12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
brotsman208

краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Михайловская общеобразовательная школа-интернат»

 

                                   Классный час «Жизнь дана на добрые дела»

  

Классный руководитель 

                                                                                                      Л.И.Дисенова

 

Анализируя современное состояние общественной жизни, считаю самым важным в своей работе – воспитание доброты в детях. Детским душам в настоящее время так не хватает милосердия.

Хочется, чтобы ребята росли отзывчивыми, умели радоваться успехам товарищей, достойно переживали свои неудачи и были рядом с теми, кто нуждается в помощи.

Кто-то считает, что эти качества должны развиваться сами по себе, в силу того, что мы живём в стране, где гуманность является важным принципом.

Но наша повседневная жизнь убедительно показывает: без специально организованного воспитания, без людей, которые владеют методикой такого воспитания, с этой задачей не справиться.

Воспитывать в ребёнке чувства доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без комплексного подхода к каждой личности.

Педагогика предлагает нам множество разумных советов, но целостной научно обоснованной и методически разработанной системы формирования нравственных качеств до сих пор не существует.

Нравственное воспитание – одно из направлений моей работы. Считаю, что вношу свою скромную лепту в формирование нравственных качеств учащихся.

Цели:

1)расширить знания школьников о добре и применении его в жизненных ситуациях;

2)формирование у учащихся доброты и милосердия;

3) пробудить у ребят чуткое, заботливое отношение к окружающим, развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения.

Подготовительная работа:

подобрать и выучить пословицы о добре и доброте;

выучить стихотворения о добре.

Оформление.

1.Плакат с изображением яркого солнца со словами В. Гюго «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце»

2.Высказывание русских писателей о доброте:

Делать людям хорошо – хорошеть самому.

(Л.Татьяничева)

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье.

(Платон)

Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям.

(Ж.Ж.Руссо)

Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе.

(В.Шекспир)

Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях.

(Б.Паскаль)

Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других.

(Л.Толстой)

3.Выставка книг

4.Выставка рисунков


 

Ход занятия.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня вы станете участниками беседы «Жизнь дана на добрые дела».

Эпиграфом к нашему общению станут следующие строки:

 «Не иссякай святой исток добра,

                                                                                      Не иссякай отныне и вовеки,

                                                                                       Чтоб не настало время топора,

 Чтоб человек остался в человеке».

Я думаю, вы все поняли, что разговор у нас с вами пойдет о таких человеческих качествах, как доброта, добросердечность – ведь они неразделимы.

Ребята, скажите, а как образовано слово «добросердечность»? Что оно означает?

Добросердечность – душевная чуткость, отзывчивость души, расположение к людям, ласка, участие, доброжелательность – в их основе лежит желание добра другому (по словарю).

Добросердечный человек – обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый. Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми.

Добросердечный (добрый) человек всегда вежливо говорит со своим собеседником.

Мы с вами тоже собеседники. А собеседники общаются. И для того, чтобы нам было комфортно, приятно общаться, я попрошу вас помочь мне создать атмосферу тепла и доброжелательности.

Этический заряд доброты

(упражнение выполняется в кругу)

Прошу детей потереть свои ладони, а затем левой рукой (сторона сердца) передать частицу своего тепла соседу слева.

Сейчас соседу слева

Пожмите руку смело

Тому, кто справа, подмигните,

Да не стесняйтесь!

Посмотрите,

Он улыбается в ответ.

Ребята, мне стало очень тепло от ваших взглядов, улыбок. Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас!

Ребята, подумайте, чем определяется человеколюбие?

Человеколюбие – это:

заботливое отношение к детям;

чуткое отношение к старикам;

стремление помогать людям в несчастье и др.

А мы всегда можем выполнить то, что назвали? Иногда мы не имеем возможности помочь, но к этому надо стремиться (помочь словом, делом). Отрадно, что возрождаются такие забытые понятия, как «доброта», «человечность», «милосердие», «доброжелательность», «внимание друг к другу». Сейчас многие организации, отдельные граждане осуществляют акции милосердия (берут в семью детей, инвалидов и заботятся о них).

Ребята, мне очень хочется, чтобы каждый из вас хоть однажды открыл в себе Звезду человечности.

Добрый благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми.

А. Экзюпери писал: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения».

Общаясь с другим человеком, проявляйте интерес, внимание к проблемам, заботам, сочувственно относитесь к его переживаниям. Ребята, редко встретишь человека, который бы никогда в жизни ни с кем не ссорился. По этому поводу, послушайте полезные советы.

Советы

1.Избегайте конфликтов, ссор, необдуманных поступков.

2. Если ссора состоялась, миритесь!

