Классный час или внеурочное занятие «Жить в согласии с природой» (3 класс)
МБУ «ЦБС Артинского городского округа» Малокарзинская сельская библиотека
Актуальность.
Одной из наиболее острых проблем современности является сохранение среды обитания человечества. В современном мире политика, направленная на сохранение окружающей среды, становится одним из фундаментов гражданского общества, а экологическое сознание – основой мировоззрения человека в 21 веке. Для решения этой проблемы недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным.
Цель: Формирование экологического мировоззрения и активной позиции детей, через их приобщение к духовным ценностям природы и культуры.
Задачи:
- Формирование экологической культуры;
- Научить читателей размышлять над экологическими проблемами и осознавать себя частицей Земли;
- Пробудить неравнодушное отношение к окружающей природе, привлечь к чтению литературы экологической тематики, тем самым, формируя активную гражданскую позицию;
- Привитие любви к природе;
Классный час рассчитан на детей младшего школьного возраста (1 – 4 класс).
Рекомендации:
Классный час можно провести просто на улице (во дворе школы) или совместить с экскурсией в лес или в парк.
этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный Мотивационный |
Здравствуйте! Мы сегодня с вами проведём необычный классный час. Вы готовы? |
Дети отвечают.- «Да!» |
Ход классного часа |
Хорошо в деревне летом, Чистый воздух, свежий ветер. Выйдешь утром на крыльцо - Аромат цветов в лицо. Куры ходят по двору, Свинка шлёт привет: "Хрю - хрю". Добродушная корова Молока мне даст парного. За забором у соседа Индюки ведут беседу. А какая вкуснота Кушать ягоды с куста! Чёрная смородина Для меня особенна! За околицей речушка, Устилают дно ракушки. Машет крыльями гусак: "Уходи подальше враг!" Принимает грозный вид. И по страшному шипит. За рекою сразу лес. Грибникам в нём интерес. На полянках земляника, Краснобока, краснолика. А над нею стрекоза Улетает в небеса. Хорошо в деревне летом, Взрослым хорошо и детям. Серёжкин Сергей А вам хорошо в деревне? Что вам в деревне больше всего нравится? Учитель подводит итог высказываний детей: Наверное природа, да? А что вы знаете о природе? Молодцы! А теперь давайте я буду вам загадывать загадки о природе, а вы – отгадывать. Можно хором. Загадывает загадки: Это что за невидимка Хлопает в саду калиткой, На столе листает книжку, Шорохом пугает мышку, Сорвал с бабушки косынку, Покачал в коляске Димку, Поиграл листвой, поверьте! Ну, конечно, это… (Ветер) Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я поймать его хотел - он вспорхнул и улетел (бабочка). Не зверь, не птица. Нос как спица. Летит-пищит, сядет-молчит. Кто его убьет, свою кровь прольет. (Комар) Над нами - Вверх ногами , Ходит - не страшится , Никого не боится . ( Муха) Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдешь. ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый. (Василек) Синенький звонок висит, Никогда он не звенит. (Колокольчик) Молодцы! Вот как много вы знаете о природе. А как вести себя на природе вы знаете? Давайте я расскажу вам сказку, и вы всё поймёте. Читает экологическую сказку «Маша и Медведь» В одном царстве, в одном государстве, на краю небольшой деревеньки в избушке жили-были дед с бабой. И была у них внучка – непоседа по имени Маша. Очень любила Маша с подружками на улице гулять, играть в разные игры. Недалеко от той деревни простирался большой лес. А жили в том лесу, как известно, три медведя: папа-медведь Михайло Потапыч, мама-медведь Марья Потаповна, и сыночек-медвежонок – Мишутка. Жили они в лесу очень хорошо, всего им хватало – и рыбы в реке было много, и ягод с кореньями хватало, и мед на зиму запасали. А какой воздух был в лесу чистый, вода в реке прозрачная, трава кругом зеленая! Одним словом, жили они в своей избушке и не тужили. И люди любили в этот лес ходить за разной надобностью: кто грибы-ягоды да орехи собирать, кто дрова рубить, а кто прутья и кору для плетения заготавливать. Всех тот лес кормил и выручал. Но вот повадились Маша с подружками в лес ходить, пикники и прогулки устраивать. Веселятся, играют, редкие цветы и травы рвут, деревца молодые ломают, а после себя мусора оставят — как будто вся деревня приходила и топтала. Обертки, бумажки, пакеты из-под соков и напитков, бутылки от лимонада и много чего другого. Ничего после себя не убирали, думали, ничего страшного не случится. И так грязно стало в том лесу! Уже и грибы-ягоды не растут, и цветы глаз не радуют, и животные стали из леса убегать. Удивлялись поначалу Михайло Потапыч с Марьей Потаповной, что же случилось, почему кругом так грязно? А потом увидели они, как в лесу отдыхают Маша с подругами, и поняли, откуда все беды лесные. Рассвирепел Михайло Потапыч! На семейном совете медведи придумали, как проучить Машу и ее подруг. Папа — медведь, мама-медведь и маленький Мишутка собрали весь мусор, а ночью пошли в деревню и разбросали его вокруг домов, и записку оставили, чтобы люди больше в лес не ходили, а то Михайло Потапыч их задерет. Утром проснулись люди и глазам своим не верят! Кругом – грязь, мусор, земли не видать. А прочитав записку, люди опечалились, как же им теперь без даров леса прожить? И поняли тут Маша с подружками, что они натворили. Перед всеми извинились, весь мусор собрали. И пошли они в лес, просить прощения у медведей. Долго извинялись, обещали больше лесу не вредить, с природой дружить. Простили их медведи, научили, как правильно себя в лесу вести, вреда не наносить. И всем от той дружбы была только польза! |
Дети отвечают.- «Да!» Дети рассуждают, каждый высказывает своё мнение. Дети отвечают.- «Да!» Ответы детей. Дети отгадывают. Дети отгадывают. Дети отгадывают. Дети отгадывают. Дети отгадывают. Дети отгадывают. Дети отвечают. Дети слушают. |
Физ. минутка |
Давайте и мы принесём пользу природе. Проведём с вами «Уборку в лесу» Проводится конкурс. |
Нескольким желающим завязываются глаза и они собирают кубики - «мусор» побеждает ток, кто больше собрал. |
Какие вы молодцы! Теперь вы всегда будете правильно вести себя в лесу? Будете дружить с природой? Тогда давайте сделаем «паутинку дружбы» Учитель держит конец нитки, а клубок бросает, стоящему напротив ученику, и называет своё имя. В результате должна появиться «Паутинка». |
Дети отвечают. Все встают в круг. Каждый ребёнок, по очереди, должен сделать то же самое. |
|
Итог. |
Ну вот, мы и подружились с природой, молодцы! Я думаю, от этой дружбы всем будет только польза. |