12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Авдеева Инна Владимировна27

Цель:

  • дать детям представление о таком грозном природном явлении, как землетрясение;
  • рассказать о причинах его возникновения, признаках приближающегося землетрясения и способах выживания при этом природном явлении.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с новыми понятиями: очаг землетрясения, эпицентр, сейсмограмма, сейсмические области; рассказать о работе прибора сейсмографа.

Воспитывающие: воспитание бережного отношения к своей жизни и жизни других людей.

Развивающие: развитие мышления, памяти, пространственного воображения, логического мышления.

Оборудование: компьютер, экран, “Карта мира”, атласы.

Межпредметные связи: основы безопасности жизнедеятельности, география, история.

Ход урока 1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Вспомните, при каких движениях литосферных плит происходят сейсмические удары и толчки? Земная кора испытывает движения: горизонтальные и вертикальные.

Отгадайте тему нашего урока.

,, ЯЕ

5= Е 2=Е

 

Тема нашего урока: “Землетрясение”

- Как вы думаете, для чего мы изучаем эту тему?

2. Изучение новой темы

Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда.
Сотрясенье земли унесло города…
Все оковы небес разомкнуться смогли.
Свел разгул сотрясенья суставы земли,
 
Сжал он бедную землю в такие тиски,
Что огромные скалы разбил на куски…

поэт Низами

О каком природном явлении это стихотворение? О каких последствиях говорит автор? (ответы детей)

Немногие из грозных явлений природы могут сравниться по разрушительной силе и опасности с землетрясением. История человечества насчитывает миллионы жертв, сотни погибших городов и поселков, сооружений, повреждений и уничтоженных от этого стихийного бедствия.

- Сейчас поработаем в группах, соотнесите понятия с их определениями:

землетрясение

это место на поверхности земли, наиболее близкое к очагу.

причина землетрясения

это место в земных глубинах, где зарождается землетрясение, где происходит разрыв, смещение горных пород.

эпицентр

это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.

очаг

это сдвиг скальных пород земной коры, разлом, вдоль которого один скальный массив с огромной силой трется о другой. При этом гигантская энергия вызывает колебания в скальных породах, которые могут распространяться на десятки и сотни километров во все стороны. С расстоянием их сила убывает.

(Дети рисуют в тетради очаг и эпицентр землетрясения. Дети записывают понятия: очаг, эпицентр, землетрясение.)

В России чаще всего землетрясения возникают в районе Тихого океана, на Курило-Камчатской дуге. Многие считают, что землетрясения происходят в тех районах, где есть горы. Но это не так. В нашей стране нет места, где бы когда-то не произошло сильное землетрясение. Например, в 1230, 1446 и 1556 годах подземную стихию почувствовали жители Владимира, в 1446, 1802 и 1977 годах – Москвы, в 1230 и 1556 годах – Нижнего Новгорода.

Сила землетрясения – степень проявления землетрясения на земной поверхности; оценивается в баллах. В большинстве стран принята международная 12-балльная шкала, в Японии – 7-балльная.

По интенсивности и глубине очага создана 12-бальная международная сейсмическая шкала. (Шкала Рихтера).(по имени американского сейсмолога Ч.Ф.Рихтера (1900–1985), предложившего ее в 1935).

Условно землетрясения подразделяются на:

Слабые – 1–3 балла

Умеренные – 4 балла

Довольно сильные – 5 баллов

Сильные – 6 баллов

Разрушительные – 8 баллов

Опустошительные – 9 баллов

Уничтожающие – 10 баллов

Катастрофические – 11–12 баллов.

Найдите соответствия:

А

Б

В

Г

Д

Е

Изучением землетрясений занимается наука Сейсмология.