А сейчас я бы хотела познакомить вас с заповедями (правилами), по которым должен стремиться жить человек.

В.А.Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств».

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

Еще в IV до н.э. древнегреческий философ Платон рассуждает о человеколюбии, доброте, человеческом счастье. Эту мысль на протяжении многих веков развивают философы разных стран.

А сейчас прослушайте басню древнегреческого баснописца Эзопа

Солнце и ветер

Солнце и Ветер поспорили, кто сильнее, и Ветер сказал: «Я докажу, что сильнее. Видишь, там старик в плаще? Бьюсь об заклад, что смогу заставить его снять плащ быстрее, чем ты».
Солнце спряталось за тучу, а Ветер начал дуть все сильнее и сильнее, пока не превратился почти в ураган.

Но чем сильнее он дул, тем крепче закутывался старик в свой плащ. Наконец Ветер стих и прекратился; и тогда Солнце выглянуло из-за тучи и ласково улыбнулось путнику. Путник согрелся под жаркими лучами солнца,  повеселел и снял плащ. И Солнце сказало Ветру, что ласка и дружелюбие всегда сильнее ярости и силы.


Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом при дворе царя Креза. Свои бессмертные басни он сочинил в XVI веке до н.э., но тем не менее, те истины, относительно человеческой натуры, которым он учил, остаются и в наши дни столь же справедливыми. Доброжелательный и дружеский подход в понимании людей скорее принесут пользу, чем грубость, насилие, негодование.

Вопросы

О чем говорится в басне? Каков ее смысл?

Какого принципа взаимодействия с окружающими придерживаетесь вы? Каких результатов достигаете?

Считаете ли вы себя добрым человеком? В чем проявляется ваша доброта?

Как к вам относятся люди? Чем они отвечают на вашу доброту? Отвечаете ли вы на их доброту?

Можно ли научиться доброте? Как это сделать?

Заповеди человека

Делай добро.

Бойся обидеть человека.

Люби и прощай людей.

Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступил по отношению к тебе (золотое правило нравственности).

Помогая другим, помогаешь себе.

Сейчас люди очень много говорят о добре, доброте. А что есть доброта? (Закройте глаза и представьте, что для вас означает «доброта»? Ответы детей).

Доброта – это, прежде всего, счастье всех людей. В жизни ценнее всего доброта. Ребята, а что же делать, чтобы не было на земле зла, чтобы не мучили люди друг друга, не убивали, чтобы всем было хорошо?

Варианты ответов

Собрать всех, кто делает зло, и посадить за решетку.

Избавиться от злых людей, чтобы остались на земле одни добрые люди.

(Ответы детей).

Если бы добрые люди решили извести злых, то сами бы перестали быть добрыми, потому что совершили страшный грех – сделали зло. Как можно отделить злых от добрых? Каждый человек может стать и добрым, и злым. Каждый человек может исправиться; некоторые святые раньше были грешниками.

А как измениться? Что же надо делать?

Надо становиться лучше!

И сейчас я попытаюсь показать вам это на одном примере из жизни.

(звучит отрывок о 2-х женщинах Т.В.Семевской).

Запомни!

Если ты хочешь уничтожить зло в других, старайся быть лучше сам.

Уничтожать зло злом – то же, что заливать огонь бензином.

Ребята, мы с вами уже много сказали о добре, доброте.

А как вы понимаете пословицу: «Добрых людей через добро получают?»

Какие пословицы и поговорки о добре, доброте знаете вы?

(Ответы детей).

В своих лучших пословицах народ передавал свои заветные правила жизни. Продолжая наш разговор, я хочу зачитать вам текст письма Л.Н. Толстого к семилетнему мальчику Захару Шевцову. Он писал:

«… Советую тебе, мой мальчик, всю жизнь с нынешнего дня и до самой смерти учиться изо всех сил тому, чтобы быть как можно добрее со всеми: с няней, с папой, с мамой, братьями, дворником – со всеми, с кем только сходишься.

Это не совсем легко, этому надо учиться так же, как учиться читать, писать, играть на фортепиано или скрипке. Только тем всем наукам выучишься – и конец, а этой науке конца нет. И главное, ни от каких наук нет такой радости, сколько от этой; что дальше учишься, то самому веселее и веселее, и все вокруг тебя всё больше и больше тебя любят.

Пожалуйста, сделай так. Всякую минуту помни, что тебе надо быть добрым».

Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на нее. И добрым делом помочь.


 

Задание 1 «О чем говорят глаза»

Посмотрите на своего соседа по парте. Попробуйте определить, в каком настроении ваш товарищ, как он себя чувствует, о чём думает, чем озадачен. Обменяйтесь своими наблюдениями, выводами. Соответствуют ли они действительному состоянию товарища?


