Внеклассное мероприятие «Желябовка-село в степной части Крыма. История заселения и освоения»

3
0
Материал опубликован 3 May 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Тема: Желябовка- село в степной части Крыма. Географическое положение. Особенности природы села. История заселения и освоения.

Цель: дать полное представление о географических особенностях села; рассмотреть природные, климатические и экономические особенности села; рассмотреть этапы исторического развития села; составить определение о развитие села в наши дни.

Оборудование: Физическая и административная карты Крыма, раб. Тет.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация.

-Географические особенности Нижнегорского района

- Экономическое положение

-Рекреационное хозяйство

- Промышленность и транспортная сеть

3. Изучение нового материала.

1.Географические особенности села Желябовка.

2.Особенности природы.

3. История освоения

4. Население.

5.Хозяйственная деятельность

6.Достопримечательности.

1.Географические особенности села Желябовка.

Желя́бовка (до 1925 года Андре́евка, до второй половины XIX века Чая́; укр. Желябовка, крымско-тат. Чая) — село в Нижнегорском районеРеспублики Крым, центр Желябовского сельского поселения 

Площадь села – 240 га, население – более 3 тыс. человек, дворов – 806.

  День села – первое воскресенье октября.

  В состав Желябовского сельского совета входит село Ломоносово.

Соседние районы и села:

1.На севере граничит с Джанкойским районом

2.На западе- Красногвардейский район

3.На юге- Белогорский район

4.На юго-востоке- Советский район.

5.Северо-восточная часть омывается заливом Сиваш.

Соседние села: Демьяновка, Ломоносово, Ивановка, Тамбовка,Алмазное.

Село расположено в северо-восточной, степной части Крымского полуострова, на обеих берегах реки Биюк-Карасу в нижнем течении, в 3 км к югу от райцентра, там же ближайшая железнодорожная станция — Нижнегорская. Высота центра села над уровнем моря — 28 м.

2.Особенности природы села Желябовка.

1.Рельеф, минеральные ресурсы- Рельеф равнинный.Северо-Крымская низменность.

2.Климатические условия- Характеризуется климатом умеренного пояса со снежной и ветреной зимой, короткой весной, жарким и сухим летом и дождливой осенью.Зимняя температура—2-3, летняя- +23. Годовая сумма осадков-340-350 мм.

Внутренние воды- р. Биюк- Карасу.

Почвы- каштановые луговые.

Растительный мир- Полынь, типчак, ромашка

Животный мир- жаворонок, куропатка, перепел, гадюка, ящерица, уж, суслик, полевка, хомячок.

3.История освоения.

Первые поселения на данной территории относятся к периоду Скифских царств (рядом расположен курган этого периода). По периферии найдено много осколков греческой керамики.Нынешняя Желябовка, как Андреевка, была основана рядом со старинной деревней Урус-Коджа Шейих-Монахской волости Феодосийского уезда. После Крымской войны 1853—1856 годов опустевшие, в результате эмиграции крымских татар в Турцию, земли получили участники Крымской войны помещик Андрей Нелидов (отсюда новое название) и морские офицеры братья Соичи. В селе располагалось имение помещиков Соичей. По преданию управляющими поместья были родители революционера Андрея Желябова Тогда же началось переселение крестьян в Андреевку из внутренних губерний России. На другом берегу реки поселились переселенцы болгары. После 4 июня 1871 года, в свете"Правил об устройстве поселян-собственников, бывших колонистов", утверждённых Александром II, Андреевку включили в состав Кишлавской волости и в том же году в деревне была открыта начальная школа. На 1886 год в болгарской колонии Андреевка (Чая), согласно справочнику «Волости и важнѣйшія селенія Европейской Россіи», проживало 473 человека в 73 домохозяйствах, действовали часовня, школа и лавка.  В конце XIX в. открылся фельдшерско-акушерский пункт. На всю Андреевскую волость (99 населенных пунктов) имелась одна больница на 12 коек в Ичках.

  В 1887 г. на средства жителей построено здание школы, в которой училось 88 человек.

По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1892 год» в Андреевке, входившей в Андреевское сельское общество, числилось уже 633 жителя в 58 домохозяйствах.

После земской реформы 1890-х годов Андреевку определили центром Андреевской волости. Перепись 1897 года зафиксировала в деревне 998 жителей, из них 967 православных.По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1900 год» в селе Андреевка числилось 687 жителей в 104 дворах, 21 апреля и 25 сентября в Андреевке проводились ежегодные трёхдневные ярмарки. В Статистическом справочнике Таврической губернии 1915 года в Андреевской волости Феодосийского уезда значилось село Андреевка (она же Чая) .