Предсказывать землетрясения очень сложно. Постоянные наблюдения за землетрясениями осуществляются сейсмической службой. Современная мировая сеть насчитывает свыше 2000 стационарных сейсмических станций, данные которых систематически публикуются в сейсмологических бюллетенях и каталогах. Помогает ученым и специальный прибор, который называется сейсмограф. (Описание прибора). (Задание на опережение: один ученик готовит дома доклад про сейсмограф)

Он регистрирует землетрясение, отмечая время, силу и направление каждого удара в отдельности. Кривая хода землетрясения называется сейсмограммой . Она пишется на бумаге, заправленной в сейсмограф. Хорошие сейсмографы регистрируют не только землетрясение, случившееся в той местности, где установлен инструмент, т.е. где находится сейсмическая станция или в ближайших окрестностях, но и самые отдаленные землетрясения и позволяют определить, на каком расстоянии от станции они случились, а также их силу.

Вопрос о том, на какой глубине находится очаг землетрясения, решается вычислениями на основании сейсмограммы. Землетрясение может длиться несколько часов или целые сутки. Иногда известная область Земли испытывает сотрясения разной силы в течение нескольких дней, недель или месяцев. Подсчитано, что в год на нашей планете происходит около 20 катастрофических землетрясений, 150 разрушительных, 7000 сильных и более 150000 слабых. А территорию, где уже были или ожидаются очаги землетрясений, называют сейсмической областью.

Почти каждое землетрясение сопровождается звуковыми явлениями, которые производят сильное впечатление и внушают человеку ужас. Подземный гул то подобен глухим раскатам грома, то клокотанию кипящей воды, то грохоту тяжелого поезда или обвала, то свисту ветра, то визгу при полете снаряда, то взрыву. Звуки иногда опережают волну землетрясения, иногда отстают от нее. Наблюдения показали, что большая часть землетрясений зарождается на глубине 50 км от земной поверхности, небольшая часть  на глубине от 50 до 100 км и лишь единичные землетрясения исходят с глубин до 300-700 км.

Начало научному познанию землетрясений было положено российскими учеными С.И. Вавиловым и Г.А. Гамбурцевым, одними из основоположников сейсмической разведки в нашей стране. Но изучать землетрясения и знать их причины необходимо не только сейсмологам, но и специалистам других профессий. Кому? (Ответы детей: проектировщикам, архитекторам, инженерам, строителям)

Работа с текстом в группах: найдите в тексте ответы на вопросы.

Последствия землетрясений очень опасны. Они вызывают обвалы, оползни, цунами, пожары и даже извержение вулканов. За секунды разрушаются города, гибнут тысячи людей. По некоторым данным от землетрясений с начала цивилизации погибло 150 миллионов человек.

Самое крупное землетрясение 20 века произошло 7 декабря 1986г. в 11 ч. 41 мин в Армении. Оно охватило территорию с населением свыше 700 тысяч человек. Сила подземных толчков в эпицентре стихийного бедствия достигла более 10 баллов. Особенно пострадали города Кировокан, Степанакерт, Ленинакан, а Спитак был практически стерт с лица земли. Под развалинами погибли десятки тысяч человек.

Опускания более крупных площадей или провалы их происходят при очень сильных землетрясениях, достигают даже 60 м глубины и сопровождаются извержением воды и грязи. В Лиссабоне при землетрясении 1755 года опустилась набережная с массой собравшихся на ней людей, а во время землетрясения 1861 года в дельте реки Селенги на озере Байкал случился провал — оседание площади около 260 км2, которая вместе с находившимися на ней жилищами и стадами опустилась ниже уровня озера в среднем на 2,9 м.

Если землетрясение происходит на дне океана (моря) образуется цунами. Такое возникло в декабре 2004 года, унеся более 200000 жизней.

Вопросы: Какие стихийные бедствия и природные явления могут возникнуть в результате землетрясений? Где и когда произошло самое крупное землетрясение? Какие факты указывают что землетрясение уничтожающее? Какие последствия землетрясения были в Лиссабоне и на Байкале?

Сейсмически активные районы: 
 Тихоокеанский пояс – охватывает кольцом берега Тихого океана. Здесь происходит до 80% всех землетрясений.
 Средиземноморский (Трансазиатский) пояс – простирается через юг Евразии от Пиренейского полуострова на запад до малайского архипелага на востоке. В зоне этого пояса происходит до 15% всех землетрясений.
 Пояса: Арктический, западной части Индийского океана и Восточно-Африканский. В этих зонах происходит до 5% всех землетрясений
 Сейсмически опасные районы России – Кавказ, Алтай, горы Восточной Сибири и Дальнего Востока, Командорские и Курильские острова, о. Сахалин.

