюрприз получился! Давайте посмотрим ваши рисунки. А вот и хвост Иа!
4. Рефлексия
- Ребята, ослик Иа благодарит вас за помощь, у него теперь всё в порядке (показ изображения весёлого ослика). Иа очень доволен.
Давайте вспомним, в каких городах мы сегодня побывали? Какие эмоции испытали? В каком городе вам понравилось больше всего и почему? (Веселовск)
5. Прощание
-Давайте закончим наше путешествие и попрощаемся. Вставайте в кружок, будем строить пирамиду из ладошек (дети по очереди кладут свою ладонь, на ладонь другого ребенка). Вопрос: Ребята, как вы думаете, когда человек веселый он может кричать? Что он кричит? (Ура)
Я желаю вам хорошего настроения!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М.: Просвещение, 1987- 111 с. 2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. Книга для учителя. - М.: Просвеще-ние, 1991- 192 с.
2. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в
общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт
применение / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М.: Триада-фарм. -
2002. - 114 с.
3. Митина Е.Л. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра //
Начальная школа. - 2006. - № 6. - С. 56-57.
4.Фопель К. Привет ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005. – 143с.
5.Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 349, [1] с. – (Психологический практикум).
6.Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А.И.Копытина.-СПб.: Речь, 2002.-144с.