 

Вопросы для размышления

(домашнее задание)

Воспитывайте в себе доброту, начиная с близких людей.

Посмотрите внимательно на маму, бабушку, отца, дедушку. Что в их глазах вы видите: тревогу, покой, озабоченность?

Подумайте, как им помочь, чем можно поднять их настроение? Как выразить сочувствие, понимание?

Приглядитесь к родителям, пришедшим с работы. Расспросите о прошедшем дне, приготовьте или подогрейте ужин к их приходу, усадите удобнее, подайте домашние тапочки, газету и др.

Цветовой диктант

Для того чтобы выполнить это задание, вам необходимо:

вспомнить добрые слова (солнце, жизнь, любовь, мама, друг, улыбка и т.д.);

раскрасьте каждое слово тем цветом, с которым оно у вас ассоциируется.

То же самое проделайте со словами (ненависть, злоба, недруг, лицемерие и т. д.). Какие из получившихся оттенков приятнее вам? Почему?

Вывод:

Как от добрых слов, так и от добрых дел человеку спокойнее, приятнее на душе, чем от жестоких, злых.

Задание 2

Прослушайте стихотворение К. Бальмонта и мысленно нарисуйте спасенную мальчиком бабочку.

Бабочка

Помню я, бабочка билась в окно.

Крылышки тонко стучали.

Тонко стекло, и прозрачно оно.

Но отделяет от дали.

В мае то было. Мне было пять лет.

В нашей усадьбе старинной.

Узнице воздух вернул я и свет –

Выпустил в сад наш пустынный.

Если умру я, и спросят меня:

«В чём твое доброе дело»?

Молвлю я: «Мысль моя майского дня

Бабочке зла не хотела.

Вопросы:

Что на ваш взгляд, вносит в понимание доброты стихотворение К. Бальмонта?

Почему дети чаще всего не желают никому зла? Что происходит с человеком, когда он взрослеет? О чем он забывает?

Могут ли взрослые люди учиться доброте у детей? Чему можно научиться у детей?

Приходилось ли вам сталкиваться, когда – либо, с беззащитным уязвленным существом? Удалось ли вам сделать что-нибудь, чтобы облегчить его страдания? Опишите чувства, испытанные в этой ситуации.


 

Продолжая беседу, я хочу вас спросить:

Каким делает человека доброта?

Какой человек может быть добрым?

Как вы думаете, какие правила необходимо выполнять, чтобы быть добрым?

Ответы детей.


 

Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит. У него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.

Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе. Добрый человек всегда учитывает интересы других.

Любить людей, призывать окружающих к тёплым взаимоотношениям, делать добро для близких и друзей.


 

Заканчивая наш с вами разговор, мне очень хочется, чтобы вы в любой ситуации проявляли своё благородство, доброту, милосердие.


 

Круг добра


 

А сейчас соедините руки и образуйте круг – круг добра. Мне кажется, что сегодня вы все немного изменились, стали чуть-чуть добрее.

Ребята, я попрошу каждого из вас «вручить» словесный подарок, словесную премию своему товарищу слева. Это может быть предмет, рисунок, стихотворение и т.д.

(Дети берутся за руки, объясняют, за что присуждается награда .Учитель исполняет песню на стихи неизвестной монахини Новодевичьего монастыря).


 

Что бы в жизни ни ждало вас, дети, — 
В жизни много есть горя и зла. 
Есть соблазна коварные сети, 
И отчаянья жгучего мгла. 

Есть тоска невозможных желаний, 
Безнадежный, нерадостный труд 
И расплата годами страданий 
За десяток счастливых минут. 

Все же вы не слабейте душою, 
Коль придет испытаний пора. 
Человечество живо одною 
Круговою порукой добра. 

Где бы сердце вам жить ни велело — 
В шумном свете иль в сельской тиши — 
Расточайте без счёта и смело 
Вы сокровища вашей души. 

Не ищите, не ждите возврата, 
Не смущайтесь насмешкою злой. 
Человечество все же богато 
Лишь порукой добра круговой

к. 19 в.


 

Эти стихи написаны душою. В этих строчках дано самое полное определение добра, которое когда-либо существовало: добра, как круговой поруки, и брошен самый беззлобный вызов злу, который когда-либо звучал на земле:

 

Где бы сердце вам жить ни велело,

В шумном свете иль сельской тиши,

Расточайте без счета – и смело

Вы сокровища вашей души!

Ребята, начните творить добро уже сегодня…

Опубликовано


Комментарии (2)

Алина Яковлевна Корогод, 26.02.18 в 20:50 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень интересный материал!
Сафонова Елена Валерьевна, 01.03.18 в 07:09 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, прекрасная разработка!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.