Откройте в атласе карту границ литосферных плит. Соотнесите карту литосферных плит с картой сейсмически активных районов. Что Вы видите? Вы знаете, что сейсмическими активными зонами являются края плит?

Как же предсказать грозящее бедствие? Существует целый ряд признаков, по которым можно заблаговременно предсказать природную стихию.

Признаки близкого землетрясения:

резкие изменения уровня воды в водоемах или ее помутнение;

запах газа в районах, где раньше этого не было;

беспокойство птиц и домашних животных;

слабые толчки земной поверхности;

нарушение в работе радио, телеграфа, электромагнитных приборов.

телевизоры берут программы других стран

В Японии очень часто происходят землетрясения. Японцы в своих домашних аквариумах содержат особые виды рыбок, по поведению которых узнают о предстоящем землетрясении. За несколько часов до толчков, рыбки начинают вести себя беспокойно, мечутся, выбрасываются из воды.

В Индонезии растёт королевская примула, замечено, что она расцветает перед извержением вулкана, а как известно этому часто предшествует землетрясение, поэтому этот цветок и называют цветком смерти.

Очень важно знать любому человеку правила безопасного поведения во время землетрясения.

При первом толчке постараться немедленно покинуть здание в течение нескольких минут.

Спускаться только по лестнице, оповещая соседей о необходимости покинуть здание.

Если остались в квартире, необходимо встать в дверной проем или в углу комнаты, подальше от окон, светильников, шкафов и зеркал. Почему?

Не допускать возникновения паники.

Если землетрясение застигло вас в машине, нужно немедленно остановиться и не выходить из машины до окончания толчков.

При заблаговременном оповещении о землетрясении:
– включить телевизор, радио, прослушайте сообщения и рекомендации;
– закрепите мебель, тяжелые вещи переместите на пол;
– выключите газ, воду и электричество, погасите огонь в печах;
– возьмите необходимые вещи и документы;
– следуйте в сборный эвакуационный пункт.

При внезапном землетрясении если вы оказались:

На улице: отойдите на открытое место, не бегайте, не кричите;
– передвигайтесь используя свободное пространство;
– следите за опасными предметами которые могут оказаться на земле;
– найдите штаб спасательных работ и зарегистрируйтесь.

В школе или дома:
– спрячьтесь под партой или в безопасном месте;
– не выбегайте на балкон;
– не зажигайте огонь;
– откройте дверь и встаньте в дверном проеме капитальных стен;
– держитесь подальше от окон.

Правила безопасного поведения после землетрясения:
– сохраняйте спокойствие;
– не зажигайте огня;
– после землетрясения не заходить в пока его не осмотрят специалисты;
– избегайте мест, где видны оборванные провода;
– серьезно пострадавших людей лучше не трогать, постарайтесь найти спасателей или медиков

Помните! Паника в любой чрезвычайной ситуации вызывает неосознанные действия, приводящие к тяжелым последствиям.

                              

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ОТРАБОТКА

Что нельзя делать при землетрясении дома и в школе?(Ответы детей)

 НЕЛЬЗЯ:

- подвергаться панике;

- суетиться;

- создавать давку;

- прыгать из окна;

- пользоваться лифтом;

- зажигать спички;

- стоять возле окон, зеркал, печей и т.д.

ВЫ В ТРАНСПОРТЕ. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ.

ВЫ НА УЛИЦЕ. ЧТО ДЕЛАТЬ?(ответы детей)

- открытое место;

- не бегайте, не кричите;

- передвигайтесь подальше от домов, деревьев, ЛЭП;

- быть внимательным.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ОКАЗАЛИСЬ В ЗАВАЛЕ?

А) Вы ранены, получили травму:

- постарайтесь успокоиться;

- помните, Ваше спасение – в Ваших руках.

- действуйте разумно, в соответствии с ситуацией.