После установления в Крыму Советской власти, по постановлению Крымревкома № 206 «Об изменении административных границ» от 8 января 1921 года была упразднена волостная система и село вошло в состав Ичкинского района Феодосийского уезда, а в 1922 году уезды получили название округов. 11 октября 1923 года, согласно постановлению ВЦИК, в административное деление Крымской АССР были внесены изменения, в результате которых округа были отменены, Ичкинский район упразднили, включив в состав Феодосийского в состав которого включили и село. 1 мая 1925 года Андреевку переименовали в Желябовку — по преданию управляющими поместья помещиков Соичев селе были родители революционера Андрея Желябова. Согласно Списку населённых пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года, в селе Желябовка (она же Андреевка), центре Желябовского сельсовета сельсовета Феодосийского района, числилось 312 дворов, из них 287 крестьянских, население составляло 1222 человека, из них 934 болгарина, 193 русских, 46 украинцев, 24 армянина, 7 греков, 7 чехов, 6 немцев, 1 записан в графе «прочие», действовали 2 русские школы: I ступени (пятилетка) и вечерняя (школа крестьянской молодёжи). Постановлением ВЦИК «О реорганизации сети районов Крымской АССР» от 30 октября 1930 года был создан Сейтлерский район (по другим сведениям 15 сентября 1931 года) и село передали в его состав. В 1938 году открыли среднюю школу, в 1939 году в селе было 369 дворов и 1600 жителей. Видимо, в эти годы в Желябовку включили Урус-Коджу, поскольку в доступных источниках, после переписи 1926 года, как самостоятельный населённый пункт не встречается. По данным всесоюзная перепись населения 1939 года в селе проживал 1601 человек.

В 1927 г. несколько десятков бедняцких хозяйств организовали три товарищества по обработке земли (ТОЗы) - "Новый путь", "Большевик" и "Красногвардеец", которые в 1928 г. объединились в сельхозартель "Новый путь", переименованную в 1931 г. в артель им. Желябова. В 1931 г. в бывшем имении помещика создана Крымская опытно-мелиоративная станция, которая давала рекомендации по наиболее рациональному спользованию поливных земель в хозяйствах.

  В 1939 г. в 369 дворах проживало уже 1600 жителей.

  30 октября 1941 г. село оккупировали фашисты. Они расстреляли 25 человек, 48 - угнали в Германию. В июне 1942 г. в Желябовке была создана подпольная группа во главе с Я.П. Марцовенко.

  13 апреля 1944 г. войска 51-й армии 4-го Украинского фронта освободили село.

  57 жителей награждены боевыми орденами и медалями.

На территории села установлен памятник красноармейцам, погибшим в годы гражданской войны, и стела памяти воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

В 1944 году, после освобождения Крыма от фашистов, согласно Постановлению ГКО № 5984сс от 2 июня 1944 года, 27 июня болгары из Желябовки были депортированы в Пермскую область и Среднюю Азию.12 августа 1944 года было принято постановление № ГОКО-6372с «О переселении колхозников в районы Крыма» и в сентябре 1944 года в район приехали первые новоселы (320 семей) из Тамбовской области, а в начале 1950-х годов последовала вторая волна переселенцев из различных областей Украины. В период с 1954 по 1968 годы к Желябовке присоединили село Краснолесье. По данным переписи 1989 года в селе проживало 3408 человек.

  В 1950 г. колхозы им. Желябова и "Возрождение" (с. Ломоносово) объединились в один - им. Желябова - на площади 5,3 тыс га.

  В 1959 г. колхоз переименовон в имени XXI създа КПСС, ставший крупным многоотраслевым хозяйством по производству пшеницы, фруктов, винограда, табака, животноводческой и птицеводческой продукции. В центре села появилось водохранилище.

  В 1963 г. построен Дом культуры с залом на 500 мест и библиотекой с книжным фондом 26 тыс. экземпляров.

  Вблизи села обнаружено поселение периода бронзы, курганы эпохи меди, бронзы, скифские захоронения, могильник раннего средневековья, руины античного города Киммерик.( Просмотр презентации- «Музей Желябовской СОШ»)

4.Население

Численность населения

2001

2014

3163

↘2669

Всеукраинская перепись 2001 года показала следующее распределение по носителям языка

Язык

Процент

русский

79.01

крымскотатарский

13.4

украинский

6.92

другие

0.06

5.Хозяйственная деятельность.

На территории действовал колхоз носивший название СПК «Единство», директором колхоза был Данченко Юрий Леонидович.

На сегодняшний день работает в сельхоз направлении такие хозяйства:

1.ГП ОХ «Крым» руководитель- Олиниченко Игорь Владимирович.

2. ЧП «Дон» руководитель- Косов Геогргий Владимирович.

