Предварительный просмотр презентации
ТЕМА ПАМЯТНИКА в русской литературе
Описание памятника. Я создал памятник Утверждение бессмертия как поэта. Я достиг бессмертия В памяти людской. О моих заслугах будут говорить Обращение к Музе. Увенчай венцом как лучшего из поэтов Тема литературного памятника занимает значительное место в творчестве русских поэтов. Поэту небезразлично отношение читателей к его творчеству, в том числе читателей-потомков. Не случайно в жизни каждого мастера художественного слова наступает период, когда он испытывает желание оглянуться назад, с тем чтобы увидеть и проанализировать сделанное им в течение жизни. Именно в этот момент создаются условия для стихотворения-“памятника”. Литературный памятник: черты жанра
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так! — весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить. О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай. Гавриил Романович Державин (1743-1816) Памятник Державину (Казань) 1795 г.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) 1837 г. Памятник А. Пушкину (Болдино)
А если когда-нибудь в этой стране А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем — не ставить его Ни около моря, где я родилась (Последняя с морем разорвана связь), Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных марусь, Забыть, как постылая хлопала дверь И выла старуха, как раненый зверь. И пусть с неподвижных и бронзовых век Как слезы струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли. 1940 г. Поэма «Реквием» фрагмент Анна Андреевна Ахматова (1889-1966) Памятник Ахматовой (С.- Петербург)
Я памятник воздвиг себе иной! Я памятник воздвиг себе иной! К постыдному столетию — спиной. К любви своей потерянной — лицом. И грудь — велосипедным колесом. А ягодицы — к морю полуправд. Какой ни окружай меня ландшафт, чего бы ни пришлось мне извинять,- я облик свой не стану изменять. Мне высота и поза та мила. Меня туда усталось вознесла. Ты, Муза, не вини меня за то. Рассудок мой теперь, как решето, а не богами налитый сосуд. Пускай меня низвергнут и снесут, пускай в самоуправстве обвинят, пускай меня разрушат, расчленят,- в стране большой, на радость детворе из гипсового бюста во дворе сквозь белые незрячие глаза струей воды ударю в небеса. Памятник И. Бродскому (Москва) Иосиф Александрович Бродский (1940-1996) 1962 г.
В чем видит Г.Р. Державин награду поэтического таланта? Истинной наградой поэтического таланта для Державина является бессмертие творений поэта. Уверенность поэта в своем бессмертии раскрывается через ряд строк: «Я памятник воздвиг чудесный, вечный…И времени полет его не сокрушит… «Так! — весь я не умру, но часть меня большая, /От тлена убежав, по смерти станет жить..» Слово памятник олицетворяет что-то вечное, а гипербола «чудесный, вечный» усиливает это значение. Метафору «времени полет не сокрушит» завершает восклицание «Так!», которое подводит к утверждению о бессмертии поэтического духа «часть меня … по смерти станет жить…»
Ирина Владимировна Казарцева