- постарайтесь определить характер травмы;

- окажите себе посильную помощь;

-  перевернитесь на живот, ослабьте давление на грудь;

-  привлекайте внимание спасателей. –  КАК? Голосом и стуком;

-  постарайтесь найти и надеть теплые вещи;

-  укрепите по возможности завал (поставьте подпорки);

-  постарайтесь утолить жажду;

-  осмотритесь, нет ли где лазов, проемов, просветов;

-  осторожно выбирайтесь из завала, не вызывая нового обвала;

- выйдите на открытое место;

- зарегистрируйтесь.

 

Работа в группах. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА №1.

Предположите, что в Вашем городе случилось землетрясение. Разрушено много домов. Ваш дом устоял, но получил серьезные повреждения: кое-где обрушились этажи, лестничные марши, выпали стекла. Ваша квартира находится на третьем этаже. Начинается дождь. Темнеет. Вдали виднеется сарай.

Выберите из предлагаемых вариантов Ваши дальнейшие действия:

Зайти в дом и переночевать, ведь квартира цела;

Зайти в дом, чтобы взять плащ и теплые вещи;

Пойти к сараю и укрыться от дождя там;

Пойти поискать знакомых, чтобы у них переночевать;

Развести около дома костер из разбитой мебели и обломков;

Развести костер около сарая, если нет запаха газа.

На задачу 3 правильных ответа.

                               

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА №2.

Предположите, что во время землетрясения Вы не успели эвакуироваться из квартиры, которая расположена на втором этаже пятиэтажного дома. Здание получило серьезные повреждения, частично разрушено. Вы попали под завал и ногу придавило упавшей конструкцией. В помещении есть немного свободного места, но выход заблокирован упавшими конструкциями.

Выберите из предлагаемых вариантов Ваши дальнейшие действия:

Будете кричать, звать на помощь, стучать металлическими предметами по трубам, плитам.

Будете разгребать завал в сторону выхода из помещения;

Попытаетесь освободить ногу и окажете себе посильную медицинскую помощь.

Будете пробовать подобраться к оконному проему;

Постараетесь установить подпорки под конструкции над Вами;

Если найдете спички, попытаетесь развести небольшой костер, чтобы согреться и осмотреться вокруг.

Постараетесь найти теплые вещи или одеяло и надеть их на себя.

4 правильных ответа на задачу.

                               

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА №3.

Выберите из перечисленных мест те, которые наиболее безопасны для укрытия в здании при землетрясении. Объясните, почему эти места считают наиболее безопасными.

Места внутри шкафов, комодов, гардеробов;

Места под прочно укрепленными столами и рядом с кроватями;

Места у колонн;

Места под подоконниками;

Углы, образованные внутренними перегородками;

Вентиляционные шахты и короба;

Проемы в капитальных внутренних стенах;

Балконы и лоджии;

Углы, образованные капитальными внутренними стенами;

10. Места внутри кладовок и встроенных шкафов;

11. Дверные проемы.

4 правильных ответа на задачу.

4. Закрепление пройденного

Оцените свои знания:

О каком природном явлении мы сегодня говорили?

В чём выражается сила землетрясения?

Что такое очаг землетрясения? Эпицентр?

Один учёный в интервью сказал, что нашу планету трясёт, как в лихорадке... Согласны ли вы с ним?

Существуют ли живые сейсмографы?

Где растёт “Цветок смерти”.

Представьте себе, что…

Вы находитесь на выставке картин средневекового итальянского художника, изображающую землетрясение: падающие на землю каменные постройки – большой храм, замок, дома; растрескивающаяся поверхность земли. Но при этом люди, нарисованные на полотне, выглядят спокойными, в обычных позах. В чем ошибка художника? Как вы догадались, что автор этой картины сам никогда не переживал столь грозное событие? Каким по силе было землетрясение?

Ваша точа зрения:

Установлено, что при каждом землетрясении выделяется колоссальная энергия, исчисляемая миллионами и даже триллионами эргов( от греч. Ergon – работа; единица измерения энергии). Могут ли люди использовать эту энергию и почему?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.