3.КФХ «Юрт» руководитель- Булатов Кирсиет Сулейманович

4.ФХ «Азамат» руководитель- Решитов Муслим Джамбекович.

6.Достопримечательности:

1.В селе действует средняя общеобразовательная школа, работает садик «Родничок».

2.Находится сельская библиотека.

3. Желябовский дом культуры

4.На берегу реки Карасивки местным музееведом оформлена алея памяти.

5. Находится памятник погибшим во время ВОВ, находящийся в списке памятников Крыма

6.На территории школы находится памятник красноармейцам.

4. Заключение.(Составление детьми синквейна по теме)

5. Д/З- учить конспект, написать эссе на тему: «История моей семьи в истории села Желябовка».

Литература:

1.https://ru.wikipedia.org

2. http://www.komandirovka.ru

3. https://1ua.com.ua


 

Предварительный просмотр презентации

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение « Желябовская Средняя Общеобразовательная Школа» Презентация составлена учителем истории и обществознания МБОУ «Желябовская СОШ» Колупаевой М.В.

Общее положения Школьная музейная комната, является систематизированным, тематическим собранием подлинных фотографий, предметов быта, комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами. В основе поисковой и собирательской деятельности лежит краеведческий принцип. 0сновные понятия Профиль – историко-краеведческий. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, фотографии, поступивший в музей. Разделы музея: 1. «Моя малая Родина.» 2. «Школьные годы чудесные.» 3. «Я помню! Я горжусь!» (Раздел посвященный участникам ВОВ и труженикам тыла ) Виды экспонатов: фотографии, предметы быта, рабочие инструменты.

. Цель музейной комнаты.  Целью является- создание благоприятных условий для социального, интеллектуального, духовного, эмоцио­нального и физического развития юных граждан России.  Основные задачи музейной комнаты. Основными задачами являются:       обновление содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения;       воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края и района;       приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской дея­тельности;       сохранение исторической памяти;        помощь юным гражданам в формировании российского государственного са­мосознания, воспитание любви к Родине;       подготовка молодых людей к сознательной и ответственной жизни в демокра­тическом обществе, функционирующем по законам свободного предпринима­тельства и правового государства;       предоставление разнообразных возможностей для развития у молодежи навы­ков социальной мобильности, формирования современной эко­логической культуры;       предложение программ, направленных на специальные методики использова­ния экскурсий, путешествий, систематических краеведческих наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоения разносторонних практических навыков;        воспитания в них патриотизма и нравственности, люб­ви к малой родине;

Организационные принципы:  Музейная комната строится на основе следующих принципов:      тесное взаимодействие всех подразделений музея и всех звеньев системы  образования;      свобода вступление в объединение и выход из неё;    ответственность каждого члена объединения за соблюдение  установленных регламентов объединения; Идеологические принципы музейной комнаты. 1.  В основе деятельности лежат общечеловеческие ценности, реализуемые детскими и молодежными объединениями и коллективами через служение своей стране, местному сообществу и окружающим людям. 2.  В музейной комнате не может состоять объединение или коллектив, ставящий своей целью возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды.   Функции музейной комнаты: Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию,социализации школьников. Развитие детского самоуправления Документирование истории, культуры школы и села, путем выявления, сбора изучения и хранения экспонатов. .  

По своему профилю наша музейная комната является краеведческой. Она воссоздает страницы истории школы, села, рассказывает о жизни выпускников, учителей, ветеранов и участников войн. Программа деятельности музея Для создания, развития и функционирования историко-краеведческой музейной комнаты в школе был сформирован актив. К работе в Музейной комнате привлекаются учащиеся всей школы. Актив музея: пополняют фонды путем организации исследований, налаживания личных контактов с различными лицами,; проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике; изучают собранный материал и обеспечивают его учет и хранение; оформляют экспозиции и выставки; оказывают содействие учителям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе;

Экспозиции музейной комнаты Памятник Ленина в Миниатюре, Музыкальная система «Романтика-106»

Экспозиции музейной комнаты

Предметы быта

Защитники Отечества. Здесь представлен автобиографический альбом с копиями наградных медалей, писем. Который был создан к 80- летию участников Войны.

«Защитники Отечества».  

«История школы» Альбомы о школьной жизни выпусков сделанных самими ребятами Папки с фотографиями и сведениями о выпускниках и учителях

Колхозники – жители села. Почетная книга колхоза ХХ1 съезда, почетные грамоты, фотографии передовиков. Альбом с именами и фотографиями передовиков производства.

Ветераны пионерского движения.

Пионерской дружине посвящается. Здесь представлены фотографии с описанием жизни пионеров,вожатых Желябовской СШ.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.