Урок географии в 5 классе «Земля – часть Солнечной системы»
Технологическая карта урока географии в 5 классе с учетом требований ФГОС.
ФИО: Утаганова И. Б.
Место работы: МБОУ «СШ№7»
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: «Земля-часть Солнечной системы»
Базовый учебник: «География. Землеведение.5-6 классы», авторы: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2014 г.
Цель урока: развить представление о планетах Солнечной системы, о Земле как части Солнечной системы.
Задачи:
Обучающая: раскрыть содержание понятий «Солнечная система» и «планеты земной группы», «планеты-гиганты».
Развивающая: выявить черты сходства и различия Земли и других планет Солнечной системы
Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.
9. Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Предметные: называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
10. Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
11. Тип урока: комбинированный.
12. Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах.
13. Техническое оборудование: мультимедиа, атласы, учебник.
Структура и ход урока
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Результаты |
||
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
||||
Орг. момент |
1 мин. |
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
|||
Актуализация знаний |
7 мин. |
-Какую тему мы проходили на прошлом уроке? - Я бы хотела, чтобы вы проверили ваши знания, выполнив следующее задание. Найди лишнее: 1. Земля, река, звезды, галактика; 2. Космос, Большая медведица, материк, туманность Андромеды; 3. Млечный путь, Магеллановы облака, горы, созвездия; 4. Южный крест, Полярная звезда, остров, Вселенная. Поменяйтесь карточками и оцените работу соседа |
Участвуют в обсуждении. Взаимоконтроль: 1. река 2. материк 3. горы 4. остров Все правильно- 5, Одна ошибка 4 Две ошибки 3 |
Включение в общение, построение осознанной устной речи. |
Актуализация и систематизация знаний о Земле и космосе. |
Р- оцека результатов работы. |
Целеполагание |
5 мин |
Молодцы! Демонстрация ролика из электронного приложения учебника по теме «Соседи Солнца». В ходе обсуждения подводит учащихся к формулировке темы и цели урока. |
Определяют тему, цель урока.
|
Включение в общение, построение осознанной устной речи. . Формирование навыков коммуникативной компетенции |
Формирование знаний о Солнечной системе |
Использовать устную речь для аргументированного ответа |
Изучение нового материала |
16 мин. |
Работа с учебником и беседа, работа в паре (текст стр.25-27): - Объясните, какое значение для планет имеет Солнце? - Что общего у Земли с другими планетами? - Сравните размеры планет и сделайте вывод. - Сформулируйте понятие «Солнечная система». Изучите в учебнике рис.19 на стр. 25-26.Перечислите, на какие группы делятся планеты.Назовите планеты, которые относятся к планетам земной группы и планетам гигантам.Почему их объединили в одну группу? Составьте схему. Постановка проблемы. Чем уникальна планета Земля. - Что Вам известно о планете Земля? Все планеты, входящие в Солнечную систему, имеют общие черты и различия. В рабочих тетрадях на стр.15, задание 10. |
Формулируют понятие о Солнечной системе Перечисляют группы планет. Составляют схему в тетрадях Отвечают на вопрос о планетах земной группы, предлагают варианты ответов. В процессе изучения обучающиеся заполняют таблицу в рабочих тетрадях. Работают с текстом учебника и Физической картой полушарий. Классифицируют материки и океаны по размерам площадей, обмениваются полученной информацией Узнают интересные факты о Земле и отвечают на вопрос об уникальности планеты Земля. Обобщают и формулируют вывод. |
Поиск и выделение необходимой информации по теме Готовность к самообразованию. Формирование умений давать аргументированный ответ. Формирование умений самостоятельной работы. Формирование коммуникативных навыков |
Формирование умений работы с текстом учебника Выполнять учебные и познавательные задачи, применять полученные умения и навыки |
Уметь классифицировать и обобщать, делать выводы. Ставить учебные задачи и выбирать способы их решения Аргументировать свой ответ. |
Физ.минутка |
1 мин. |
«Игра на внимание» (верное утверждение – хлопок, неверное утверждение – руки вверх): 1.Луна – естественный спутник Земли. 2.Марс – планета земной группы. 3.Земля – самая большая планета. 4.Юпитер – планета–гигант. 5.Плутон – планета земной группы. 6.Солнце – звезда. |
Играют, демонстрируя свои физические способности и знания темы (К) |
Формирование ЗОЖ |
Правильное выполнение двигательных действий |
|
Закрепление |
10 мин. |
Давайте ответим на наш вопрос « Чем уникальная планета Земл?». Земля – единственная «живая» планета. |
Обучающие излагают свое мнение |
Саморегуляция, самооценка |
Построение устной речи при ответе |
Использование устной речи для аргументированного ответа |
Рефлексия |
6 мин. |
Закончите предложения . 1. Мне было интересно, потому что … 2. Мне было трудно выполнять задания , потому что … Выставление оценок с комментариями учителя |
Рассуждения учеников. |
Мотивация на обучение |
Использование умений и знаний при выполнении заданий |
Изучать разнообразные источники информации |
Домашнее задание |
2 мин. |
§7, вопросы стр.29 Задания на выбор. 1. Творческое задание: - найти и выучить стихотворение о Земле. 2. Задания 7-9 в рабочей тетради на стр 14-15 |
Записывают д/з в дневник. |